«Урок развития речи в 5 классе. Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Майорова Кристина Ильдаровна

«Урок развития речи в 5 классе. Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни»

Урок развития речи в 5 классе.

Р.р. Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

И.А. Крылов.

Цели:

Предметные:

• обобщить и систематизировать знания учащихся о баснях как литературном жанре;

подготовить к написанию домашнего сочинения в жанре басни.

Метапредметные:

• стимулировать познавательный интерес пятиклассников;

• развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

• развивать творческие способности обучающихся;

Личностные универсальные учебные действия:

• воспитывать доброту, честность, справедливость;

воспитывать неприятие пороков общества, человека.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: проектор, презентация

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Урок развития речи в 5 классе. Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни»

Урок развития речи в 5 классе.

Р.р. Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

И.А. Крылов.

Цели:

Предметные:

• обобщить и систематизировать знания учащихся о баснях как литературном жанре;

подготовить к написанию домашнего сочинения в жанре басни.

Метапредметные:

• стимулировать познавательный интерес пятиклассников;

• развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

• развивать творческие способности обучающихся;

Личностные универсальные учебные действия:

• воспитывать доброту, честность, справедливость;

воспитывать неприятие пороков общества, человека.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: проектор, презентация

Ход урока:

  1. Мотивация. Целеполагание

У: Поговорим?

Д: Поговорим.

У: А знаете о чём?

Д: О чём?

У: О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

Д: Поговорим!

-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» И.А. Крылов (слайд1)

- Что хотел сказать Иван Андреевич Крылов этой фразой?  Разберем по частям

Лексическая работа

- Что такое порок? (1.Предосудительный недостаток Свойство, позорящее общество.2.Физический недостаток.) (слайд2)

-Что такое «недостаток»? (Изъян, несовершенство, неправильность в чём- либо. Недостаток в работе.) (слайд3)

-«Пороки пощипать». Как вы понимаете эти слова? («Щипать»- «защемлять до боли, выдёргивать». Следовательно, « выявить недостатки, пороки».) (слайд4)

-«Где случай есть». Как вы понимаете эти слова? (Т.е. при каждом удобном случае).

-А какие пороки и недостатки вы знаете? ( Трусость, злорадство, зависть, злость, неблагодарность, лесть, глупость, лень, хвастовство и т. д.)

- Так значит, что хотел сказать Иван Андреевич? (При каждом удобном случае он выявляет человеческие недостатки)

- А как он выявляет недостатки? (Описывает их в баснях)

- А в чем тогда будет заключаться наша с вами деятельность? (выявлять недостатки)

-А в каком жанре? (в жанре басня)

-Скажите, а вам нравятся басни? (да) 

-Не хотелось ли вам самим сочинить басню? (хотелось)

-Что же необходимо знать, чтобы приступить к данной работе? Вот художники прежде чем создать свой шедевр готовят краски, холст, придумывают сюжет… А что же нужно нам, чтобы сочинить басню? (Так же как и художники, приготовиться к написанию)

-Перед вами 3 отрывка, выберите тот, который соответствует жанру басни. Докажите.

А.Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

Б.Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

 Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться.

В. Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря, с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего девять дней.

(Ба́сня — жанр литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом. В данном случае перед нами четверостишье с прямо сформулированным моральным выводом: труд и мудрость возможна только при условии труда)

-Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока: Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни. (слайд6)

2. Систематизация знаний о басне как литературном жанре.

- Повторим основные понятия, усвоенные при изучении этого жанра.

Перед вами слова, вам необходимо составить определение. Та группа, которая справиться с этим заданием быстрее – поднимает руку.

(Из предложенных слов учащиеся собирают определение термина басня. Два представителя из группы вешают определение на доску. Остальные проверяют)

Слова: краткий, стихотворный, прозаический,  рассказ, нравоучительного, характера, иносказательный смысл, имеющий; прозаическое произведение, волшебного, бытового, героического характера

Проверяем: Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл

- Какие литературоведческие термины вам вспоминаются, когда мы говорим о басне как о литературном жанре? Давайте сейчас их вспомним. (Индивидуальная работа)

Значение литературоведческих терминов

Литературоведческие термины

1

Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл

А

Эзопов (эзоповский, рабий) язык

2

Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом

Б

Басня

3

Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

В

Басенный (вольный) стих

4

Язык иносказательный, полный умолчаний, намеков аллегорий

Г

Аллегория

5

Перенос человеческих черт на неодушевленные предметы и явления

Д

Олицетворение

6

Стих, сочетающий разностопные ямбы

Е

Мораль

1

2

3

4

5

6

Б

Е

Г

А

Д

В

-Проверьте по эталону. (слайд7) Кто справился с заданием, поднимете руки?

-Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.)

-Прочитайте пожалуйста предложенные отрывки. Что их объединяет? (Они все содержат мораль) (слайд)

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

2. А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь".

3.Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

-А для чего она нужна? Что автор выражает через мораль? (автор выражает свою позицию)

Физминутка.

Послушайте условие. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову, то хлопните один раз над головой. Если строки принадлежит другому баснописцу – присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!        

  1. Я совсем без драки могу попасть в такие забияки. (Крылов «Слон и Моська»)
  2. Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. (Л.Н.Толстой «Стрекоза и Муравьи»)
  3. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
    Да только воз и ныне там. (
    Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)
  4. Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь.(Эзоп «Лев и мышь»)
  5. Помертвело чисто поле;
    Нет уж дней тех светлых боле,
    Как под каждым ей листком
    Был готов и стол и дом. (
    Крылов «Стрекоза и Муравей»)

3. Практические упражнения по исследованию текстов.

Цель: умение отличать басни от других жанров, доказывая свои мысли с помощью литературоведческих понятий.

Задание №2:

-Работа по вариантам. 1 и 2 Вариант. Ответы запишите в тетрадь. Время выполнения 2 мин.  (задание № 2 выполняют все индивидуально или парами, записывают нравоучительный вывод в тетрадь)

1 вариант.

Выберите утверждение, которое точнее соответствует сюжету басни. Докажите, опираясь на текст

Охотничья собака поймала зайца и то его кусала, то лизала в губы. Измучился заяц и сказал: «Любезная, ты уж или не кусайся, или не целуйся, чтобы я знал враг ты мне или друг».

Басня относится к человеку:

А. Который любит всех вокруг, но у него часто меняется настроение.

Б. Который скрывает от окружающих свои истинные намерения.

В. Который любит издеваться над окружающими.

2 вариант

Выберите утверждение, в котором заключается мораль басни. Докажите, опираясь на текст

Один вор, видя проходившую собаку, всякий раз бросал ей куски. Наконец, говорит собака человеку: «Ступай-ка прочь, любезный, такая твоя доброта лишь предупреждает меня кой о чем поважнее.»

А. Неблагодарность по отношению к тому, кто делает добро.

Б. Незаслуженные подарки внушают подозрения, так как не делаются просто так.

В. Сделанное добро слишком мало, чтобы заслужить благодарность.

-Проверьте по эталону (слайд9) В ваших заданиях было прописано: «Докажите, опираясь на текст» 1 вариант, Вам слово.

(Учащиеся зачитывают правильный вариант ответа, а затем доказывают его предложением из текста)

-Работа в парах. Перед вами карточка №2. Прочитайте задание. Ответы запишите в тетрадь. Время выполнения 5 минут.

Карточка №2

Сформулируйте мораль данных басен.

1). Лисица увидала льва в клетке, подошла к нему и стала над ним дерзко издеваться. Сказал ей лев: «Это не ты надо мной издеваешься, а мое несчастье».

2). Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог даже еды промыслить. Увидел он овцу, попросил принести ему хоть попить из ближайшей речки: «Ты мне дай только пить, а я еду тогда сам найду». Но овца ответила: «Если я дам тебе пить, то едой сама тебе стану».

-Прочитайте свои варианты. Посмотрите на эталон, скажите, соответствуют ли ваши ответы? (слайд10)

Ответы:

1).Всякому легко издеваться над тем, кто находится в бедственном положении.

2). Басня изобличает человека, который опасен из-за своей неблагодарности.

4. Наблюдение за языковыми особенностями басен И.А.Крылова.

-Язык басен ярок, выразителен, образен, афористичен. Басни И.А.Крылова – замечательное тому подтверждение.

(Выходит учащийся и начинает с выражением читать басню «Свинья под дубом» наизусть)

-Скажите, есть ли в этой басне, крылатые выражения? (Да)

-А что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения, крылатые слова — устойчивые, афористические, как правило образные выражения, вошедшие в речь из литературно-художественных, публицистических, философских, фольклорных и других источников.)

-Прочитайте их.

-Работа в группах. Перед Вами Карточка №3. К крылатым выражениям из басен, необходимо подобрать соответствующее объяснение. Время выполнения 5 минут

Карточка№3

К крылатым выражениям из басен И.А.Крылова, приведенным в левой колонке, подбери соответствующее объяснение, указанное в правой колонке.

Крылатое выражение из басен И.А.Крылова

Значение крылатого выражения

1

А ларчик просто открывался («Ларчик», 1807)

А

Великий человек может делать и что-либо недостойное, грешное, мелкое, но мелким людям недоступны великие дела.

2

Видит око, да зуб неймёт («Лисица и Виноград», 1808)

Б

Нечто ценное, находящееся в массе чего-либо бесполезного, ненужного.

3

Медвежья услуга («Пустынник и Медведь», 1808)

В

О бестолковом, бесполезном труде, напрасно затрачиваемых (хотя и больших) усилиях, стараниях.

4

Орлам случается и ниже кур спускаться; // Но курам никогда до облак не подняться! («Орёл и Куры», 1808)

Г

Неловкая и неумелая помощь, приносящая лишь неприятности.

5

Жемчужное зерно («Петух и Жемчужное зерно», 1809)

Д

Вызывать чьё-либо раздражение; задевать, злить без нужды врагов, завистников, недалёких и злобных людей.

6

Из дальних странствий возвратись... («Лжец», 1811)

Е

О простом, легко решаемом деле, вопросе, задаче, над которыми иногда излишне долго бьются и мудрят

7

Мартышкин труд («Обезьяна», 1811)

Ж

Один упрекает, а другой не обращает на упрёки никакого внимания.

8

Чтоб гусей не раздразнить («Гуси», 1811)

З

Быть причастным к чему-либо неблаговидному, преступному.

9

А Васька слушает да ест («Кот и Повар», 1812)

И

О недоступности чего-либо, что находится рядом и кажется легкодостижимым.

10

Рыльце в пушку («Лисица и Сурок», 1813)

К

Вернувшись из какой-либо поездки, путешествия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

И

Г

А

Б

К

В

Д

Ж

З

-Проверьте по эталону. (слайд)

-Сделаем выводы о композиции басни. Из каких частей состоит басня?

1. Повествовательная часть (о чём басня?):

2.Нравоучительная часть, мораль

(Чему учит басня? Ради чего она написана?)

5. Обобщение знаний о понятии «аллегория», «характеры персонажей басни».

Характеры персонажей.

- В чем проявляются характеры героев басен? (речь, поступки, авторская характеристика)

- Почему в баснях названия животных, птиц, насекомых, рыб пишутся с большой буквы?

- Кто скрывается за персонажами басни?

6. Творческая работа.

Работа в группах.

-Попробуйте представить, какими могут быть данные персонажи;

определите характер персонажа, опишите одного из них, отразив черты характера человека и повадки животного (особенности предмета, явления).

Мыльный пузырь и щетка.  Кузнечик и жаба. Комар и слон. Акула и медуза. (5мин)

 -Скажите, а могут эти 2 героя подружиться?

-Придумайте историю с этими героями, моралью которой могла бы стать пословица: «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.»

-Что из себя представляет данная мораль? (это пословица)

-А что общего между басней и пословицей? (пословицы тоже содержат поучительный характер, скрытый смысл)

7. Знакомство со способами создания басни.

Выходит, басню можно сочинить и по пословице? да

 -Ну что теперь вы готовы к созданию собственной басни? Перед вами алгоритм

Способы создания басни.

По пословице.

1). Выбираем пословицу.

2). Определяем недостатки человека, общественный порок, который она критикует 3). Придумываем ситуацию (вспоминаем из жизни), которая соответствует содержанию пословицы.

4). Проводим аналогии между людьми (участниками события) и животными, предметами. Находим общие черты по внешнему виду, поведению (повадкам) и т.п.

5). Заменяем участников ситуации героями-животными, насекомыми и др.

6). Описываем в деталях ситуацию. Даем характеристику персонажам. Определяем, кто из них обладает положительными, кто отрицательными чертами. Включаем диалог между персонажами.

7). Формулируем нравоучительную часть басни. Моралью может стать сама пословица или переданное своими словами ее содержание. Определяем место морали в басне: в начале басни, в конце басни, в устах одного из героев басни.

Необязательно использовать пословицу. Можно просто определить порок, который вы хотите высмеять и дальше работать по пунктам 3).-7).

Рефлексия.

-А хотите послушать мою басню? Читаю басню собственного сочинения

Домашнее задание: Я предлагаю вам дома сочинить другую басню по пословице Счастье без ума – дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь.

А.Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

Б.Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

 Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться.

В. Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря, с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего девять дней.

А.Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

Б.Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

 Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться.

В. Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря, с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего девять дней.

А.Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

Б.Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

 Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться.

В. Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря, с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего девять дней.

К определениям литературоведческих терминов, приведенным в левой колонке, подбери соответствующие понятия, указанные в правой колонке

Значение литературоведческих терминов

Литературоведческие термины

1

Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

А

Эзопов (эзоповский, рабий) язык.

2

Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Б

Басня.

3

Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

В

Басенный (вольный) стих.

4

Язык иносказательный, полный умолчаний, намеков аллегорий.

Г

Аллегория.

5

Перенос человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Д

Олицетворение.

6

Стих, сочетающий разностопные ямбы.

Е

Мораль.

1

2

3

4

5

6

К определениям литературоведческих терминов, приведенным в левой колонке, подбери соответствующие понятия, указанные в правой колонке

Значение литературоведческих терминов

Литературоведческие термины

1

Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

А

Эзопов (эзоповский, рабий) язык.

2

Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Б

Басня.

3

Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

В

Басенный (вольный) стих.

4

Язык иносказательный, полный умолчаний, намеков аллегорий.

Г

Аллегория.

5

Перенос человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Д

Олицетворение.

6

Стих, сочетающий разностопные ямбы.

Е

Мораль.

1

2

3

4

5

6

1 вариант.

Выберите утверждение, которое точнее соответствует сюжету басни. Докажите, опираясь на текст

Охотничья собака поймала зайца и то его кусала, то лизала в губы. Измучился заяц и сказал: «Любезная, ты уж или не кусайся, или не целуйся, чтобы я знал враг ты мне или друг».

Басня относится к человеку:

А. Который любит всех вокруг, но у него часто меняется настроение.

Б. Который скрывает от окружающих свои истинные намерения.

В. Который любит издеваться над окружающими.

2 вариант

Выберите утверждение, в котором заключается мораль басни. Докажите, опираясь на текст

Один вор, видя проходившую собаку, всякий раз бросал ей куски. Наконец, говорит собака человеку: «Ступай-ка прочь, любезный, такая твоя доброта лишь предупреждает меня кой о чем поважнее.»

А. Неблагодарность по отношению к тому, кто делает добро.

Б. Незаслуженные подарки внушают подозрения, так как не делаются просто так.

В. Сделанное добро слишком мало, чтобы заслужить благодарность.

__________________________________________________________________

1 вариант.

Выберите утверждение, которое точнее соответствует сюжету басни. Докажите, опираясь на текст

Охотничья собака поймала зайца и то его кусала, то лизала в губы. Измучился заяц и сказал: «Любезная, ты уж или не кусайся, или не целуйся, чтобы я знал враг ты мне или друг».

Басня относится к человеку:

А. Который любит всех вокруг, но у него часто меняется настроение.

Б. Который скрывает от окружающих свои истинные намерения.

В. Который любит издеваться над окружающими.

2 вариант

Выберите утверждение, в котором заключается мораль басни. Докажите, опираясь на текст

Один вор, видя проходившую собаку, всякий раз бросал ей куски. Наконец, говорит собака человеку: «Ступай-ка прочь, любезный, такая твоя доброта лишь предупреждает меня кой о чем поважнее.»

А. Неблагодарность по отношению к тому, кто делает добро.

Б. Незаслуженные подарки внушают подозрения, так как не делаются просто так.

В. Сделанное добро слишком мало, чтобы заслужить благодарность.

Сформулируйте мораль данных басен.

1). Лисица увидала льва в клетке, подошла к нему и стала над ним дерзко издеваться. Сказал ей лев: «Это не ты надо мной издеваешься, а мое несчастье».

2). Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог даже еды промыслить. Увидел он овцу, попросил принести ему хоть попить из ближайшей речки: «Ты мне дай только пить, а я еду тогда сам найду». Но овца ответила: «Если я дам тебе пить, то едой сама тебе стану».

Сформулируйте мораль данных басен.

1). Лисица увидала льва в клетке, подошла к нему и стала над ним дерзко издеваться. Сказал ей лев: «Это не ты надо мной издеваешься, а мое несчастье».

2). Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог даже еды промыслить. Увидел он овцу, попросил принести ему хоть попить из ближайшей речки: «Ты мне дай только пить, а я еду тогда сам найду». Но овца ответила: «Если я дам тебе пить, то едой сама тебе стану».

Сформулируйте мораль данных басен.

1). Лисица увидала льва в клетке, подошла к нему и стала над ним дерзко издеваться. Сказал ей лев: «Это не ты надо мной издеваешься, а мое несчастье».

2). Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог даже еды промыслить. Увидел он овцу, попросил принести ему хоть попить из ближайшей речки: «Ты мне дай только пить, а я еду тогда сам найду». Но овца ответила: «Если я дам тебе пить, то едой сама тебе стану».

Сформулируйте мораль данных басен.

1). Лисица увидала льва в клетке, подошла к нему и стала над ним дерзко издеваться. Сказал ей лев: «Это не ты надо мной издеваешься, а мое несчастье».

2). Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог даже еды промыслить. Увидел он овцу, попросил принести ему хоть попить из ближайшей речки: «Ты мне дай только пить, а я еду тогда сам найду». Но овца ответила: «Если я дам тебе пить, то едой сама тебе стану».

К крылатым выражениям из басен И.А.Крылова, приведенным в левой колонке, подбери соответствующее объяснение, указанное в правой колонке.

Крылатое выражение из басен И.А.Крылова

Значение крылатого выражения

1

А ларчик просто открывался («Ларчик», 1807)

А

Великий человек может делать и что-либо недостойное, грешное, мелкое, но мелким людям недоступны великие дела.

2

Видит око, да зуб неймёт («Лисица и Виноград», 1808)

Б

Нечто ценное, находящееся в массе чего-либо бесполезного, ненужного.

3

Медвежья услуга («Пустынник и Медведь», 1808)

В

О бестолковом, бесполезном труде, напрасно затрачиваемых (хотя и больших) усилиях, стараниях.

4

Орлам случается и ниже кур спускаться; // Но курам никогда до облак не подняться! («Орёл и Куры», 1808)

Г

Неловкая и неумелая помощь, приносящая лишь неприятности.

5

Жемчужное зерно («Петух и Жемчужное зерно», 1809)

Д

Вызывать чьё-либо раздражение; задевать, злить без нужды врагов, завистников, недалёких и злобных людей.

6

Из дальних странствий возвратись... («Лжец», 1811)

Е

О простом, легко решаемом деле, вопросе, задаче, над которыми иногда излишне долго бьются и мудрят

7

Мартышкин труд («Обезьяна», 1811)

Ж

Один упрекает, а другой не обращает на упрёки никакого внимания.

8

Чтоб гусей не раздразнить («Гуси», 1811)

З

Быть причастным к чему-либо неблаговидному, преступному.

9

А Васька слушает да ест («Кот и Повар», 1812)

И

О недоступности чего-либо, что находится рядом и кажется легкодостижимым.

10

Рыльце в пушку («Лисица и Сурок», 1813)

К

Вернувшись из какой-либо поездки, путешествия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Способы создания басни.

По пословице.

1). Выбираем пословицу.

2). Определяем недостатки человека, общественный порок, который она критикует 3). Придумываем ситуацию (вспоминаем из жизни), которая соответствует содержанию пословицы.

4). Проводим аналогии между людьми (участниками события) и животными, предметами. Находим общие черты по внешнему виду, поведению (повадкам) и т.п.

5). Заменяем участников ситуации героями-животными, насекомыми и др.

6). Описываем в деталях ситуацию. Даем характеристику персонажам. Определяем, кто из них обладает положительными, кто отрицательными чертами. Включаем диалог между персонажами.

7). Формулируем нравоучительную часть басни. Моралью может стать сама пословица или переданное своими словами ее содержание. Определяем место морали в басне: в начале басни, в конце басни, в устах одного из героев басни.

Способы создания басни.

По пословице.

1). Выбираем пословицу.

2). Определяем недостатки человека, общественный порок, который она критикует 3). Придумываем ситуацию (вспоминаем из жизни), которая соответствует содержанию пословицы.

4). Проводим аналогии между людьми (участниками события) и животными, предметами. Находим общие черты по внешнему виду, поведению (повадкам) и т.п.

5). Заменяем участников ситуации героями-животными, насекомыми и др.

6). Описываем в деталях ситуацию. Даем характеристику персонажам. Определяем, кто из них обладает положительными, кто отрицательными чертами. Включаем диалог между персонажами.

7). Формулируем нравоучительную часть басни. Моралью может стать сама пословица или переданное своими словами ее содержание. Определяем место морали в басне: в начале басни, в конце басни, в устах одного из героев басни.

Способы создания басни.

По пословице.

1). Выбираем пословицу.

2). Определяем недостатки человека, общественный порок, который она критикует 3). Придумываем ситуацию (вспоминаем из жизни), которая соответствует содержанию пословицы.

4). Проводим аналогии между людьми (участниками события) и животными, предметами. Находим общие черты по внешнему виду, поведению (повадкам) и т.п.

5). Заменяем участников ситуации героями-животными, насекомыми и др.

6). Описываем в деталях ситуацию. Даем характеристику персонажам. Определяем, кто из них обладает положительными, кто отрицательными чертами. Включаем диалог между персонажами.

7). Формулируем нравоучительную часть басни. Моралью может стать сама пословица или переданное своими словами ее содержание. Определяем место морали в басне: в начале басни, в конце басни, в устах одного из героев басни.

краткий

стихотворный

прозаический

рассказ

нравоучительного

характера

имеющий

иносказательный

смысл

Басня

волшебного

бытового

героического

характера

прозаическое

произведение

Все смышленые лисята,

Поигравши целый день,

Оглянуться не успели:

День прошел –

А делать что-то лень.

Стали вместе собираться

И за головы хвататься:

«Что же делать?

Как нам быть?

Как могли мы все забыть?»

«Поиграли, пошутили,

А дела мы не решили!»

День прошел, за ним другой…

Не собравшись, расшумевшись,

Разбежались по углам

Дожидаться зиму там.

Стало тихо все кругом

Голод, холод входит в дом

На безмолвие, конечно,

Тут Сова летит поспешно.

«Где же вы, озорники?

Что притихли? От тоски ль?»

«Что ты, Мудрая Сова,

Вспохватились мы едва,

Только поздно оказалось,

К нам зима быстрей примчалась…»

«Странно слышать мне от вас,

Что игра в предзимний час

Оказалась вам нужнее…»

«Помоги нам, мы слабее…»

«Пусть же будет вам уроком!

Что природою дано:

Хитрость или баловство..

Стороной не обходили –

Мудростью дела вершили!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» И.А.Крылов

Слайд 2

Порок - 1.Предосудительный недостаток. Свойство, позорящее общество. 2.Физический недостаток.

Слайд 3

Недостаток - изъян, несовершенство, неправильность в чём- либо. Недостаток в работе.

Слайд 4

Щипать - защемлять до боли, выдёргивать «Пороки пощипать» - выявить недостатки, пороки

Слайд 5

«Где случай есть» - при каждом удобном случае

Слайд 6

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» И.А.Крылов

Слайд 7

А. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Б .Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться, За дело просто взяться. В. Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря, с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего девять дней.

Слайд 8

Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни. Восемнадцатое октября. Классная работа. Люблю , где случай есть, пороки пощипать ! И.А.Крылов

Слайд 9

1 2 3 4 5 6 Б Е Г А Д В

Слайд 10

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. 2. А вы, друзья, как ни садитесь; Всё в музыканты не годитесь. 3.Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.

Слайд 11

Я совсем без драки могу попасть в такие забияки. Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму.

Слайд 12

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там. Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь.

Слайд 13

1 вариант Б 2 вариант Б

Слайд 14

1)Всякому легко издеваться над тем, кто находится в бедственном положении. 2)Басня изображает человека, который опасен из-за своей неблагодарности.

Слайд 15

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Е И Г А Б К В Д Ж З

Слайд 17

«С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.»

Слайд 18

Домашнее задание : сочинить басню по пословице: «Счастье без ума – дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся.  При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...

Урок развития речи. Обучение приемам сжатия текста (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Данная методическая разработка позволяет готовить детей к ГИА с 8 класса. Помогает это сделать теоретический и раздаточный материал, где используются различные приемы сжатия текста....

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок развития речи в 6 классе. Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.

Урок  развития речи в 6 классе           Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.Тип урока: изучение нового материалВид: к...

Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/

Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. Уче...