Литературная викторина « В мире художественной литературы»
методическая разработка по литературе (7 класс)

Литературная  викторина « В мире художественной литературы»

    ( 7 класс, уч. под  ред. В.Я. Коровиной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bunin2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Литературная  викторина « В мире художественной литературы»

                                   ( 7 класс, уч. под  ред. В.Я. Коровиной)

                                    Учитель Хренова Наталья Леонидовна

      Цель: развитие мышления, укрепление памяти, привитие интереса к художественной литературе.

     Слово учителя.

      Ребята ,у нас начинается декада русского языка и литературы. В рамках этого события в школе проходят различные мероприятия, целью которых является повышение интереса к  русскому языку и художественной литературе . Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам любимых книг , вспомним сюжеты многих произведений, вновь встретимся с героями повестей и рассказов т.е. окунемся в этот удивительный мир художественной литературы. Самым активным участникам будет присвоено почетное звание знатоков литературы. Итак, путешествие начинается!

 

- В каком произведении древнерусской литературы говорится о том, что жители города спаслись от плена врагов, угостив их кисельной болтушкой, которую, якобы, давала сама  земля?

 (« Сказание  о Белгородском киселе», «Повесть временных лет»)

- Из какой басни это крылатое выражение : «Мы пахали..»

 ( Иван Иванович Дмитриев  «Муха» )

- Из какой басни эти строки ?

                    Изрядно, говорит, сказать несложно.

                    Тебя без скуки слушать можно;

                     А жаль, что не знаком

                     Ты с нашим петухом.

                     Еще бы боле навострился,

                     Когда бы у него немного поучился..

( И.А. Крылов « Осел и Соловей»)

- В каком лицее учился Александр Сергеевич Пушкин?

 ( В Царскосельском лицее )

-Откуда эти строки?

                      Мы вольные птицы, пора , брат, пора!

                      Туда, где за тучей белеет гора,

                      Туда, где синеют морские края,

                       Туда, где гуляем лишь ветер да я!

(А. С. Пушкин « Узник)

-Как звали учителя Саши ( из произведения А. С. Пушкина «Дубровский») ,которого Кирила Петрович Троекуров выписал для него из Москвы ?

( Дефорж)

- Чей это портрет : « От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые : таковых не оказалось».

( Владимир Дубровский)

- Откуда эти строки?

                         И ныне все дико и пусто кругом-

                         Не шепчутся листья с гремучим ключом.

                         Напрасно пророка о тени он просит –

                         Его лишь песок раскаленный заносит,

                         Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

                         Добычу терзает и щиплет над ним.

(М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»)

- О каком великом строительстве идет речь в произведении. Назвать автора.

                          Труд этот, Ваня, был страшно громаден –

                           Не по плечу одному!

                           В мире есть царь : этот царь беспощаден,

                           Голод названье ему.

                           Водит он армии; в море судами

                           Правит; в артели сгоняет людей,

                           Ходит за плугом, стоит за плечами

                           Каменотесцев, ткачей.

                           Он – то согнал сюда массы народные,

                           Многие – в страшной борьбе,

                           К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

                           Гроб обрели здесь себе.

 ( Н.  А. Некрасов  «Железная дорога»

- В каком произведении говорится о том, что наши тульские мастера искусные сумели подковать блоху аглицкую. Да не просто подковать, а даже имя свое на подкове выбить.

( Николай Семенович Лесков «Левша»)

- В каком произведении описывается эта встреча двух друзей детства ?

- Ну как живешь, друг ?- спросил он, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?

- Служу, милый мой. Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье имею.. ну. Да Бог с ним! Жена уроки музыки дает. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?

- Нет , милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился, две звезды имею.

Друг вдруг окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой. Казалось, что то лица и глаз его посыпались искры.

- Я, ваше  превосходительство, очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вышел в такие вельможи!

- Ну полно,для  чего это так. Мы с тобой друзья детства – и к чему тут чинопочитание!

 (А.П. Чехов «Толстый и тонкий»)

Откуда эти строки?

- Отчего ты такой?

-Не знаю,- ответил цветок.

- А отчего ты на других непохожий?

- Оттого, что мне трудно,- ответил цветок.

- А как тебя зовут?- спросила Даша.

- Меня никто не зовет,- сказал цветок. – Я один живу.

- Тут камень, тут глина. Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький цветок.

- Не знаю, - ответил цветок.

(А. Платонов « Неизвестный цветок»)

- Откуда эти строки?

- Не знаю, сколько лет пройдет, только в Каперне расцветет одна сказка. Ты будешь большой. Однажды утром  в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Ты увидишь храброго красивого принца, он будет протягивать к тебе руки.

( А. Грин «Алые паруса»)

- О чем идет речь в данном отрывке ? Назовите произведение и автора.

Злой ветер , устроив им такую жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда  они так стонали и выли, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку.

(  М. Пришвин. « Кладовая солнца». Ель и сосна)

- Как звали главных героев сказки – были «Кладовая солнца» односельчане ?

(Настю- «золотая курочка», Митрашу – «мужичок в мешочке»)

- Как звали собаку лесника Антипыча ?

( Травка)

- В каком произведении  идет речь о том, как главный герой обманул свою бабушку, которая отправила его за земляникой ? Мальчик нарвал  травы в корзинку, а сверху присыпал земляникой. Бабушка так и увезла корзинку утром в город, чтобы продать.

( В. Распутин «Конь с розовой гривой»)

- Какой подарок обещала бабушка и привезла все – таки герою ?

(Пряник  в форме коня )

- Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Почему так назван рассказ? Герой древнегреческих мифов Геракл совершил ,как известно, двенадцать подвигов.

- Чей это портрет ?

Как и Пифагор, он был грек по происхождению. Появился он в нашем классе с нового учебного года. Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион.

( учитель математики Харлампий Диагенович)

- Кого Харлампий Диагенович называл принцем Уэльским?

(Опаздывающих на уроки детей)

- «Одиссей на острове циклопов». Каким именем представился Одиссей циклопу. Это имя в дальнейшем спасло ему жизнь.

( Никто)

- Из какого произведения эти строки? За что так жестоко отец расправился с сыном ?

- Что ты сделал? – воскликнула мать.

- Совершил правосудие.

- Где он?

- В овраге. Я сейчас похороню его. Он умер христианином. Я закажу ему панихиду.

( Проспер Мериме « Маттео Фальконе». Сын Фортунато)

- Откуда эти строки?

Я потерял терпение, я нарисовал прямоугольник с маленькими дырочками.

- Вот тебе ящик. А в нем сидит твой барашек.

Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:

- Вот так мне и надо ! Как ты думаешь, он много ест травы?

- А что?

- Ведь у меня дома всего очень мало.

_ Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.

- Не такой уж он маленький, - сказал он , разглядывая рисунок.

- Смотри, он уснул!

( А. Экзюпери « Маленький принц»)

   Итак, ребята, наша викторина закончилась. Давайте подведем итоги. Кто получил самое большое количество жетонов, тот и является самым лучшим знатоком литературы. Поздравим победителя аплодисментами.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения  языкахудожественной литературы.    Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...

Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.

Доклад в Республиканской научно-практической конференции "Языковое образование, опыт и концепции"...

Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миром прекрасного. Игра на музыкальном инструменте – это му

Цель урока:    воспитание у ученика способности слышать, охватывать произведения развернутой формы, умение вникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя.Задача урока: развит...

Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства

В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и  интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...