Конспект урока по литературе, 6 класс, для детей с ОВЗ
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Кузнецова Татьяна Ивановна

Человек и природа как главная тема рассказа «Бежин луг» И. С. Тургенева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rasskazu_bezhin_lug.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Т.И., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №33» г. Дзержинск Нижегородской области

( До этого урока проводилось уже три :

1).Знакомство с рассказом  И.С. Тургенева «Бежин луг».

 2) В ночном.

3)Сопоставительная характеристика Павла и Ильи.

                     

                                          Урок по теме:

«Человек и природа как главная тема рассказа

«Бежин луг» И. С. Тургенева.»

Для учеников шестого класса с ОВЗ

Цель:  воздействуя на эмоции и чувства учащихся, показать красоту  и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе, связать описание природы с основной проблематикой произведения.

Задачи:

1)показать взаимосвязь человека и природы;

2) определить роль пейзажа;

3)совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Оборудование:

 1)портрет И.С. Тургенева;

  2)запись фрагмента симфонической картины Э. Грига «Утро»;

  3) дневниковые записи И.С.Тургенева.

                                           Ход урока.

        1.Обращение к письмам, дневниковым записям Ивана Сергеевича Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шёпот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе…»Так автор   умел вслушиваться в природу, чувствовал каждый звук или шорох.

    2. Выразительное чтение описания начинающегося утра.

Задание: проследить за умением Тургенева рассказать читателю о том, что он видел и слышал.

   3. Беседа с классом.

-Какие строки помогают понять, что начался новый день?

- Как «зачиналось» это утро?

- На что обращает внимание автор? Какими мы видим звёзды, луг, холмы, кусты, небо, речку?

 - Каким настроением проникнуто всё описание утра?

- С помощью каких изобразительно-выразительных средств создаётся эта картина?

-Почему Тургенев использует выражение «утро зачиналось», а не «утро начиналось»? Как вы понимаете смысл этого слова?

4)Прослушивание по компьютеру фрагмента симфонической картины Э. Грига «Утро».

5) Беседа с классом.

-Какие чувства вызвало у вас это произведение? Что вы представляли, когда слушали музыку?

-Какую картину нарисовали бы вы, и какими красками? (Можно предложить задание нарисовать эту картину или написать мини-сочинение).

-Какова же основная тема рассказа?

6)Обобщение.

 Главная тема рассказа «Бежин луг» - человек и природа. Не случайно произведение и начинается и завершается описанием картин природы. Эта тема является ведущей во всём сборнике  «Записки охотника», открывающемся  рассказом «Хорь и Калиныч» - о двух человеческих натурах,  а завершаются рассказом «Лес и степь» и словами любви  к природе и свободе. Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа – стихия таинственного и непостижимого для человека.

7)Задание: сравнить описание природы в начале рассказа и в конце, какую роль играет каждое из них?

-Какое время дня описывается в начале рассказа?

 -На что обращает внимание автор при описании утра, полдня, вечера? Какие краски используются?

- В чём особенность изображения явлений природы?

- Чем отличается первое описание от второго? (Первое вводит читателя в мир крестьянской жизни, оно даётся глазами охотника-рассказчика и крестьянина-земледельца: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…» Второе описание завершает рассказ оптимистически. Чувство радости, уверенности наполняет душу писателя. Многие современники уидели в словах «утро зачиналось» огромную веру в судьбу России, её будущее. Эти строки перекликаются со стихотворением в прозе «Русский язык»: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

8)Обобщение учителя.

       Однако чувство тревоги всё равно не покидает читателя. Рассказ завершается известием о смерти Павла. « Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!» Эти слова недаром обронены Тургеневым, они являются вторым финалом рассказа.

Павлуша в рассказе по-особому выделен: во-первых, самим рассказчиком, во-вторых, своими товарищами и как бы самой природой. В образе Павла пересекаются три линии: природа – человек – судьба. Павел – личность незаурядная, которая пытается познать действительность. Заглянуть в тайны природы с помощью разума. Он противостоит миру непознанного и тайного. Но мир природы полностью не раскрывает себя, а если и позволяет единицам «заглянуть в себя», то за это часто берёт самую жестокую и высокую плату – человеческую жизнь.

9. Домашнее задание:

сделать презентацию об одном из героев рассказа, подготовить пересказ понравившегося эпизода.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Конспект урока по литературе в 10 классе. «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»...

Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"

Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....

Конспект урока домоводства в классе для детей ГУО, 5 год обучения. Практическая работа «Приготовление горячих бутербродов»

конспект урока в классе для детей ГУО, 5 год обучения. Практическая работа «Приготовление горячих бутербродов»    ...

Конспект урока чтения «Литература родного края» «Писатели Кубани – детям В.П. Неподоба».

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и чтения. Учитель познакомит учащихся с жизнью и творчеством  кубанского писателя  - В.П. Неподоба. Урок поможет воспитать л...

Конспект урока в 4 классе для детей ОВЗ по теме" Комнатные растения. Уход."

Конспект урока в 4 классе для детей ОВЗ по теме " Комнатные растения. Уход."...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Конспект урока во 2 классе для детей с ОВЗ с ЗПР «Урожай»

Конспект на тему "Урожай "для 2 классов для детей с задержкой психического развития . К конспекту прилагается презентация ....