Бардовская песня
методическая разработка (11 класс)

Мутыгулина Оксана Валерьевна

Вечер посвящён творчеству Б.Окуджавы и В.Высоцкого

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

                          Ход вечера «  Ищу я в этом мире сочетанья…»

         1 куплет «Изгиб гитары жёлтой»

         Презентация «Бардовская песня»- Почекунина П.

  • Звучит песня «Дежурный по апрелю»
  • Булат Окуджава - поэт, прозаик, драматург, кинодраматург.
  • Родился 9 мая 1924 в Москве в семье большевиков. Он был старшим из двух сыновей: отец их — Шалва Степанович — грузин; мать — Ашхен Степановна Налбандян — армянка.
  •  Раннее детство прошло в Москве, где семье выделили две комнаты в коммунальной квартире на Арбате, и в Тифлисе, куда ездили к родственникам.
  • В 1937 по обвинению в троцкизме отец был арестован и вскоре расстрелян, при хлопотах за мужа была арестована и мать.
  •  «Горестный отсвет катастрофы» лег на судьбу и творчество поэта, во многом определил автобиографическую канву его произведений.

  • В конце 80-х гг. Окуджава скажет: "Я хочу воскресить своих близких!" Памяти детства, образам матери и отца, трагедии века, прошедшей по сердцам и судьбам, он посвятит цикл стихотворений "Арбатское вдохновение, или Воспоминание о детстве" (1988).
    Заехал к маме - умерла,
    К отцу хотел - а он расстрелян.
    И тенью черного орла горийского
    Весь мир застелен

  • Как "шестидесятник" по мироощущению, Окуджава видит свою задачу в развенчивании сталинизма, о живучести которого он предупреждает во многих стихах.
    О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой…
    Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?
  • О своей кровной связи со временем, его радостями и трагедиями говорится во многих его стихах и песнях:
    Я знаю этот мир не понаслышке:
    Я из него пророс,
    Но за его утраты и излишки
    С меня сегодня спрос
  • Как истинный российский интеллигент, Окуджава несет в своем сердце чувство вины и покаяния.

  • В 1942 г. прямо из IX класса Окуджава ушел на фронт, воевал под Моздоком на минометной батарее, был ранен. По возрасту он принадлежит к поэтам фронтового поколения. Тема войны - одна из главных в его творчестве. "Грустью и иронией, т. е. моей творческой зрелостью, я обязан главным образом войне. На войне я рассердился на жестокость судьбы, незаслуженно похитившей близких мне людей, но вместе с тем научился великому чувству прощения и понимания... Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко"

 

  • Поэт изображает войну через призму восприятия и переживания "школяра"- мальчика 30-40-х гг., вчерашнего школьника, мечтающего о героических подвигах и славе, а попавшего в самое пекло войны, хлебнувшего окопных будней, суровой армейской службы.
  • Всенародной любовью пользуются песни Окуджавы о войне. Некоторые из них напоминают по форме и звучанию фронтовой фольклор военной поры, например песня "отдельного десантного батальона" ("Мы за ценой не постоим") к кинофильму "Белорусский вокзал" (1971) или "Бери шинель, пошли домой" из кинофильма "От зари до зари" (1975).
  • Поэт скажет: «Мы все войны шальные дети: и генерал и рядовой», но свои стихи и песни о войне он посвящает, прежде всего, ее рядовым участникам, незаметным и негероическим внешне, но сохранившим доброту, милосердие, любовь.
  • "До свидания, мальчики! "(песня в исполнении 11А класса)
    Свой лирический дар сам поэт связывает с чудесным спасением на войне и предназначением судьбы спеть за тех, кто погиб:
    Судьба ли меня защитила, собою укрыв от огня?
    Какая-то тайная сила всю жизнь охраняла меня.
    И так все сошлось, дорогая.
    Наверно, я там не сгорел,
    Чтоб выкрикнуть здесь, догорая, про то, что другой не успел"

 

  • После войны, окончив университет, Окуджава учительствовал в школе дер. Шамордино Калужской обл., затем переведен был в город. Переехав в Москву в начале 50-х гг., Окуджава работает в издательствах, редакциях журналов и газет, печатает стихи. В 1956 г. вышел его первый поэтический сб. "Лирика" (Калуга), через три года второй - "Острова" (1959).

  • Известность пришла к Окуджаве, когда он обратился к жанру авторской песни. По просьбе друзей он спел свои стихи под гитару в одной из московских квартир в 1956 г. «Мои настроения совпали с настроениями эпохи. И все. И поэтому мои песни считали откровениями. Я не преувеличиваю свою роль»

  • звучит песня «Живописцы, окуните ваши кисти»
  • Неповторимый язык, интонация доверительности, идущая как бы изнутри мелодия отсутствие фальши сделали песни культурной приметой времени и манифестом инакомыслящей интеллигенции вплоть до времен перестройки.
  • Стихотворение « Бумажный солдатик» ( В.Кривошеин)

  • В поэзии Окуджавы органически соединились слово, музыка и краски, грусть и ирония, любовь и печаль. Характерный для поэта жанр "песенки" нес в себе черты русского городского романса, фольклора, "пересаженного на городскую почву", традиционной элегии, баллады и других жанров лирики. Своими учителями Окуджава считает Пушкина и Л. Толстого, Б. Пастернака и Т. Манна, Беранже и Гофмана. "Я начинал с подражания Пушкину, затем Пастернаку",- заметил Окуджава в одной из бесед. Пушкинское начало постоянно присутствует в его поэзии и прозе. Пушкин для него - идеал: "Он недостижим, но важно стремление приблизиться к нему" В стихотворении "Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину" (1970) привычная уличная сценка приобретает символический обобщенный смысл: памятник Пушкину из фона, на котором постоянно фотографируются приезжие люди, превращается в Пушкинский фон жизни и культуры, критерий добра и порядочности, залог бессмертия человеческой души:
  • На фоне Пушкина снимается семейство.
    Как обаятельны
    Все наши глупости и мелкие злодейства
    На фоне Пушкина.
    И птичка вылетает!

  • По матери армянин, по отцу грузин, Окуджава считает себя "арбатским человеком, воспитанным на русской культуре литератором". Но "грузинское" лирическое начало звучит во многих его стихах и образах

  • Звучит «Грузинская песня» (видеозапись)

  • Окуджава воспел мир старого Арбата с его особой атмосферой жизни и человеческих отношений во многих песнях и стихах: "Ах, Арбат мой, Арбат!", "Арбатский дворик", "Арбатский романс", "Надпись на камне" и др. Арбат у Окуджава не только городское пространство, но и пространство души, поэзии, судьбы.

  • «Арбатский дворик» Е.Калыргина
  • У арбатского дворика человеческая душа, сама улица течет, как река, движется, несет в себе радость и беду. Арбатское начало породило в поэзии Окуджава множество неологизмов: "Арбатство, растворенное в крови, неистребимо, как сама природа" С гордостью причисляет себя поэт к высокому званию "дворянина с арбатского двора, Своим двором введенного в дворянство". Звучит  «Песня об Арбате» (11А класс)

  • Во второй половине XX в. Окуджава воскресил в русской поэзии любовную лирику и ее музыкально-разговорные жанры. Стихи Окуджавы строятся по романсовому сюжету любовного романа со всеми его перипетиями. В романсах утверждается самоценность человеческой личности с ее чувствами и переживаниями.
    Русского романса городского
    Слышится загадочный мотив,
    Музыку, дыхание и слово
    В предсказанье судеб превратив.
    За волной волна, и это значит:
    Минул век, и не забыть о том...
    Женщина поет. Мужчина плачет.
    Чаша перевернута вверх дном.

  • Звучит «Дорожная песня» (Моршинина М.)

  • Прекрасная женственность окружена в романсах Окуджавы романтическим ореолом королевства: "Женщина, Ваше Величество!"- восклицает поэт, верный рыцарь Прекрасной Дамы, черты ее он видит в своих современницах: "В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы!" По отношению к ней поэт соблюдает старинный (и несколько старомодный) ритуал в обращении, разговорах, поклонении и любви
  •  «Зачем мы перешли на ты» Усьянцева Ю.
  • « О любви» Евстафеева А.

  • Одушевлены в поэзии Окуджавы и другие общечеловеческие чувства и понятия: Совесть, Благородство и Достоинство, Вера, Надежда, Любовь, Страдание. Окуджава считает, что мир спасет не красота, а страдание. Любимый образ поэта - образ Надежды. Верить и надеяться призывает он своих слушателей и читателей, заражая их эмоционально, сопереживая вместе с ними. Побуждение к добру, братству звучит в лирических обращениях поэта, ставших поэтическими афоризмами, формулой этического поведения: "Возьмемся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке!", "Давайте говорить друг другу комплименты, Ведь это все любви счастливые моменты!" и др.

  • Звучит стихотворение « Пожелание друзьям» ( «Давайте говорить друг другу комплименты»)

  • В 80-90-е гг. в творчестве Окуджавы произошли некоторые изменения, появилась философская "итоговая" интонация, тема смерти. Романтическое бездомье юности сменилось чувством дома, поэт разговаривает с современниками - живыми и мертвыми друзьями, размышляет о времени, народе и толпе:

      "Что ж, век иной.

        Развеяны все мифы,

        Повержены умы.

        Куда ни посмотреть - все скифы, скифы, скифы.

        Их тьмы, и тьмы, и тьмы"

  • Кажется, стих утратил мелодию, стал разговорным, поэт хочет не пропеть, а рассказать о жизни, ответить на все вопросы ("Я вас обманывать не буду"). Но все-таки Окуджава остается верен себе:

     "Мы романтики старой закалки

       Из минувшей и страшной поры.

                  Мы явились на свет из-под палки,

      Чтоб воспеть городские дворы", - скажет он в стихотворении, посвященном Н.     Матвеевой. Лирический герой остро ощущает свою вину и готов расплатиться за надежду "самой горькой дворовой ценой"

Звучит стихотворение «Молитва» ( Л.Загудайлова)

  • Кроме автобиографической прозы, Окуджава пишет исторические романы. Романтическая в своей основе, проза Окуджавы следовала не за конкретными историческими документами и фактами, хотя они в ней есть. Писателя привлекает "домашняя", человеческая суть русской истории, не столько события, сколько их восприятие и переживание героями. При этом он замечает: "В каждом герое - я. Герой насыщен тем, что мучает меня, что бушует во мне.»
  •                 "Пока не замело следы их на крыльце

И ложь не посмеялась над судьбою,

Я написал роман о них, но в их лице

О нас: ведь все, мой друг, о нас с тобою".

  • В стихотворении с прозаическим названием "Я пишу исторический роман" Окуджава отстаивает свое право на творческую свободу:
  • «Я пишу исторический роман» К.Мельникова
    Каждый пишет, как он слышит,
    Каждый слышит, как он дышит.
    Как он дышит, так и пишет,
    Не стараясь угодить.
    И пока еще жива
    Роза красная в бутылке,
    Дайте выкрикнуть слова,
    Что давно лежат в копилке
    . 

    Он считает себя человеком со счастливой литературной судьбой. "Судьба меня закалила, многому научила и в то же время не лишила способности выражать себя теми средствами, которыми наделила природа. Хорошо или плохо я ими распорядился - не мне судить. Во всяком случае, я очень старался"
  • Он действительно старался, не замалчивая о своём отношении к своим современникам-собратьям по перу –точно так же, как и он, взявшим на вооружение Гитару, Мысли, Голос, Чувства…

Видеозапись Б.Окуджавы « О Володе Высоцком я песню придумать решил»

II

Ведущий: Владимир Высоцкий вырос из Окуджавы, хотя это совершенно иное

Явление и структурно, и эмоционально, и психологически. Музыка у Высоцкого играла роль аккомпанемента, и гитара стала вторым подобием его голоса. Высоцкий был поющим нервом нашей эпохи, необыкновенно точно чувствующий вибрацию времени. 25 января – 25 июля, две фатальные даты, а между ними сорок два года – такая короткая, но столь много вместившая в себя жизнь. Как бесконечно жаль, что он «спешил-недоспешил», так и не дожил до свободы. Какое счастье, что он был среди нас и что он с нами теперь…

Выходит ученик, исполняющий роль В.С.Высоцкого

Ведущий: - Имя, фамилия, отчество

                   - Высоцкий Владимир Семёнович

                    - Должность

                    - Актёр

                    - Самый любимый писатель

                    - Булгаков

                    - поэт

                    - Б. Ахмадулина

                    - Любимый театр

                    - на Таганке

                    - Режиссёр

                    - Любимов

                    - Любимый скульптор, скульптура

                    - Роден, «Мыслитель»

                    - Любимый художник, картина

                    - Куинджи, «Лунный свет»

                    - Любимый композитор, музыкальное произведение

                    - Шопен, «Двенадцатый этюд»

                    - Песня

                    - «Вставай, страна огромная»

                   - Страна, к которой вы относитесь с симпатией

                   - Россия, Польша, Франция

                   - Идеал мужчины

                   - Марлон Брандо

                  - Идеал женщины

                  - Секрет

                  - Самые замечательные исторические личности

                  - Ленин, Гарибальди

                  - Исторические личности, внушающие тебе отвращение

                  - Гитлер, Мао

                  - Что такое, по-твоему, дружба

                  - Когда можно сказать человеку всё, даже самое отвратительное о себе

                  - Любимые черты характера человека

                  - Одержимость, отдача

                  - Отвратительные качества человека

                  - Глупость, серость, гнусь

                  - Любимое изречение

                  - Разберёмся

               - Что бы ты сделал в первую очередь, если бы стал главой правительства

                 - Отменил цензуру

                  - Где и когда родился, как начал писать песни

                  - Я родился 25 января 1938 года в семье военного, свою юность провёл в Москве, на Большом Каретном, где и начал писать. Первые мои песни – это дань времени. Это были так называемые «дворовые», городские песни, ещё их почему-то называли блатными. Это такая дань городскому романсу, который к тому времени был забыт. Эти песни были бесхитростные, была. Вероятно, в то время потребность в простом общении с людьми.

                 Видеозапись «Большой каретный»

Ведущий: Позднее Высоцкий стал писать о войне и более философских темах. Его много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие.

Высоцкий: Почему я так часто обращаюсь к военной теме? Во- первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это великая беда, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером.

 Чтецы под аккомпанемент «Мы вращаем Землю»

( В.Ёлшин,М.Гильмияров, А.Мазеин)

Высоцкий: Во-вторых, у меня военная семья. В-третьих, мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоёвываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия.

Чтец «Он не вернулся из боя» (С.Вохмяков)

Высоцкий: Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почётная задача –писать о людях, которые воевали.

Чтец « Братские могилы»( Е.Мельников)

Видеозапись « Песня истребителя»

Чтец «Чёрные бушлаты» В.Литвиненко

Высоцкий: Мой дядя очень много рассказывал мне о войне. Однажды батальон держал оборону в плавнях, и у него были открыты фланги. Из-за паники они об этом сообщили открытым текстом, немцы перехватили и начали их давить. Командир батальона дал команду на отход, впоследствии было принято решение его расстрелять. Но приказ не был приведён в исполнение, потому что начался сильный обстрел. Это человек – друг моего дяди, сейчас он в высоких чинах.  А песню «Тот, который не стрелял» я посвятил ему.

« Тот, который не стрелял» (С.Прасолов)

Ведущий:  Высоцкий исследовал состояние человека на войне так, как это  должны делать психологи. Содержание поэзии Высоцкого можно объяснить так – он писал о павших и живых. Буквально о павших – ушедших, погибших, не вставших. И ещё о живых, о том, как бьётся в человеке эта жажда жизни – до последнего мгновения. Он защищал эту жизнь в каждом.

Песня «Звёзды» (С.Прасолов)

Ведущий: Владимир Высоцкий привлёк к себе внимание КГБ достаточно рано. По свидетельству Леонида Мончинского, по «наводке КГБ» даже планировалось задержание  Высоцкого. Работники КГБ  не раз «инструктировали» Высоцкого, как нужно себя вести и что нужно петь, на что поэт резко отвечал:

Высоцкий: Я буду петь то, что пою. Я сам знаю, что можно и что нельзя. А что вы можете сделать – я сам всего достиг. Раз ничего нельзя, то всё можно.

Высоцкий читает стихотворение « Я не люблю» (Останин А.)

Ведущий: Исполняя свои песни, Высоцкий мог быть таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто бы от сильного веира закрывать глаза и втягивать голову в лечи. И казалось, ещё секунда и рухнет потолок, взорвутся динамики, не выдержав напряжения. А сам высоцкий упадёт, задохнувшись умрёт прямо на сцене. Казалось. Невозможно петь на таком нервном накале, нельзя дышать…. А он пел…, он дышал…

Чтец « Певец у микрофона» ( А.Мазеин)

Чтец «Канатоходец» (И.Скрипкин)

Ведущий ( из воспоминаний Ю.П.Любимова): Он рождён был поэтом. Имел дар божий – поэта. И это было самое ценное. Он открыл необъятные новые темы, которые часто многие поэты боялись и затрагивать.  Сейчас многие его песни разошлись на цитаты и афоризмы: «Ты, Зин, на грубость нарываешься» или  «Жираф большой, ему видней». Его песни становятся истинно народным достоянием.

Инсценирование «Диалог у телевизора» (М.Гильмияров, А.Мазеин)

 «Песенка про Белого слона» (С.Трапезникова, Е.Самихова, С.Прасолов)

«Одна научная загадка» (Суслов П.)

Ведущий ( из воспоминаний Ю.П.Любимова): Володя был азартный человек, очень любил бывать в разных компаниях. Жадно слушал людей. Он не читал наставления и не учительствовал, а именно слушал. То пойдёт в подводное плавание, моряки рисковали, брали его с собой, то лётчики брали его в самолёты, альпинисты брали в горы. А он им давал силу. Все они говорили, что лучше себя чувствуют, когда с ними Высоцкий, как-то спокойней, уверенней.

Песни Высоцкого, посвящённые горам(  « В суету городов и в потоки машин»,  «Здесь Вам не равнина, здесь климат иной», «Если друг оказался вдруг», «Ну вот исчезла дрожь в руках, теперь наверх», « Я спросил, зачем идёте в гору вы», « Так оставьте ненужные споры…»)

В суету городов и в потоки машин

                      A7                 Dm

        Возвращаемся мы - просто некуда деться!

                       Dm6                Am

        И спускаемся вниз с покоренных вершин,

                      E7                F       Am

        Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.

        Припев:

                       Am              Dm

                       Так оставьте ненужные споры!

                                   Am

                Я себе уже все доказал -

                                             Dm

                Лучше гор могут быть только горы,

                      E7             Am

                На которых еще не бывал.

                      Dm     E7     Am

                На которых еще не бывал.

Hm

Здесь вам не равнина, здесь климат иной:

Идут лавины одна за одной

   Em            A               D

И здесь за камнепадом рвёт камнепад.

   Em

И можно свернуть, обрыв обогнуть,

   Hm

Но мы выбираем трудный путь-

  F#                   Hm  (H7)  

Опасный,как военная тропа.

Кто здесь не бывал, кто не рисковал,

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звёзды хвотал с небес.

Внизу не встретишь,как не тянись

За всю свою счастливую жизнь,

Десятой доли таких красот и чудес.

Am(один удар по струнам)      Dm

   Ну вот, исчезла дрожь в руках,

   E7       Am

Теперь - наверх.

                               Dm

Ну вот, сорвался в пропасть страх,

   F      E7

Навек, навек...

A7                     Dm

 Для остановки нет причин,

  G7       C

Иду, скользя,

F                       Dm

 И в мире нет таких вершин,

      B        E7

Что взять нельзя.(небольшая пауза, Am в начале не брать)

Среди нехоженных путей

Один пусть мой,

Среди невзятых рубежей

Один - за мной,

Снега таят...

Среди нехоженных дорог

Одна моя.

               

        Так оставьте ненужные споры!

                                   Am

                Я себе уже все доказал -

                                             Dm

                Лучше гор могут быть только горы,

                      E7             Am

                На которых еще не бывал.

                      Dm     E7     Am

                На которых еще не бывал.

Ведущий: С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 1967, хотя узнал о ней гораздо раньше. В Союзе был популярен фильм «Колдунья» с её участием. Во время очередного приезда в Москву её друг пригласил марину в театр на Таганке, пообещав, что она увидит молодого, но очень талантливого и уже популярного актёра В.Высоцкого. Ей очень понравилась его игра в спектакле «Пугачёв»

Видеозапись «Монолог Хлопуши»

Ведущий:Марина согласилась прийти на ужин в ресторан, где присутствовали актёры, участвовавшие в спектакле. Владимир увёз марину с этого вечера к другу, где весь вечер пел для неё песни под гитару. А после начались бесконечные звонки друг другу. Из Москвы в Париж, Из Парижа в Москву.

Чтец « Здесь лапы у елей дрожат на весу» (В.Князев -10Б)

 

Высоцкий: Что я мог предложить тебе в период ранней нашей искромётной любви? Роскошные чертоги и дворцы всегда оказываются кем-то заняты. Но есть домики в горах. Моторные лодки на Москве-реке, квартиры друзей, куда можно позвонить в любое время суток. Я Хочу любить тебя сейчас, в эту минуту, и больше всего на свете боюсь произнести сокровенный глагол «любить2 в прошедшем времени.

Стихотворение «Я люблю» ( « Люблю тебя сейчас, не тайно- напоказ») (В.Ёлшин)

Марина Влади: Нам по 30 лет, у нас большой опыт жизни… А мы очарованы друг другом, как дети, впервые узнающие любовь… Мы вместе отныне и вовеки веков… Ты читаешь мне стихи – и это одна из самых полных минут нашей жизни. Сопричастность, глубокое единение. Это твой высший дар мне… В тридцать лет ты был талантливым человеком… В сорок два- ты Поэт, оставивший человечеству своё творчество.

  Путешествиями, знакомством с новыми местами ты старался показать мне как можно больше всего из того, что любил, что было тебе дорого. Мы побывали на Кавказе, на Украине, совершили круиз по Чёрному морю на теплоходе «Грузия». Как-то ты снимался в Белоруссии, взял меня с собой. Мы жили у какой-то бабушки, ночевали на сеновале. Это было прекрасно: великолепный лес, озёра. Где бы мы ни останавливались, у тебя всегда находились знакомые, друзья, так что главным всегда оставалось общение с интересными людьми.

Стихотворение «Баллада о любви»(М.Моршинина)

Марина Влади: 1980 год. В этом году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера –ВЛАДВЫСОЦКИЙ. В Космосе, среди огромного количества планет, блуждает иаленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем Володи…

Видеозапись «Корабли постоят…»

Ведущий: Что же такое бардовская песня?

Это не просто исполнение  стихотворений под аккомпанемент… Это нечто большее, выражение собственного «я» посредством музыки и слова, отражение эпохи…- у Высоцкого, откровения души – у Окуджавы… Это безграничное желание общаться с современниками и потомками, оставив не только проникновенные строки, но и запоминающиеся мелодии. Это дар…

 

«Изгиб гитары жёлтой…»-11А (1 куплет)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Булат Шалвович Окуджава Презентацию подготовила: Семенова Александра, ученица 11б класса, МОУ «СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов»

Слайд 2

ОКУДЖАВА Булат Шалвович - поэт, прозаик, драматург, кинодраматург. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье большевиков. Он был старшим из двух сыновей: отец их — Шалва Степанович — грузин; мать — Ашхен Степановна Налбандян — армянка. Раннее детство прошло в Москве, где семье выделили две комнаты в коммунальной квартире на Арбате, и в Тифлисе, куда ездили к родственникам. В 1932 семья переезжает в Нижний Тагил. В 1937 по обвинению в троцкизме отец был арестован и вскоре расстрелян, при хлопотах за мужа была арестована и мать. Дети остались в Москве с бабушкой.

Слайд 3

«Горестный отсвет катастрофы» лег на судьбу и творчество поэта, во многом определил автобиографическую канву его произведений. В конце 80-х гг. Окуджава скажет: "Я хочу воскресить своих близких!" Памяти детства, образам матери и отца, трагедии века, прошедшей по сердцам и судьбам, отрезвлению от детской романтической наивности "сына века" он посвятит цикл стихотворений "Арбатское вдохновение, или Воспоминание о детстве" (1988), автобиографические рассказы "Девушка моей мечты" (1985), "Нечаянная радость" (1986), роман "Упраздненный театр" (1989-1993), получивший Букеровскую премию в 1994 г. В нем звучит "скорбная и неостановимая мелодия утрат", ее полутона откладываются в памяти, в сердце, в душе. Герой романа - Отар по документам, Иван Иваныч по самоощущению, Ванваныч - по малолетству - так же, как и автор, не просто вспоминает о трагедии семьи и своем детстве, но хочет понять причину случившегося. Заехал к маме - умерла, К отцу хотел - а он расстрелян. И тенью черного орла горийского Весь мир застелен

Слайд 4

Как "шестидесятник" по мироощущению, Окуджава видит свою задачу в развенчивании сталинизма, о живучести которого он предупреждает во многих стихах ("Давайте придумаем деспота..." и др.). В творчестве Окуджава нет конфликта между отцами и детьми; романтика гражданской войны, героическая чистая юность матери и отца для него святы: О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой… Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой? О своей кровной связи со временем, его радостями и трагедиями говорится во многих его стихах и песнях: Я знаю этот мир не понаслышке: Я из него пророс, Но за его утраты и излишки С меня сегодня спрос Как истинный российский интеллигент, Окуджава несет в своем сердце чувство вины и покаяния.

Слайд 5

В 1942 г. прямо из IX класса Окуджава ушел на фронт, воевал под Моздоком на минометной батарее, был ранен. По возрасту он принадлежит к поэтам фронтового поколения. Тема войны - одна из главных в его творчестве. "Грустью и иронией, т. е. моей творческой зрелостью, я обязан главным образом войне. На войне я рассердился на жестокость судьбы, незаслуженно похитившей близких мне людей, но вместе с тем научился великому чувству прощения и понимания... Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко"

Слайд 6

Поэт изображает войну через призму восприятия и переживания "школяра"- мальчика 30-40-х гг., вчерашнего школьника, мечтающего о героических подвигах и славе, а попавшего в самое пекло войны, хлебнувшего окопных будней, суровой армейской службы. В автобиографической повести "Будь здоров, школяр!" (1960-1961) Окуджава, следуя традициям Л. Толстого, раскрывает сложный внутренний мир героя, его переживания, страх смерти, боли, слезы, ненависть к войне, трудный путь становления молодой души. В основе повести, а затем и киносценария "Женя, Женечка и "Катюша" (1967, совм. с В. Мотылем) лежит тема преодоления "школярства", взросления героя на войне. Критики упрекали Окуджава за излишний психологизм в изображении "частного человека" на войне, за якобы "дегероизацию" солдат-победителей. Спектакль по повести "Будь здоров, школяр!" тоже был запрещен.

Слайд 7

Всенародной любовью пользуются песни Окуджава о войне. Некоторые из них напоминают по форме и звучанию фронтовой фольклор военной поры, например песня "отдельного десантного батальона" ("Мы за ценой не постоим") к кинофильму "Белорусский вокзал" (1971) или "Бери шинель, пошли домой" из кинофильма "От зари до зари" (1975). Поэт скажет: Мы все войны шальные дети: и генерал и рядовой, но свои стихи и песни о войне он посвящает прежде всего ее рядовым участникам, незаметным и негероическим внешне, но сохранившим доброту, милосердие, любовь. Поэт ценит в их сердцах "скрытую теплоту патриотизма" Это скромные джазисты, сержант Петров, мальчики и девочки, "повзрослевшие до поры", к ним обращает поэт свою просьбу-призыв: "До свидания, мальчики! Мальчики. Постарайтесь вернуться назад!" Здесь птицы не поют, Деревья не растут, И только мы к плечу плечо Врастаем в землю тут. Горит и кружится планета, Над нашей Родиною дым, И значит, нам нужна одна победа, Одна на всех - мы за ценой не постоим..

Слайд 8

После войны, окончив университет, Окуджава учительствовал в школе дер. Шамордино Калужской обл., затем переведен был в город. Учитель словесности по образованию, он запечатлел этот период в грустно-иронических автобиографических рассказах "Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова" (1976), "Искусство кройки и шитья" (1985) и др. и в повести "Новенький, как с иголочки" (1962). Переехав в Москву в начале 50-х гг., Окуджава работает в издательствах, редакциях журналов и газет, печатает стихи. В 1956 г. вышел его первый поэтический сб. "Лирика" (Калуга), через три года второй - "Острова" (1959). Б. Окуджава с сыном

Слайд 9

Известность пришла к Окуджаве, когда он обратился к жанру авторской песни. По просьбе друзей он спел свои стихи под гитару в одной из московских квартир в 1956 г. Неповторимый язык, интонация доверительности, идущая как бы изнутри мелодия отсутствие фальши сделали песни культурной приметой времени и манифестом инакомыслящей интеллигенции вплоть до времен перестройки. «Мои настроения совпали с настроениями эпохи. И все. И поэтому мои песни считали откровениями. Я не преувеличиваю свою роль»

Слайд 10

В поэзии Окуджавы органически соединились слово, музыка и краски, грусть и ирония, любовь и печаль. Характерный для поэта жанр "песенки" нес в себе черты русского городского романса, фольклора, "пересаженного на городскую почву", традиционной элегии, баллады и других жанров лирики. Своими учителями Окуджава считает Пушкина и Л. Толстого, Б. Пастернака и Т. Манна, Беранже и Гофмана. "Я начинал с подражания Пушкину, затем Пастернаку",- заметил Окуджава в одной из бесед. Пушкинское начало постоянно присутствует в его поэзии и прозе. Пушкин для него - идеал: "Он недостижим, но важно стремление приблизиться к нему" В стихотворении "Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину" (1970) привычная уличная сценка приобретает символический обобщенный смысл: памятник Пушкину из фона, на котором постоянно фотографируются приезжие люди, превращается в Пушкинский фон жизни и культуры, критерий добра и порядочности, залог бессмертия человеческой души: На фоне Пушкина снимается семейство. Как обаятельны Все наши глупости и мелкие злодейства На фоне Пушкина. И птичка вылетает!

Слайд 11

По матери армянин, по отцу грузин, Окуджава считает себя "арбатским человеком, воспитанным на русской культуре литератором". Но "грузинское" лирическое начало звучит во многих его стихах и образах ("Грузинская песня", 1967, и др.). Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою... А иначе зачем на земле этой вечной живу? Окуджава воспел мир старого Арбата с его особой атмосферой жизни и человеческих отношений во многих песнях и стихах: "Ах, Арбат мой, Арбат!", "Арбатский дворик", "Арбатский романс", "Надпись на камне" и др. Арбат у Окуджава не только городское пространство, но и пространство души, поэзии, судьбы. У арбатского дворика человеческая душа, сама улица течет, как река, движется, несет в себе радость и беду. Арбатское начало породило в поэзии Окуджава множество неологизмов: "Арбатство, растворенное в крови, неистребимо, как сама природа" С гордостью причисляет себя поэт к высокому званию "дворянина с арбатского двора, Своим двором введенного в дворянство".

Слайд 12

Не мучьтесь понапрасну - всему своя пора: Траву взрастите - осенью сомнется. Вы начали прогулку с арбатского двора К нему-то все, как видно, и вернется.

Слайд 13

Во второй половине XX в. Окуджава воскресил в русской поэзии любовную лирику и ее музыкально-разговорные жанры. Стихи Окуджавы строятся по романсовому сюжету любовного романа со всеми его перипетиями. В романсах утверждается самоценность человеческой личности с ее чувствами и переживаниями. Прекрасная женственность окружена в романсах Окуджава романтическим ореолом королевства: "Женщина, Ваше Величество!"- восклицает поэт, верный рыцарь Прекрасной Дамы, черты ее он видит в своих современницах: "В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы!" По отношению к ней поэт соблюдает старинный (и несколько старомодный) ритуал в обращении, разговорах, поклонении и любви. Русского романса городского Слышится загадочный мотив, Музыку, дыхание и слово В предсказанье судеб превратив. За волной волна, и это значит: Минул век, и не забыть о том... Женщина поет. Мужчина плачет. Чаша перевернута вверх дном.

Слайд 14

К чему нам быть на «ты», к чему? Мы искушаем расстоянье. Милее сердцу и уму Старинное: я — пан, Вы — пани. Какими прежде были мы... Приятно, что ни говорите, Услышать из вечерней тьмы: «Пожалуйста, не уходите». Я муки адские терплю, А нужно, в сущности, немного — Вдруг прошептать: «я Вас люблю, Мой друг, без Вас мне одиноко». Зачем мы перешли на «ты»? За это нам и перепало — На грош любви и простоты, А что-то главное пропало.

Слайд 15

Одушевлены в поэзии Окуджавы и другие общечеловеческие чувства и понятия: Совесть, Благородство и Достоинство, Вера, Надежда, Любовь, Страдание. Окуджава считает, что мир спасет не красота, а страдание. Любимый образ поэта - образ Надежды. Верить и надеяться призывает он своих слушателей и читателей, заражая их эмоционально, сопереживая вместе с ними. Побуждение к добру, братству звучит в лирических обращениях поэта, ставших поэтическими афоризмами, формулой этического поведения: "Возьмемся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке!", "Давайте говорить друг другу комплименты, Ведь это все любви счастливые моменты!" и др. Поколение романтиков: Б.Окуджава, А.Городницкий, Ю. Ким 1986

Слайд 16

В 80-90-е гг. в творчестве Окуджавы произошли некоторые изменения. Сыновнее отношение к времени уступило место зрелому отцовскому чувству, появилась философская "итоговая" интонация, тема смерти. Романтическое бездомье юности сменилось чувством дома, в котором все соразмерно желаньям поэта. В сб. "Милости судьбы" (1993) и цикле "Житейские мелочи" (1995) Окуджава дает реалистические зарисовки жизни, обращается к дневнику путешествия по разным странам, разговаривает с современниками - живыми и мертвыми друзьями, размышляет о времени, народе и толпе: Что ж, век иной. Развеяны все мифы, Повержены умы. Куда ни посмотреть – все скифы, скифы, скифы. Их тьмы, и тьмы, и тьмы… Кажется, стих утратил мелодию, стал разговорным, поэт хочет не пропеть, а рассказать о жизни, ответить на все вопросы ("Я вас обманывать не буду"). Но все-таки Окуджава остается верен себе: Мы романтики старой закалки Из минувшей и страшной поры. Мы явились на свет из-под палки, Чтоб воспеть городские дворы

Слайд 17

Кроме автобиографической прозы, Окуджава пишет исторические романы: "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы", 1969), "Путешествие дилетантов" (1971 -1977), "Свидание с Бонапартом" (1979-1983) и др. Увлеченный эпохой декабризма, ее истоками и последствиями для русской истории, Окуджава создает своеобразную трилогию о сложном соотношении вольнолюбивых теорий и программ преображения России с непосредственным житейским морем, реальной жизнью и чувствами людей, их любовью, семьей и бытом. Романтическая в своей основе, проза Окуджавы следовала не за конкретными историческими документами и фактами, хотя они в ней есть. Писателя привлекает "домашняя", человеческая суть русской истории, не столько события, сколько их восприятие и переживание героями. При этом он замечает: "В каждом герое - я. Герой насыщен тем, что мучает меня, что бушует во мне« Историческую прозу Окуджавы называют ретроспективной, потому что в каждом романе присутствует литературная маска рассказчика из будущего, иногда им бывает автор, в руки которого попадает дневник или записки какого-нибудь "частного человека" из прошлого. Пока не замело следы их на крыльце И ложь не посмеялась над судьбою, Я написал роман о них, но в их лице О нас: ведь все, мой друг, о нас с тобою

Слайд 18

В стихотворении с прозаическим названием "Я пишу исторический роман" Окуджава отстаивает свое право на творческую свободу: Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить. И пока еще жива Роза красная в бутылке, Дайте выкрикнуть слова, Что давно лежат в копилке. Он считает себя человеком со счастливой литературной судьбой. "Судьба меня закалила, многому научила и в то же время не лишила способности выражать себя теми средствами, которыми наделила природа. Хорошо или плохо я ими распорядился - не мне судить. Во всяком случае, я очень старался"

Слайд 19

Памятник Б. Окуджаве на Старом Арбате



Предварительный просмотр:

  • Булат Окуджава - поэт, прозаик, драматург, кинодраматург.
  • Родился 9 мая 1924 в Москве в семье большевиков. Он был старшим из двух сыновей: отец их — Шалва Степанович — грузин; мать — Ашхен Степановна Налбандян — армянка.
  •  Раннее детство прошло в Москве, где семье выделили две комнаты в коммунальной квартире на Арбате, и в Тифлисе, куда ездили к родственникам.
  • В 1932 семья переезжает в Нижний Тагил.
  • В 1937 по обвинению в троцкизме отец был арестован и вскоре расстрелян, при хлопотах за мужа была арестована и мать. Дети остались в Москве с бабушкой.
  •  «Горестный отсвет катастрофы» лег на судьбу и творчество поэта, во многом определил автобиографическую канву его произведений.

  • В конце 80-х гг. Окуджава скажет: "Я хочу воскресить своих близких!" Памяти детства, образам матери и отца, трагедии века, прошедшей по сердцам и судьбам, отрезвлению от детской романтической наивности "сына века" он посвятит цикл стихотворений "Арбатское вдохновение, или Воспоминание о детстве" (1988), автобиографические рассказы "Девушка моей мечты" (1985), "Нечаянная радость" (1986), роман "Упраздненный театр" (1989-1993), получивший Букеровскую премию в 1994 г.
  • В нем звучит "скорбная и неостановимая мелодия утрат", ее полутона откладываются в памяти, в сердце, в душе. Герой романа - Отар по документам, Иван Иваныч по самоощущению, Ванванч - по малолетству - так же, как и автор, не просто вспоминает о трагедии семьи и своем детстве, но хочет понять причину случившегося.
    Заехал к маме - умерла,
    К отцу хотел - а он расстрелян.
    И тенью черного орла горийского
    Весь мир застелен

  • Как "шестидесятник" по мироощущению, Окуджава видит свою задачу в развенчивании сталинизма, о живучести которого он предупреждает во многих стихах ("Давайте придумаем деспота..." и др.).
  • В творчестве Окуджава нет конфликта между отцами и детьми; романтика гражданской войны, героическая чистая юность матери и отца для него святы:
    О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой…
    Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?
  • О своей кровной связи со временем, его радостями и трагедиями говорится во многих его стихах и песнях:
    Я знаю этот мир не понаслышке:
    Я из него пророс,
    Но за его утраты и излишки
    С меня сегодня спрос
  • Как истинный российский интеллигент, Окуджава несет в своем сердце чувство вины и покаяния.

  • В 1942 г. прямо из IX класса Окуджава ушел на фронт, воевал под Моздоком на минометной батарее, был ранен. По возрасту он принадлежит к поэтам фронтового поколения. Тема войны - одна из главных в его творчестве. "Грустью и иронией, т. е. моей творческой зрелостью, я обязан главным образом войне. На войне я рассердился на жестокость судьбы, незаслуженно похитившей близких мне людей, но вместе с тем научился великому чувству прощения и понимания... Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко"

 

  • Поэт изображает войну через призму восприятия и переживания "школяра"- мальчика 30-40-х гг., вчерашнего школьника, мечтающего о героических подвигах и славе, а попавшего в самое пекло войны, хлебнувшего окопных будней, суровой армейской службы. В автобиографической повести "Будь здоров, школяр!" (1960-1961) Окуджава, следуя традициям Л. Толстого, раскрывает сложный внутренний мир героя, его переживания, страх смерти, боли, слезы, ненависть к войне, трудный путь становления молодой души. В основе повести, а затем и киносценария "Женя, Женечка и "Катюша" (1967, совм. с В. Мотылем) лежит тема преодоления "школярства", взросления героя на войне. Критики упрекали Окуджава за излишний психологизм в изображении "частного человека" на войне, за якобы "дегероизацию" солдат-победителей. Спектакль по повести "Будь здоров, школяр!" тоже был запрещен.

  • Всенародной любовью пользуются песни Окуджава о войне. Некоторые из них напоминают по форме и звучанию фронтовой фольклор военной поры, например песня "отдельного десантного батальона" ("Мы за ценой не постоим") к кинофильму "Белорусский вокзал" (1971) или "Бери шинель, пошли домой" из кинофильма "От зари до зари" (1975).
  • Поэт скажет: «Мы все войны шальные дети: и генерал и рядовой», но свои стихи и песни о войне он посвящает, прежде всего, ее рядовым участникам, незаметным и негероическим внешне, но сохранившим доброту, милосердие, любовь.
  •  Поэт ценит в их сердцах "скрытую теплоту патриотизма" Это скромные джазисты, сержант Петров, мальчики и девочки, "повзрослевшие до поры", к ним обращает поэт свою просьбу-призыв: "До свидания, мальчики! Мальчики. Постарайтесь вернуться назад!"

 

  • Войне и смерти противопоставляет Окуджава людское братство. В балладе "Король" он воспел бессмертие обыкновенного арбатского мальчишки Леньки Королева, который "кепчонку, как корону, набекрень и пошел на войну", погиб в боях, но навсегда остался в памяти людей, в жизни московских улиц и дворов.
    Свой лирический дар сам поэт связывает с чудесным спасением на войне и предназначением судьбы спеть за тех, кто погиб:
    Судьба ли меня защитила, собою укрыв от огня?
    Какая-то тайная сила всю жизнь охраняла меня.
    И так все сошлось, дорогая.
    Наверно, я там не сгорел,
    Чтоб выкрикнуть здесь, догорая, про то, что другой не успел"

 

  • После войны, окончив университет, Окуджава учительствовал в школе дер. Шамордино Калужской обл., затем переведен был в город. Учитель словесности по образованию, он запечатлел этот период в грустно-иронических автобиографических рассказах "Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова" (1976), "Искусство кройки и шитья" (1985) и др. и в повести "Новенький, как с иголочки" (1962).
  • Переехав в Москву в начале 50-х гг., Окуджава работает в издательствах, редакциях журналов и газет, печатает стихи. В 1956 г. вышел его первый поэтический сб. "Лирика" (Калуга), через три года второй - "Острова" (1959).

  • Известность пришла к Окуджаве, когда он обратился к жанру авторской песни. По просьбе друзей он спел свои стихи под гитару в одной из московских квартир в 1956 г. «Мои настроения совпали с настроениями эпохи. И все. И поэтому мои песни считали откровениями. Я не преувеличиваю свою роль»
  • Неповторимый язык, интонация доверительности, идущая как бы изнутри мелодия отсутствие фальши сделали песни культурной приметой времени и манифестом инакомыслящей интеллигенции вплоть до времен перестройки.

  • В поэзии Окуджавы органически соединились слово, музыка и краски, грусть и ирония, любовь и печаль. Характерный для поэта жанр "песенки" нес в себе черты русского городского романса, фольклора, "пересаженного на городскую почву", традиционной элегии, баллады и других жанров лирики. Своими учителями Окуджава считает Пушкина и Л. Толстого, Б. Пастернака и Т. Манна, Беранже и Гофмана. "Я начинал с подражания Пушкину, затем Пастернаку",- заметил Окуджава в одной из бесед. Пушкинское начало постоянно присутствует в его поэзии и прозе. Пушкин для него - идеал: "Он недостижим, но важно стремление приблизиться к нему" В стихотворении "Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину" (1970) привычная уличная сценка приобретает символический обобщенный смысл: памятник Пушкину из фона, на котором постоянно фотографируются приезжие люди, превращается в Пушкинский фон жизни и культуры, критерий добра и порядочности, залог бессмертия человеческой души:
  • На фоне Пушкина снимается семейство.
    Как обаятельны
    Все наши глупости и мелкие злодейства
    На фоне Пушкина.
    И птичка вылетает!

  • По матери армянин, по отцу грузин, Окуджава считает себя "арбатским человеком, воспитанным на русской культуре литератором". Но "грузинское" лирическое начало звучит во многих его стихах и образах ("Грузинская песня", 1967, и др.).

            Виноградную косточку в теплую землю зарою,

            и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

            и друзей созову,

            на любовь свое сердце настрою...

           А иначе зачем на земле этой вечной живу?

  • Окуджава воспел мир старого Арбата с его особой атмосферой жизни и человеческих отношений во многих песнях и стихах: "Ах, Арбат мой, Арбат!", "Арбатский дворик", "Арбатский романс", "Надпись на камне" и др. Арбат у Окуджава не только городское пространство, но и пространство души, поэзии, судьбы.
  • У арбатского дворика человеческая душа, сама улица течет, как река, движется, несет в себе радость и беду. Арбатское начало породило в поэзии Окуджава множество неологизмов: "Арбатство, растворенное в крови, неистребимо, как сама природа" С гордостью причисляет себя поэт к высокому званию "дворянина с арбатского двора, Своим двором введенного в дворянство". (Песня об Арбате)

  • Во второй половине XX в. Окуджава воскресил в русской поэзии любовную лирику и ее музыкально-разговорные жанры. Стихи Окуджавы строятся по романсовому сюжету любовного романа со всеми его перипетиями. В романсах утверждается самоценность человеческой личности с ее чувствами и переживаниями.
    Русского романса городского
    Слышится загадочный мотив,
    Музыку, дыхание и слово
    В предсказанье судеб превратив.
    За волной волна, и это значит:
    Минул век, и не забыть о том...
    Женщина поет. Мужчина плачет.
    Чаша перевернута вверх дном.
    Прекрасная женственность окружена в романсах Окуджава романтическим ореолом королевства: "Женщина, Ваше Величество!"- восклицает поэт, верный рыцарь Прекрасной Дамы, черты ее он видит в своих современницах: "В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы!" По отношению к ней поэт соблюдает старинный (и несколько старомодный) ритуал в обращении, разговорах, поклонении и любви (Зачем мы перешли на ты)

  • Одушевлены в поэзии Окуджавы и другие общечеловеческие чувства и понятия: Совесть, Благородство и Достоинство, Вера, Надежда, Любовь, Страдание. Окуджава считает, что мир спасет не красота, а страдание. Любимый образ поэта - образ Надежды. Верить и надеяться призывает он своих слушателей и читателей, заражая их эмоционально, сопереживая вместе с ними. Побуждение к добру, братству звучит в лирических обращениях поэта, ставших поэтическими афоризмами, формулой этического поведения: "Возьмемся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке!", "Давайте говорить друг другу комплименты, Ведь это все любви счастливые моменты!" и др. (Давайте говорить друг другу комплименты)

  • В 80-90-е гг. в творчестве Окуджавы произошли некоторые изменения. Сыновнее отношение к времени уступило место зрелому отцовскому чувству, появилась философская "итоговая" интонация, тема смерти. Романтическое бездомье юности сменилось чувством дома, в котором все соразмерно желаньям поэта. В сб. "Милости судьбы" (1993) и цикле "Житейские мелочи" (1995) Окуджава дает реалистические зарисовки жизни, обращается к дневнику путешествия по разным странам, разговаривает с современниками - живыми и мертвыми друзьями, размышляет о времени, народе и толпе:

      "Что ж, век иной.

        Развеяны все мифы,

        Повержены умы.

        Куда ни посмотреть - все скифы, скифы, скифы.

        Их тьмы, и тьмы, и тьмы"

  • Кажется, стих утратил мелодию, стал разговорным, поэт хочет не пропеть, а рассказать о жизни, ответить на все вопросы ("Я вас обманывать не буду"). Но все-таки Окуджава остается верен себе:

     "Мы романтики старой закалки

       Из минувшей и страшной поры.

                  Мы явились на свет из-под палки,

      Чтоб воспеть городские дворы", - скажет он в стихотворении, посвященном Н.     Матвеевой. Лирический герой остро ощущает свою вину и готов расплатиться за надежду "самой горькой дворовой ценой"

  • Кроме автобиографической прозы, Окуджава пишет исторические романы: "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы", 1969), "Путешествие дилетантов" (1971 -1977), "Свидание с Бонапартом" (1979-1983) и др.

Увлеченный эпохой декабризма, ее истоками и последствиями для русской истории, Окуджава создает своеобразную трилогию о сложном соотношении вольнолюбивых теорий и программ преображения России с непосредственным житейским морем, реальной жизнью и чувствами людей, их любовью, семьей и бытом. Романтическая в своей основе, проза Окуджавы следовала не за конкретными историческими документами и фактами, хотя они в ней есть. Писателя привлекает "домашняя", человеческая суть русской истории, не столько события, сколько их восприятие и переживание героями. При этом он замечает: "В каждом герое - я. Герой насыщен тем, что мучает меня, что бушует во мне"

Историческую прозу Окуджавы называют ретроспективной, потому что в каждом романе присутствует литературная маска рассказчика из будущего, иногда им бывает автор, в руки которого попадает дневник или записки какого-нибудь "частного человека" из прошлого.                  "Пока не замело следы их на крыльце

И ложь не посмеялась над судьбою,

Я написал роман о них, но в их лице

О нас: ведь все, мой друг, о нас с тобою".

  • В стихотворении с прозаическим названием "Я пишу исторический роман" Окуджава отстаивает свое право на творческую свободу:
    Каждый пишет, как он слышит,
    Каждый слышит, как он дышит.
    Как он дышит, так и пишет,
    Не стараясь угодить.
    И пока еще жива
    Роза красная в бутылке,
    Дайте выкрикнуть слова,
    Что давно лежат в копилке
    . 

    Он считает себя человеком со счастливой литературной судьбой. "Судьба меня закалила, многому научила и в то же время не лишила способности выражать себя теми средствами, которыми наделила природа. Хорошо или плохо я ими распорядился - не мне судить. Во всяком случае, я очень старался"
  • Поэт умер во время своей заграничной поездки в Париже 12 июня 1997 , похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главное трибуной «шестидесятников» был а ктовый зал Политехнического института


Предварительный просмотр:

Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой, ориентация на коллективное пение непрофессионалами.

Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме.

В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ и в Педагогическом институте им. Ленина. Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева.

Позднее, в 1960-х — 80-х, классиками жанра стали Владимир ВысоцкийАлександр ГаличВладимир ТуриянскийВиктор БерковскийСергей Никитин,Александр ГородницкийАлександр ЛобановскийАрон КруппЕвгений КлячкинЮрий КукинАлександр МирзаянВладимир БережковВера МатвееваВиктор ЛуферовАлександр ТкачёвПётр СтарчикАлександр СухановВероника ДолинаАлександр ДольскийЛеонид Семаков, в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил ЩербаковЛюбовь Захарченко и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»).

Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников».

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.

Первый этап — романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.

Особняком, однако, стояли горькие и сатирические песни А. Галича, который уже в начале 60-х гг. («Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью.

С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю.Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам.

Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные приёмы (так, его интонационная находка — распевание согласных) и лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики.

Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).

Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций (в 1981 году после XXV Московского слёта КСП[1] по линии ВЦСПС было разослано в регионы письмо, запрещающее предоставление любых площадок для сценических выступлений Юлию КимуАлександру Мирзаяну и Александру Ткачёву), издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию (А. Галич), всячески поносили в печати и т. д. В то же время, благодаря «магнитиздату», её знали, пели, слушали, переписывали друг у друга.

Власти попытались овладеть авторской песней изнутри, взяв под «крышу» комсомола стихийно возникавшие повсюду «клубы самодеятельной (первоначально — студенческой) песни» (КСП). Но это удавалось им не слишком хорошо.

Повзрослевшие «барды»-основатели жанра продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим — настроения, суммированные в чеканной строчке Б. Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, В. Долиной, а также бард-рокеров (А. МакаревичБ. Гребенщиков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты к урокам музыки в 8 классе:«Мюзикл», «Оперетта», «Бардовская песня»

Тесты в преподавании музыки в школе направлены на определение объема и качества освоения содержания программного материала; проверку и контроль уровня освоения основных видов деятельности уч...

Вечер бардовской песни

Данный вечер можно провести в форме литературно-музыкальной гостиной для учащихся старших классов. К сценарию прилагаются презентации о бардах....

Внеурочное мероприятие "Классика бардовской песни".

Внеурочное мероприятие  "Классика бардовской песни"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по музыке: «Эти песни не горят, они в воздухе парят!» (Бардовская песня)

Цель: Познакомить учащихся с жанром авторской песни.Задачи:  1.Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.2.Сформировать представление о бардах.3.Побудить детей к выразительному...

Презентация "Авторская (бардовская) песня"

Цель работы: Поближе познакомить учащихся с жанром авторской песни; приобщить их к бардовской  песне.Ссылка для скачивания файла: http://www.fayloobmennik.net/1981684...

открытый урок на тему "Бардовская песня"

Знакомство учащихся с жанром барджовской песни , с ее истоками....

Бардовская песня

Материал к вечеру "Бардовской песни"...