открытый урок на тему "Бардовская песня"
план-конспект урока (музыка, 6 класс) по теме

миронова елена леонидовна

Знакомство учащихся с жанром барджовской песни , с ее истоками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bard_pesnya.docx26.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        Урок – беседа в 6-ом классе на тему:

«Авторская (бардовская) песня-прошлое и  настоящее»          

Цель: расширить представления учащихся об авторской песне , ее жанрах и особенностях.

Задачи: активно формировать эмоционально-ценностный , нравственно-эстетический опыт подростков , а также опыт музыкально-художественного творчества.

Музыкальный материал: песни известных баhрдов  

Зрительный ряд: презентация на тему «Творчество бардо

    Литературный ряд: стихи Б.Окуджавы и др. авторов.

                                                                    Ход урока

                                                                ( Слайд №1 )

  1. Закрепление пройденного материала

Здравствуйте , ребята! Наш урок я хотела бы начать словами замечательного известного советского барда Б.Окуджавы.

«Возьмемся за руки друзья,                                                                                                Возьмемся за руки друзья,                                                                                                      Чтоб не пропасть поодиночке!»

Сегодня снова пойдет речь об авторской песне. Это уже 2-ой урок , который мы посвятим этой теме.                                                                                       Давайте вспомним , что авторскую песню еще называют «бардовской».                                                      Вспомним об ее истоках , о замечательных исполнителях авторской песни конечно же разберемся – какую роль выполняет этот музыкальный жанр в жизни простых людей , зачем она им нужна и за что они ее любят?

                                   (Дети исполняют песню М.Светлова «Глобус»)

                                  Слайд №2 - 3

Учитель - В названии бардовская мы слышим слово -  бард.                                                                                     – Это русское слово? -                                                                                                                                                              Ученик- Нет , это слово иностранное.                                                                                                                             Учитель – Что же оно означает?                                                                                                                                         Ученик – Бард (от англ. и ирландского яз. переводится как певец).                                                               Народный певец у древних кельтских племен. В средние века бардами называли профессиональных поэтов – певцов , служивших при княжеских дворах в Ирландии. В наши дни бардами называют создателей авторской песни.

                                                Слайд №4

Учитель – Ну , а что же в Древней Руси?  Были у нас свои барды?                                                                          Ученик – Да , свое начало этот жанр берет музыкальной культуре Древней Руси.  По городам и деревням ходили древние слагатели былин – Баяны с гуслями в руках – это певцы – сказители.                                                                    В своих песнях они несли людям правду жизни , песни их были сердечно красивы , правдивы и чисты.                                                                                            Люди их очень любили , и завидев их , бросали все дела и внимательно вслушивались в то , о чем они пели.

                               (Просмотр картины В.Васнецова «Баян»)

Учитель – Давайте рассмотрим на экране картину В.Васнецова «Баян».                                                                    Что мы видим? (ответы детей).                                                                                                                                                  Да , на картине седовласый старец Баян певец – сказитель исполняет песню. Люди , сидящие рядом с ним , внимательно его слушают В руках певца – гусли (старинный щипковый инструмент). Весь вид певца показывает нам , что песня о чем-то важном , что волнует людей.

Учитель – А с каким оперным былинным героем певцом-сказителем мы с вами знакомы? Назовите автора этой оперы и ее название.                                                                                                                                    Ученик – Это певец – гусляр Садко из оперы Н.Римского – Корсакова «Садко».  

                                                              (   слайд №5 )                                                                                                                                                              (Звучит песня Садко из оперы «Садко» )      

  1. Изучение нового материала.

А теперь поговорим о современной авторской песне.                                                                                                  Свое развитие она получила в 60-е годы 20-го века.  Создатели авторской песни в наше время чаще всего не являются профессиональными музыкантами.  Для них в песне все таки главное – слово , текст.

                                           Слайд №6

В самом начале авторские песни чаще называли студенческими и туристскими , так как сочинялись они студентами , и распевались в студенческих общежитиях , и в туристических походах.                                                              Песни бардов обычно звучат под аккомпанемент – гитары.                                                                                      Булат Окуджава (известный советский бард) говорил , что авторская песня – это «поэзия под гитару».           В Высоцкий (актер , бард) называл бардов поэтами , которые исполняют свои стихи под музыку.

                                                                      Слайды №7-10

Кто же они – авторы – исполнители авторских песен.                                                                                                                                                          Назову несколько самых известных имен : Б.Окуджава , А.Галич , В.Высоцкий , Ю.Визбор, А. Дольский , О.Митяев , А.Розенбаум.

                                                              (Звучит бардовская  песня)

 Учитель -   В чем же ценность авторской песни?-

Несомненно это искренность , доверие , доступность для исполнения и восприятия любым человеком. В этих песнях авторы размышляют о смысле жизни , признаются в любви и воспевают дружбу , а так же много в этих песня шуток , юмора , сатиры.   И в то же время это настоящая музыка , способная скупыми средствами выразить глубокие чувства человека

                                                                  (Дети исполняют песню….)

Вывод:  -Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?-

Ученики -  Мы узнали что такое авторская песня , кто является авторами и исполнителями. О чем эти песни , какую роль  они играют в жизни простых людей. Узнали имена известных бардов , разучили несколько авторских песен.

Учитель – На этом наш урок заканчивается , спасибо за активное участие и работу на уроке. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»

1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...

Открытый урок литературы в 11 классе по теме: «Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича, С. Трофимова. Любовная лирика».

Литературная гостиная.Учитель: Щепилова Е. В. Открытый урок литературы в 11 классе по теме:«Авторская песня. Песенное творчество В. Высоцкого, А. Макаревича,С.  Трофимова. Любовная лир...

Конспект открытого занятия "Музыка и песни для детей" объединения «Клуб любителей песни»

Открытое занятие для ребят любого возраста.Это занятие очень удобно использовать в качестве первого, ознакомительного.  Песня очень удобна тем, что детям не надо знать ее слова, надо просто повто...

Открытый урок "Мир авторской песни"

Видеоурок в 6 классеСсылка на видео:Мир авторской песниПрилагаемые материалы:1) Сценарий урока2) Презентация к уроку...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Открытый   урок "Английская грамматика в песнях и стихах" с использованием нетрадиционных форм обучения, с элементами театрализованного представления, песнями и стихами.

Цель: активизация пройденного грамматического материалаЗадачи:образовательные:активизировать употребление в речи грамматического материала (The Present Simple Tense, The Past Simple Tense,The Future S...

Открытый урок литературы "Авторская песня" 11 класс

Конспект открытого урока литературы в 11 классе "Авторская песня"...