Технологическая карта по рассказу Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Кеденова Марина Николаевна

в помощь коллегам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по русской литературе в 7 «А»классе:

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Смысл названия рассказа.

Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием ИКТ.

Форма урока: нетрадиционная

Цель: подведение  учащихся к осознанию того, что человек должен быть ноcителем честности, справедливости и  доброго отношения к миру, «хамелеонство»- то качество, которое нужно разоблачать в людях.

Задачи:

  • расширять знания о биографии и творчества А.П.Чехова;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы, анализа текста;
  • формировать умения оценивать действия героев,  
  • объяснить значение художественной детали в раскрытии характеров героев;
  • способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом;
  • воспитать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом этических, правовых и духовно-нравственных аспектов её распространения.

Оборудование: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин « Литература» 7 класс; презентация, лист-самоконтроль, ТРКМ на ватманах

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Знать cодержание рассказа «Хамелеон» А.П. Чехова;

Осваивать способы решения выдвигаемых

Раскрыть нравственные понятия: хамелеон, угодничество, лицемерие. Вырабатывать в себе только такие нравственные качества как: любовь, доброта, честность, трудолюбие, справедливость, дружба.

Уметь определять проблемы, поднятые автором в

проблем поискового характера; обнаруживать

произведении, давать характеристику герою;

противоречия между видимостью и сущностью

аргументированно формулировать свое отношение

героя; активно использовать речевые средства

к прочитанному; выявлять нравственные качества

для решения коммуникативных и

героя: хамелеонство, угодничество, подхалимство, двуличие

познавательных задач; определять цели и пути

их решения.

Основные понятия и термины

Рассказ, юмор, сатира, хамелеон

Методы обучения

Проблемно-поисковый, иccледовательский

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые образовательные результаты (УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Создание положительного настроя на урок.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Любите разгадывать тайны слова? Вытяните тот смайлик , который соответствует вашему настроению и займите места в классе.

Итак, сегодня урок проведу у вас я, меня зовут Марина Николаевна. Урок необычен тем, что в нём находятся гости, поприветствуйте их. Работать будем в группах, свою деятельность будете фиксировать на листе-самоконтроле. Принцип работы в группе: «Один за всех и все за одного»

Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше духовное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что сегодня, на уроке литературы, мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат эти слова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова стали смыслом его жизни и творчества. Вы знаете, кто он?

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

   Личностные:

формирование ценностных

ориентиров и смыслов

учебной деятельности на

основе развития

познавательных интересов.

Регулятивные: осознание

обучающимися стремления к

постижению нового.

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового».

Да, действительно, нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, А.П.Чеховым  Вкратце вспомним его  биографию с помощью информации на слайде «Интересные факты из жизни Чехова».

Личностные:

самоопределение,

стремление к речевому

общению:

Познавательные:

Свободное восприятие

информации.

Регулятивные: стремление

к постижению нового.

3. Целеполагание.

Цель: подведение  учащихся к самостоятельной формулировки темы и цели урока

На слайде изображены картинки. Как вы думаете, какова тема урока? Сформулируйте цели?

Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока.

Регулятивные:

Целеполагание,

планирование,

cаморегуляция.

4. Первичное закрепление в знакомой ситуации

Цель: проверка на знание  текста,д/з.

С помощью приёма «Звёздный пересказ»

1 слово- для названия

  2 слова о том, что ты чувствовал

3 слова-про обстоятельства

4 слова- о проблеме

5 слов-для выхода из проблемы

Кратко пересказываю рассказ с помощью приёма ТРКМ «Звёздный пересказ», данный да д/з. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу.

Познавательные:

формировать навыки

поисковой,

исследовательской

деятельности; извлекать

необходимую информацию;

сравнивать, объясняя

критерии для сравнения.

Коммуникативные:

С достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли; высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

5. Построение проекта.

 Цель:  

Умение определять проблемы, поднятые автором в

произведении, давать характеристику герою;

аргументированно формулировать свое отношение

к прочитанному.

На данном этапе вам предстоит выполнить минипроекты с помощью ТРКМ. Откройте конверты и выполните данные  задания. У каждой группы есть карточки-помощники. Они помогут, при испытании сложностей.  На выполнение даётся 5 минут, если что-то не успеваете, дополняете устно. Договорились? Работаем в группах, не забывая наш  принцип. Задания 1 группе. Приём «Кластер»

1.На самом верхнем прямоугольнике запишите название рассказа вместе с его автором.

2. Заполняя второй (сверху) прямоугольник, ответьте на вопрос : Какие фамилии использует Чехов в своём рассказе?

3. На четырёх прямоугольниках разместите говорящие фамилии, героев рассказа.

4. На самом нижнем ряду (в квадратиках) охарактеризуйте героев рассказа

Задания 2 группе. Приём «Ромашка Блума».

1.На сердцевине ромашки запишите термин «художественные детали» вместе с определением.

2.Следовательно, по листочкам распределите все художественные детали с определениями. В каких ситуациях и с какой целью Чехов использует художественные детали в своём рассказе.  Задания 3 группе: 

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

  1. К какому жанру относится произведение А.П.Чехова?
  2. Как называется рассказ?
  3. Какие синонимы можно подобрать к слову хамелеонство?
  4. Назовите главного героя рассказа?
  1. Как вы думаете, почему рассказ называется «Хамелеон?»
  2. Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?
  3. Хамелеонство душевная или физическая болезнь?
  4. Какие ещё болезни души вы знаете?
  5. Рассказ «Хамелеон» юмористического или сатирического характера?

Работают с текстом. Анализируют художественное произведение. Подбирают цитаты из текста.

Работают над над героями рассказа(говорящими фамилиями). Дают им характеристику.

Работают над художественными деталями. Дают краткую характеристику деталям и их роль в тексте.

Отвечают на поставленные вопросы, развиваю письменную и устную речь. Выдвигают позиции. Обмен мнениями

Личностные: формирование

позитивной оценки.

Познавательные:

Построение речевого

высказывания;

доказательство рассуждения.

Коммуникативные:

Формирование собственного

мнения

Регулятивные: сознательно

организовывать свою

познавательную

деятельность; принимать и

сохранять учебную задачу;

осуществлять решение

учебной задачи под руководством учителя.

  1. Реализация построенного проекта. Выход из затруднения.

Цель: анализ рассказа с целю осмысления содержания с помощью ТРКМЧП

Не забыли наш принцип работы? Кто смелее? Кто быстрее? Какая группа начнёт?

Корректирует, направляет, подсказывает.

Выступают группами. Прослушивают друг друга. Оценивают свою учебную деятельность Выразительно читают, связно излагают свои мысли  и формулируют ответы на поставленные  вопросы.

Личностные: развитие

готовности к

сотрудничеству.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой

информации

  1. Физкультминутка.

Попрошу всех привстать с мест, расслабиться, закрыть глаза , выполнить вращение головы направо, налево, а затем открыть глаза и нарисовать в воздухе своё имя с помощью глаз.

Расслабляются, выполняют упражнения для глаз

8.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: обобщение и умение делать вывод. Самоконтроль по эталону.

ТЕСТ ПО РАССКАЗУ А. П. ЧЕХОВА. «ХАМЕЛЕОН»

1. Кого из героев можно назвать главным в рассказе?

а) Очумелова

б) Хрюкина

в) щенка

г) генерала

2. Определите жанр произведения.

а) повесть

б) очерк

в) эпиграмма

г) рассказ

3. Каково авторское отношение к героям рассказа?

а) сочувствие

б) негодование

в) высмеивание

г) безразличие

4. Чем являются в рассказе следующие предметы: «шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина», «узелок в руке»?

а) бытописанием

б) художественной деталью

в) символом

5. Кого в рассказе А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?

а) Очумелова

б) Хрюкина

в) Елдырина

г) повара

д) толпу зевак

6. В чем смысл заглавия рассказа?

а) в рассказе высмеивается лицемерие и угодничество

б) метафорическое обозначение чиновничества

Ответы к тесту «А. П. ЧЕХОВ. «ХАМЕЛЕОН»

1. а

2. г

3. в

4. б

5. а, б, д

6.а

Подведение итогов самими учащимися, (сам себя)оценивание своей учебной деятельности.

Познавательные:

Анализировать, сравнивать,

делать выводы;

самостоятельно создавать

способы решения проблем

творческого и поискового

характера,

Регулятивные:

Искать пути решения

проблемы; принимать и

сохранять учебную задачу;

осуществлять пошаговый

контроль по результату

выполнения.

8.Включение в систему знаний и повторение

1.По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод почему?

2. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину?

3.Почему рассказ назван «Хамелеон»?

4.Кого из героев можно назвать хамелеоном?

5. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие- горестными, грустными?

Познавательные:

систематизировать,

обобщать изученное.

Коммуникативные: строить

устное высказывание в

соответствие с

коммуникативной задачей.

Регулятивные:

самостоятельно

контролировать свое время и

управлять им; анализировать и оценивать правильность выбранных действий.

9.Рефлексия.

Цель: осознание учащимся своей учебной деятельности и самооценка результатов.

Приём ТРКМ «Незаконченные предложения»:

 Мне рассказ показался….

Я б никогда не был хамелеоном, потому что…

Мне б хотелось Очумелову сказать такие слова: «…….»

А если…..

Думаю честных, справедливых, добрых людей больше, чем хамелеонов, потому что….

Высказывают свои предложения, аргументируют.

Делают выводы. Оценивают свою учебную деятельность за урок..

Познавательные:

систематизировать,

обобщать изученное, делать

выводы.

Регулятивные: соотносить

цели урока с результатами

работы и со способами ее

достижения.

10. Домашнее задание.

Задаёт дифференцированное домашнее задание, что и предполагает ФГОС.

На выбор: А).Написать мини-рассуждение «Есть ли сейчас «ХАМЕЛЕОНЫ», подобные Очумелову?

Б) Составить тест по рассказу.

Записывают домашнее задание. Ставят оценки в дневники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одиннадцатое февраля. Классная работа. « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа , и мысли.»

Слайд 2

« В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа , и мысли .» А.П.Чехов .

Слайд 3

Интересные факты из жизни А.П.Чехова : Родился 17 января 1860 года в Таганроге. Родители: Павел Егорович и Евгения Яковлевна Чеховы. Антон Павлович родился третьим из шестерых детей. Когда будущему писателю исполнилось 16 лет, его отца признали банкротом, и семья вынуждена была покинуть родной город и бежать от долгов в Москву. Уехали все, кроме Антона: он остался в Таганроге. Одиночество пошло ему на пользу. Он подтянул учёбу, успешно решал отцовские вопросы и даже подрабатывал репетиторством. Тогда же появились его первые очерки и рассказы .

Слайд 4

В детстве было чувство вины перед родителями за тяжелое детство и юность , однако в зрелости Чехов говорил одно – он был безмерно благодарен родителям. В юности Чехов и думать не смел о том, чтобы посвятить жизнь литературной деятельности. Бедность и забота о родных заставили его избрать иное поприще – медицину, которая на то время приносила существенный доход и позволяла выбиться «в люди». Конечно, добиться такого положения было непросто. Но Чехов смог поступить и с успехом окончить медицинский факультет Московского университета .

Слайд 5

Кратко говоря, Чехов был очень ответственным человеком, причем, во всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в определенное время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке. Ж енился он поздно. На Ольге Книпппер , актрисе Московского художественного театра. Свадьба Антона Павловича и Ольги прошла тайно . Они по-прежнему жили врозь: она – в Москве, он – в Ялте. Она не могла бросить театр, а ему был категорически противопоказан холодный климат. Их брак – вереница редких встреч и тягостных расставаний, и только ежедневная переписка, пестрящая ласковыми словами и признаниями в искренности чувств, помогла сохранить их любовь. Утром последнего дня жизни Чехов проснулся в бреду. Ему позвали врача. Он осмотрел его и попросил принести шампанского. Дело в том, что если врач после осмотра коллеги видит, что надежды нет, он должен преподнести ему бокал шампанского. Антон Павлович выпил его, повернулся на бок, крепко уснул и больше не проснулся

Слайд 7

Хамелеон - 1. Р азновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки ; 2.Б еспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки . С.И.Ожегов

Слайд 8

« А.П.Чехов «Хамелеон». Смысл названия рассказа.

Слайд 9

«Звёздный пересказ» 1 слово для названия 2 слова о чувствах 3 слова про обстоятельства 4 слова о проблеме 5 слов для выхода из проблемы

Слайд 11

Тест по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» : 1 . Кого из героев можно назвать главным в рассказе? а) Очумелова б) Хрюкина в) щенка г) генерала 2. Определите жанр произведения. а) повесть б) очерк в) эпиграмма г) рассказ 3. Каково авторское отношение к героям рассказа? а) сочувствие б) негодование в) высмеивание г) безразличие 4. Чем являются в рассказе следующие предметы: «шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжов­ником», «поднятый вверх палец Хрюкина », «узелок в руке»? а) бытописанием б) художественной деталью в) символом 5. Кого в рассказе А. П. Чехова можно назвать «ха­мелеоном»? а) Очумелова б) Хрюкина в) Елдырина г) повара д) толпу зевак 6. В чем смысл заглавия рассказа? а) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество б) метафорическое обозначение чиновничества

Слайд 12

Ответы к тесту: 1 . а 2. г 3. в 4 . б 5 . а, б, д 6 . б

Слайд 13

Закончи предложения: Мне рассказ показался…. Я б никогда не был «хамелеоном», потому что… Мне б хотелось Очумелову сказать такие слова: «…….!» А если….. Думаю честных, справедливых, добрых людей больше, чем «хамелеонов», потому что….

Слайд 14

Домашнее задание: На выбор: А ).Написать мини-рассуждение «Есть ли сейчас «хамелеоны», подобные Очумелову? Б ) Составить тест по рассказу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Конструкт урокаПредметлитератураКласс5Тип урокакомбинированныйТема урокаВ.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. Цель урокаОбучение анализу прозаического текста, развитие нав...

технологическая карта урока ""Рассказ Е.Замятина «Дракон» как обращение новой действительности и «нового человека»

Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон" и определение взгляда писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека"....

Технологическая карта 5 класс "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."

Технологическая карта. 5 класс.Литература под редакцией Г.С. Меркина. ФГОС.Тема: "Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа."...

Технологическая карта урока "Рассказ на основе услышанного"

Технологическая карта урока "Рассказ на основе услышанного" 6 класс...

Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса

Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....