Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».
план-конспект урока

Дряева Дарья Александровна

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  
«Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  
«Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

Тип урока: урок открытия нового знания. 

Цели:

1.Образовательные: познакомить учащихся с лирической миниатюрой В.Н.Крупина, раскрыть идейно-художественное содержание; активизировать знания учащихся о тексте, о выразительных средствах языка.

2.Развивающие: совершенствовать языковую и коммуникативную компетенцию учащихся при формировании умения анализировать текст, совершенствовать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам.    

3.Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, природе, прививать интерес к его познанию, уважение к труду писателя; формировать самостоятельность мышления.

Формирование УУД:

Личностных: воспитание любви к природе, чувства прекрасного.

Метапредметных: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, строить логическое рассуждение и делать выводы, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметных: самостоятельная организация учебной деятельности, умение извлекать из текста необходимую информацию, знание биографии писателя, сюжета рассказа, речевых характеристик главных героев.

Планируемые результаты

Предметные:
Ученик будет знать сюжет рассказа, особенности речи главных героев, основные сведения из биографии писателя.      
Ученик будет уметь извлекать из текста необходимую информацию, давать речевую характеристику персонажей.
Ученик получит возможность научиться основам исследования учебного текста.

Метапредметные: 
У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Познавательные:  Осуществление поиска информации для решения учебных задач. Обобщение понятий и умение делать выводы. Проведение самоконтроля и самооценки хода и результатов учебного исследования.

Регулятивные: Умение самостоятельно формулировать тему урока, цель урока. Умение планировать пути достижения поставленных целей и задач. Умение корректировать деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные: Развитие умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Развитие умения сотрудничать в группе, отвечать на  вопросы и аргументировать свою точку зрения.  

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, создание условий для развития уважительного отношения обучающихся друг к другу. 
Методы обучения:
 словесный, наглядный, практический, поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:

у учителя: текст рассказа, мультимедийная презентация.            

Ход урока

Этапы урока

открытия «нового» знания

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

П. – познавательные; Р. – регулятивные;

К. – коммуникативные;

Л. – личностные;

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие обучающихся.

На слайде презентации учащиеся читают высказывание Конфуция: «Красота есть во всем, но не всем дано это видеть»[1].

Как вы понимаете это высказывание?

Какие ассоциации вызывает у вас слово «красота»? Составим кластер к этому слову (презентация, слайд 2)

Проверяют свою готовность к уроку.

Высказывают свое мнение, делают записи в тетради, составляют кластер.  

(примеры слов: мир, природа, добро, радость, солнце, улыбка, счастье, гармония).

Р.– целеполагание – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе  познавательной деятельности;

К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Л. – действие смыслообразования;

– самоопределение;

– развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 Мозговой штурм.

 Согласны ли вы со словами Сократа: «Красота – это королева, которая правит очень недолго»?[2]

(презентация, слайд 3)

Отвечают на вопрос, приводят аргументы.

П. – логические:  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

–  структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– подведение под понятие;

–  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р.   – прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
– выполнение пробного учебного действия;

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– владение устной и письменной речью,

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

3-4

Постановка и решение проблемы

Обращение к учащимся:

О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Познакомимся с биографией писателя, нашего земляка,  Владимира  Николаевича Крупина, с его рассказом «Сбрось мешок!»

Знакомство с биографией писателя [3].

(презентация, слайды 4-11)

Знакомство с содержанием рассказа [4],  (Приложение 1). Чтение с остановками.

Мы не просто будем читать рассказ, а будем знакомиться с ним, останавливаясь, стараясь читать более внимательно.

Чтение первого фрагмента.

(презентация, слайд 12)

Какая информация представлена в этом  фрагменте?

-Что узнаем о главном герое, о рассказчике?

-Как вы думаете, о чем никогда не забудет рассказчица?

-Что будет дальше?

Чтение второго фрагмента.

(презентация, слайд 13)

-Что нового о героине рассказа узнаем?

-С каким еще героем познакомились? Что о нем вы можете сказать?

-О чем дальше пойдет речь в рассказе?

-На что, по-вашему, обратил внимание Вари отец?

Чтение третьего фрагмента.

(презентация, слайд 14)

-Чьи предположения о том, что увидела Варя, подтвердились?

-Что почувствовала девочка, увидев закат солнца? Как вы думаете, почему?

-Что в этом фрагменте удивило вас? Как вы понимаете «так слепой бы и прожила»? О какой слепоте идет речь? Как она проявляется?

Чтение четвертого фрагмента.         (презентация, слайд 15)
-Как раскрывается перед нами Варя в этом фрагменте?

-Чему учит свою дочь?

-Как вы думаете, какой будет финал рассказа?

Чтение пятого фрагмента.         

(презентация, слайд 16)

-Что же мы наблюдаем в финале рассказа? 

-Какую цепочку показал нам писатель? Что вы об этом думаете?

Анализируют. Формулируют тему, цель и задачи урока.

Работают с информацией презентации, выписывают главные факты биографии писателя.

Читают рассказ, комментируют, отвечают на вопросы, делают выводы.

        

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

– определение основной и второстепенной информации;

– смысловое чтение;

– постановка и формулирование проблемы;

– структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К.  – осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения.

5

Физкультминутка.

-Мы плодотворно поработали, и сейчас нам нужно отдохнуть,  чтоб дальше с новыми силами приступить к делу.

Встаньте из-за парт. Попробуем обыграть один из эпизодов нашего рассказа. Представьте, что вы увидели радугу и солнце. Посмотрите в окно, улыбнитесь. Посмотрите друг на друга, обменяйтесь улыбками. Протяните руки друг другу.

Встают из-за парт, выполняют действия, обозначенные учителем.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 -Сегодня мы познакомились с рассказом В. Крупина. По жанру это одновременно лирическая  миниатюра  и сказ. 

Лирическая миниатюра – это произведение искусства малой формы, в котором  чувства, переживания господствуют над рассудочным началом. (т.е. поэтичное, волнующее, образное произведение малой формы) [5].

Сказ – повествование от лица рассказчика с соблюдением особенностей речи[6].

(презентация, слайд 17)

-В чем заключается поэтическая красота языка писателя?

Какие изобразительно-выразительные средства он использует? Слова какого стиля использует автор? Какого эффекта добивается писатель?

Отвечают на вопросы. Ищут путь решения учебных задач. Участвуют в дискуссии.

Метафоры («коня в радугу запрягли», «не убегут ягоды»), сравнения («под радугой, как под дугой», «поглядела я – как будто умылась»).

Просторечные, погрузить читателя в деревенскую атмосферу тех лет.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– извлечение из текстов необходимой информации;

– установление причинно-следственных связей;

– выполнение действий по алгоритму;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
К. – осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение монологической контекстной речью;

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

– использование критериев для обоснования своего суждения;

Л. – осознание ответственности за общее дело;

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Составить синквейн [7].

1 строка – 1 существительное (тема)

2 строка – 2 прилагательных (раскрывающих тему рассказа)

3 строка – 3 глагола (описывающих действие в рассказе)

4 строка – предложение (относящееся к теме рассказа)

5 строка – слово-резюме (синоним темы)

(презентация, слайд 18)

Работают в парах  над синквейном. Обсуждают результат.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– извлечение из текстов необходимой информации;

– использование знаково-символических средств;

– подведение под понятие;

–  выполнение действий по алгоритму;

– доказательство;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р. –  самоконтроль, самооценка - оценивание качества и уровня усвоения;
коррекция;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К.  – владение устной и письменной речью,

– планирование и организация учебного сотрудничества со сверстниками;

– работа индивидуальная, парная, в группах;

– осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

8

Включение в систему знаний и повторение.

Выпишите основные образы-символы, которые вы нашли в рассказе.

 (Приложение 2, презентация, слайды 19, 20)

А теперь попытаемся объяснить содержание рассказа, уже зная, что обозначают образы, использованные автором.

Что можем мы сказать о мастерстве писателя?

Что, на ваш взгляд, автору удалось в этом рассказе?

Выписывают образы-символы.

Отвечают на вопросы. Выстраивают диалог.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

– понимание текстов, извлечение необходимой информации;

– моделирование, преобразование модели;

– установление причинно-следственных связей;

– выведение следствий;

– построение логической цепи рассуждений; доказательство;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Р.
– контроль;

– оценка – оценивание качества и уровня усвоения;

–  коррекция;

 – прогнозирование (если обучающиеся самостоятельно выявляют типы заданий где используется новый способ);
К.
 – осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение монологической контекстной речью;

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
Л.
 – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Оценки за урок.

 Вывод:

Тема красоты в литературе не новая. Сколько слов сказано о том, «что есть красота и почему ее обожествляют люди», сколько споров ведется о красоте, но у каждого писателя свой взгляд на эту тему. Писатель Крупин в своем рассказе показывает красоту нерукотворную. Как бы человек ни старался превзойти природу, он не в силах это сделать. Красота природы преображает не только внешний, но и внутренний мир человека. Автор показывает три поколения людей, умеющих ценить красоту, и передает эту эстафету вдумчивому читателю.

Каждый высказывает своё мнение. Делают выводы по уроку. Записывают их в тетрадь.

П. – умение структурировать знания;

Р. – волевая саморегуляция;
– контроль процесса и результатов деятельности;

– оценка – выделение и осознание того, что уже усвоении и что подлежит усвоению;  

– самооценка на основе критерия успешности;

К. – осознанное использование речевых средств  в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего суждения;

Л. – самооценка на основе критерия успешности  (для себя);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

10

Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно…»

(презентация, слайд 21)

П. – умение структурировать знания;

Р. – волевая саморегуляция;
– контроль процесса и результатов деятельности;

К. – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

Л. – самооценка на основе критерия успешности.

Список используемых ресурсов:

1. https://eksmo.ru/interview/20-luchshikh-aforizmov-konfutsiya-ID3562288/

2. http://aphoristic-world.ru/aphoristic-world/authors/537-sokrat.html

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/Крупин,_Владимир_Николаевич

4. https://lektsii.org/13-63960.html             

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Миниатюра_(литературный_жанр)

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказ

7. https://урок.рф/library/pravila_napisaniya_sinkvejna_192724.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе (9 класс)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с...

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Технологическая карта урока по литературе 6 класс

Планируемые результаты обученияЛичностные УУД:Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ко...

Технологические карты по родной литературе 5 класс (ФГОС)

Технологические картыпо родной  литературе5 класс (ФГОС)...

Технологическая карта урока родной литературы в 6 классе

Технологическая карта урока родной литературы в 6 классеТема: «Алтайский народный героический эпос»...

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....

Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)

На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...