Рабочая программа (5 класс) по чтению и развитию речи для VIII вида
рабочая программа по литературе (5 класс)

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_i_razvitie_rechi._5_klass.doc484.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Задачи преподавания чтения и развития речи:

отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

 социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

Коррегировать артикуляционный аппарат.

Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

Развивать речь, владение техникой речи;

Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

Развивать познавательные процессы.

Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.

Литература для внеклассного чтения

Русские народные сказки.

Сказки народов мира.

Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».

Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».

В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Структура курса

Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 140 часов, 4часа в неделю.

Таблица основных тем по четвертям.

Тема раздела

четверти

Итого:

1

2

3

4

1

Устное народное творчество

4ч.

4ч.

2

Сказки

17ч.

17ч.

3

Картины родной природы:

Лето

Осень

Зима

Весна

9ч.

2ч.

6ч.

9ч.

18ч.

9ч.

8ч.

9ч.

18ч.

4

О друзьях-товарищах

11ч.

11ч.

5

Басни И. Крылова

4ч.

4ч.

6

Спешите делать добро

10ч.

3ч.

13ч.

7

О животных

10ч.

5ч.

15ч.

8

Из прошлого нашего народа

13ч.

13ч.

9

Из произведений зарубежных  писателей

16ч.

16ч.

10

Повторение изученного.

3

3

Итого:

32ч.

31ч.

40ч.

37ч.

140ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по чтению и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3-5 стихотворений.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4»  ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно  исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Литература:

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.

Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

Л.Н. Ефименкова  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

Чтение и развитие речи (136ч.)

п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Стр.

Коррекционная работа

1четверть

Устное народное творчество

1

1

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

3-4

Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.

2

1

Пословицы и поговорки.

5-6

Развивать память, внимание, мышление.

3

1

Загадки.

6-8

Коррекция умения рассказывать считалки, потешки.

4

1

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

8-10

Заучивать пословицы, поговорки и загадки.

Сказки

1

1

«Никита Кожемяка» (Русская сказка)

11-13

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

2

1

Внеклассное чтение «Русские народные сказки»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

3

1

«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)

14-15

Коррегировать навык чтения целыми

словами, без ошибок,  выразительно.

4

1

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

15-18

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

5

1

«Морозко» (Русская сказка)

18-23

Развивать умения  пересказывать отрывки из текста.

6

1

«Два Мороза» (Русская сказка)

24-27

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

7

1

«Три дочери» (Татарская сказка)

27-28

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

8

1

Внеклассное чтение «Сказки народов мира»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

9

3

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

29-39

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

10

5

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

41-50

11

1

Обобщающий урок по теме «Сказки»

51-52

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

Картины родной природы

1

1

Лето. Г. Скребицкий «Июнь»

53-54

Соблюдение пунктуации.

2

1

И. Суриков «Ярко солнце светит…»

54-55

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

3

4

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

55-61

Развивать связную речь.

4

1

А. Прокофьев «Берёзка»

61-62

Расширять словарный запас.

5

1

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

62

Соблюдение пунктуации.

6

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето»

63

Развивать познавательную деятельность

1

1

Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»

64-65

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

2

1

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»

66-67

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

2 четверть

3

1

К. Бальмонт «Осень»

68

Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

4

1

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»

69-71

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

5

1

По В. Астафьеву «Осенние грусти…»

72-73

6

1

И. Бунин «Первый снег»

73

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

7

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень»

74

Развивать познавательную деятельность

8

1

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

О друзьях-товарищах

1

2

Ю. Яковлев «Колючка»

75-79

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

2

1

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

80-82

3

1

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

83-87

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

4

1

В. Медведев «Фосфорический» мальчик»

88-91

5

3

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

92-96

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

6

1

Я. Аким «Твой друг»

96-97

7

1

Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах»

98

Развивать познавательную деятельность

8

1

Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Басни И. Крылова

1

1

И. Крылов «Ворона и Лисица»

99-100

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

2

1

И. Крылов «Щука и Кот»

101-102

3

1

И. Крылов «Квартет»

102-104

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

4

1

Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова»

104

Развивать познавательную деятельность

Спешите делать добро

1

1

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

105-108

Развивать связную речь через пересказ.

2

1

О. Бондарчук «Слепой домик»

108-109

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

3

4

В. Осеева «Бабка»

110-117

4

2

А. Платонов «Сухой хлеб»

118-124

5

1

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»

124-127

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

6

1

В. Брюсов «Труд»

127-128

3 четверть

7

1

Р. Рождественский «Огромное небо»

129

Развивать связную речь через пересказ.

8

1

Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»

130

Развивать познавательную деятельность

9

1

Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Картины родной природы

1

1

Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

131

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

2

1

Г. Скребицкий «Декабрь»

132-133

3

1

К. Бальмонт «К зиме»

133-133

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

4

2

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

134-137

5

1

С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

137-138

Развивать связную речь через заучивание.

6

1

С. Есенин «Берёза»

138

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

7

1

А. Пушкин «Зимняя дорога»

139

8

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»

140

Развивать познавательную деятельность

1

1

Весна. Г. Скребицкий «Март»

141-142

Развивать связную речь.

2

1

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»

142-143

Расширять словарный запас.

3

1

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

4

1

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)

143-144

Развивать артикуляционный аппарат.

5

1

Г. Скребицкий «Весна - красна»

145-147

Развивать связную речь через заучивание.

6

1

Г. Скребицкий «Грачи прилетели»

147-148

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.

7

1

Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

148-149

Совершенствовать словесную систему мышления.

8

1

Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

149-151

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

9

1

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

152-153

10

1

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

154

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

11

1

А. Блок «Ворона»

155

Развивать связную речь через заучивание.

12

1

Е. Серова «Подснежник»

156

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

13

1

И. Соколов – Микитов «Весна»

156-157

14

1

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»

158

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

15

1

С. Есенин «Черёмуха»

159

16

1

Я. Аким «Весна, Весною, о весне»

159-160

Развивать артикуляционный аппарат.

17

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна»

161-162

Развивать познавательную деятельность

18

1

Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

О животных

1

2

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)

163-169

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

2

3

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

169-175

Развивать связную речь через пересказ.

3

1

К. Паустовский «Кот Ворюга»

176-179

Развивать зрительное восприятие, память.

4

3

Б. Житков «Про обезьянку»

180-186

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

5

1

Э. Асадов «Дачники»

187-189

4 четверть

6

1

Э. Асадов «Дачники»

187-189

Развивать внимание, воображение, память.

7

1

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»

189-191

Расширять словарный запас.

8

1

С. Михалков «Будь человеком»

192-193

Развивать связную речь через пересказ.

9

1

Обобщающий урок по теме «О животных»

193-194

Развивать познавательную деятельность

10

1

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

Из прошлого нашего народа

1

1

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»

195-196

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

2

1

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва»

197-199

Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

3

1

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям»

200

Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

4

1

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»

201-203

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

5

1

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

204-207

Развивать диалогическую речь.

6

4

А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)

207-216

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

7

1

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»

217-221

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

8

1

Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»

222-223

Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

9

1

Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок»

Развивать диалогическую речь.

10

1

Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»

223

Развивать познавательную деятельность

Из произведений зарубежных писателей

1

2

В.Гюго «Гаврош» (отрывки)

224-229

Развивать связную речь.

2

5

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)

229-238

Развитие волевых качеств, познавательных интересов.

3

4

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

239-247

Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.

4

3

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)

247-251

5

1

Обобщающий урок по теме

251-252

Развивать познавательную деятельность

6

1

Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса  составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Про...

Рабочая программа по Истории России для специальных коррекционных школ VIII вида.

Данная программа написана и реализуется в классах глубокой коррекции в условиях специальной коррекционной школы VI вида....

рабочая программа по обществознанию 8-9 кл. для школы VIII вида

Пояснительная записка составлена на основе программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы под редакцией Воронковой. Учтены требования к составлению рабочей программы в соответстви...

Рабочая программа по русскому языку и развитию речи для 5, 9 классов школы VIII вида

Рабочая программа учебного курса по русскому языку и развитию речи в 5, 9 классах составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Письмо и развитие речи» для 5класса VIII вида (основное общее образование) Количество часов:140 час

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Письмо и развитие речи»для 5класса VIII вида (основное общее образование)Количество часов:140 час...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение и развитие речи» для 5класса VIII вида (основное общее образование) Количество часов:140 час

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Чтение и развитие речи»для 5класса VIII вида (основное общее образование)Количество часов:140 час...