Урок по рассказу А.Солженицына "Матрёнин двор"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Заворуева Ирина Владимировна

Краткий  комментарий к уроку:

Урок состоит из 5 этапов:вызова,анализа идейно-образного уровня рассказа,анализа лексического уровня,рефлексии, домашнего задания.Предполагает групповую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_sayta.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу А. Солженицына «Матренин двор» (11 класс)

Опережающее домашнее задание:

  1. Прочитать рассказ «Матрёнин двор»
  2. Перечитать произведения Лескова «Очарованный странник», «Однодум», «Маланья – голова баранья»
  3. Индивидуальные задания:
  • Подготовить сообщения на темы «Праведничество и праведник», «Цикл «Праведники»  Н.С.Лескова

Цели и задачи:

  1. Изучение рассказа как произведения, продолжающего традиции русской литературы
  2. Повторение темы лесковские герои – праведники
  3. Развитие навыков сравнительного  литературоведческого анализа; совершенствование умений учащихся проникать в подтекст, определять проблемы текста и позицию автора;
    исследование языковых средств текста; обучение работе в группах;
  4. Подготовка к экзамену по литературе
  5. Разобраться в философском смысле рассказа
  6. Формирование нравственных ориентиров учащихся; актуализация нравственно-ценностных смыслов произведения Солженицына;

1 этап – «вызова» ( стихотворение Булата Окуджавы).

  • В нашей жизни, прекрасной и странной,
    И короткой, как росчерк пера,
    Над дымящейся свежею раной
    Призадуматься, право, пора.
    Призадуматься и присмотреться,
    Поразмыслить, покуда живой,
    Что там кроется в сумерках сердца,
    В самой черной его кладовой.

Почему  судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас  такой большой интерес? Как можете объяснить цитату из рассказа: «Я тоже видел Матрёну сегодняшнюю, ПОТЕРЯННУЮ СТАРУХУ?

  • Даны названия деревень: Тарбагатай, Часлицы, Торфопродукт, Заплатова, Дырявина, Разутова,Знобишина, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово, Неелова, Неурожайка, Тальново, Высокое Поле. Какие названия вам знакомы? О чём они говорят?

От той «кондовой» России, которую обещали названия деревень, от той крестьянской страны, некогда стремившейся к храму, осталось не так уж много.

Первый – Высокое Поле «от одного названия которого веселела душа»- устремлён к Богу: «название не лгало. На взгорке между ложков, а потом других взгорков, с прудом и плотинкой, Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно бы жить и умереть» В этом мире нет примет современной цивилизации, даже радио -  рупора идеологии. Высокое Поле олицетворяет собой иную действительность – высокое духовное начало, которое манит к себе, но которого рассказчик ещё не достиг. Ему, как любому человеку, присуще и земное начало. В Высоком Поле рассказчик удержался ненадолго.

Посёлок –Торфопродукт – такое название говорит что вряд ли может принадлежать тому, что несёт на себе печать одухотворенности. Торф образовывается  на месте болот (место обитания), расположен в низине. «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался посёлок – однообразные  худо оштукатуренные бараки… над посёлком дымила фабричная труба…Паровозики, тоже густо дымящие, пронзительно свистя, таскали поезда с бурым торфом. Рычали кругом экскаваторы на болотах…» даже цветовая гамма здесь соответствующая – преобладают серые. Мрачные тона. Звуки напоминают адские. Недаром Игнатич с сожалением вспомнил далёкий казахский аул, где отбывал ссылку, потому что даже в той азиатской глуши «ночами звёздный свод распахивался над головой» (там он всё-таки соприкасался с вечным)

Воспоминания о звёздном небе помогают вырваться из Торфопродукта: рано утром, чуть свет Игнатич узнает, что рядом стоит деревня с поэтичным названием Тальново.      …..Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий.

 - Сравните эти названия с Торфопродуктом…..

2  этап  Работа по группам. Анализ идейно-образного уровня (технология кластера)

Каждая группа на листе ватмана «собирает» из текста характеристику того образа, который достался группе. По окончании лист вывешивается на доске и «защищается»

  1. Матрёна  «Ключи от счастья женского потеряны, заброшены у Бога самого…»Н.Некрасов

Вопросы для группы:

 

  • У кого из русских писателей XIX века героиня носила такое же имя? (имя героини Солженицына вызывает в память образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, а также образы других женщин-тружениц.)
  • Что мы узнаём о Матрёне?
  • Из каких деталей слагается её жизнь?
  • Что было значительного в её жизни? Назовите эти события, оцените их.

Но человеческая жизнь складывается не только из того, что в ней есть, но и из того, чего в ней не было. Чего же не было у Матрёны? (не было денег за работу, а только палочки-трудодни, не было пенсии, детей, мужа) Почему жизнь сложилась именно так?

  • С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа? Что общего между этими героинями и героиней Солженицына? В чём видится отличие от них?

Героиня схожа со многими русскими святыми - с Сергием Радонежским. Епифаний Премудрый о добродетелях: « …труды телесные, память о смерти, терпение, спокойствие, кротость, молчаливость, смирение, негневливость, простота без ухищрений. Он никогда не впадал в ярость, не препирался, не обижался…» Любое из названных качеств  применимо и к М.  Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

  • Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо («У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»)

  • Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?

«Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа».

  • Как относится Матрена к работе?

Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов.

Примерные цитаты для составления кластера (по 1 части рассказа)-ребята выписывают кто-то определения, кто-то мотивы, действия и т.п.:

-Одинокая женщина лет 60-ти

-В запущи живёт, болеет

-Ниоткуда не зарабатывала М.В. ни рубля. Потому что пенсии ей не платили…

-Вставала в 4-5 утра…тихо, вежливо, стараясь не шуметь

-Много было у М. обид… Наворочено было много несправедливостей с М.

- …было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа

-извиняющаяся полуулыбка

-М. не могла отказать…

- Все мешки мои были по 5 пудов, тижелью не считала

- грехов было меньше, чем у её колченогой кошки и т.п.

Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других

богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.

  1. Рассказчик

- Прочитайте начало 2 главки и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?  ( Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем).

Примерные цитаты для кластера:

- из пустыни возвращался наугад

-хотелось затесаться и затеряться в нутряной России

-тянуло учительствовать

- милей этого места мне не приглянулось во всей деревне

-видел, что жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе…

- свыкся с шорохом тараканов, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи…

 Для жителей села она - никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены.

Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим светом. Перед нами появляется другая, еще не знакомая нам Матрена. Она, кажется, меняется даже чисто внешне: «Я откинулся - и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену...» Именно в этот вечер Матрена полностью раскрывается перед Игнатичем.

- Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

  1. Фаддей
  •  Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея?
  • На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?

Солженицын виртуозно описывает внешность персонажа одним-единственным прилагательным “черный” - употребил его 6 раз подряд! И каждый раз оно воспринимается как новый эпитет.

  • Как ведёт себя Фаддей, разбирая горницу? Что движет им?

«Ненасытный старик», человек, чья жизнь тоже по-своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, в отличие от М., затаил злобу на судьбу, вымещая на своей жене и сыне. Как бы ни тяжела  и неотвратима была судьба, она проявляет меру человеческого в каждом из людей. Фаддея действительность искалечила, сделала из него человека равнодушного, бесчувственного.

-глаза деловито поблескивали

-ловко лазил, живо суетился

Дайте оценку суждению Виктора Чалмаева: « Такое ли страшное зло этот Фаддей, пересчитывающий каждое брёвнышко, свозящий остатки горницы с переезда чуть ли не в день похорон? В XIX веке он, вероятно, сошёл бы за тургеневского Хоря из «Хоря и Калиныча» или хозяина притынного кабака в «Певцах»…При Столыпине он стал бы цивилизованным фермером»

  1. Остальные герои (жена председателя, сестры Матрёны и т.п. - на выбор ребят: кого, по их мнению,  необходимо рассмотреть, чтобы понять авторскую позицию)
  • Как помогают понять характер героини немногочисленные её родственники?
  • Как используют ее труд окружающие люди?

Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки.

«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу.

Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: «Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!», «Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать».

Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

  • Как относятся к Матрене окружающие ее люди?

Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.

Примерные цитаты для кластера:

-Слетелись три сестры, захватили избу, козу и печь, заперли сундук её на замок, из подкладки пальто выпотрошили 200 похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрёне близкие…

Традиционной народной нравственности с ее незлобивостью противопоставлена разъединяющая людей потребительская, прагматическая мораль ( цитата о добре…)

3 этап Анализ лексического уровня (с целью экономии времени на уроке уч-ся не самостоятельно выписывают слова - работа в технологии «двойной дневник» -, а объясняют слова из списка, предложенного учителем. Список, в зависимости от желаний уч-ся, можно расширять, дополнять)

Задание: Вспомнить, в каком контексте употреблены данные слова и попытаться их объяснить

  1. Нутряная (Россия) – тихий уголок России, если такая где-то была. Даль: внутри либо в глубине находящийся, противоположн. Наружное, внешность. Нутро человека – душа его, духовный человек.

Комментарий учителя: В «нутряную» Россию, в «серединную» деревенскую Русь Игнатича ведёт потребность в «идеальном», м.б. даже не вполне осознаваемая им самим ностальгия по утраченному раю. Интуитивное влечение к вечному истоку, не огрязненному ни техническим прогрессом, ни идеологией. В нутряной России Игнатич ищет самого себя, здесь он пытается обрести внутреннюю устойчивость, духовно-нравственную опору.

  1. Кондовая (Россия) Ожегов: с плотной мелкослойной древесиной, очень прочный. ДАЛЬ: кондовый(арх.влгд.вят.сиб. о лесе) – крепкий, плотный, здоровый
  2. Просветлённая (о Матрёне, когда возвращалась после работы…) Ожегов: полный ясности, радостный, успокоенный
  3. Растепленная (после прослушивания романсов Глинки)
  4. Ломатели (не строители и не предполагают, что Матрёне ещё долго пришлось здесь жить)
  5. Плач, плакальщица – старинная обрядовая жалобная песня на похоронах…; женщина, оплакивающая покойника
  6. «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше.
  7. Праведник

Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.)

Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”.)

Праведник

  1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
  2. Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.

           По Солженицыну, праведник – тот, в ком воплотился высокий этический идеал русского народа, совпадающий по своим основным параметрам с идеалом христианским.

 (В статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: « Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу. В  чём суть праведности Матрёны? (В жизни НЕ ПО ЛЖИ)

- Вспомните судьбу библейских городов Содома и Гоморры: ведь в них не оказалось и десяти праведников, только Лот с женой и дочерьми. Какие новые смысловые глубины обретает рассказ при таком сопоставлении?

-Кто из русских писателей обращался к этой же пословице, создавая свою галерею праведников? Назовите известные вам произведения? В чём проявляется чисто внешнее-формальное-сходство между произведениями Лескова и рассказом Солженицына?

С позиций автора, главная заслуга «праведников» заключается в том, что они сберегают духовность, которая оказалась в России 20 столетия «анахронизмом»( духовная миссия)

4 этап Рефлексивный (Обобщение, выводы урока)     После ответов на вопросы ребятам предлагается подобрать самостоятельно название урока.  (Например,  «Не стоит село без праведника», « Судьба, принесённая в жертву…», « Без чего не стоит ни село, ни город, ни земля….?», « Есть такие прирождённые ангелы…», «Душа и судьба человека в рассказе Солженицына «Матренин двор» в свете христианских традиций» и т.п).

-В чём состоит впечатляющая сила рассказа, чем она достигается?

- Кто виноват в судьбе Матрёны?  Вопрос кажется простым, ведь автор не скрывает имён виновных. Фаддею надо было захватить участок  земли, горницу.  Трактористу хотелось самому получить плату за перевоз, потому он и доказывал, что можно обойтись и без другого трактора. К тому же он взял его тайком, поэтому мог сделать лишь один рейс. Чтобы успеть поставить к утру трактор на место.

То есть Матрёну убила чужая корысть, алчность. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу: «Если б то не брат мой родной – я бы вас порубил обоих!» Ударил всё-таки не только по Матрёне, по своей родной дочери, по сыну, но и по душе своей, утратившей покой из-за жалких брёвен старой горницы.  Не понятая и не любимая даже мужем своим, схоронившая шестерых детей, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, Матрёна не скопила за жизнь богатства. Грязно-белая коза, хромая кошка, фикусы… «Она тот самый праведник, без которого не стоит село…», - убеждает нас писатель.

-Какие представления о русском народном характере заявлены в повествовании Солженицына?

- Жизнеспособны ли, по вашему мнению, сегодня нравственные принципы, утверждаемые писателем?

Рассказ “Матренин двор” раскрывает путь к изучению душевного и духовного разлада в русском человеке, а также причины нравственного и вместе с тем социального распада в русской деревне. В “черных” образах, окружающих праведницу Матрену, проявился тот страшный процесс деградации, о котором по отношению к героям Шукшина напишет В.Ф.Горн: “… неслышно выгорает душа”.

И все же писатель надеялся на силу слова, художественного изображения, а может, и русскому сознанию вообще. Вера в возрождение национального характера и духа звучат в словах Ю.И.Мальцева: «Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории? Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды весь мир перетянет.  Связь разных времен, которая проступает из рассказов героини и ассоциаций, которые всплывают в сознании читателя. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души»

Жизненная правда Матрены проникнет и сохранится в душе ее последователя – Игнатича. Поэтому несколько оптимистично звучание трагической концовки рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Нравственная позиция рассказчика, сумевшего проникнуться душевной добротой и народной мудростью, позволяет читателю предположить в нем праведничество. Он остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости. Видимо, с этими надеждами было связано первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника».

Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава
.(продолжение ст-ния Б.Окуджавы, прозвучавшего в начале урока)

- Действительно, добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Матрена, героиня Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждет ни вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности, потому что не может иначе. Она как бы излучает чистый свет добра.

Доброта творится человеком в человеке и человеком в самом себе.

И знаете, к какой мысли я пришла? Добро - это особый, не изученный пока вид энергии, которая не исчезает из мира, а накапливается... Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны... Прожить жизнь праведно - как просто и как невозможно трудно.

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос:

- задание обязательное для всех: Объяснить название рассказа

-задание выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет: Найти и объяснить символические детали в рассказе

 - задание творческое (по желанию) Почему Солженицын видел идеал праведного человека в деревенской старухе? (проведите сравнение между героиней рассказа «Матренин двор» и бабушкой из «Последнего поклона» Астафьева или «Прощание с Матёрой» Распутина?)

Использованная литература:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Изд-во «Русский язык», 1999
  2. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.:Сост. И.П.Карпов, Н.Н.Старыгина.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003
  3. Русская литература XIX – XX веков: в 2-х т. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 2008.
  4. Русская литература  XX века.11 класс: Метод.рекомендации для учителя./ В.В. Агеносов,Э.Л.Безносов, Н.С.Выгон и др. –М.:Дрофа, 2001
  5. Солженицын А.И. Рассказы.-М.: ООО «ИздательствоАСТ»,2004.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984
  7. Урманов А.В. Рассказ «Матренин двор» А.И.Солженицына в контексте русского религиозного искусства/ в книге Карпов И.П,  Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе.-М.: Московский Лицей, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Испытание праведника страданием ( по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")

Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....

"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)

Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....

Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....

Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...

Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"

На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного  анализа художественных текстов раскрыв...

Александр Исаевич Солженицын. Анализ рассказа «Матренин двор».

Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа....