по рассказу Куприна "Чудесный доктор"
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnyy_doktor.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассказ  Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»

Цели урока:

способствовать формированию морально-нравственных ценностей;

- продолжить формировать навыки анализа художественного текста;

- повторить изобразительно-выразительные средства языка, встречающиеся в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна;

- стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные

связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.

Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.

Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и в парах.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.

Добру человек у человека учится

Ч. Айтматов

Ход урока

Учитель: -Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое доброта?

Ответы учеников:

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на нём?

Учитель:  Действительно, тема нашего урока «Твори добро!» по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор".

Формулирование целей урока

Учитель: Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";

- разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;

- дать оценку поступкам героев;

- определить нравственную проблематику рассказа.

Но прежде чем мы начнём разговор о доброте, проверим, насколько внимательно вы его прочитали произведение. Ответьте на мои вопросы:

- Ребята, в какое время года происходит действие в рассказе?

- Что увидели мальчики на витрине магазина?

- Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела “великолепная выставка” витрины на мальчиков?

- А как вы относитесь к праздникам?

- Какие чувства вы испытываете при их приближении?

- Ребята, а могла ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни?

- Где жили Мерцаловы?

- Расскажите, что произошло в семье?

- Почему они оказались в подвале и жили в таких ужасных условиях?

- Какая обстановка, атмосфера царила в доме Мерцаловых? (Зачитайте, приведите примеры).

- Пытался ли Мерцалов достать денег?

- Почему все, к кому обращался Мерцалов за помощью, отказывали ему?

- Что он предпринимал?

- Почему уходит из подземелья Мерцалов?

- Куда он идет? (Зачитать).

Художественный анализ текста. (12 мин.)

Теперь перейдём к анализу произведения.

1. Сколько рассказчиков в этом произведении?

Учитель: Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».

Как автор описывает картину города? Найдите описание города (По мере…позади).

Судя по прочитанному, можно точно сказать, в какое время года происходит действие рассказа?

Учитель: С чем ассоциируются новогодние праздники?

Учитель: Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?

Учитель: Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?

Учитель: Перед вами лежат листочки. На них записаны детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их, соответственно отметив цифрами 1 и 2.

  • Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.
  • Ярким светом висящих ламп;
  • Правильные пирамиды мандаринов.
  • Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы.
  • Гирляндами колбас.
  • Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.
  • Сияющие ёлки.
  • Прекрасные магазины.
  • Смеющиеся лица нарядных дам.
  • Тесным, обледенелым и грязным двором.
  • Закоптелым, плачущим от сырости стенам.
  • Мокрым отрёпкам.
  • Ужасному запаху керосинового чада.
  • Грязного белья и крыс.
  • Запаху нищеты.

Учитель: Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором?

Ученики: Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей.

Учитель: Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза. ( Слайд № 7)

Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?

Выводы учащихся: А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для того, чтобы показать читателю, как жесток окружающий мир.

Учитель: Следующее задание по карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры, которые встретились в тексте. Но сначала вспомним, что такое эпитет и что такое метафора.

  • Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».
  • Метафоры: «горы яблок», «пирамиды мандаринов», «запах нищеты».

С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.

Учитель: А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении?

Ученик: Семья Мерцаловых оказалась в таком положении, потому что глава семейства заболел и поэтому потерял работу и теперь никак не может найти новое место, хотя старается. Весь сегодняшний день он ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей мать послала с письмом к своему бывшему работодателю в надежде, что тот одолжит хотя бы какую-нибудь сумму денег.

Работа в парах. (3 мин.)

Учитель: Что было «чудесного» в поступках незнакомца? (Отвечают ученики). Запишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?

Выводы учащихся:

- В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.

Дискуссия.(6 мин.)

Учитель: Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?

Ответы учеников.

Учитель: И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание.

Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?

Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.

Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?

Ответы учащихся.

Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в этот сосуд по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки).

Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!

Перед вами листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?

Изменилось ли ваше мнение о доброте?

Ученики: Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.

XI. Домашнее задание. Написать свою памятку “Как стать добрым человеком?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"

Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....

Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...

"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")

Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...

Урок литературы "По рецепту профессора Пирогова (рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор")

Заключительный урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор». Цели урока:- развивать навыки анализа  художественного  произведения;      - закрепить понят...

Конспект открытого урока по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"....