ПУШКИН И МЫ (ВЗГЛЯД НА ПУШКИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОДРОСТКА XXI ВЕКА)
проект по литературе (9 класс)

Воркунова Ольга Михайловна

В данном проекте мы попытались выяснить, актуально ли для современных школьников творчество А.С. Пушкина.С этой целью были проведены опросы среди учеников школы и в социальных сетях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.proekt.docx642.8 КБ
Файл pushkin_i_my.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа № 9 им. А. С. Пушкина

г. Волжска Республики Марий Эл

ПУШКИН И МЫ

(ВЗГЛЯД НА ПУШКИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОДРОСТКА XXI ВЕКА)

Секция: филология

                                                                Ф. И. О. автора:

                                                                Елизавета Ч.,

                                учащаяся 9 А класса

МОУ СШ №9 им. А.С. Пушкина

                                                                Ф. И.О. руководителя:

                                                                Воркунова Ольга Михайловна,

                                                                учитель русского языка и                                                                                литературы

                                                                высшей квалификационной                                                                        категории

                                                                

Волжск

2016


Содержание

Введение                                                                                        3

1 глава. Что такое пушкинистика                                                        5

2 глава. Пушкин и мы

(Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века)                        8

Заключение                                                                                16

Библиографический список                                                        17

Приложение                                                                                18


Введение

«О Пушкине известно так много, как может быть, ни о ком из великих людей вообще», - верно заметил председатель Пушкинской комиссии ИМЛИ РАН, исследователь пушкинского творчества, литературоведВ.С. Непомнящий. [5] Но почему мы даже спустя более двухсот лет постоянно обращаемся и к личности писателя, и к его литературному наследию? Вспомним слова великих классиков. Ещё Ф.М. Достоевский объяснял неиссякаемый читательский интерес к Пушкину «некоторой великой тайной»[5], которую мы пытаемся разгадать, а Н.В. Гоголь сказал, что «Пушкин … это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». [4]

Отношение к Пушкину и его наследию в русской и мировой культуре всегда было очень бережным. В разных городах России и мира ему установлены десятки памятников, открыты музеи, посвящённые жизни и творчеству поэта. Например, именем Пушкина назван бывший город Царское Село. (Приложение №1) Имя Пушкина носят общественные и культурные учреждения и организации. Одно из самых значимых – Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН).

Но каково же сегодняшнее отношение к великому писателю общественности, и молодёжи в частности? Краткий анализ библиографии фундаментальных исследований показал, что в основном они написаны во второй половине XX века. Не ослабел ли интерес к личности и творчеству писателя сегодня? Поиск ответа на этот проблемный вопросмы считаем важным.

Нам показалось интересным узнать мнение об актуальности пушкинского наследия для современных учеников, учеников XXI века. Мы предположили, что в век Интернета и высоких технологий написанное в XIX веке А.С. Пушкиным будет считаться ими устаревшим, не вызывающим живого отклика в душе. Это была наша гипотеза.

Мы считаем нашу работу актуальной, потому чтонам кажется важным, чтобы педагоги и широкая общественность знали подлинное отношение учащихся к изучаемому пушкинскому наследию. Это бы помогло наметить верный вектор построения образовательного процесса, потому что благотворноевлияния книг Пушкина на личность человека не вызывает сомнения.

Объектом нашего исследования стала подростковая среда (учащиеся 9 и 11 классов МОУ СШ №9 им. А.С. Пушкина г.Волжска РМЭ в возрасте от15 до 18 лет), предмет исследования – отношение подростков к личности Пушкина и его литературному наследию.

Итак, целью нашей работы стало выявление отношения подростков к пушкинскому наследию. Перед собой мы поставили следующие задачи: узнать, что такое «пушкинистика»; провести анкетирование среди учащихся школы и в сети Интернет; собрать, обобщить и проанализировать полученный материал; подготовить проект и его защиту. Основными методами, используемыми в нашей работе, стали теоретический на первом этапе (изучение литературы, Интернет-источников), на втором этапе- метод сбора материала(анкетирование) и на третьем- метод анализа и обобщения материала (создание проекта и презентации).

По завершении проекта мы надеемсяулучшить умение собирать, обобщать и систематизировать культуроведческую информацию, усовершенствовать умение проводить анкетирование и обрабатывать полученные данные, овладеть умением создавать проектную работу и представлять её в рамках защиты созданного проекта, а также приобретём коммуникативный опыт. Это ожидаемые результаты нашей работы.

Наш проект называется «Пушкин и мы (Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века)». Работаимеет следующую структуру:

Ведение

Глава 1. Что такое пушкинистика?

Глава 2. Пушкин и мы (Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века)

Заключение

Список библиографии

Приложение


Глава 1

Что такое «пушкинистика»?

30 января (по ст. стилю) 1837 года в «Литературных прибавлениях» к газете «Русский инвалид» был напечатан некролог Пушкину, написанный князем В. Одоевским: «Солнце нашей поэзии закатилось!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина?.. К этой мысли нельзя привыкнуть!» Земная жизнь поэта оборвалась 29 января (ст. стиль), и началась его жизнь в вечности…

Могли ли современники Пушкина предположить, как потомки отнесутся к памяти поэта?Насколько дорого станет это имя для всех тех, кто считает себя настоящим гражданином России? Ведь были и те, кто «предсказывал» скорое забвение строптивого поэта (например, министр просвещения С.Уваров, министр иностранных дел К.Нессельроде, журналист Ф. Булгарин)

В конце XIX века зарождается научная пушкинистика, основы которой заложили П.В. Анненков, автор первой обширной биографии поэта, и составитель первого собрания сочинений А.С. Пушкина П.И. Бартенев. (Приложение №3)

Пушкинистика (пушкиноведение, пушкинизм, пушкинианство) –это раздел литературоведенияи истории литературы, посвящённый творчеству и биографииА. С. Пушкина.[3]

Среди наиболее известных пушкинистов можно назвать Ю. Н. Тынянова («Пушкин»), С. М. Бонди («Новые страницы Пушкина»), В. М. Жирмунского («Пушкин и западные литературы»), А.А. Ахматову («О Пушкине»), Ю.М. Лотмана («А.С. Пушкин: Биография писателя»), В.С. Непомнящего («Поэзия и судьба») и многих других.

Существует музыковедческая и философская пушкининистика. Созданы фундаментальные исследования жизни и творчества поэта.Так, в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Академии Наук сосредоточены в настоящее время все автографы Пушкина, а пушкинский фонд богатейших книжных собраний Института непрерывно пополняется текущей литературой о его жизни и деятельности[9]В 1937-1949 годах вышло Полное собрание сочинений А.С.Пушкина в 16 томах.Существуютакадемические издания, посвященные комментированию и текстологическому описанию пушкинских текстов («Пушкин. Исследования и материалы»в 19 томах). Последней том издан в 2004 году.

В разных городах России и мира Пушкинуустановлены десятки памятников, открыты музеи, посвящённые жизни и творчеству поэта. Например, именем Пушкина назван бывший городЦарское Село.Его имя носят общественные и культурные учреждения и организации. Одно из самых значимых – Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН), а один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) носит имя А.С. Пушкина. (Приложение №2)

Мастерами слова созданы поэтические «памятники» Пушкину. Вспомним имена А.А. Ахматовой («Пушкин», «Городу Пушкина»), А.А. Блока («Пушкинскому дому»), М.И.Цветаевой («Стихи к Пушкину»), Б.Ш. Окуджавы («Александр Сергеевич», «Счастливчик Пушкин»)… В 80-е годы XX века была написана книга «Венок Пушкину», куда вошли стихотворения советских поэтов, посвятивших их Александру Сергеевичу. Как говорил И.А. Фогельсон, «поэзия Пушкина проникла во все уголки России». [8]

Среди наиболее полезных Интернет-ресурсов хотелось бы отметить сайт Фундаментальной электронной библиотеки (ФЭБ), где существует электронное научное издание (ЭНИ), посвященное творческому наследию и биографии А. С. Пушкина. Здесь представлены наиболее авторитетные собрания сочинений Пушкина, мемуарная литература, прижизненная критика, пушкиноведческие труды (монографии и сериальные издания), справочные и библиографические пособия, зарекомендовавшие свою основательность и надежность и благодаря этому прочно вошедшие в исследовательский обиход. [3]

Итак, смело можно сказать, что о Пушкине написано больше, чем написал он сам. Пушкинистика развивается непрерывно; литература о Пушкине растет, обогащая наше представление о поэте новыми фактическими данными и критическими истолкованиями».Существует множество на сегодняшний день Интернет-ресурсов, посвящённых жизни и творчеству Александра Сергеевича, и появляются новые, что свидетельствует об интересе общественности к классику. Но, как показал анализ библиографии по Пушкину с популярных сайтов Википедия,Академик, ФЭБ, большие, серьёзные работы о поэте датируются второй половиной XX века.


Глава 2

Пушкин и мы(Взгляд на пушкинское наследие подростка XXI века)

Актуально ли творчество Пушкина для сегодняшней молодёжи? Мы задались этим вопросом и выдвинули гипотезу о том, что большинству молодёжи написанное в XIX веке А.С. Пушкиным будет казаться «устаревшим».Прежде чем подтвердить или опровергнуть гипотезу, мы провели экспресс-опрос в сети Интернет.

В социальных сетях «ВКонтакте» и «Твиттер» мы попросили пользователей ответить на вопрос: «Считают ли они актуальным сегодня творчество А.С.Пушкина?». Результаты были следующие. Среди 71 ответивших«ВКонтакте» 54 человека (76 %) ответили утвердительно, 17 (24 %) –отрицательно. В «Твиттере» опрошено было 26 человек: 13 (50%) ответили положительно(«Пушкин вечен» Сергей Бармаков) и 13 (50 %) – отрицательно («Пора узнать других поэтов» KIK; «Лично для меня Пушкин несколько скучен» Мельница). Таким образом, суммарно в сети Интернет было опрошено 97 человек; 67 (69 %) из них ответили утвердительно, а 30 (31 %) – отрицательно. Возраст респондентов нам точно не известен. (Приложение №4)

Также мы попытались найти информацию на подобную тематику на других сайтах. На сайте «Фан-клуб поэзия - музыка слов» [7] мы нашли следующийопрос:«Твое отношение к Пушкину как к поэту». Отвечавших – 16 человек, из них 7 (44%) говорят «Обожаю его! Он гений!»; 6 (38%) считают, что у него «хорошие стихи, почитать можно»; 2 (13%) дают оценку «средненько как-то» и 1 (6 %) «не любят». Никто не ответил «Его как поэта не воспринимаю, скорее как прозаика». Опрос проводился 25 июля 2011 года.

Таким образом, опросы в сети Интернет показали, что большинство респондентов считают творчество А.С. Пушкина актуальным. Мы не можем точно назвать их возраст, но предполагаем, что большинство из них молодые люди, поскольку они свободно владеют навыками Интернет-общения, интересуются происходящим в социальных сетях.

Для проведения опроса среди учащихся МОУ СШ №9 им. А.С. Пушкина г.Волжска РМЭ нами был составлен вопросник:

  1. Благодаря кому началось ваше знакомство с творчеством Пушкина?
  2. Какое произведение А.С. Пушкина вы бы назвали своим любимым?
  3. Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с биографией А.С. Пушкина.
  4. Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с творчеством А.С. Пушкина.
  5. Проявляли ли вы самостоятельно, т.е. без указки родителей и учителей, интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина?
  6. Бывали ли вы в пушкинских местах? Если «да», то в каких?
  7. Считаете ли вы творчество А.С. Пушкина актуальным в XXI веке?
  8. Чему можно учиться у Пушкина?
  9. Проблемы, мысли и чувства какого пушкинского героя, вам понятны и близки?
  10. Сколько мест в нашей школе посвящены пушкинской тематике?

В марте 2016 года нами были опрошены учащиеся 9 и 11 классов в возрасте от 15 до 18 лет.Учащиеся 9 и 11 классов были выбраны неслучайно, поскольку одни из них являются выпускниками основной школы, а другие – общеобразовательной. Всего было опрошено 48 человек (9 класс 24 человека; 11 класс 24 человека). Мы провели анкетирование и проанализировали полученную информацию. Анкетирование проводилось анонимное, что предполагает правдивость большинства ответов. Результаты получились следующие.

Вопрос 1. Благодаря кому началось ваше знакомство с творчеством Пушкина?

Задавая этот вопрос, мы хотели выяснить, как рано начинается знакомство с творчеством А.С. Пушкина: если оно начинается благодаря родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам, значит, довольно рано.

Вопрос

9 класс

11 класс

Всего

Благодаря кому началось ваше знакомство с творчеством Пушкина?

  • Родителям 14
  • Бабушке 4
  • Школе 4
  • ДОУ 2

  • Родителям 12
  • Школе 9
  • Бабушке 2
  • Сестре 1
  • Родителям 26
  • Школе 13
  • Бабушке 6
  • ДОУ 2
  • Сестре 1

Итак, знакомство с творчеством поэта у большинства опрошенных начинается в семье; суммарно - у 33 человек, что составляет 69 %. В школе 13(27 %); в ДОУ у 2 (4%).(Приложение №5)

Вопрос 2. Какое произведение А.С. Пушкина вы бы назвали своим любимым?

Ответ на этот вопрос должен был дать ответ о литературных предпочтениях подростка, о его начитанности, читательском кругозоре.

Вопрос

9 класс

11 класс

Всего

Какое произведение А.С. Пушкина вы бы назвали своим любимым?

  • «Руслан и Людмила» 7
  • «Евгений Онегин» 4
  • «Сказки о рыбаке и рыбке» 4
  • «Дубровский» 2
  • «Капитанская дочка» 2
  • «Станционный смотритель» 2
  • «Сказка о царе Салтане»1
  •  «Пиковая дама» 1
  • «Зимнее утро» 1
  • «Евгений Онегин» 12
  • «Капитанская дочка» 6
  •  «Сказки о рыбаке и рыбке» 2
  • «Сказка о царе Салтане» 2
  • «Барышня крестьянка» 1
  • «Пророк»1
  • «Евгений Онегин» 16
  • «Капитанская дочка» 8
  •  «Руслан и Людмила» 7
  •  «Сказки о рыбаке и рыбке» 6
  • «Сказка о царе Салтане» 3
  • «Дубровский» 2
  •  «Станционный смотритель» 2
  • «Пиковая дама» 1
  • «Барышня крестьянка» 1
  • «Зимнее утро» 1
  • «Пророк»1

Мы сгруппировали полученные ответы по следующим категориям: роман в стихах -16чел. (33 %); проза -14 чел. (29 %); сказки - 9 чел. (19 %); поэмы –7 чел. (15 %); лирика - 2 чел. (4 %). Ответы показали, чтоназванные произведения входят в перечень обязательных для изучения в школе и не названо ни одно произведение Пушкина, которое бы выходило за эти рамки. Учащиеся предпочитают больше прозу, чем поэзию. (Приложение №6)

Вопрос 3. Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с биографией А.С. Пушкина.

По нашей классификации 1 балл означает «очень плохо»; 2 – «плохо»; 3 – «неплохо»; 4 – «хорошо»; 5 – «отлично».

Вопрос

9 класс

11 класс

Всего

Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с биографией А.С. Пушкина.

1-0 чел.

2-3 чел.

3-6 чел.

4-15 чел.

5-0 чел.

1-2 чел.

2-1 чел.

3-11 чел.

4-9 чел.

5-1 чел.

1 – 2 чел.

2 – 4 чел.

3 – 17 чел.

4 – 24 чел.

5 – 1 чел.

Таким образом, половина учащихся считает, что они хорошо знают биографию А.С. Пушкина – 24 чел. (50 %); 17 (35%) из 48 – «неплохо»; 4 (8 %) – «плохо»; 2 (3 %) чел. – «очень плохо»; и всего лишь один человек (4 %) посчитал, что знает биографию классика на «отлично». (Приложение №7)

Вопрос 4. Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с творчеством А.С. Пушкина.

Вопрос

9 класс

11 класс

Всего

Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с творчеством А.С. Пушкина.

1-0 чел.

2-0 чел.

3-10 чел.

4-13 чел.

5-1 чел.

1-0 чел.

2-1 чел.

3-9 чел.

4-12 чел.

5-2 чел.

1 – 0 чел.

2 – 1 чел.

3 – 19 чел.

4 – 25 чел.

5 – 3 чел.

Таким образом, большинство учащихся считает, что они хорошо знают творчество А.С. Пушкина – 25 чел. (52 %); 19 (40 %) – «неплохо»; 1 (2 %) – «плохо»; 3 чел. (6 %) посчитали, что знают творчество Пушкина на «отлично». (Приложение №8)

Вопрос 5.Проявляли ли вы самостоятельно, т.е. без указки родителей и учителей, интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина?

Этот вопрос мы считаем одним из главных, потому что ответ на него показывает настоящий интерес школьников к творчеству Пушкина.

Вопрос

9 класс

11 класс

Всего

Проявляли ли вы самостоятельно, т.е. без указки родителей и учителей, интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина?

Да-15

Нет-9

Да-14

Нет-10

Да-29

Нет-19

Таким образом, большая часть учащихся 29 чел. (60 %) из 48 проявляет самостоятельный интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина, это отрадно. (Приложение №9)

Вопрос 6.Бывали ли вы в пушкинских местах? Если «да», то в каких?

Вопрос

9 класс

11 класс

Всего

Бывали ли вы в пушкинских местах? Если «да», то в каких?

Да- 8 чел.

Нет- 16 чел.

Да- 12 чел.

Нет- 12 чел.

Да- 20 чел.

Нет-28 чел.

К сожалению, большинство учащихся нашей школы 28 чел. (58%) не бывали в местах, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина: только 20 чел. (42%) из 48 побывали там. Ими были названы такие места, как Пушкино (Царское Село), Лицей, Болдино, Мойка 12. Были и те, ребята, которые не поняли формулировки «пушкинские места». Под ними они подразумевали города Москва, Санкт-Петербург. (Приложение №10)

Мы поинтересовались, сколько всего существует пушкинских мест. На сайте «Википедия» названо 38-39 [2]; на сайте «Александр Пушкин» названо 12 областей и городов России, где существуют пушкинские музеи [1].В 1988г.Н.А. Тарховой составлена книга «Пушкинские места»в 2-х томах. Таким образом, мест, где хранят память о русском поэте в нашей стране и не только (Украина, Молдавия), довольно много.

Вопрос 7.Считаете ли вы творчество А.С. Пушкина актуальным в XXI веке?

Вопрос

9 класс

11 класс

Всего

Считаете ли вы творчество А.С. Пушкина актуальным в XXI веке?

Да- 22 чел.

Нет- 2 чел.

Да- 19 чел.

Нет- 5 чел.

Да- 41 чел.

Нет-7 чел.

На один из ключевых вопросов учащиеся суммарно ответили так: 41 (85 %); 7 (15 %), т.е. большинство подростков считают творчество А.С. Пушкина важным и в XXI веке. (Приложение №11)

Вопрос 8.Чему можно учиться у Пушкина?

Учащиеся сформулировали свои ответы таким образом:

Вопрос

9 класс

11 класс

Чему можно учиться у Пушкина?

  • Творчеству 8
  • Доверию 4
  • Любви, состраданию 4
  • Добру 4
  • Учиться жить, ценить жизнь 2
  • Дружбе 1
  • Чувству прекрасного 1
  • Мудрости 1
  • Терпению, справляться с трудностями 1
  • Любить русский язык 1
  • Верности 1
  • Затруднились 1
  • Любви, верности, искренности 6
  • Творчеству 3
  • Мудрости 3
  • Преодолевать жизненные трудности 3
  • Речи 2
  • Дружбе 2
  • Нравственным законам 2
  • Чувству прекрасного 2
  • Видеть красоту в простых вещах 1
  • Добру 1
  • Чести 1
  • Честности 1
  • Затруднились 2

Некоторые учащиеся называли по нескольку«ценностей» пушкинского наследия. В итоге, мы сгруппировали их ответы по следующим категориям: «нравственности» - 27 чел. (47 %);«писательскому мастерству» - 11 чел. (19 %); «отношению к жизни» - 6 чел. (10 %); «чувству прекрасного» - 4 чел. (7 %); «мудрости» - 4 чел. (7 %); «любви к родному языку» - 3 чел. (5 %); «затруднились» - 3 чел. (5 %). (Приложение №12)

Вопрос 9.Проблемы, мысли и чувства какого пушкинского героя, вам понятны и близки?

Вопрос

9 класс

11 класс

Всего

Проблемы, мысли и чувства какого пушкинского героя, вам понятны и близки?

  • Т.Ларина 10
  • Е.Онегин 3
  • М.Миронова 2
  • С.Вырин 1
  • Затруднились 8
  • Е.Онегин 8
  • Т.Ларина 7
  • П. Гринёв 2
  • Людмила 1
  • Руслан 1
  • Гвидон 1
  • Затруднились 4
  • Т.Ларина 17
  • Е.Онегин 11
  • М.Миронова 2
  • П.Гринёв 2
  • С.Вырин 1
  • Людмила 1
  • Руслан 1
  • Гвидон 1
  • Затруднились 12

Задавая этот вопрос, мы хотели составить своеобразный «рейтинг» самых популярных пушкинских героев. На первых местах оказались Татьяна Ларина – 17 чел. (35 %) и Евгений Онегин – 11 чел. (23 %). Большой процент оказался в категории «затруднились» - 12 чел. (25 %). Маша Миронова и Пётр Гринёв по 4 %; остальные четыре пушкинских героя «набрали» по 2 %.

Среди названных героев не было ни одного, кто встречался бы в не изучаемых в школе произведениях. (Приложение №13)

Вопрос 10. Сколько мест в нашей школе посвящены пушкинской тематике?

Вопрос

9 класс

11 класс

Всего

Сколько мест в нашей школе посвящены пушкинской тематике?

Хорошо знают – 2 чел.

Плохо знают– 22 чел.

Хорошо знают – 5 чел.

Плохо знают– 19 чел.

Хорошо знают – 7 чел.

Плохо знают– 41 чел.

Целью этого «несерьёзного» вопроса было желание узнать, насколько ребята внимательны к тому, что их окружает. Оказалось, что большинство не смогло точно вспомнить места в нашей школе, посвященные пушкинской тематике: «хорошо знают» – 7 чел. (15 %); «плохо знают» – 41 чел. (85 %).

Итак, проделанная работа позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина у большинства детей начинается в семье.
  2. Среди любимых произведений Пушкина учащиеся называют чаще прозаические, но не указывают ни одного, которое бы выходило за рамки школьной программы.
  3. Большинство учащихся считают, что они хорошо знают биографию и творчество поэта.
  4. Большинство учащихся проявляли или проявляют интерес к личности и творчеству писателя, но многие из них не имели возможности посетить пушкинские места, которых в нашей стране довольно много.
  5. Большинство подростков нашей школы считают пушкинское наследие актуальным и сегодня, что совпадает и с мнением респондентов в Интернете. Самым ценным, чему можно научиться у классика,учащиеся считают «нравственные законы и ценности», это совпадает со словами самого Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал…»
  6. Среди любимых героев были названы те, что встречались в изучаемых в школе произведениях.

Таким образом, наша гипотеза о том, что в век Интернета и высоких технологий написанное в XIX веке А.С. Пушкиным будет считаться подростками ХХI века устаревшим, не нашла подтверждения. Молодые люди читают Пушкина. Хотелось бы, чтобы это были и произведения, выходящие за рамки школьного чтения, чтобы они открыли для себя богатство и его переписки, и воспоминаний, и критических статей, потому что «следовать за мыслями великого человека – наука самая занимательная», по замечанию самого Пушкина. [6]


Заключение

Итак, творчество Пушкина огромно, но ещё больше написано о нём самом и его произведениях. О постоянном интересе к личности классика говорят и многочисленные исследования, и множество электронных ресурсов. Существует особая наука «пушкинистика», которая занимается изучением жизни и творчества А.С. Пушкина.

Гипотеза, выдвинутая нами в начале работы о невостребованности пушкинского наследия у современной молодёжи, не нашла подтверждения: 85 % подростков9 и 11 классов МОУ СШ №9 в возрасте от 15 до 18 лет и 84% опрошенных в сети Интернет считают творчество А.С. Пушкина актуальным и в XXI веке.

Чтобы выполнить данную работу, мы познакомились с литературой по теме «Пушкинистика», выделили для себя наиболее удобные источники. Расширили свои знания в области литературоведения. Познакомились со взглядами на изучаемую проблему пользователей в сети Интернет. Приобрели коммуникативный опыт и опыт проведения анкетирования и создания научного проекта, использовали разнообразные методы исследования.

Перспективу дальнейшей работы мы видим в том, чтобы участвовать в процессе популяризации творчества А.С. Пушкина и поэтов пушкинской плеяды, например, в проведении творческого конкурса эссе, викторин, виртуальных экскурсий по пушкинским местам и т.п.

Имя Пушкина будет волновать ещё не одно поколение. В чём загадка притягательности поэта? Вот как об этом сказал Д.С. Лихачёв: «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота… Народ любит гениев, простых в своём величии и великих в своей простоте». [4]С этим нельзя не согласиться: каждый в Пушкине найдёт что-то своё, если проявит желание.


Библиографический список

  1. Александр Пушкин. Пушкинские места. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pushkin.niv.ru/pushkin/mesta/.
  2. Википедия. Память_о_Пушкине.Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Википедия. Пушкинистика.Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Лихачёв Д.С. Слово о Пушкине // Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. – 1986. - №2. – С. 3-10.
  5. Непомнящий В. С.О Пушкине и его художественном мире // Литература в школе.– 1996. - №1. - С. 3-11.
  6. Пушкин А.С. о литературе: Избранное/Подбор текстов С.М. Петрова. – М.: Дет. лит.,1988. – 175 с.
  7. Фан-клуб поэзия-музыка слов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://fanparty.ru/fanclubs/poetry/polls
  8. Фогельсон И.А. Литература учит. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
  9. ФЭБ (фундаментальная электронная библиотека) Фундаментальные исследования о Пушкине. Электронный ресурс. Режим доступа:  http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial

Приложение

Приложение №1

http://ia.mywishis.in/s/i/wishes/2b/8e/470x0_2b8e7fcdb5d71dfe851e152cc77117fa___jpg____4_a78f2d5c.jpg

С 9 февраля 1937 года город Пушкин (бывшее Царское Село)

Приложение №2

http://scientificrussia.ru/data/shared/Antonova/antonova3.jpg

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина


Приложение №3

Annenkov.jpg

Bartenev Petr.jpg

П. В. Анненков - автор первой обширной биографии поэта

П.И. Бартенев-составитель первого собрания сочинений А.С. Пушкина

Приложение №4

Считаете ли вы актуальным сегодня творчество А. С. Пушкина?

Приложение №5

Благодаря кому началось ваше знакомство с А.С. Пушкиным?

Приложение №6

Какое произведение А.С. Пушкина вы бы назвали своим любимым?

Приложение №7

Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с биографией А. С. Пушкина


Приложение №8

Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с творчеством А. С. Пушкина

Приложение №9

Проявляли ли вы самостоятельно интерес к жизни и творчеству А. С. Пушкина?

Приложение №10

Бывали ли вы в пушкинских местах?

Приложение №11

Считаете ли вы творчество А. С. Пушкина актуальным в ХХI веке?

Приложение №12

Чему можно учиться у Пушкина?

Приложение №13

Проблемы, мысли и чувства какого пушкинского героя вам понятны и близки?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение средняя школа №9 им. А.С. Пушкина г. Волжска Республики Марий Эл республиканская научно-практическая конференция «Первые Пушкинские чтения» ПУШКИН И МЫ (ВЗГЛЯД НА ПУШКИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОДРОСТКА XXI ВЕКА) Работу выполнила: учащаяся 9 А класса Елизавета Ч. Руководитель: учитель русского языка и литературы Воркунова Ольга Михайловна

Слайд 2

С 9 февраля 1937 года город Пушкин (бывшее Царское Село)

Слайд 3

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Слайд 4

Цель: выявление отношения подростков к пушкинскому наследию Задачи: узнать, что такое « пушкинистика »; провести анкетирование среди учащихся школы и в сети Интернет; собрать, обобщить и проанализировать полученный материал; подготовить проект и его защиту

Слайд 5

Пушкинистика - это раздел истории литературы и литературоведения, посвящённый творчеству и биографии А. С. Пушкина П. В. Анненков - автор первой обширной биографии поэта П.И. Бартенев - составитель первого собрания сочинений А.С. Пушкина

Слайд 6

Считаете ли вы актуальным сегодня творчество А. С. Пушкина?

Слайд 7

Благодаря кому началось ваше знакомство с А.С. Пушкиным?

Слайд 8

Какое произведение А.С. Пушкина вы бы назвали своим любимым?

Слайд 9

Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с биографией А. С. Пушкина

Слайд 10

Оцените по 5-балльной шкале, насколько хорошо вы знакомы с творчеством А. С. Пушкина

Слайд 11

Проявляли ли вы самостоятельно интерес к жизни и творчеству А. С. Пушкина?

Слайд 12

Бывали ли вы в пушкинских местах?

Слайд 13

Считаете ли вы творчество А. С. Пушкина актуальным в ХХ I веке?

Слайд 14

Чему можно учиться у Пушкина?

Слайд 15

Проблемы, мысли и чувства какого пушкинского героя вам понятны и близки?

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подростки 21 века

Программа деятельности "Подростки 21 века"...

Какие мы - подростки 21 века?

Что такое толерантность? Разбор ситуаций в группах по теме "Какими качествами обладают подростки?". Портрет современного подростка....

Классный час "Подростки 21 века в кризисной ситуации"

Классный час "Подростки 21 века в кризисной ситуации"...

Рабочая программа дополнительного образования Интеллектуального познавательного направления «Подростки 21 века»

Программа направлена на развитие интеллектуальной и познавательной деятельности учащихся, поискового интереса, знакомство с культурой, традициями и обычаями этих стран. Программа предусматривает расши...

Портфолио/сайт современного подростка XXI века

Информация о владельце портфолио в основном  представлена достижениями  учащихся в  кинообразовании, в киновоспитании, в киновидеотворчестве Поэтому  технология оценивания достижен...

"Шесть шляп" урок-размышление по произведениям о подростках xix века

quot;Шесть шляп" урок-размышление по произведениям о подростках xix века...