Статья"Научно-исследовательская деятельность как способ развития творческой одаренности учащихся"
статья

Буралова Зинаида Гунзеновна

Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность создает условия для развития одаренных детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Способные дети, систематически занимаясь исследовательской деятельностью, могут качественно развить свои способности, так как создаются максимально благоприятные условия для интеллектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nir_v_razvitii_sposobnostey_uchashchihsya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская деятельность как способ развития творческой одаренности учащихся

Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность создает условия для развития одаренных детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Способные дети, систематически занимаясь исследовательской деятельностью, могут качественно развить свои способности, так как создаются максимально благоприятные условия для интеллектуального развития.

С целью выявления и поддержки одаренных учащихся, развития их интеллектуальных и творческих способностей в своей школе мною организовано научное общество учащихся «Открытие».

Исследовательская деятельность предполагает совместный творческий процесс учителя и ученика. Большое значение имеет активный интерес к исследовательской деятельности самого учителя, его способность переживать радость творчества и заражать этим чувством учащихся. Так как уровень развития учащихся в классе различен, то в процессе вовлечения в исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы выявляются одаренные учащиеся, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательский интересов учеников, формируется исследовательский стиль мышления и мировоззрения учащихся. 

В связи с этим использую такую форму урока, как исследование языкового материала на основе текстов. И здесь мне на помощь приходит исследовательская технология, предполагающая построение учебного процесса на деятельностной основе.

Моя задача научить детей самостоятельно получать информацию, решать проблемные вопросы, направлять полученные результаты на практическое решение проблем, развивать коммуникативные способности.

Хочу привести пример урока по исследовательской технологии, посвященного теме Великой Отечественной войны «Поклонимся великим тем годам…». Урок был проведен в 10 классе в форме пресс-конференции:  «Поэзия, опаленная  войной» по творчеству поэтов-фронтовиков. Цель –  познакомиться с биографиями поэтов-фронтовиков, изучить их произведения. Задачами пресс-конференции явились расширить знания о Великой Отечественной войне; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; оформить страницы «Книги памяти» о поэтах-фронтовиках.

Класс разделился на группы по интересам. Я выступаю лишь в роли консультанта, оказываю им помощь. Группа «литераторов» делится еще на 3 подгруппы:

1 группа – «Только он не вернулся из боя…» - исследует творчества поэтов, не вернувшихся с войны (П.Коган, С.Гудзенко и т.д.);

2 группа – «На дорогах войны»- о творчестве поэтов, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны (К.Симонов, И.Уткин, А.Сурков, А.Твардовский);

 3 группа - «У войны не женское лицо» - о поэтах-женщинах (Ю.Друнина, О.Берггольц, А.Ахматова); «исследователи» освещают «белые пятна» в творчестве М.Джалиля - «Поэт-узник».

Исследуя произведения, характерные особенности языка, обучающиеся могут полнее и глубже понять авторский замысел, основную идею произведения, написанного в страшные годы Великой Отечественной войны. «Корреспонденты» освещают ход пресс-конференции: пишут небольшие статьи, которые в конце пресс-конференции зачитываются. «Библиотекари» (два ученика) готовят обзор книг о Великой Отечественной войне.

Контроль за пресс-конференцией осуществляется так: в конце урока каждая группа рецензирует и оценивает работу участников пресс-конференции, т.е. осуществляет само- и взаимопроверку. Взаимооценка побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Главное, учащиеся должны иметь четкое представление о цели учебной деятельности; о познавательных результатах своей учебной деятельности.

Поскольку цель проектно-исследовательской работы по русскому языку и литературе – развитие личности (в том числе языковой), то достижение этой цели и есть главный критерий оценки эффективности проведенной работы. Самым заметным результатом для ребят стало открытие в себе исследователей, усилилась положительная мотивация в изучении русского языка и литературы.

На протяжении этого учебного года были  выполнены   проекты, разные по тематике и направлениям, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Например,  одним из направлений учебного проекта «Литература периода Великой Отечественной войны» в 8 классе был «След Великой Отечественной войны в моей семье». Кропотливый сбор информации о событиях Великой Отечественной войны, запись воспоминаний ветеранов превращает проектную работу в исследовательскую. Так, работа ученика Очирова Буянто «Мой дедушка - узник концлагеря Шталаг» заняла 1 место в межрайонной научной конференции и вошла в сборник тезисов  «Новая школа - школа гражданского становления».

Многолетний опыт работы показывает, что в процессе организации учебно-исследовательской деятельности школьников,  необходимо следовать определенной  методологии: поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными, интересными для ребенка. Мои ученики успешно выступают  с исследовательскими работами в ежегодных открытых научно-практических конференциях различного уровня. На протяжении пятнадцати лет они ежегодно участвуют на муниципальном и республиканском этапах Российской научно - социальной программы для молодёжи и школьников  «Шаг в будущее», являются призерами и активными участниками; призеры регионального этапа и победители очной Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России», республиканского этапа Всероссийского  конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И.Вернадского среди 8-11 классов, НПК «Тропой Вернадского» (среди 5-8 кл.), а также Международного фестиваля «Байкальский серпантин» в г.Байкальск и научно-практической конференции в рамках Международных интеллектуальных игр монголов в г.Эрлянь в Китайской Народной Республике.

Очень важно, чтобы каждый ученик, занимающийся научно - исследовательской работой понял, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путем приобщения к самостоятельной научной деятельности, а учитель является направляющим звеном этой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: «Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО в развитии творческой одаренности учащихся».

С самого раннего возраста  дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один ...

исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе

На протяжении последних лет работаю над темой "исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе". Считаю, что процесс...

Мастер - класс "Театральные технологии как способ развития творчески одаренной личности".

Занятия в школе, конечно, важны для каждого из нас, но, чтобы стать по-настоящему хорошим человеком, недостаточно просто знать наизусть все правила и формулы. Нужно быть ярким, нескучным, общительным…...

Статья. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося.

Статья. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Развитие творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность" (№ 9-10, 2015)

В статье рассматриваются вопросы развития творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность. Авторы рассказывают об основной задаче педагогов школы научить школьников рационально ст...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Различные формы внеурочной деятельности создают оптимальные условия для развития одаренной личности обучающегося.Театрально-литературная гостиная позволяет ребенку наиболее полно проявить себя....

«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»

Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуаль...