Презентация к уроку "Знакомство с Обломовым".
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Косникова Галина Владимировна

В презентации представлен материал о творчестве И.А. Гончарова. Использован иллюстративный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_zakomstvo_s_oblomovym.ppt1.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ……… улице, в одном из ……. домов лежал утром в постели, на своей квартире …….. Это был человек лет ………….от роду, ……. роста, ……… наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной ………, всякой ………. в чертах лица. ……… гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем ………., и тогда во всем лице теплился ровный свет …………. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Слайд 2

В .. улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов . Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала , и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности . С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Слайд 3

.

Слайд 4

Они сносили ……… как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным. Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами; оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго...

Слайд 5

……… . ………… иногда возьмет и книгу в руки — ему все равно, какую-нибудь. Он и не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью, таким делом, без которого легко и обойтись можно, так точно, как можно иметь картину на стене, можно и не иметь, можно пойти прогуляться, можно и не пойти: от этого ему все равно, какая бы ни была книга; он смотрел на нее, как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать.

Слайд 6

Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду. Они видели, что уж все начали выходить в люди, то есть приобретать чины, кресты и деньги не иначе, как только путем ученья; Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук. Между титулярным советником и коллежским асессором разверзалась бездна, мостом через которую служил какой-то диплом. Обломовы смекали это и понимали выгоду образования, но только эту очевидную выгоду. О внутренней потребности ученья они имели еще смутное и отдаленное понятие, и оттого им хотелось уловить для своего Илюши пока некоторые блестящие преимущества.

Слайд 8

Он только что проснется у себя дома, как у постели его уже стоит Захарка, впоследствии знаменитый камердинер его Захар Трофимыч. Захар, как бывало нянька, натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос.

Слайд 10

— Ну! — сказал отец. — Ну! — сказал сын. — Все? — спросил отец. — Все! — отвечал сын. Смотри же ,……., учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Слайд 12

На другой, на третий день опять, и целая неделя промелькнула незаметно. Обломов протестовал, жаловался, спорил, но был увлекаем и сопутствовал другу своему всюду. Однажды, возвратясь откуда-то поздно, он особенно восстал против этой суеты. — Целые дни, — ворчал Обломов, надевая халат, — не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь! — продолжал он, ложась на диван. — Какая же тебе нравится? — спросил Штольц. — Не такая, как здесь. — Что ж здесь именно так не понравилось?

Слайд 13

— А ты кто же? Обломов молчал. — К какому же разряду общества причисляешь ты себя? — Спроси Захара, — сказал Обломов. Штольц буквально исполнил желание Обломова. — Захар! — закричал он. Пришел Захар, с сонными глазами. — Кто это такой лежит? — спросил Штольц. Захар вдруг проснулся и стороной, подозрительно взглянул на Штольца, потом на Обломова. — Как кто? Разве вы не видите? — Не вижу, — сказал Штольц. — Что за диковина? Это …………, Илья Ильич. Он усмехнулся. — Хорошо, ступай. — …………! — повторил Штольц и закатился хохотом. — Ну, джентльмен, — с досадой поправил Обломов. — Нет, нет, ты барин! — продолжал с хохотом Штольц. — Какая же разница? — сказал Обломов. — Джентльмен — такой же барин. — Джентльмен есть такой барин, — определил Штольц, — который сам надевает чулки и сам же снимает с себя сапоги. — Да, англичанин сам, потому что у них не очень много слуг, а русский...

Слайд 14

— А ты кто же? Обломов молчал. — К какому же разряду общества причисляешь ты себя? — Спроси Захара, — сказал Обломов. Штольц буквально исполнил желание Обломова. — Захар! — закричал он. Пришел Захар, с сонными глазами. — Кто это такой лежит? — спросил Штольц. Захар вдруг проснулся и стороной, подозрительно взглянул на Штольца, потом на Обломова. — Как кто? Разве вы не видите? — Не вижу, — сказал Штольц. — Что за диковина? Это барин , Илья Ильич. Он усмехнулся. — Хорошо, ступай. — Барин ! — повторил Штольц и закатился хохотом. — Ну, джентльмен, — с досадой поправил Обломов. — Нет, нет, ты барин ! — продолжал с хохотом Штольц. — Какая же разница? — сказал Обломов. — Джентльмен — такой же барин. — Джентльмен есть такой барин, — определил Штольц, — который сам надевает чулки и сам же снимает с себя сапоги. — Да, англичанин сам, потому что у них не очень много слуг, а русский...

Слайд 15

— Какой же это идеал, норма жизни? Обломов не отвечал. — Ну, скажи мне, какую бы ты начертал себе жизнь? — продолжал спрашивать Штольц. — Я уж начертал. — Что ж это такое? Расскажи, пожалуйста, как?

Слайд 16

— Какой же это идеал, норма жизни? Обломов не отвечал. — Ну, скажи мне, какую бы ты начертал себе жизнь? — продолжал спрашивать Штольц. — Я уж начертал. — Что ж это такое? Расскажи, пожалуйста, как?

Слайд 17

— — Когда-нибудь перестанешь же трудиться, — заметил Обломов. — Никогда не перестану. Для чего? — Когда удвоишь свои капиталы, — сказал Обломов. — Когда учетверю их, и тогда не перестану. — Так из чего же, — заговорил он, помолчав, — ты бьешься, если цель твоя не обеспечить себя навсегда и удалиться потом на покой, отдохнуть?.. — Деревенская обломовщина! — сказал Штольц. — Или достигнуть службой значения и положения в обществе и потом в почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом... — Петербургская обломовщина! — возразил Штольц. — Так когда же жить? — с досадой на замечания Штольца возразил Обломов. — Для чего же мучиться весь век? — Для самого труда, больше ни для чего. Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей. Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут, с Тарантьевыми и Алексеевыми, то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда! — заключил он.

Слайд 18

ОБЛОМОВЩИНА – нарицательное слово для обозначения личностного застоя , рутины, апатии.

Слайд 20

Тщеславие - кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию. Ч Е столюбие - чрезмерная жажда почестей, стремление к почётному положению. Амбициозность - тщеславие, своенравность. Лицемерие - поведение, прикрывающ. неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Слайд 21

Невежество (невежда) – отсутствие знаний, некультурность, малообразованность. Самодур (самодурство) - человек, который действует по своей прихоти, по своему произволу, унижая достоинство других. Д ОМОСТРО́Й - патриархальный, косный (привычный, отсталый) семейный уклад при безоговорочном подчинении главе семьи.

Слайд 22

Ханжество (ханжа) – показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему "Сон Ильи Обломова"

Интегрированный урок литературы и психологии в 10 классе. Жизненный сценарий личности на примере судьбы Обломова....

"В гостях у Обломова". Урок литературы в 10 классе

Уроклитературы в 10 классе. Раздел/блок: И.А. Гончаров. Роман "Обломов".  Характеристика главного героя. Образ Обломова. Цель урока: определить социально-психологический тип героя, составить порт...

Урок литературы в 10 классе "Узор жизни Обломова"

Материал содержит полную разработку одного из уроков по изучению романа  Гончаровыа "Обломов"...

«Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе».

Цель данного урока:  проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе....

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе".

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 10 классе "Сон Обломова.Его место и значение в романе"....

Презентация Портрет Обломова в интерьере

ПрезентацияПроекта исследовательской деятельности учащихся 10 класса...