Конспект урока литературы в 6 классе "Образ-настроение в стихотворениях Ф.И.Тютчева"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ольга Григорьевна Татаринова

На уроке рассматриваются приёмы анализа стихотворения, посвящённого родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_6_klass.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Урок литературы в 6 классе

Учитель : Татаринова О.Г.

МБОУ Белоберезковская СОШ  №1

Трубчевского района Брянской области

Тема  : « Образ-настроение в стихотворениях  Ф.И.Тютчева».                

Цель  :

а ) воспитательная :  пробуждать  любовь к поэзии  , к родному краю , чувство прекрасного , бережное отношение к природе ;

б) развивающая : развивать образное мышление  , умение постигать поэтическое слово , развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся , вкус  к поэзии ;

в ) образовательная : познакомить с личностью и творчеством поэта  , поэтапно формировать умение анализировать и интерпретировать художественный текст ( приёмы создания образа-настроения) , учить устанавливать  связи между различными видами искусства .

                                                Нет , моего к тебе пристрастья

                                                Я скрыть не в силах , мать-земля !

                                                           Ф.И.Тютчев

                                                Не то , что мните вы , природа ,

                                                Не слепок , не бездушный лик ,

                                                В ней есть душа , в ней есть свобода,

                                                В ней есть любовь , в ней есть язык.

                                                        Ф.И.Тютчев

Ход урока.

  1. Организационный момент, приветствие.

       

ВОПРОС:

С каким настроением вы пришли на урок ? А задумывались ли вы , что такое настроение ? В большом толковом словаре С.И.Ожегова сказано:

    «Настроение – это внутреннее душевное состояние , направление мыслей и чувств».

Иными словами , это особый строй чувств , строй души.

2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

ВОПРОС-ИГРА: каким бывает настроение ?

Ответы ученик пишет на плакате :

Весёлое, бодрое , грустное , приподнятое, хорошее , плохое , ужасное , безобразное , прекрасное , радостное , чудесное…

Учитель: именно настроение станет предметом нашего исследования на уроке ( тема ). Но вначале вспомним необходимые для успешной дальнейшей работы теоретические сведения.

        - Что такое лирика?

        - Какие лирические жанры вы знаете?

        - Чем отличается лирика от прозы?

Учитель : сегодня у нас есть прекрасный повод поговорить о родном Брянском крае в связи с изучением стихотворений нашего земляка Ф.И.Тютчева. Чтобы анализировать стихотворение , необходимо как можно больше узнать и об авторе и об истории создания произведений . С этой целью и посмотрим небольшой клип-презентацию старшеклассников о творчестве поэта  .

                           ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

4.Изучение нового материала.

 Аналитическая беседа:

ВОПРОС:  Какое настроение пронизывает ,  на ваш взгляд  , просмотренный клип?

      (  Настроение радостное, так как испытываешь гордость за свой край и людей, которые жили и живут в нём)

ВОПРОС: Что в жизни человека может вызвать чувство радости?

         ( Событие, солнечный день, первый снег, удача, новость, подарок)

     Постановка целей:

Учитель : обратимся к первому  эпиграфу нашего урока .  В любви к природе  признаётся Ф.И.Тютчев . Природа всегда являлась предметом вдохновения для поэтов , ведь в основе лирики лежит чувство. На сегодняшнем уроке мы проведём небольшое исследование, чтобы ответить на следующие вопросы :

     а каким настроением проникнуто стихотворение;

     б) какими приёмами пользуется автор для  создания  образа- настроения ;

     в) как  анализировать стихотворения?

Чтение и анализ стихотворения «Неохотно и несмело…»

ВОПРОС: какое явление природы является центральным образом этого стихотворения?

                     ( гроза)

Учитель : первоначальное название этого стихотворения – «Гроза дорогой». Оно написано по дороге в Овстуг.

ВОПРОС :

Что чувствовал поэт, когда после длительной разлуки возвращался домой, к любимой жене и детям ?

   ( Радость встречи)

Эксперимент : давайте  путём построения образного ряда проследим, какие детали пейзажа рисует автор .

1-я строфа : солнце-поле-туча-земля

2-я строфа : ветер- гром-дождь-нивы-гроза

3-я строфа : туча-молния-пламень

4-я строфа : капли-пыль- раскаты

5-я строфа : солнце- поле- земля.

Вопрос : что мы видим благодаря этому ряду ?

      В  стихотворении  показаны все признаки грозы : туча , ветер, гром, молния, дождь . Сам пейзаж словно бы остаётся тем же, однако гроза многое в нём изменяет.

Учитель :

1-я и 5-я строфы похожи : солнце-поле – земля, но

Туча исчезает. Что же она приносит? (ветер-гром-дождь- гроза –пламень и т.д. )

Вопрос : какие чувства у путника вызывает гроза?

      ( страх и восхищение)

1-й вывод по результатам эксперимента :

образ- настроение создаётся через детали пейзажа .

Творческое задание ( словесное рисование ) : опишите

словами , какие изменения в природе видит человек , оказавшись в поле во время грозы  .

    ( Видит, как ползёт туча, налетает ветер, небо заволакивает свинцовыми облаками, потом всё замирает, дальше видит вспышку молнии, слышит раскаты грома, начинается ливень,  бушует стихия, медленно затихает, край неба становится светлее, заканчивается дождь, выглядывает солнышко)

   

Учитель : это называется динамика или движение. Перед нами не застывший пейзаж, а целое действо. Мы видим начало грозы, кульминацию, конец. Поэт словно оживляет пейзаж.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС на умение анализировать материал: как поэту удаётся оживить пейзаж,  сделать так, чтобы мы видели движение, смену картин ?

( Предположения - гипотезы  учеников )

Учитель : сегодня я вам открою несколько секретов поэтического мастерства, а вы мне поможете .

Секрет первый ( разгадываем  сами ):

- какая часть речи обозначает действие, найдите слова этой части речи в стихотворении?

                    ( глаголы : смотрит, прогремело , принахмурилась,    

                     пробилась, окаймил, летит, взглянуло, потонула

 Вывод: для передачи движения поэт в стихотворении  использует глаголы.

Секрет второй  (подсказка учителя) :

- найдите грамматические основы предложений 2-й и 4-й строфы, определите вид этих предложений по наличию главных членов. Подумайте, зачем автору понадобились односоставные предложения?

Вывод -  подсказка: односоставные предложения. С их помощью писатели и поэты очень кратко и точно рисуют место, время действия, пейзаж, обстановку, что помогает создавать эффект быстрой смены картин или эффект

 движения)

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Работа с пейзажем А.Саврасова «Просёлок» и фотографией, на которой изображена гроза.

ЗАДАНИЕ: давайте сравним  пейзаж живописца, фотопейзаж и пейзажную лирику.

Проблемные  вопросы:

- Что в них общего и чем они отличаются?

    - Какой из известных вам видов искусства способен передать                                                                  движение?

ОТВЕТ : все они изображают грозу, но  стихотворение передаёт  движение грозы, а на картине и на фотографии мы видим лишь    один застывший миг; более полную картину мы видим в  стихотворении Ф.И.Тютчева. Движение способно передать кино.

     

ВОПРОС: какие чувства вызывает быстрая смена картин и событий?

               ( восхищения, трепета и благоговения)

2 -й  вывод по результатам эксперимента :

образ- настроение создаётся благодаря динамике или движению.

Учитель : мы сравниваем стихотворение с другими видами искусства, но если говорить о стиле художественных произведений, то что является  их  характерным признаком ?

 (  Наличие образа и средств художественной

изобразительности, при помощи которых этот образ создаётся)

Аналитическое задание: проследить, при помощи каких средств художественной изобразительности создаёт автор образ грозы.

1-я группа: найти олицетворения

              Солнце смотрит, взглянуло

              Побилась молнии струя

              Земля принахмурилась, потонула

2-я группа: найти эпитеты

             Смотрит неохотно и несмело

             Смятенная земля

РАБОТА СО СЛОВАРЁМ (универсальные учебные действия)

СМЯТЕННАЯ - находящаяся в смятении, волнении

3-я группа: метафора и сравнение

             Взглянуло исподлобья

             Синей молнии струя ( струя – поток жидкости, света )

             Летит вихрем (творительный сравнения )

             Раскаты смелей (сравнительная степень прилагательного)

4-я группа: звукопись

             Раскаты громовые ( г-р )

            Всё сердитей и смелей  ( в-с-м )

5-я группа : цветопись

             Зеленеющие нивы зеленее

             Синей молнии струя

             Пламень белый и летучий

             И в сияньи потонула…земля

                       

3-й вывод : образ- настроение создаётся при помощи средств художественной выразительности    

5. Обобщение и систематизация материала (синтез).

ВОПРОС: какова же основная мысль стихотворения, что хотел сказать своим читателям поэт?

             ( Природа прекрасна во всех своих проявлениях)

Учитель : анализируя стихотворение, мы выяснили, при помощи каких средств художественной выразительности создаётся образ-настроение. Обобщите и дайте полный ответ, при помощи каких приёмов  в стихотворении «Неохотно и несмело…» поэт создаёт образ-настроение?

Вопрос : Скажите, каким настроением проникнуто это стихотворение?

          ( радости, веселья, бодрости)

УЧИТЕЛЬ: Ребята, мы с вами на уроке провели большое исследование. Вся наша работа была направлена на то, чтобы научить вас понимать прочитанное, вдумываться в смысл и открывать для себя новый мир, мир поэзии. Всё это – элементы анализа стихотворения. Пока что вы умеете далеко не всё, однако наше занятие – ещё один шаг в овладении умениями анализировать стихотворение.

Работа с плакатом «Анализ лирического стихотворения»

6. Домашнее задание (вариативное) :

1-й вариант: опираясь на полученные знания, проанализировать стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья»

2-й вариант: нарисовать иллюстрацию к стихотворению, объяснить, какой фрагмент  вы проиллюстрировали и почему

3-й вариант: написать стихотворение, посвящённое родной природе.

 

Рефлексия.

ВОПРОС:  

- Что вы узнали нового?

-Чему научились?

- Какое настроение у вас в конце урока?

План урока .

  1. Оргмомент : настроение , словарь.
  2. Подготовка к восприятию нового материала:

            Игра

            Тема

            Теоретические вопросы

             Презентация

3.Усвоение новых знаний:

                  Обсуждение презентации

                 Вопрос , что вызывает чувство радости ?

                  Цели урока –исследования     1-й эпиграф

                 Чтение стихотворения

                  Центральный образ

                 Первое название

                Приёмы создания образа :

        -    детали пейзажа (  образный ряд )

        -    динамика или движение ( словесное рисование ,

                секреты поэтического мастерства )

        -    средства художественной выразительности

             ( групповая работа , словарная работа )  

  1. Обобщение и систематизация материала :

                 Обобщённый вывод о приёмах создания образа

                 Идея стихотворения   2-й эпиграф

                  Настроение

5.Домашнее задание . Рефлексия.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....