Рабочие программы по родной литературе
рабочая программа по литературе

Панкратова Наталья Ивановна

Рабочие программы по родной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5 класс39.86 КБ
Файл 6 класс40.49 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

приказ от 20 августа 2019 г. №145

_______Е.В. Кибальникова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.о. Пущино

Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Родная литература»

(базовый уровень)

для 5 класса

Составитель:  Панкратова Н.И.

2019 г.

  Рабочая  программа по родной литературе для 5 класса составлена на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Основной образовательной программы СОО МБОУ СОШ № 3 г.о. Пущино Московской области (НОО, ООО, СОО);
  • Авторской рабочей программы «Литература» - предметная линия под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: Просвещение, 2014;

            с учетом:

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); ·
  • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637.

В связи с отсутствием УМК по предмету «Родная литература» для достижения

планируемых результатов освоения учебного курса родной литературы на заседании ШМО учителей русского языка и литературы было принято решение (утверждено Приказом директора от 20.08.2019 г. № 145) об использовании  учебника: Коровина В.Я. Литература.  5 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2ч. /В.Я Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

         В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 ч в год (34 учебные недели) и предусматривает изучение курса в 4 четверти учебного года.

  1. Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета, курса.

В результате изучения учебного предмета «Родная литература»

в 5 классе

Обучающийся научится:

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
  • определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

Личностные результаты:

  • воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального

народа России; осознавать свою этническую принадлежность, знать историю, язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества;

  • формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
  • развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развивать чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • формировать потребность в самовыражении через слово.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Регулятивные УУД:

  • уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Содержание учебного предмета, формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности

Содержание учебного предмета

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздел 1. Своеобразие родной литературы.

Родная (русская) литература как национально-культурная ценность народа.

  • Осознают значимость чтения и изучения родной литературы.
  • Составляют устное сообщение по заданной теме, отбирают фактологический материал из разных источников, выступают перед одноклассниками, рецензируют чужие ответы.

Раздел 2. Русский фольклор.

Отражение в произведениях фольклора русского быта, традиций, обрядов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений.

  • Определяют жанры фольклора, выделяют их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания.
  • Находят в произведениях фольклора картины русского быта, традиций, обрядов.
  • Определяют вариативность фольклорных произведений.
  • Выразительно читают, в том числе по ролям, пересказывают художественный текст.
  • Характеризуют героев фольклорных произведений.

Раздел 3. Из древнерусской литературы.

Отношение к книгам в древней Руси. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

  • Осознают важность значения книг для людей древней Руси.
  • Определяют особенности произведения древнерусской литературы.
  • Овладевают пересказом прозаического текста.
  • Выразительно читают текст; дают устные характеристики героям древнерусской литературы

Раздел 4. Из русской литературы ХVIII века.

Жанр басни в русской литературе. Басни А.П. Сумарокова, И.И. Дмитриева. Нравственные проблемы в баснях.

  • Определяют понятие басни, понимают близость басни к устному народному творчеству, её иносказательный и обобщённый смысл.
  • Учатся извлекать необходимую информацию из разных источников, составляют устные сообщения о биографии баснописцев ХVIII века.; выделяют общее и различное в баснях А.П. Сумарокова и И.И. Дмитриева.
  • Вырабатывают умение оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи.
  • Сравнивают басни прозаические и поэтические.
  • Выразительно читают басни, в том числе по ролям, наизусть; сопоставляют иллюстрации художников с текстом басен; инсценируют басни.

Раздел 5. Из русской литературы ХIХ века.

Литературные сказки.

Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Художественное своеобразие сказки «Что значит досуг?». Н.Г. Гарин-Михайловский. Мир глазами ребёнка в сказке «Книжка счастья».

Поэтический образ Родины.

П.А. Вяземский. Радостные впечатления, труд, быт, волнение сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя в стихотворении «Первый снег». Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

Творчество писателей ХIХ века.

Милосердие и вера в рассказе К.М. Станюковича «Рождественская ночь». Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

  • Учатся извлекать необходимую информацию из разных источников, составляют устные сообщения о биографии В.И. Даля, Н.Г. Гарина-Михайловского, П.А. Вяземского, Н.А. Некрасова, К.М. Станюковича, А.П. Чехова.
  •  Вырабатывают умение выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, составлять план ответа на вопрос.
  • Находят фантастическое и достоверно-реальное в сказке, абзацы, имеющие нравоучительный характер; характеризуют героев.
  • Определяют художественные приемы, используемые автором при описании природы.
  • Анализируют лирическое произведение.
  • Выразительно читают стихотворения, в том числе наизусть; создают иллюстрации к стихотворениям.
  • Понимают авторское отношение к природе.

Раздел 6. Из русской литературы ХХ века.

Е.А. Пермяк. Зависть и злоба, добро и зло в сказке «Берёзовая роща». Аллегорический язык сказки. А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести. Отношения взрослых и детей, тимуровское движение. М.М. Пришвин. «Лесная капель». Мир природы и мир человека. В.Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Нравственно-эмоциональное состояние лирического героя.

А. Блок. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Д. Самойлов «Сказка». Стихи о прекрасном и неведомом.

  • Учатся извлекать необходимую информацию из разных источников, составляют устные сообщения о биографии писателя или поэта.
  • Характеризуют идейно-эмоциональное содержание произведения.
  • Дают нравственную оценку героям.
  • Вырабатывают умение анализировать текст; понимают поведение героя, его общение с окружающим миром природы.
  • Участвуют в аналитической беседе.
  • Вырабатывают умение пересказывать прозаический текст.
  • Определяют художественные приемы, используемые автором при описании природы.
  • Анализируют лирическое произведение.
  • Выразительно читают стихотворения, в том числе наизусть; создают иллюстрации к стихотворениям.
  • Понимают авторское отношение к природе.

3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Тема урока

Дата

План

Факт

1

Родная (русская) литература как национально-культурная ценность народа.

2

Отражение в произведениях фольклора русского быта, традиций, обрядов.

3

Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений.

4

Отношение к книгам в древней Руси. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

5

Жанр басни в русской литературе. Басни А.П. Сумарокова, И.И. Дмитриева. Нравственные проблемы в баснях.

6

Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Художественное своеобразие сказки «Что значит досуг?»

7

Н.Г. Гарин-Михайловский. Мир глазами ребёнка в сказке «Книжка счастья».

8

П.А. Вяземский. Радостные впечатления, труд, быт, волнение сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя в стихотворении «Первый снег».

9

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

10

Милосердие и вера в рассказе К.М. Станюковича «Рождественская ночь».

11

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

12

Зависть и злоба, добро и зло в сказке «Берёзовая роща». Аллегорический язык сказки.

13

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести.  Отношения взрослых и детей, тимуровское движение.

14

М.М. Пришвин. «Лесная капель». Мир природы и мир человека.

15

В.Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Нравственно-эмоциональное состояние лирического героя.

16

А. Блок. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Д. Самойлов «Сказка». Стихи о прекрасном и неведомом.

17

Итоговый урок.

Рассмотрено

Протокол заседания Кафедры учителей русского языка и литературы

от «19» августа 2019 г. №1

____________ М.А. Бугаенко

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________ В.А. Есина)

«20» августа 2019 г.



Предварительный просмотр:

Утверждено

приказ от 20 августа 2019 г. №145

_______Е.В. Кибальникова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.о. Пущино

Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Родная литература»

(базовый уровень)

для 6 класса

Составитель:  Панкратова Н.И.

2019 г.

  Рабочая  программа по родной литературе  для 6 класса составлена на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Основной образовательной программы СОО МБОУ СОШ № 3 г.о. Пущино Московской области (НОО, ООО, СОО);
  • Авторской рабочей программы «Литература» - предметная линия под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: Просвещение, 2014;

            с учетом:

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); ·
  • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637.

В связи с отсутствием УМК по предмету «Родная литература» для достижения

планируемых результатов освоения учебного курса родной литературы на заседании ШМО учителей русского языка и литературы было принято решение (утверждено Приказом директора от 20.08.2019 г. № 145) об использовании  учебника: Коровина В.Я. Литература.  5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. /В.Я Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

         В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 ч в год (34 учебные недели) и предусматривает изучение курса в 4 четверти учебного года.

  1. Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета, курса.

В результате изучения учебного предмета «Родная литература»

в 6 классе

Обучающийся научится:

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
  • определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

             Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

Личностные результаты:

  • воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального

народа России; осознавать свою этническую принадлежность, знать историю, язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества;

  • формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
  • развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развивать чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • формировать потребность в самовыражении через слово.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Регулятивные УУД:

  • уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Содержание учебного предмета, формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности

Содержание учебного предмета

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздел 1. Своеобразие родной литературы.

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная (русская) литература как способ познания жизни.

  • Объясняют значимость чтения и изучения родной литературы.
  • Составляют устное сообщение по заданной теме, отбирают фактологический материал из разных источников, выступают перед одноклассниками, рецензируют чужие ответы.

Раздел 2. Русский фольклор.

Сказка «Два Ивана – два солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

  • Определяют жанры фольклора, выделяют их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания.
  • Выделяют в произведениях фольклора черты русского национального характера: силу, мужество, справедливость, бескорыстное служение Отечеству.
  • Выразительно читают, в том числе по ролям, пересказывают художественный текст.

Раздел 3. Из древнерусской литературы.

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

  • Определяют особенности произведения древнерусской литературы.
  • Характеризуют отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы.
  • Формируют вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
  • Овладевают пересказом прозаического текста.
  • Выразительно читают текст; дают устные характеристики героям древнерусской литературы.

Раздел 4. Из русской литературы ХVIII века.

Н.И. Новиков. «Детское чтение для сердца и разума». Законы добродетели.

  • Учатся извлекать необходимую информацию из разных источников, составляют устные сообщения о Новикове Н.И.
  • Выразительно читают рассказы Новикова Н.И. из журнала, пересказывают художественный текст, определяют ключевые слова, основную мысль.
  • Учатся определять познавательную, воспитательную и литературную ценность произведения.

Раздел 5. Из русской литературы ХIХ века.

Д.В. Давыдов. Стихотворение «Партизан». Отечественная война 1812 года глазами её участника.  Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». Н. Лесков «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы рассказа и пути их решения. И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

  • Учатся извлекать необходимую информацию из разных источников, составляют устные сообщения о поэтах и писателях ХIХ века.
  •  Вырабатывают умение выразительно читать прозаический текст, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, составлять план ответа на вопрос.
  • Учатся определять нравственные проблемы произведения, пути их решения, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер; характеризуют героев.
  • Определяют художественные приемы, используемые автором при описании природы.
  • Анализируют лирическое произведение.
  • Выразительно читают стихотворения, в том числе наизусть; создают иллюстрации к стихотворениям.
  • Понимают авторское отношение к природе, Родине, героям Отечественной войны 1812 года.

Раздел 6. Из русской литературы ХХ века.

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь. Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

  • Учатся извлекать необходимую информацию из разных источников, составляют устные сообщения о биографии писателей и поэтов ХХ века..
  • Характеризуют идейно-эмоциональное содержание произведения.
  • Дают нравственную оценку героям.
  • Вырабатывают умение анализировать текст; понимают поведение героя, его общение с окружающим миром природы.
  • Участвуют в аналитической беседе.
  • Вырабатывают умение пересказывать прозаический текст.
  • Определяют художественные приемы, используемые автором при описании природы.
  • Анализируют лирическое произведение.
  • Выразительно читают стихотворения, в том числе наизусть; создают иллюстрации к стихотворениям.
  • Понимают авторское отношение к природе.

3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Тема урока

Дата

План

Факт

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная (русская) литература как способ познания жизни.

2

Сказка «Два Ивана – два солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

3

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

4

Н.И. Новиков. «Детское чтение для сердца и разума». Законы добродетели.

5

Д.В. Давыдов. Стихотворение «Партизан». Отечественная война 1812 года глазами её участника.

6

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать.

7

Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

8

Н. Лесков «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы рассказа и пути их решения.

9

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

10

Контрольная  работа по теме «Русская литература ХIХ века».

11

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.

12

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о

поэте. Отечественная война 1812

года глазами её участника.

Стихотворение «Партизан» 

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о

поэте. Отечественная война 1812

года глазами её участника.

Стихотворение «Партизан» 

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

13

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о

поэте. Отечественная война 1812

года глазами её участника.

Стихотворение «Партизан» 

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о

поэте. Отечественная война 1812

года глазами её участника.

Стихотворение «Партизан» 

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о

поэте. Отечественная война 1812

года глазами её участника.

Стихотворение «Партизан» 

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о

поэте. Отечественная война 1812

года глазами её участника.

Стихотворение «Партизан» 

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о

поэте. Отечественная война 1812

года глазами её участника.

Стихотворение «Партизан» 

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

14

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.

15

Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

16

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.

17

Итоговый урок

Рассмотрено

Протокол заседания Кафедры учителей русского языка и литературы

от «19» августа 2019 г. №1

____________ М.А. Бугаенко

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________ В.А. Есина)

«20» августа 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО...

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...