Элемент диспута, дискуссии в практике уроков литературы
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Марина Терентьева

Использование на уроках данной формы работы, как диспут, дискуссия, помогает учащимся осваивать методы коллективного обсуждения нравственных, политических, литературных, научных проблем, на решение которых нет однозначного ответа.Ребята учатся доказательно отстаивать свою точку зрения. Разработка поможет учителю выбрать тему для такого вида работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Терентьева Марина Вениаминовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 5» г. Губкинский, ЯНАО

Элемент диспута, дискуссии в практике уроков литературы в старших классах

Вид использования

Прием (форма)

использования

Цель

Пример

Речемыслительная пятиминутка

В начале урока - разминка

- задания полемического

характера

- помочь переключиться на урок литературы

- создать эмоциональный и интеллектуальный настрой

- Объяснить пословицу, поговорку, афоризм;

- Предложить разные переводы одного стихотворения. Перевод какого автора ближе, понятнее? Например, стих. А. Арно «Листок» в переводе В. Жуковского, Д.Давыдова, С.Дурова.

Элемент урока

1. «школа диалога»

- творческое соревнование

- выработка умения дискутировать,

спорить

- принцип КВНа

- викторина

- придумать самый острый (поэтичный, юмористичный, проблемный…) вопрос

- ответ на вопрос: Как себя во время споров ведут герои и почему?

- обучение поведенческому умению

- показать необходимость аргументов в споре

- Грушницкий «не отвечал на ваши возражения…» («Герой нашего времени»).  Никитин «вскакивал с места…» (А.П.Чехов. Учитель словесности)

(«Мелюзга» А.Куприна,  «Гимназисты» Н.Гарина-Михайловского, «Женитьба» Н.Гоголя…)

- выступление Мелехова перед большевиками («Тихий Дон»), лектора (Чехов, «О вреде табака»); спор Кирсанова и Базарова («Отцы и дети»)

2. Работа над лексикой

- подбор доказательств, аргументов

- осмыслить значение слова

- уточнить «предмет» спора

- взять все лексические значения выбранного слова (по словарю) Какое из этих значений более точно для данного текста?

3. Вопрос для размышления, обсуждения

- обращение к личному мировоззрению

- размышления-противоречия

- развитие «правильного» критического взгляда

- развитие умения искать новые доводы

- Нужна ли сегодня поэзия Пушкина?  …

- Ценно ли для вас творчество … ?

- Имеет ли право автор смеяться над ….? (по Зощенко, Булгакову, Салтыкову-Щедрину …)

- Стоит ли жалеть …? («Мцыри», «Бирюк» …)

4. Работа с теоретическими понятиями

- поиск доказательств

- закрепление жанровых понятий

- Роман или повесть «Горячий снег»?

- «Доктор Живаго» - роман-эпопея?

5. Работа над проблемой,

поднятой

- автором

- произведением в целом                  

- творчеством писателя

- «ответь на вопрос»

- помочь научиться слушать и слышать

- выработка умения

находить доводы

-отработка умения отстаивать свою точку зрения

- подчеркнуть «вечность» отдельных тем

- Хороши ли Хлестаковы для России?

- Изменились или сохранились проблемы «отцов» и «детей»?

- Каково современное мещанство? (Чехов, Маяковский, Евтушенко ...)

- Для чего ты на этой земле, человек? (Солженицын, Распутин ...)

6. Работа над образом героя

- сравнение

- сопоставление

формирование

- умения постигать прием сравнения

- видеть, понимать способы противопоставления

- умения давать оценку персонажу

- Герои «Войны и мира»,

- «Живи и помни» В.Распутина,

- «Сотников» В.Быкова, …

7. Интервью с писателем (Я – Островский);

«Ток-шоу»;

пресс-конференция

- игра «Да – нет»

- «Третий лишний»

- развитие умения искать аргументы,

- давать оценку персонажу

- Я считаю, что … не прав (прав), ….

(Уж («Песня о Соколе»), Тарас Бульба, убивший своего сына, Базаров, Рахметов …)

- «Обломов, Базаров, Рахметов»? Обосновать

- «атака вопросами»

   

- помочь научиться задавать вопросы

- Кулигин читает Державина – почему не Пушкина, Некрасова?

- Зачем погубили Катерину? (по «Грозе»)

- «суд»

- помочь научиться точно выражать мысль

- над любым «оступившимся» героем или группой героев

8. Инсценировка двумя группами одного и того же эпизода.

- игра «Я режиссер»

- развитие творческого взгляда

Как бы вы расположили героев (например, во время спора - по «Отцам и детям»), если бы были режиссером? Обосновать

9. Рисунок к одному и тому же стихотворению, творчеству поэта.

(для 2 учеников)

- прием самовыражения

- воспитание толерантности

- развитие умения сопоставлять

- Поиск смысла жизни П.Безухова в цвете, графически

- Изображение души героя, поэта, писателя

- Обложка к книге стихов Есенина, …

- Лирика …. Графическое (цветовое) изображение состояния героя, цветовое восприятие стихотворения, …

10. Исследовательская

работа

- в «творческой мастерской» поэта, писателя

- развитие творческой мысли, способности давать оценку труду писателя

- Почему выбран данный цвет, образ, символ в стихотворении;

- Насколько удачны эпитет, сравнение, … в …; и сравнение с авторской точкой зрения (по возможности)

Уроки-диспуты, уроки - дискуссии

урок

Возможно использование

нескольких приемов, форм

- отработка умения работать в группе, парой

- закрепление навыков ведения спора

- В чем счастье Наташи Ростовой. (Рассматривается любовь к природе, к людям, к родным, ко всему русскому, к Болконскому и Курагину (в сравнении))

- Поиск смысла жизни Андрея Болконского.

- анализ критической литературы

- Роль интеллигенции в развитии общества – «за» и «против» (как обобщающий урок по литературе XIX-XX века)

Сочинения дискуссионного характера

Письменная работа

«заочный диспут»

- обучение логическому выстраиванию аргументов, умению выделять главное и отмечать второстепенное

- «Новые люди» Чернышевского. Устарели ли они?

- Андрий не мог поступить иначе (да – нет) («Тарас Бульба»)

- Я люблю Бабу-Ягу (Лешего, Змея-Горыныча …)

- Нужно ли изображать таких, как Федорчук? («В списках не значился» Б.Васильева)

принцип «антиканонов»

- пробуждение психоло-гического, творческого воображения

- Давайте пожалеем дикого помещика (Швабрина …)

- Мне нравится Плюшкин (Собакевич, Коробочка …)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Урок литературы в 9 классе "Две жизненные позиции" урок-диспут

Данный урок литературы по теме "Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума" проводится как заключительный урок , задачей которого является  обобщить и с...

Элементы проникающей компьютерной технологии на уроках литературы как средство повышения продуктивности урока

ИКТ позволяют  открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования....

Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)

Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...

Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)

Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...

Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....

Методическая разработка урока-исследования с элементами учебной дискуссии по повести Н.К. Карамзина "Бедная Лиза"

В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит...