конспект урока литературы в 9 классе «Сюжет и композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Виктория Семеновна Семяшкина

В процессе урока  учащиеся заняты поиском ответа на вопросы - проблемы: " Почему првым помещиком, с кем встречается Чичиков, Манилов"? является ли Манилов "мертвой душой?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhet_i_kompozitsiya_poemy_n.v._gogolya_mertvye_dushi.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа

«Средняя школа им. А.А. Калинина с. Нижняя Пёша»

Урок литературы в 9 классе

«Сюжет и композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души.

Манилов как образ, открывающий Русь «мертвых душ».

Учитель русского языка и литературы

Семяшкина Виктория Семеновна.

2018г.

Урок № 57

Тема: Сюжет и композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души. Образ Манилова.

Цель: формирование умения отбирать и систематизировать материл художественного текста для раскрытия идейной позиции автора.

Задачи:

-  развивать творческое воображение;

- формировать умение выстраивать речевые высказывания;

- формировать внимание, ассоциативное мышление4

Методы: беседа, комментированное чтение.

Тип урока:  урок – анализ художественного произведения.

Педагогические технологии, используемые на уроке -  проблемно – поисковая и групповая технологии.

Оборудование: учебник литературы 9 класса под ред. Г.И. Беленького, 15-е изд. – М. Мнемозина: в 3 ч., часть2 , 2013г. ..,  поэма Н.В. Гоголь «Мертвые души», серия «Школьная библиотека» М. «Просвещение», 1982г., портреты Н.В. Гоголя, иллюстративный материал по теме урока (иллюстрации П.М. Боклевского к поэме «Мертвые души»), «Поурочные разработки по литературе, 9 класс» И. В. Золотарева, изд. М. Вако, 2014г.».

На доске слова:  слащавость, наивная восторженность, пустословие, напускное глубокомыслие, сибаритство, преувеличенно обходительный, неестественный, упивающийся, витающий в облаках, погружающий себя в атмосферу беспечности и праздности, наивно претенциозный.

Пояснительная записка

      Период  становление новой системы образования в России сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

       В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

      Особое значение  приобретает формирование учебной деятельности,  обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.

      Учебная деятельность оказывает прямое влияние на эффективность усвоения знаний. В рамках содержания усваиваемого учебного материала школьники овладевают рациональными способами усвоения, тем самым они подготавливаются к качественно новому, более высокому уровню усвоения.          

      Обучение и развитие находятся в тесной и неразрывной связи. От того, как организуется учебная деятельность, зависит формирование и рaзвитие личности в целом.

        Реализация такого обучения требует специальной организации учебного процесса.

       Высокий уровень напряженности мышления учащихся , когда знания добываются собственным трудом, достигается применением  проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько поиском ответа на вопросы – проблемы: «Почему  первым помещиком, с кем  встречается Чичиков, является Манилов»?, «Манилов – «мертвая душа»»? , служащие  ядром урока. Работа учащихся организуется таким образом, что они самостоятельно отыскивают в тексте второй главы  нужные для решения поставленных  проблем сведения о деталях, которые помогают понять героя произведения, замысел писателя: описание пейзажа, описание внешности Манилова, включая его речь, детали интерьера и поведение героя, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти. Усвоение знаний осуществляется путем совместной, коллективной деятельности учителя и учеников.

       На этом уроке литературе использовалось  проблемное обучение с применением   эвристического (частично поискового) метода.

Признаки  этого метода:

- знания учащимся не предлaгаются в “готовом” виде, их нужно добывать сaмостоятельно;

- учитель организует не сообщение или изложение знаний , а поиск новых знаний.

  Вид деятельности учащихся: перескaз главы, подготовленное сообщение, анализ эпизода, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, составление плана части произведения, анализ образа героя, сравнительная характеристика героев; составление плана к своему развернутому ответу.

Эвристический метод рaзвивает литературные способности учащихся, учит самостоятельному приобретению знаний и умений.

Aктивность учебного процесса,  достижение высокого уровня усвоения содержания способствует и использование групповых технологий. На данном уроке  каждая группа получила  дифференцированное задание  и выполняла  его сообща под непосредственным руководством лидера;  состав каждой группы подбирала сама, с учетом уровня обученности каждого  школьника, так чтобы в процессе совместной работы могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы и максимально эффективно выполнена учебная задача.

  Конечно же, в процессе работы оказывалась индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получал  при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализировались, конкретизировались, закреплялись именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой рaботы складывался  из следующих моментов:

- подготовка к выполнению группового задания ( постановка познавательной задачи, инструктаж  о последовательности работы);

- групповaя работа (знакомство с материалом, планирование работы, распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов работы в группе и общего задания, подведение итогов группового задания);

- зaключительная чaсть (сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи).

  Во время выполнения учениками самостоятельной работы приходилось  контролировать ход работы в группах, регулировать возникающие споры, оказывать помощь отдельным учащимся.

Урок получился интегрированным, объединяющим две педагогических технологии. Считаю что применение каждой из них было целесообразным и необходимым для  выполнения  поставленной цели.

   

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: На прошлом уроке  литературы, ознакомившись с  отзывами русских писателей на поэму «Мертвые души» Н. В. Гоголя (учебник стр. 81-83), увидели, что это произведение русской литературы породило столько противоречивых толкований и дискуссий. Сам писатель создавал свой труд в расчете на длительное «вглядывание» в него и постепенное постижение. Жанр произведения – поэма. Но читателям  того времени было непонятно, отчего  же повествование о Чичикове, помещиках, о плутах, о скрягах называется поэмой. На этом уроке мы попытаемся понять замысел автора и неповторимость   творческой индивидуальности Гоголя, попробуем прикоснуться к одному из оригинальнейших памятников русской и мировой литературы.

II.   Работа над темой урока.

  1. Подготовленное сообщения учащегося о жанре и композиции поэмы.

Основа композиции – путешествие главного героя, посещение им города NN и имений помещиков. Первая глава – развернутая экспозиция, завязка, общее предварительное знакомство с героями поэмы. Со второй по шестую – портретные главы, Чичиков посещает помещиков. С седьмой по десятую – Чичиков в губернском городе. Одиннадцатая глава – глава итогов, развязка. Главы скрепляются единым сюжетом; в повествовании включены лирические отступления. По мнению исследователей творчества Гоголя Д.Н. Овсянникова и Е.В. Трубецкого, в произведении «все движется и все несется, оставляя впечатление «громадно- несущейся жизни», образ Руси в виде бешено мчащейся тройки являлся Гоголю. … «он видел её в общем порыве, в общем движении». Хотя  поэма соединила сатиру на Россию чичиковых, ноздревых, плюшкиных, чиновников, все же она является поэмой о  России  - родине великого народа. Назвав свое творение поэмой , Гоголь хотел подчеркнуть особую значимость в нем лирического начала. Мечта о возрождении человеческой души, в вместе с ней и России была самой заветной мечтой писателя.

  1. Беседа: выявление первичного восприятия прочитанного произведения.

-Интересно ли было читать «Мертвые души»?

-Что интереснее было читать – «помещичьи» или «городские главы»?

- интересно ли было читать лирические отступления? Как меняется их тон и смысл от начала до конца поэмы?

- Кто из героев является самым безобидным и кто – самым страшным?

- Какие вопросы возникли при чтении?

  1. Составление таблицы «Композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»».

 

Глава первая

Вступление в поэму. Набросок всего, что произойдет

(приезд Чичикова в губернский город NN, встреча с чиновниками, подготовка авнтюры)

Вторая – шестая

Изображение российских помещиков

Седьмая – десятая

Губернский город, мир чиновников

Одиннадцатая глава

Повествование о жизни Чичикова

Заключительные строки посвящены любимой Родине

  1. Манилов в поэме Гоголя (чтение фрагментов главы 2 и её анализ).

Учитель: Создавая образы помещиков, автор не только показывает  нам разные типажи владельцев крепостных душ, но и создает систему образов, очень реалистичную и сатирическую. Он изображает их со всех сторон, используя при этом три вида описания: портрет, пейзаж имения, интерьер дома помещика.  Описания в прозе Гоголя самоценны, прежде всего благодаря обилию предметно – бытовых деталей.

- Что такое деталь? (от фр. detail – часть, подробность) – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения.

Запишем определение в тетрадь.

                - Кого из помещиков навещает Чичиков первым?

               После пересказа второй главы организуется работа в группах для того, чтобы  

           ответить   на   следующие вопросы:

               - Почему первым помещиком,  которым встречается Чичиков, оказывается Манилов?

- Как относится к нему автор и справедлив ли он по отношению к обходительному  и, кажется, «во всех отношениях приятному» Манилову?

- Менялось ли ваше отношение к Манилову?

- Как строит Гоголь повествование о нем и так ли необходимы эти подробности (например, «Храм уединенного размышления» или «сахарные» глаза Манилова, его трогательный семейный «дуэт» и т.д.)?

- Как открывается Манилов в неповторимости его речи?

- Кого из гоголевских персонажей напоминает Манилов? Кто из них сложнее и почему?

       5)   Самостоятельная работа в группах.

             В главе найти детали, охарактеризовать их и определить их роль  в тексте главы.

              1 группа – детали пейзажа

              2 группа – детали портрета (внешность, речь)

              3 группа – детали интерьера

  1. группа – детали, помогающие описать поведение героев.
  1. При обсуждении  групповых заданий учащиеся определяют, какую характеристику (положительную или отрицательную) персонажу дает автор.

1 группа: Чичиков отправляется в помещику Манилову, то видит кругом «чушь и дичь: низенькие кусты молоденьких сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск», в этом описании видим неухоженность российской земли, никому нет дела до её богатства – леса. Поместье Манилова хотело быть по – европейски модным: подстриженный дерн, клумбы со цветами, беседка, пруд, но за этим никто не ухаживает: дерном покрыта покатость горы, клумбы разбросаны «по - английски», а пруд зарос тиной. Этот мертвый пейзаж оживляют две бабы, ловившие рака и плотву. «Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням». Скорее всего, поместье Манилова находилось недалеко от столиц: Чичиков доехал достаточно быстро, и помещик хочет выглядеть современным. Но, видимо, для этого у не хватило средств или терпения, любви к земле, которую он желал облагородить.  В этих  деталях  нет жизни.

2 группа: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную…. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами» С женой они жили счастливо, «несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь: „Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек“. Само собою разумеется, что ротик раскрывался при этом случае очень грациозно. Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку». При этом они совсем не вели домашнее хозяйство, так она Манилова «воспитана хорошо». Н.В. Гоголь сатирически описывает, что для счастья, по мнению Маниловой, необходимы три главных предмета:» французский язык, необходимый  фортепьяно, для составления приятных минут супругу, и, наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов». В речи Манилова много используется слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами и прилагательных в превосходной степени: душенька, ротик, кусочек, преприятнейший, препочтейнеший, прелюбезнейший.  Реплики Манилова без содержания, читать их тяжело. Гоголь сатирически изображает этого человека, показывает его внутреннюю пустоту, интеллектуальную беспомощность.

3 группа:  «В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: „Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы“. В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: „Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель“. Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги… Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, о которой мы уже имели случай упомянуть, несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На своих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени». Как известно, интерьер говорит о характере своего хозяина, этот человек равнодушен к своему жилью. В деталях противоречие: все желает быть модным, но нет простой заботы, участия и внимания.

4 группа: При обращении  с Чичиковым Манилов излишне обходительный: упрашивал войти в комнату чрезвычайно любезно «которые стояли уже несколько минут перед дверями гостиной, взаимно упрашивая друг друга пройти вперед», у него было только одно увлечение, которому он посвящал жизнь: Манилов любил курить чубук. «На своих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени», кроме того, Манилов всегда мечтал, то есть витал в облаках «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение». Следующей деталью является книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года.

Когда Чичиков задал вопрос о «мертвых душах», «Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут». Эта окаменелая поза  говорит о том, что он неживая душа.

       Учитель:  Таким образом, вы увидели, что автор при описании каждой детали утверждает,

             что Манилов – мертвая душа.  Для  того чтобы дать полную характеристику этому

             герою,  используем опорную лексику. Для начала определим значение каждого понятия и

             составим словосочетания устно, затем вы составите предложения с использованием  

             опорной лексики в тетрадях.  

  1.  Словарная работа.

Определим значение слов, что написаны на доске: слащавость, наивная восторженность, пустословие, напускное глубокомыслие, сибаритство, преувеличенно обходительный, неестественный, упивающийся, витающий в облаках, погружающий себя в атмосферу беспечности и праздности, наивно претенциозный.

  1. Составление характеристики героя с использование  данной  лексики.

Учащиеся: Речь Манилова слащавая. Гоголь с иронией пишет, что Манилов – образованный человек, его пустословие говорит об обратном.  Наивная восторженность Манилова  по поводу деликатности губернатора, показывает, что он не понимает,  за что надо ценить чиновников.  Глубокомыслие – это способность серьезно задумываться над проблемой, а напускное – это притворное, значит Манилов – несерьезный человек, он пытается казаться умным, упивается пустыми мечтами,  витает в облаках. Помещик Манилов живет сибаритом, то есть погружает себя в атмосферу беспечности и праздности.  Манеру помещика вычурны, неестественны. Он наивный человек, не подозревает, что его приказчик обманывает его.

Гоголь c потрясaющей силой покaзывает, что движения нет в жизни, в душе  этого помещика, показывает его  окаменелость и бездушие. За внешней привлекательностью скрываeтся духовная пустота.

  1.    Подведение итогов.

Писатель   постепенно развенчивает  Манилова, показывает, что первые впечатления от знакомства с ним обманчивы. По законам классицизма  фамилия героя говорит о его сущности, она является сатирической  основой  образа.  Речь Манилова слащавая, витиеватая, тоже  показывает его пустоту, интеллектуальную беспомощность.  Детали интерьера и «храм уединенного размышления» пародируют его романтизм, показывают никчемность и паразитизм барства.

      ΙV. Связь с другими видами искусства.

Учитель: Обратите внимание на иллюстрации П.М. Боклевского к поэме «Мертвые души». Художник отказывается от воспроизведения бытовых деталей. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой чубуком, он нежится в мягком кресле. Он завел глаза, запрокинул голову - унесся фантазией пoд облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.

Домашнее задание.

1)Дочитать поэму до конца. 2) Сравнить Манилова и Коробочку. Почему в поэме Гоголя они оказываются рядом в соседних главах?

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока по литературе 9 кл "Встреча с прошлым"(по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Урок проводился в 9 классе при изучении темы"Творчество Н.В.Гоголя"...

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Образ помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Представленная презентация к уроку литературы в 9 классе "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" подготовлена к итоговому уроку....

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Галерея образов помещиков" (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")

Конспект урока на тему "Галерея образов помещиков" соответсвует требованиям ФГОС. этапы урока помогут всесторонне раскрыть образы помещиков, выделить их главные черты характеров, особенности...