Урок литературы в 8 классе "Былины и их герои в произведениях 19 века" (на примере А.К.Толстого "Илья Муромец").
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Лебедева Наталья Александровна

Урок литературы в 8 классе разработан в технологии компетентностного подхода с элементами исследовательской деятельности. Сопровождается презентацией, в которой отражены все основные этапы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.18 МБ
Файл конспект урока27.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Былины и их герои в произведениях 19 века (на примере баллады А.К.Толстого «Илья Муромец») Подготовила учитель русского языка и литературы Секиринской ООШ Лебедева Наталья Александровна

Слайд 2

Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять. И.Муромец

Слайд 3

« Меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления.

Слайд 4

Сквозь дрему я рассмотрел, что шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седоватый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением на лице. Присев на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою. Кончил певец и начал петь другую песню; тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце, богатом госте. Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Мой новый знакомец, Леонтий Богданович из деревни Середки Кижской волости, пообещал мне сказать много былин. Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда такого свежего впечатления». (Из воспоминаний известного фольклориста П.Н . Рыбникова)

Слайд 5

Былины - это эпические песни, сложенные в Древней Руси, которые отражают историческую древность, раньше они назывались старинами, старинушками.

Слайд 6

В.М. Васнецов «Гусляры»

Слайд 7

Баллады А.К.Толстого стали значительным фактом в истории русской поэзии 19 века. Его первые опыты, относящиеся к этому жанру, весьма похожи на романтические баллады в духе Жуковского. Обращение Толстого к прошлому в большинстве случаев связано с желанием найти в истории подтверждение своим идейным устремлениям. Этим объясняется особый интерес и к событиям конца 14-нач.17 в. И к истории Киевской Руси и Новгорода. Стихотворение «Илья Муромец» сам поэт называл то былиной, то балладой, не делая резкой разницы в определении этих жанров.

Слайд 8

Курень- шалаш, временное помещение для рабочих, барак. Скрина - сундук, ларец. Булава – палка, палица с шаром или утолщением на конце, служившая военным оружием. Чубарый - имеющий темные пятна на своей шерсти или пятно другого цвета.

Слайд 9

Устаревшие формы слов Княже – звательный падеж Кус Боле Княжого

Слайд 10

Разговорная лексика Бряцает Т ресну булавою М ужик

Слайд 11

В.М. Васнецов «Богатыри»

Слайд 12

« Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Чулковская средняя общеобразовательная школа»

Скопинского муниципального района Рязанской области

«Секиринская основная общеобразовательная школа»

Урок литературы в 8 классе

 

«Былины и их герои в произведениях
19 века»
(на примере баллады А.К.Толстого «Илья Муромец»)

Учитель русского языка и литературы

Лебедева Наталья Александровна

2017 г.

  АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ заключается в том, что тема защиты Отечества нужна и важна. Она позволяет  на  доступных примерах открыть перед учащимися нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к родной земле, которая выражается в защите и почитании.
  Воспевая богатырей, защитников Руси, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа. Богатыри – символ мощи русского народа, они учат патриотизму, мужеству, верности, мудрости.  

                 

Мое богатство — сила богатырская,

мое дело — Руси служить,

от врагов ее оборонять

И.Муромец

Цель урока: познакомить с произведением А. К. Толстого “Илья Муромец”; с автором, работать над выразительностью чтения, над характеристикой героя; развивать речь, мышление, воображение;

воспитывать интерес к родной литературе, воспитывать любовь к Родине, гордость за героическое прошлое нашей страны.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о значении былин в поэзии 19 века; научатся  анализировать поэтический текст; сравнивать и обобщать; работать в группе; оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Мотивация. 

Слово учителя.

 «Меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления. (слайд 3)

О высоком эмоциональном воздействии былин на слушателей вспоминал известный фольклорист П.Н. Рыбников. Впервые он услышал живое исполнение былины в двенадцати километрах от Петрозаводска, на острове Шуй-Наволок. После трудного плавания по весеннему, бурному Онежскому озеру, устроившись на ночлег у костра, Рыбников незаметно заснул...

Сквозь дрему я рассмотрел, что шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седоватый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением на лице. Присев на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою. Кончил певец и начал петь другую песню; тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце, богатом госте. Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Мой новый знакомец, Леонтий Богданович из деревни Середки Кижской волости, пообещал мне сказать много былин. Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда такого свежего впечатления». (слайд 4)

    У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией.

Русский народный эпос – былины.

     Сегодня на уроке мы с вами вспомним особенности жанра былин, проследим, какое влияние они оказали на поэзию 19 века, продолжим работу над поэтическим текстом.

Запись темы урока

2. Актуализация опорных знаний

     Давайте вспомним, что такое былины.

(Это эпические песни, сложенные в Древней Руси, которые отражают историческую древность, относящуюся главным образом к 11 – 16 векам. Раньше они назывались старинами, старинушками, старинками. Слово «былина» вошло в обиход с середины 19 века. К середине 20  столетия былины почти исчезли из устного репертуара народа и продолжали жить на страницах книг.)

 (запись в тетрадях: былины - это эпические песни, сложенные в Древней      Руси, которые отражают историческую древность, раньше они назывались старинами, старинушками) (слайд 5)

- По какому плану строится былина? (Зачин, основная часть, концовка) (запись)

- Какие языковые особенности отличают былину? (Повторы для усиления впечатления о событии, художественное преувеличение – гипербола, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами, постоянные эпитеты, былинный стих)

- Что необычного вы заметили в исполнении произведения? (Исполняется под музыку)

- Да, сказывание былин сопровождалось игрой на гуслях. Это старинный струнный музыкальный инструмент. Вы видите его на картине В.М.Васнецова «Гусляры» (слайд 6).

Беседа по картине.

        Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи.  Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье.

- Как исполнялись былины?

(Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев.)

        Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев. (запись в тетради.)

        Человечество с течением веков все больше торопилось, суетилось, утрачивая талант мудрого созерцания, которыми обладали наши предки. Меняется жизнь, меняется культура. На смену былинным богатырям приходят другие герои. Традиция русских былин не получила развития в литературе. В наше время не создают произведения о подвигах богатырей. Но мы должны знать и помнить свое прошлое. Изучение былин – серьезное и увлекательное дело. Многие ученые обращаются к былинам и до сих пор делают открытия. И, конечно же, прежде всего исследователей интересуют главные герои – богатыри.  Вам знакома самая популярная былина о  русском богатыре Илье Муромце. Вот уже много веков ученые разных специальностей ищут прототип этого героя, даже объявляют, что его мощи покоятся в Киево-Печерской лавре,  но нас интересует не реальность лица, а художественный образ, воплощающий народный идеал.

- Какие черты Ильи Муромца отражены в былинах?  ( В образе Ильи Муромца собраны те черты, которые народ особенно ценил и хотел видеть в своих героях: сила, мужество, мудрость, патриотизм)

   К героям и событиям былин обращались русские поэты, художники, композиторы. Многие произведения А.К.Толстого посвящены славному прошлому Древней Руси.

3. Целеполагание и постановка задач.

4. «Открытие нового знания». 

Слово учителя о балладах А.К.Толстого.

Баллады А.К.Толстого стали значительным фактом в истории русской поэзии 19 века. Его первые опыты, относящиеся к этому жанру, весьма похожи на романтические баллады в духе Жуковского. Обращение Толстого к прошлому в большинстве случаев связано с желанием найти в истории подтверждение своим идейным устремлениям. Этим объясняется особый интерес и к событиям конца 14-нач.17 в. И к истории Киевской Руси и Новгорода (слайд 7).

Стихотворение «Илья Муромец» сам поэт называл то былиной, то балладой, не делая резкой разницы в определении этих жанров.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Илья Муромец».

Формулируем исследовательскую задачу:

 Почему литература 19 века обращается к былинным героям?

5. Исследовательская деятельность.

 Формулирование гипотез:

-стилизация под былину

-автору нравится качества героя, которого прославил народ,

-оценка автора совпадает с оценкой народа - восхищение героем.

 Исследовательская работа в группах: чтение и анализ стихотворения «Илья Муромец», доказательство или опровержение одной из гипотез.

Карточка 1.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Проанализируйте пейзажные части стихотворения, сравните художественные средства, использованные в былине и А. Толстым, запишите результаты в таблицу, сделайте вывод о сходстве или различии.

3. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

Карточка 2.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Вспомните, с какой целью в былинах для создания образа героя используется гипербола? Найдите в былине гиперболы и эпитеты.

Выпишите из стихотворения А. Толстого слова, выражающие отношение автора к герою. Какие качества Ильи Муромца воспел поэт в своем стихотворении? Совпадает ли оно с народной оценкой, данной в былине? Сделайте вывод о сходстве или различии.

3. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

 Выступление представителей групп. Запись выводов и их оценка .

Какие черты былинного богатыря отражены в былине? (Сила, мужество, патриотизм)

Эти черты русский народ ценил и хотел видеть в своих героях.

Русские писатели 19 века старались сохранить и продолжить традиции литературы 14,15 веков, и лучшие герои идеализированы.

6. Самостоятельная работа

- Словарная работа.

 А) Встретились ли вам в былине непонятные слова? Выпишите их, используя словарь.

 Б) Наряду с устаревшими словами автор использует и устаревшие формы. Найдите их и выпишите.  

В) Запишите слова, которые относятся к разговорной лексике

Самопроверка (слайд 8,9,10)

А)Курень- шалаш, временное помещение для рабочих, барак.

Скрина- сундук, ларец.

Булава – палка, палица с шаром или утолщением на конце, служившая военным оружием.

Чубарый - имеющий темные пятна на своей шерсти или пятно другого цвета.

   Б) Княже – звательный падеж

Кус, боле, княжого

В) Разговорная лексика: бряцает, тресну булавою, мужик

- Как вы думаете, с какой целью автор вводит разговорную лексику, устаревшие формы? (приблизить образ Ильи Муромца к народу, сделать более понятным, близким)

Обратимся к картине В.М.Васнецова «Богатыри» (слайд11).
- Кого мы видим на картине?

- Почему так называется? (Показать силу, мощь русского народа?)

- Почему богатыри не показаны в бою? (Готовы защищать свою землю и народ от беды)

Обратимся к эпиграфу

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном:

 «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей.

Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить,

от врагов ее оборонять» (слайд 12). 


7. Рефлексия - письменное размышление с высказыванием собственного мнения.

-А нашему 21 веку интересен этот герой былин? Почему и чем?

Подведение итогов.

   Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости.

Пусть живёт она в веках,
Легенда о богатырях.
Гиганты духа, кто они?
Они и есть богатыри.
Ведь богатырь не кто иной,
Как Человек с "большой" душой.
Чел - ученик, а век - сто лет,
Вот, что такое человек.
…             ….            ..            
Где жизнь прекрасна и проста,
Там вырастает доброта.
Когда ты смел и чист душой,
То доброта всегда с тобой.
Поступок добрый, подвиг есть,
А доброты у нас не счесть.
Лишь тот, кто подвигом живёт,
Богатырём, в Веках, слывёт.

Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «К какому жанру литературы можно отнести изученное произведение?»

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского""

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского"". Во время урока при помощи презентации можно выйти сайтwww.fskn.ru в онлайн режиме.На страницах этого сайта...

Урок литературы по теме: «Народнопоэтическая основа творчества С.А. Есенина» (на примере стихотворения «Береза»)

Данный ресурс содержит конспект урока литературы по творчеству С.Есенина, предназначен для учащихся 5 класса.  на уроке у учащихся есть возможность сравнить произведение С.Есенина с народной песн...

Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».

Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...

Урок литературы накануне Дня Победы. Пионеры-герои.

Патриотическое воспитание - актуальная тема. Накануне Дня Победы на уроке литературы в 5 классе можно предложить поговорить о подростках, защищавших Родину. Одно дело, когда на защиту встают взрослые,...

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»""

Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-glavnogo-geroya-na-neobitaemom-ostrove-v-proizvedenii-d-defo-priklyucheniya-robinzona-kruzo-konspekt-prezentatsiya.html...

Разработка урока литературы "Снежная королева" Интернет- странички героев

Разработка урока литературы "Снежная королева" Интернет-страничка героев...