"Так вот они - наши истоки..." (внеурочное занятие)
план-конспект занятия по литературе (6, 7, 8, 9 класс)

Лебедева Наталья Александровна

Цели внеурочного занятия:

  1. Выяснить, как образовался русский алфавит, рассказать об истории становления и исчезновения некоторых старославянских букв.
  2. Познакомить учащихся с особенностями происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.
  3. Развивать интерес к глубокому изучению языка как на уроках, так и во внеурочное время, подготовка мотивированных учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
  4. Воспитать у учащихся бережное отношение к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеурочная деятельность30.59 КБ
Файл презентация2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Чулковская средняя общеобразовательная школа»

Скопинского муниципального района Рязанской области

«Секиринская основная общеобразовательная школа»

Так вот они - наши истоки…

(внеурочное занятие)

 

Учитель русского языка и литературы

Лебедева Наталья Александровна

2017 г.

Цели:

  1. Выяснить, как образовался русский алфавит, рассказать об истории становления и исчезновения некоторых старославянских букв.
  2. Познакомить учащихся с особенностями происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.
  3. Развивать интерес к глубокому изучению языка как на уроках, так и во внеурочное время, подготовка мотивированных учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
  4. Воспитать у учащихся бережное отношение к родному языку.

Сформировать знания о кириллице как основе современного русского письма.

Ход занятия:

1. Орг.  момент.

2. «Погружение» учащихся в тему занятия.

Слово учителя:

У славянской письменности удивительное происхождение. Мы не только с точностью до года знаем время появления славянской азбуки, но знаем также и имена создателей славянской письменности, их жизнеописание . Из «Повести временных лет» мы уже знаем, что азбуку славянам дали святые братья Кирилл-Константин и Мефодий.

 С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Родные буквы и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? 

- Как вы думаете, что объединяет выражения«поставить столы покоем»,  «знать на ять», «дать добро»? (названия букв кириллицы)

- Что означают эти выражения?

(Слайды 2-7)

- Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на занятии?

(Сегодня мы поговорим об истории русского языка, о буквах славянской азбуки, будем учиться переводить старославянские тексты на современный русский язык).

3. Раскрытие основного содержания занятия.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди, М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…  Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

Рассмотрите алфавит и скажите, каких букв нет в современном алфавите?(Слайд 8)

    (Зело, и-десятеричное, омега, ять, юс большой, юс малый, кси, пси, фита, ижица.) 
       Заимствованные буквы.
(Слайд 9)

В кириллице были и буквы, созданные для заимствованных из греческого языка слов. Ферт, фита, кси, пси, ижица. В русском языке не было слов со звуком Ф. Поэтому все слова в славянском языке с буквой ферт или фита были заимствованными. Кси и пси использовались для слов с начальным кс и пс греческого происхождения, таких как Ксения, Псалтирь.

     Юс-большой и юс-малый. (Слайд 10)

Юсы обозначали носовые гласные звуки, которые были в славянском языке. Со временем они утратились, перейдя в буквы У, Ю, Я.

     Буква ять. (Слайд 11)

Буква Ѣ (ять)  обозначала звук [йэ], который  обозначается  буквой  «е» (поѣздъ, обѣдъ ). Почти до середины XVIII столетия буква «Е», называвшаяся тогда «есть», читалась и произносилась как [э], и ять существовала как раз для того, чтобы обозначать «е» - смягченный вариант «э».  Впоследствии звук [э] почти исчез из русского языка, а для оставшихся слов, в основном заимствованных, с 1708 года стало применяться «Э оборотное». Однако ять из правописания не исчезла и была отменена лишь  позже  в  1918 году.

        Буквы «ферт» и «фита». (Слайд 12)

Буквы «ферт» и «фита»писались по-разному, а в алфавите стояли в разных местах, но обозначали один и тот же звук. «Фита» писалась только в словах греческого происхождения. Одна из букв была лишней. Исчезла буква «фита», а осталась ф («ферт»), которая до сих пор обозначает звук [ф].

      ЕР и ЕРЬ. (Слайд 13)

Буквы ъ («ер») и ь («ерь») первоначально обозначали так называемые редуцированные гласные, близкие к [о] и [е]: сънъ, дьнь (оба слова были двусложными). Примерно в XII в. редуцированные звуки в русском языке перестали существовать, исчезли вообще или перешли в гласные [о] и [е]: сон, день. Но буквы ъ и ь не исчезли из алфавита, как юсы, они стали употребляться уже в другом значении: буква ь стала разделительным знаком (вьюга) и знаком мягкости (пень), а ъ стал разделительным знаком (подъехал).

      Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах: знать на ять, прописать ижицу, стоять фертом.

     4. Закрепление.

Задание  1.Попробуем перевести фразу  на современный русский язык.

Злато ѡгнемъ искoƴшаѥтьсѧ, а дрoƴгъ житиискыми напастьми достоинъ бываеть. «Пчела». 

     Примечание: «Пчела» – древнерусский перевод византийской антологии, содержащей изречения и фрагменты из Святого Писания, сочинений отцов Церкви и античных философов. Перевод сделан не позже XIII в.(Слайд 14)

     Перевод: 
  Золото огнём проверяется (испытывается), а друг жизненными искушениями (трудностями) бывает достоин.
(Слайд 15)

1.Выпишите буквы древнерусского алфавита, которые не используются в современном русском языке. Что вы знаете об этих буквах? 
Ѡ 
– «омега», произносилась так же, как и он (о), по происхождению является греческой буквой, обозначавшей долгий звук о (поэтому и название о мега, т.е. большое); исключена из гражданского алфавита в 1710 г. (петровская реформа русской графики). 

   Оƴ – «ук» («oƴкъ»). Лигатура. «Ук» произносилась как у. В гражданском шрифте Петра I «ук» приобрёл форму современной У. 
Ѥ – построена как лигатура букв І и Е. Собственного имени в кириллической азбуке не имеет, описательное название «Е йотированное» – условное. В русском письме выходит из употребления в XV веке.
Ѧ – 
«юс малый» (Ѧ ѧ), обозначал носовой гласный [ɛ̃ ]. Со временем в восточнославянских языках перешёл в звук [а] после смягчённого согласного, обозначаемый на письме буквой Я: пѧть – пять. Современная буква Я произошла от курсивной формы малого юса XVII века и была закреплена введением гражданского шрифта в 1708–1710 гг.(Слайды 16,17)

     Задание 2. Переведите текст XII в., соблюдая нормы современного русского языка.

И възва Богъ 4-ре ангелы и рече имъ: «Ищите имени ему». Аггелъ Михаилъиде на всток и видѣ ту звѣзду, ейже имя Анафола, и взят оттуду Азъ. Гаврилъиде на полудне и видѣ ту звѣзду, ейже имя Адоръ, и взят оттуду Добро. Урилъ иде на полунощье и видѣ звѣзду, ейже имя Машимъ, и взят оттуду Мыслѣте. Рафаилъ иде на запад и видѣ звѣзду, ейже имя Брионъ, и взят оттуду Еръ.

1. Что такое Азъ, Мыслѣте, Добро, Еръ? 

2. Что из принесенного ангелами понадобится 2 раза? 
3. Что нашли ангелы и для кого?

(Слайд 18)

Перевод:
И призвал (позвал) Бог четырёх ангелов и сказал им: «Найдите имя ему». Ангел Михаил пошел на восток и увидел там звезду, имя (название) которой Анафола, и взял (и была взята) от неё (буква) Аз. Гавриил пошёл на юг, и увидел там звезду по имени Адор, и взял от нее Добро. Уриил пошел на север, и увидел звезду по имени Машим, и взял от нее Мыслете. Рафаил пошел на запад, и увидел звезду, называемую Брион, и взял от неё Ер.

1. Это названия букв кириллической Азбуки.

2. Буква «Аз»

3. Ангелы нашли имя «Адам» для первого человека. (Слайд 19)


Задание 3. Какие из приведённых слов этимологически родственны: оболочка, волкодав, невольно, облако, волнушка, облачиться, наволочка. Аргументируйте свой ответ.(Слайд 20)

(Облако, облачиться, наволочка, оболочка.  Корень этих слов имеет значение облекать, обволакивать.)

История слова «облако».

    В праславянском языке слово выглядело так: ob-volk-о(из сочетания БВ выпал звук В; сравните: обволакивать, волоку, навлекать).

ОБЛАКО – старославянское слово, буквально значит «то, что заключает (облекает) в оболочку небо, заволакивает».

ОБОЛОКО – русское, утрачено, но корень сохранился в словах ОБОЛОЧКА, НАВОЛОЧКА, ПРИВОЛОЧЬ. (Слайд 21)

     Слово учителя. Современный русский язык не всегда был таким, каким мы его сейчас знаем. Раньше существовало два языка: старославянский и древнерусский. Для старославянского языка было характерно произношение «град», а для древнерусского – «город».

Есть в русском языке такое чередование, которое известно как полногласные и неполногласные сочетания. Это языковое явление историческое. Связано оно с крещением Руси. В связи с этим историческим процессом появился церковнославянский язык. И слова с неполногласием – это его единицы. В собственно русском языке им соответствуют их полногласные варианты.

Существуют такие соотношения:

оро – ра: ворона - вран;

ере – ре: перестать – прекратить;

оло – ла: полотно – плат;

оло – ле: полон – плен. (Слайд 22)

(Учитель приводит примеры из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина.) (Слайды 23,24)

   Задание 4. Из данных слов составьте пары исторически родственных слов.

    Мрак, дорога, смородина, жеребьѐвка, упрекать, волость, облако, плен, голос, среда, праздник, молоко, обморок, оболочка, смрад, подражать, Млечный путь, гласный, середина, порожний, полонить, власть, перечить, жребий.(Слайд 23)

1. Ответ: Мрак – обморок, дорога - подражать, смородина – смрад, жеребьѐвка – жребий, упрекать – перечить, волость – власть, облако – оболочка, плен – полонить, голос – гласный, праздник – порожний, молоко – Млечный путь, середина – среда.

(Слайд 24)

    Задание 5. Подберите старославянские соответствия к данным словам. Вспомните существующие в современном русском языке слова, в которых используются те же корни, что и в подобранных вами соответствиях под буквой б.

а) Ворота, хоромы, норов, сторож, сторона.

б) Золото, молоко, берег, дерево, борода, волосы, полотно, холод, дорогие, здоровый.

(Слайд 25)

Ответ: а) Ворота – врата, хоромы – храм, норов – нрав, сторож – страж, сторона – страна.

б) Золото – злато (Златовласка, златотканый), молоко – млеко (млекопитающие, Млечный путь), берег – брег (прибрежный), дерево – древо (древесный, древесина), борода – брада (брадобрей), волосы – власы (власяница, седовласый, Златовласка), полотно – платно (платок), холод – хлад (хладнокровный, прохлада), дорогие – драгие (драгоценный, дражайший), здоровый – здравый (здравница – лечебное учреждение, здравица – пожелание здоровья). (Слайд 26)

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня я узнал...

Я научился…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

      Сегодня мы вспомнили, откуда наши письмена, откуда книги, откуда произошло литературное богатство Руси. «Велика ведь бывает польза от учения книжного!» – восклицал древнерусский летописец. И мы, учась по книгам, читая книги, по выражению того же летописца, пожинаем плоды прекрасного сеяния древнерусских просветителей, воспринявших письменность от первоучителей славян – Кирилла и Мефодия.

Так вот они - наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь.
Торжественно строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твердость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих Днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.

(Слайд 27)

Использованная литература

  1. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
  2. Пелихов Д.А. Сборник заданий по истории русского языка для подготовки к олимпиадам. – Челябинск: Цицеро, 2014.
  3. Крисанова И.В. Задания к олимпиадам по русскому языку (сектор «История русского языка»). ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г.Комосомольск -на -Амуре.
  4. Камчатнов А.М. История русского литературного языка: 11-первая половина 19 века. Учебное пособие. –М.:Академия, 2005.
  5. Горшков А.И. История русского литературного языка.- Краткий курс лекций.-3-е издание.- М.:Высшая школа, 1965.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Так вот они - наши истоки…» Подготовила учитель русского языка и литературы Лебедева Наталья Александровна Внеурочное занятие

Слайд 2

ПОКОЙ – прежнее название буквы П. Каково современное значение фразеологизма РАССТАВИТЬ СТОЛЫ ПОКОЕМ? РАССТАВИТЬ СТОЛЫ ПОКОЕМ? Поставить столы покоем

Слайд 3

Поставить столы покоем Расставить столы покоем – расставить их буквой П

Слайд 4

ЯТЬ – одна из букв кириллицы. Каково значение фразеологизма ЗНАТЬ НА ЯТЬ Знать на ять

Слайд 5

Знать очень хорошо Знать на ять -

Слайд 6

“Добро” было в прошлом наименованием одной из букв старославянской азбуки. У названия буквы “добро ” непростая история. Так называли жёлтый флаг во флотской флажной сигнализации. Каково современное значение фразеологизма ДАВАТЬ ДОБРО? Давать добро

Слайд 7

Давать добро

Слайд 8

Буквы кириллицы

Слайд 9

Заимствованные буквы В кириллице были и буквы, созданные для заимствованных из греческого языка слов. Ферт, фита, кси, пси, ижица. В русском языке не было слов со звуком Ф. Поэтому все слова в славянском языке с буквой ферт или фита были заимствованными. Кси и пси использовались для слов с начальным кс и пс греческого происхождения, таких как Ксения, Псалтирь.

Слайд 10

Юс-большой и юс-малый Юсы обозначали носовые гласные звуки, которые были в славянском языке. Со временем они утратились, перейдя в буквы У, Ю, Я.

Слайд 11

Буква Ѣ Буква Ѣ (ять) обозначала звук [ йэ ], который обозначается буквой «е» ( поѣздъ , обѣдъ ). Почти до середины XVIII столетия буква «Е», называвшаяся тогда «есть», читалась и произносилась как [э], и ять существовала как раз для того, чтобы обозначать «е» - смягченный вариант «э». Впоследствии звук [э] почти исчез из русского языка, а для оставшихся слов, в основном заимствованных, с 1708 года стало применяться «Э оборотное». Однако ять из правописания не исчезла и была отменена лишь позже в 1918 году.

Слайд 12

Буквы «ферт» и «фита» Буквы «ферт» и «фита» писались по-разному, а в алфавите стояли в разных местах, но обозначали один и тот же звук. «Фита» писалась только в словах греческого происхождения. Одна из букв была лишней. Исчезла буква «фита», а осталась ф («ферт»), которая до сих пор обозначает звук [ф].

Слайд 13

ЕР (Ъ) и ЕРЬ (ь) Буквы ъ («ер») и ь (« ерь ») первоначально обозначали так называемые редуцированные гласные, близкие к [о] и [е]: сънъ , дьнь (оба слова были двусложными). Примерно в XII в. редуцированные звуки в русском языке перестали существовать, исчезли вообще или перешли в гласные [о] и [е]: сон, день. Но буквы ъ и ь не исчезли из алфавита, как юсы, они стали употребляться уже в другом значении: буква ь стала разделительным знаком (вьюга) и знаком мягкости (пень), а ъ стал разделительным знаком (подъехал).

Слайд 14

Задание 1 Переведите фразу на современный русский язык. Злато ѡгнемъ искoƴшаѥтьсѧ , а дрoƴгъ житиискыми напастьми достоинъ бываеть . (« Пчела ».) Примечание: « Пчела» – древнерусский перевод византийской антологии, содержащей изречения и фрагменты из Святого Писания, сочинений отцов Церкви и античных философов. Перевод сделан не позже XIII в .

Слайд 15

Перевод Золото огнём проверяется (испытывается), а друг жизненными искушениями (трудностями) бывает достоин.

Слайд 16

Выпишите буквы древнерусского алфавита, которые не используются в современном русском языке. Что вы знаете об этих буквах?

Слайд 17

Ответ Ѡ – «омега» , произносилась так же, как и он (о), по происхождению является греческой буквой, обозначавшей долгий звук о (поэтому и название о мега, т.е. большое); исключена из гражданского алфавита в 1710 г. (петровская реформа русской графики). Оƴ – « ук » (« oƴкъ ») . Лигатура. « Ук » произносилась как у. В гражданском шрифте Петра I « ук » приобрёл форму современной У. Ѥ – построена как лигатура букв І и Е. Собственного имени в кириллической азбуке не имеет, описательное название «Е йотированное» – условное. В русском письме выходит из употребления в XV веке. Ѧ – «юс малый» (Ѧ ѧ), обозначал носовой гласный [ɛ̃ ]. Со временем в восточнославянских языках перешёл в звук [а] после смягчённого согласного, обозначаемый на письме буквой Я: пѧть – пять. Современная буква Я произошла от курсивной формы малого юса XVII века и была закреплена введением гражданского шрифта в 1708–1710 гг.

Слайд 18

Задание 2 Переведите текст XII в., соблюдая нормы современного русского языка. И възва Богъ 4-ре ангелы и рече имъ : «Ищите имени ему». Аггелъ Михаилъиде на всток и видѣ ту звѣзду , ейже имя Анафола , и взят оттуду Азъ . Гаврилъиде на полудне и видѣ ту звѣзду , ейже имя Адоръ , и взят оттуду Добро. Урилъ иде на полунощье и видѣ звѣзду , ейже имя Машимъ , и взят оттуду Мыслѣте . Рафаилъ иде на запад и видѣ звѣзду , ейже имя Брионъ , и взят оттуду Еръ . 1. Что такое Азъ , Мыслѣте , Добро, Еръ ? 2. Что из принесенного ангелами понадобится 2 раза? 3. Что нашли ангелы и для кого?

Слайд 19

Ответ к заданию 2 Перевод: И призвал (позвал) Бог четырёх ангелов и сказал им: «Найдите имя ему». Ангел Михаил пошел на восток и увидел там звезду, имя (название) которой Анафола , и взял (и была взята) от неё (буква) Аз. Гавриил пошёл на юг, и увидел там звезду по имени Адор , и взял от нее Добро. Уриил пошел на север, и увидел звезду по имени Машим , и взял от нее Мыслете. Рафаил пошел на запад, и увидел звезду, называемую Брион , и взял от неё Ер. 1. Это названия букв кириллической Азбуки. 2. Буква «Аз» 3. Ангелы нашли имя «Адам» для первого человека.

Слайд 20

Задание 3 Какие из приведённых слов этимологически родственны: оболочка, волкодав, невольно, облако, волнушка, облачиться, наволочка. Аргументируйте свой ответ.

Слайд 21

История слова ОБЛАКО В праславянском языке слово выглядело так: ob - volk -о (из сочетания БВ выпал звук В; сравните: обволакивать, волоку, навлекать). ОБ ЛА КО – старославянское слово, буквально значит «то, что заключает (об ле кает) в об оло чку небо, зав ола кивает». ОБ ОЛО КО – русское, утрачено, но корень сохранился в словах ОБ ОЛОЧ КА, НА ВОЛОЧ КА, ПРИВ ОЛО ЧЬ.

Слайд 22

Полногласные и неполногласные сочетания Есть в русском языке такое чередование, которое известно как полногласные и неполногласные сочетания. Это языковое явление историческое. Связано оно с крещением Руси. В связи с этим историческим процессом появился церковнославянский язык. И слова с неполногласием – это его единицы. В собственно русском языке им соответствуют их полногласные варианты. Существуют такие соотношения: оро – ра : ворона - вран ; ере – ре: перестать – прекратить; оло – ла: полотно – плат; оло – ле : полон – плен.

Слайд 23

Вот открыл царевич очи; Отрясая грёзы ночи И дивясь, перед собой Видит город он большой… Мать и сын идут ко граду. Лишь ступили за ограду, Оглушительный трезвон Поднялся со всех сторон… ( оро // ра ) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»:

Слайд 24

Вот на берег вышли гости; Царь Салтан зовёт их в гости… Расплеснётся в шумном беге, И очутятся на бреге , В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря… (ере//ре) А.С.ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»:

Слайд 25

Задание 4 Из данных слов составьте пары исторически родственных слов. Мрак, дорога, смородина, жеребьѐвка , упрекать, волость, облако, плен, голос, среда, праздник, молоко, обморок, оболочка, смрад, подражать, Млечный путь, гласный, середина, порожний, полонить, власть, перечить, жребий.

Слайд 26

Ответы к заданию 4 Мрак – обморок, дорога - подражать, смородина – смрад, жеребьѐвка – жребий, упрекать – перечить, волость – власть, облако – оболочка, плен – полонить, голос – гласный, праздник – порожний, молоко – Млечный путь, середина – среда.

Слайд 27

Задание 5 Подберите старославянские соответствия к данным словам. Вспомните существующие в современном русском языке слова, в которых используются те же корни, что и в подобранных вами соответствиях под буквой б. а) Ворота, хоромы, норов, сторож, сторона. б) Золото, молоко, берег, дерево, борода, волосы, полотно, холод, дорогие, здоровый .

Слайд 28

Ответы к заданию 5 а) Ворота – врата, хоромы – храм, норов – нрав, сторож – страж, сторона – страна. б) Золото – злато ( Златовласка , златотканый), молоко – млеко (млекопитающие, Млечный путь), берег – брег (прибрежный), дерево – древо (древесный, древесина), борода – брада (брадобрей), волосы – власы (власяница, седовласый, Златовласка ), полотно – платно (платок), холод – хлад (хладнокровный, прохлада), дорогие – драгие (драгоценный, дражайший), здоровый – здравый (здравница – лечебное учреждение, здравица – пожелание здоровья).

Слайд 29

Так вот они - наши истоки, Плывут, в полумраке светясь. Торжественно строгие строки, Литая славянская вязь. Так вот где, так вот где впервые Обрел у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную твердость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих Днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И Русь над водой многопенной , Открытая вольным ветрам, «Я есмь !» - заявила Вселенной, «Я есмь !» - заявила векам.

Слайд 30

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вышивка в нашей жизни " Аттестационное занятие

Итоговое занятие в группе вышивки крестом и лентами. Обобщение полученных знаний....

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ "НАШЕ ЗДОРОВЬЕ - НАШИХ РУК ДЕЛО"

Cтатья для публикации в сборнике материалов II Городской научно-практической конференции "Осуществление целостности образовательного процесса в профессиональном взаимодействии педагога и учащихся".17-...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 10 КЛАССА «НАШЕ ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ»

Цель занятия:формирование понимания роли личной ответственности подрастающего поколения за собственное здоровье, зависимости здоровья от образа жизни.Задачи:1.     Выяснить, из как...

Разработка внеклассного занятия: "Наше здоровье - в наших руках"

Разработка внеклассного мероприятия: "Наше здоровье в наших руках"...

Конспект образовательного путешествия «Производство мебели в нашем районе. Специалисты, занятые в этом производстве»

Конспект образовательного путешествия "Производство мебели в нашем районе, формирование знаний об этапах изготовления мебели, профессиях столярного производства....

«Наше здоровье» внеурочное занятие по здоровому образу жизни

                         Я умею думать, я умею рассуждать,         ...