Урок Победы
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Самостоятельное  чтение. На дорогах войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой,  К. Симонова,  А. Твардовского  и других поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyashchennaya_voyna.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Победы

Тема урока: Самостоятельное  чтение. На дорогах войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой,  К. Симонова,  А. Твардовского  и других поэтов.

Цели урока: 

1. Познакомить учащихся с  творчеством поэтов военной поры и их судьбами, с лирикой военных лет, имеющей огромное значение в патриотическом  воспитании молодого поколения. 

2. Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне.

3. Развивать умения выразительно читать и анализировать лирическое произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать связную речь, зрительную и слуховую память учащихся.

                                                                   

                               Я столько раз видала  рукопашный,

                   Раз наяву. И тысячу - во сне.

                                      Кто говорит, что на войне не страшно,

                 Тот ничего не знает о войне.

                                                                    Ю. Друнина

                                                     Ход урока

Сегодня у нас урок самостоятельного чтения «На дорогах войны посвящен» Дню Победы. Через несколько месяцев мы будем отмечать 75- летие со дня окончания Великой Отечественной войны.  Давайте посмотрим, как все это начиналось.                                                                                                                      «Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул к ним руки. Немцы, кончив кофе пить, в тот миг влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной, что вся земля ещё спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной всего каких-то пять минут осталось!»

Это строки из стихотворения С. Щипачёва «22 июня 1941 года». Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Всё, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнём. Многие матери отметят этот день чёрным числом. На многих полянах появятся первые холмики могил.

(видео начало войны)

Вы посмотрели кадры начала войны. Но наша страна огромная,  и не вся территория подверглась нападению врага, поэтому многие не знали о начале войны. Сейчас мы с вами послушаем, как объявили о начале войны.

Прослушивание сообщения Левитана.

Сообщение Левитана о нападении фашистской Германии разделило жизнь наших мирных граждан на «до» и «после». 1418 дней и ночей длилась ВОВ. 
- Страшной была плата за спасение Отечества. Более 27 миллионов  погибших – это последние данные. 

22 июня 1941 года писатели и поэты Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг, на котором была принята  резолюция:  «Каждый советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу  священной  народной  войны  против врагов нашей Родины!»

В то время всё было общим – страдание и горе, надежды и радости, вера в победу. Большую роль тогда играла поэзия.- Как вы думаете почему? (поэзия помогала людям выразить свои чувства и настроения, выделить некоторые важные для них моменты войны, сохранить их в своей памяти).

Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий.

Какую помощь могли оказать поэты и писатели, чтобы приблизить победу

Поднять боевой дух солдат, поддержать морально в тылу, просто правдиво хронологически фиксировать события.

-Каких поэтов и писателей, посвятивших свои произведения теме Великой Отечественной войны, вы знаете? 

 Поэзия времен Великой Отечественной войны представляет собой целую поэтическую вселенную, состоящую из множества поэтических миров – ярких, индивидуальных, вместе с тем составляющих идейно-художественное единство. Она как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, впервые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными, в них в чеканной форме выразилось народное самосознание, народная точка зрения на события.    Первым, наиболее значимым произведение ВОВ стала песня «Священная война».

«Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!»

24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Еще день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.

Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. За время войны песня дважды записывалась на грампластинки: в 1941 и 1942 г.

Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня»

Да, каждое произведение имеет свою историю. Не менее интересна и судьба стихотворения К. М. Симонова «Жди меня». С 1941 по 1945 гг. – Симонов был военным корреспондентом газеты “Красная звезда”. В январе 1942 года он предложил это стихотворение для публикации редактору газеты 44-й армии И. М. Кокареву, тот ответил отказом. По воспоминаниям Симонова о разговоре с редактором «стал что-то бормотать, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое». Но в итоге стихотворение всё же было напечатано. Оно стало настоящим девизом для всех жён и матерей, проводивших своих родных на страшную битву. В одном из писем-откликов на стихотворение было написано: «Оно вселяло надежду и в тех, кто верил, что их ждут, и в тех, кто ждал. Я ежедневно многократно заглядывала в почтовый ящик и шептала, как молитву» «Жди меня, и я вернусь всем смертям назло…» - и добавляла: «Да, родной, я буду ждать, я умею».

Мы заслушали с вами стихотворение Константина Михайловича Симонова, посвященное любимой женщине Валентине Серовой.  Нас с вами интересует необычное написание стихотворения. К какому жанру лирики его можно отнести? (к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу - В.С.).

А с какой целью автор пишет это послание? (ответы обучающихся)

Действительно, уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина. В стихотворении он просит любимую, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых. Поэтому оно звучит как заклинание, как молитва.

В стихотворении есть ключевое слово. Какое? (жди)

Для чего его использует автор?  (наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа).

- К. Симонов говорил, что писать о войне трудно. Ребята, как вы думаете, почему писать о войне трудно?

Стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество»

8 марта 1942 г. в газете “Правда” было напечатано стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”. Сегодня – это наша отечественная классика. Что оно вмещает в себя? Трагический опыт первого полугода войны и первых месяцев блокады Ленинграда, раздумья о судьбах Родины и национальном достоинстве, призыв к мужеству и непоколебимую уверенность в том, что народ выстоит.

Не обошла стороной Великая Отечественная война и Курскую землю.  Ку́рская би́тва (5 июля — 23 августа 1943 года; также известна как Битва на Курской дуге) — совокупность стратегических оборонительно -наступательных операций Красной армии в Великой Отечественной войне с целью сорвать крупное наступление сил вермахта и разгромить его стратегическую группировку.  По своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. В историографии считается самым крупным (величайшим) танковым сражением в истории. В нём участвовали около 2 млн человек, 6 тысяч танков, 4 тысячи самолётов; сражение проложило «путь к великим советским наступательным действиям 1944-45 годов».

23 августа является Днём воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год). Белгород, Курск и Орёл стали первыми городами России, которым присвоено почётное звание «Город воинской славы».

Эпиграфом к нашему уроку послужило небольшое стихотворение Юлии Друниной:

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

1) Работа с эпиграфом

-Ребята, какие ассоциации у вас связаны со словом война? (страх, боль, ужас, слезы, потери, смерть)

- А как вы понимаете значение слова война? (столкновение двух враждующих сторон)

-В эпиграфе нам дается слово рукопашный, а что такое рукопашный?  

Немцы, уверенные в неоспоримом преимуществе огнестрельного оружия, даже и подумать не могли, что оно не всегда способно выручить. Нередко исходы противостояний приходилось решать в рукопашной схватке, к чем солдаты вермахта оказались совершенно не готовы.

Статистика свидетельствует, что красноармейцы на ВОВ инициировали рукопашную схватку примерно в 70% случаев. Немцы по возможности старались избегать сближения с советскими солдатами, так как итог ближнего боя зачастую был не в их пользу. «Кто в рукопашной не дрался с русскими, тот войны не видал», – эта фраза, сказанная одним из офицеров вермахта, стала крылатой. 

- Что мы с вами понимаем, прочитав это небольшое стихотворение, страшно ли на войне? (тот, кто не был на войне, ничего о ней не знает и не может утверждать, что там не страшно. Война – это вовсе не игра, а серьёзные боевые действия).

- Из каких источников мы сейчас узнаём все ужасы кровопролитной войны? (из уст тех, кто выжил, из кинофильмов, песен и стихотворений, из дневников участников войны, многие из которых не увидели победного дня).

 С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов войны.

- Поднимите руку те, у кого есть знакомые-ветераны войны? Может быть, кто-то из ваших родственников является ветераном? Расспрашивали ли вы их когда-нибудь о военных подвигах? (ответы обучающихся)

(видео)

Ребята, не за горами великий праздник – День Победы. А что бы вы могли пожелать или сказать ветеранам Великой Отечественной войны, которых с каждым годом становится все меньше и меньше? Может быть, вы что-то хотели бы сказать поэтам-участникам Великой Отечественной войны? Или нынешнему поколению, то есть своим сверстникам? Подумайте, и запишите несколько предложений в тетрадь.

        Учащиеся зачитывают тексты, которые у них получились.

Видеочтение «Реквиема»

- Что затронуло вас больше всего в прочитанных сегодня стихотворениях?

- О чём мы не должны с вами забывать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Сценарий классного часа «Урок Победы», посвящённого празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Соде...

Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»

Методическая разработка урока Победы,  посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»      Цель: формировать...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

РАЗРАБОТКАУРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...