Литературная игра-квест
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Береговая Екатерина Евгеньевна

Игра с погружением в мир художественных произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный квест

Для учеников 5 класса

Тип занятия: комбинированное

Продолжительность: 90 мин.

Характеристика групп: В занятии принимают участие учащиеся трёх групп по 5 человек. Общее количество детей – 15 чел.

Форма занятия: Сюжетно-ролевая игра (Квест)

Организация предметной среды: Используется актовый зал, три кабинета, каждый из которых оформлен в стиле определённого произведения. Приготовлены места для команд и жюри.

Оборудование, материалы: Компьютер, проектор, костюмы, реквизит, раздаточный материал.

Методы и приемы. На занятии используются мультимедийные презентации, видеофильмы и видеоуроки по теме занятий, карточки с заданиями. Используется метод проектов, коллективные и индивидуальные творческие задания.

Предполагаемый результат

1. Формирование и развитие личностных качеств учащихся: общих творческих способностей (любознательность, оригинальность и гибкость мышления, активность).

2. Формирование и положительная динамика развития метапредметных компетенций обучающихся: извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; решать проблемы; получать информацию; сотрудничать и работать в группе; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; нести ответственность; входить в коллектив, включаться в проект и вносить свой вклад; организовывать свою работу; использовать новые технологии информации и коммуникации; находить новые решения.

3. Формирование и положительная динамика развития предметных компетенций.

Цель занятия: Формирование у детей интереса к полноценной художественной, заинтересовать работай над чтецким материалом, постановкой литературного материала; активизировать и развить творческие способности

Ход мероприятия:

1. Организационный момент. Ребят собирают в актовом зале, рассказывают, как будет проходить игра. Раздают каждой группе свой маршрут-лист (с номерами кабинетов, приходя в которые ребята попадают в мир литературного произведения). Побеждает команда, выполнившая верно наибольшее число заданий.

2. Игра.

1 блок. «Дети подземелья».

Сцена из главы «Кукла». Действующие лица: Вася, его отец, пан Тыбурций. Место действия: кабинет отца. Сценка:

Отец:

     - Ты взял у сестры куклу?

     Я вздрогнул.

     - Да, - ответил я тихо.

     - А знаешь ты,  что это подарок матери,  которым ты должен бы дорожить, как святыней?.. Ты украл ее?

     - Нет, - сказал я, подымая голову.

     - Как нет?  -  вскрикнул вдруг отец, отталкивая кресло. - Ты украл ее и снес!.. Кому ты снес ее?.. Говори!

     Он  быстро подошел ко  мне и  положил мне на  плечо тяжелую руку.  Я  с усилием поднял голову и взглянул вверх.  Лицо отца было бледно, глаза горели гневом. Я весь съежился.

     - Ну,  что же ты?..  Говори!  -  И рука, державшая мое плечо, сжала его сильнее.

     - Н-не скажу! - ответил я тихо.

     - Нет, скажешь! - отчеканил отец, и в голосе его зазвучала угроза.

     - Не скажу, - прошептал я еще тише.

     - Скажешь, скажешь!..

     Он повторил это слово сдавленным голосом,  точно оно вырвалось у него с болью и  усилием.  Я  чувствовал,  как дрожала его рука,  и все ниже опускал голову;  слезы одна за другой капали из моих глаз на пол,  но я все повторял едва слышно:

     - Нет, не скажу... никогда, никогда не скажу вам... Ни за что!

     Зрителям: В  эту минуту во мне сказался сын моего отца.  Он не добился бы от меня иного ответа самыми страшными муками.  В моей груди,  навстречу его угрозам, подымалось  едва   осознанное  оскорбленное  чувство  покинутого  ребенка  и какая-то жгучая любовь к тем, кто меня пригрел там, в старой часовне.

     Отец тяжело перевел дух.  Я съежился еще более,  горькие слезы жгли мои щеки. Я ждал.

     Я  знал,  что он страшно вспыльчив,  что в эту минуту в его груди кипит бешенство.  Что он со мной сделает?  Но мне теперь кажется,  что я боялся не этого...  Даже в эту страшную минуту я любил отца и вместе с тем чувствовал, что вот сейчас он  бешеным насилием разобьет мою любовь вдребезги.  Теперь я совсем перестал бояться.  Кажется,  я ждал и желал, чтобы катастрофа наконец разразилась... Если так - пусть... тем лучше - да, тем лучше.

     Отец  опять  тяжело  вздохнул.  В  эту критическую минуту раздался вдруг за открытым окном резкий голос Тыбурция:

     - Эге-ге!.. Мой бедный маленький друг...

     "Тыбурций пришел!" -  промелькнуло у меня в голове.

     - Эге-ге!..  Я  вижу  моего  молодого  друга  в  очень  затруднительном положении...

     - Пан  судья!  -  заговорил он  мягко.  -  Вы  человек  справедливый... отпустите ребенка.  Малый был в  "дурном обществе",  но,  видит бог,  он  не сделал дурного дела, и если его сердце лежит к моим оборванным беднягам, то, клянусь, лучше велите меня повесить, но я не допущу, чтобы мальчик пострадал из-за этого. Вот твоя кукла, малый!

     Он развязал узелок и вынул оттуда куклу.

     Рука отца, державшая мое плечо, разжалась. В лице виднелось изумление.

     - Что это значит? - спросил он наконец.

     - Отпустите мальчика, - повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно

погладила мою опущенную голову. - Вы ничего не добьетесь от него угрозами, а между тем я  охотно расскажу вам все,  что вы желаете знать...  Выйдем,  пан судья, в другую комнату.

Вопросы:

Что за произведение? Кто его автор?

Что случилось дальше?

Узнай героя по характерным для него предметам: (минута на обсуждение каждого набора предметов)

Соня – игрушки, красивая одежда, алая лента, кукла.

Вася – яблоки, булки, два связанных ремня

Отец Васи – одежда и атрибуты судьи.

Валёк – грязная рубашонка, узкие короткие штанишки с карманами

Маруся – цветы, рваное платьице

Толкование непонятных слов (соотнести слово с определением)

Гешефт – слово немецкого происхождения, коммерческое дело, основанное на спекуляции низшего разбора или на обмане.

Казенный – принадлежащий казне, государству.

Мещанка – женщина из сословия мелких городских торговцев, ремесленников, низших служащих.

Пан – это форма вежливого обращения, применяемая в некоторых славянских языках: польском, чешском, словацком, украинском, белорусском.

Гайдук – название повстанцев (разбойников) в некоторых славянских государствах.

Дукат – устаревшая денежная единица большинства европейских государств.

2 блок. «Муму».

Действующие лица: Барыня, Гаврила; далее – барыня, доктор, служанки. Место действия: комната барыни. Сценка:

Барыня:

— Скажи, пожалуйста, — начала она, как только тот, не без некоторого внутреннего лепетания, переступил порог ее кабинета, — что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? мне спать не дала!

— Собака-с… какая-с… может быть, немого собака-с, — произнес он не совсем твердым голосом.

— Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака?

— Как же-с, есть-с. Волчок-с.

— Ну чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме — вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет, — а у меня там розы посажены…

Барыня помолчала.

— Чтоб ее сегодня же здесь не было… слышишь?

— Слушаю-с.

— Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.

<…>

Внезапный лай ее разбудил; сердце у ней забилось и замерло.

«Девки, девки! — простонала она. — Девки!» Перепуганные девки вскочили к ней в спальню. «Ох, ох, умираю! — проговорила она, тоскливо разводя руками. — Опять, опять эта собака!.. Ох, пошлите за доктором. Они меня убить хотят… Собака, опять собака! Ох!» — и она закинула голову назад, что должно было означать обморок.

Бросились за доктором, то есть за домашним лекарем Харитоном. Этот лекарь, которого всё искусство состояло в том, что он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал четырнадцать часов в сутки, остальное время всё вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишневыми каплями, — этот лекарь тотчас прибежал, покурил жжеными перьями и, когда барыня открыла глаза, немедленно поднес ей на серебряном подносике рюмку с заветными каплями. Барыня приняла их, но тотчас же слезливым голосом стала опять жаловаться на собаку, на Гаврилу, на свою участь, на то, что ее, бедную, старую женщину, все бросили, что никто о ней не сожалеет, что все хотят ее смерти. Между тем несчастная Муму продолжала лаять, а Герасим напрасно старался отозвать ее от забора. 

Вопросы:

  1. Что за произведение? Кто его автор?
  2. Что случилось дальше?

Кроссворд

По вертикали

1. Человек, который поймал Муму 

2. Какими каплями лекарь лечил барыню 

3. Самые нелюбимые люди Герасима 

5. Порода Муму 

8. Как звали дворецкого 

9. Должность Герасима 

11. Верхняя крестьянская одежда 

По горизонтали

4. Имя прачки

6. Комната, где обедали дворовые люди

7. Заведующий погребами и кладовыми

10. Жанр произведения

12. Какую должность занимал Антипка?

13. Что подарил Герасим Татьяне

https://ru-static.z-dn.net/files/d51/bfa55237f4df914f956ae405fb34a2d1.png

Правда или ложь? Правда:

1. 7 лет между 1848 и 1855 годами прозваны мрачным семилетием. Николай Павлович испугался волны революций, прокатившейся по Европе, и закрутил гайки. Единственным заметным событием в литературе, издаваемой в России, стал рассказ о собачке и дворнике.

2. «Муму» Тургенев написал в 1852 г. В годы беспощадной цензуры расплодившиеся комитеты строго отслеживали новые тексты. К «Муму» у цензоров было много вопросов. Напечатать произведение удалось только спустя два года в «Современнике», который основал Пушкин. Впоследствии чиновника, одобрившего публикацию рассказа, государственные власти наказали.

3. Похожий печальный случай произошел в доме матери писателя Варвары Петровны Тургеневой.

4. В отличие от литературного Герасима, реальный Герасим не ушел обратно в деревню, а остался при барыне и служил ей «верой-правдой». Хотя она и велела избавиться от собачки. К слову, дворника, подметавшего барский дом, звали Андрей.

Ложь:

5. Тургенев создал цикл произведений под названием «Записки охотника». Рассказ «Муму» стал первым в этом сборнике. (Правильный ответ: такой цикл действительно существует, только вот «Муму» в него не входит)

6. В произведении точно сказано, что Муму была собакой «шотландской породы», которая известна своим дружелюбием и преданностью. (Правильный ответ: Тургенев пишет, что со временем Муму «превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами». Так в XIX веке называли спаниелей).

3 блок. «Царевна-лягушка»

Сцена пира в царском тереме. Действующие лица: царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, жёны старших царевичей, гости.

Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы. Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она танцевать, всё исчезло: и озеро, и лебеди.

Пошли танцевать жёны старших царевичей.

Как махнули своими левыми рукавами — только всех гостей забрызгали, как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.

Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил её на огне. Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать её. Искала, искала, не нашла и говорит Ивану- царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь — только тогда разыщешь меня.

Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.

Задания Василисы Премудрой:

Ребята, вы меня узнали? Расскажите, кто я такая и что меня ждёт дальше! …Молодцы! А теперь вам предстоит выполнить мои задания, чтобы найти части своей подсказки.

Квест по классу. Везде наклеены портреты разных персонажей. Первую загадку говорит Василиса, остальные – на оборотной стороне портрета с правильным ответом.

Чей это портрет?

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей –

Королевич Елисей  (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Родилась в цветке прелестном

Труден к счастью её путь

Вы, ребята, догадались,

Как красавицу зовут? (Дюймовочка)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем (Жар-птица)

Побежала она за подружками,

Вскочила в огонь

И потянулась вверх легким паром,

Свилась в тонкое облачко (Снегурочка)

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит нас досыта.

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна (Скатерть-самобранка)

Жила – была девочка. Так как однажды ей бабушка подарила яркий головной убор, все стали её звать … (Красная шапочка).

Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку. (Золушка).

Летела стрела, попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная). Дети снова возвращаются к Василисе, она даёт первый ключ и следующее задание.

Хорошо ли ты знаешь сказки? (блиц)

*Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

*Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди (Иванушка)

*Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

*Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)

*Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

*Сколько голов у Горыныча? (три)

*Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)

*Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

*Где находится смерть Кощея? (Дерево, сундук, заяц, утка, игла).

*От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

*Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).

*Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

*В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

«Кинотеатр» Узнайте по фрагментам из мультфильмов, какие это сказки?

3. Подведение итогов в актовом зале, вручение призов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-квест "Путешествие в страну растений" для 6 класса

Ирга может быть использована как мероприятия для предметной недели естественных наук....

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра-квест «Путешествие из Арзамаса в Париж»

Обучать студентов и учащихся предметам естественнонаучного цикла только на уроках невозможно. Необходимы внеклассные мероприятия, объединяемые понятием «интерактивные формы образования». Одной из таки...

Игра квест по Петропавловской крепости.

Игра расчитана на школьников от 7-14 лет....

Методическая разработка - Игра-квест "Наша школа"

Игровая программа, которая позволяет учащимся младших классов поближе познакомиться со своей школой....

Сценарий игры - квеста «Путешествие в Гардарики»

Цель: приобщение детей, посещающих ДОЛ «Родник», к прошлому русской народной культуры средствами коллективной игровой деятельности.Задачи:- познакомить воспитанников с историей и культурой древнеславя...

Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)

Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...

Литературная игра-квест по книге года А.Грина "Алые паруса"

Литературная игра-квест по книге А.Грина "Алые паруса" проводится с учащимися 5 - 11 классов. На 6 "станциях" учащиеся выполняют задания по книге, при этом получая коды для расшифровки места получения...