П. П. Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка".
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Робак Людмила Анатольевна

Знакомство с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова и анализ сказа "Медной горы Хозяйка». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazhov_p.p._urok.docx25.67 КБ
Файл bazhov_biografiya_.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

П. П. Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка".

                                                                         Ход урока. 
1. Организационный момент. 
2. Актуализация знаний.

У жителей Урала есть сказания

О том, что у седых и старых гор

Хозяйка есть – чудесное создание

То девушка, то ящерок ковер…

И в малахитовой живет она светёлке

Там, что у Медной, у горы.

Глаза Хозяйки – звёзд ночных осколки…

Попробуй ты, возьми её дары…

                                                                                          (Ольга Довгаль)

    - Ребята, как вы думаете, о ком идет речь в данном стихотворении?

(о Хозяйке медной горы). А кто автор произведения «Медной горы Хозяйка»?

    3. Постановка темы и целей урока. 

- Какова тема нашего урока сегодня, как вы считаете?

 П. П. Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка". (Запись темы в тетрадь).

Какие цели мы перед собой поставим?

    Познакомиться с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова и проанализировать с его сказ "Медной горы Хозяйка»; дать характеристику образа Степана; провести наблюдения над языком художественного произведения (словарная работа). 

4. Работа над темой урока.

а) Сообщение о П.П. Бажове нам приготовила__________________

     Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале в городе Сысерти в семье мастера  металлургического завода (слайды 2-3).

     Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве (слайд 4).

     Бажов учился в  Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской духовной семинарии (слайд 5).

    По окончании учёбы Павел Петрович году начинает работать учителем русского языка и литературы (слайд 6).

     В течение 15 лет Бажов во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов (слайд 7).

     В середине 1930-х годов он начал публиковать свои первые сказы. Позже Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», за которую в 1943 году получил Государственную премия СССР. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана» (слайд 8).

     Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира (слайд 9).

     Скончался Павел Петрович Бажов в декабре 1950 года в Москве, похоронен в Екатеринбурге (слайд 10).

 б) Сборник «Малахитовая шкатулка»

      Сказ, о котором пойдёт речь сегодня на уроке, входит в чудесную книгу «Малахитовая шкатулка». Послушаем, что нам расскажет о ней __________________________

    (Почему сборник сказов получил такое название? Вот как об этом говорит сам писатель: “Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”.

    Над книгой сказов «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажов работал с 1936 года до конца своих дней, всё время пополняя её новыми произведениями. Этот сборник принёс ему известность, за него писателю была присуждена Государственная премия в 1943 г. По сказам ставили спектакли, снимали фильмы, делали мультфильмы, композитор Сергей Прокофьев создал балет «Сказ о каменном цветке», а композитор Кирилл Молчанов – оперу «Каменный цветок».      

     Всё это говорит о том, что труд писателя нашел широкий отклик в народе и вдохновил композиторов, художников, режиссёров.)

в) Работа по сказу “Медной горы Хозяйка”.

   В названии книги и в сказах Бажова упоминается камень – малахит. Как выглядит этот горный минерал?

 Расскажет нам о малахите _______________________
(Малахит – это камень (изображение на экран слайды № 12-15) насыщенного зеленого цвета различных оттенков с темными прожилками красивого рисунка. Он известен с глубокой древности. Малахит – полудрагоценный камень. Из него делают различные украшения, дорогие предметы обихода – вазы, чаши. Уникальные изделия из малахита выставлены в Петербурге в Эрмитаже и в других музеях мира. А добывают этот камень на Урале. Урал – колыбель русской металлургии: ещё при Петре1 возникли здесь первые заводы и рудники.

  И события, о которых мы будем с вами говорить, разворачивались на Урале. (слайд 16))

г) Работа с текстом.

Дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка».  Что необычного вы заметили в языке произведения, давайте прочитаем начало сказа стр. _____ (Речь насыщена разговорными словами и оборотами).

- Ребята, в сказе вы встретили много слов и выражений, значение которых вам пока незнакомо. Дома вы должны были выписать незнакомые слова и найти им определение. Перед вами раздаточный материал, на случай если вы не все определения нашли самостоятельно. Дома запишете в тетрадь слова, которых у вас нет. А сейчас этот материал будет вам подспорьем.

- Кто герои этого произведения? (Степан, Хозяйка, Настенька, приказчик, смотритель, ящерицы).

- К каким мастерам принадлежат наши герои? (Они добывают малахит).

- Почему у них “в глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись?” (Это хорошие мастера, они давно и много работают с малахитом, поэтому зеленая малахитовая пыль въелась в кожу).

д)  Судьба мастера Степана

Но вот появляется Хозяйка. Какой её видит Степан?

- Что необычного было в облике Хозяйки?

- Почему Степан опасается малахитницы, но не хочет этого показать?

 Как он объясняет, что не боится малахитницу? («Кого мне бояться, коли я в горе роблю?», стр. ___)

Прочитайте её описание (с. 66–67) Со слов “Глядит… весело, видно, ей.

Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание.  Расскажите это испытание.

(“Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красного  рудника убирался… я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть”.)

Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка? (Приказчик «душной был – гниль какая-то в нутре у него была…Не сказать – тоже боязно… А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать»).

- Как был наказан Степан за свои дерзкие слова?

Чем закончилось это событие? (Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое).

И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой.

- Прочитаем этот эпизод  стр. ____________

Со слов “И видно__________комнату…до слов   невесты бывает.

- Какой новый приказ последовал от героини? (Берешь замуж али нет?)

- Чем решила привлечь Степана Хозяйка? (Показать ему несметные богатства.)

- Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя? (Нет)

Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней? («Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку». Подарила шкатулку, помогла получить вольную).

      - А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?

- Вот за эти качества: прямоту, доброту, честное слово и выделяет его среди всех мастеров сама Хозяйка Медной горы. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства.

Хозяйке нравится, что у него золотые руки и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и прекрасен своими поступками. Он привык жить честно

  И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки.

- О чём она его просит? (Не говорить и не вспоминать)

- Как сложилась судьба Степана? (Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел»).

Почему сказ закончился печально? (В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю)

   Но в судьбе Степана Хозяйка оставила неизгладимый след. Стали замечать люди, что Степан ходит невесёлый, всё время о чём-то думает. Тосковал, видно, по Хозяйке. Осталось у него на память о ней горсть драгоценных камешков, да шкатулка, наполненная украшениями.

 Как вы считаете, кто такая   Хозяйка Медной горы, что  это за образ?

(Хранительницы недр и богатств Урала, она - воплощение красоты самой уральской природы)

  Что в сказе реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса).

    Ребята, какому слову близко по по звучанию и содержанию слово сказ? На следующем уроке мы с вами подробно рассмотрим в чём отличие сказа от сказки.

- Кто вам, ребята, особенно понравился в сказе и почему?

(Резервное задание: тест по сказу в тетради)

5. Обобщение.

Итак, ребята, Бажов нарисовал нам прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа и золотые руки большого мастера.

Писатель любуется своим героем, потому что трудом таких людей, как Степан, как считает автор,  крепнет мощь русской земли.

6. Рефлексия. А теперь мне хотелось бы узнать, всё ли вам понятно было на уроке? Какие остались вопросы?

7. Д/З: 1) Подготовить пересказ эпизода «Степан в гостях у хозяйки» ( ч. 1) 
             2) Нарисовать свои рисунки к сказу П.П. Бажова. 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Павел Петрович Бажов (1879 – 1950)

Слайд 2

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале в г. Сысерти

Слайд 3

Дом Бажовых, г. Сысерть С родителями Августой Стефановной и Петром Васильевичем Бажовыми Родился Бажов в семье мастера металлургического завода.

Слайд 4

Павел Бажов в годы учебы в Пермской духовной семинарии П.П. Бажов учился в Екатеринбургском д уховном училище затем в Пермской духовной семинарии

Слайд 5

В течение 15 лет Б ажов во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов.

Слайд 6

В середине 1930-х годов он начал публиковать свои первые сказы. Позже Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», за которую в 1943 году получил Государственную премия СССР. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана». С экземпляром книги "Малахитовая шкатулка". 1939 г.

Слайд 7

Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.

Слайд 8

Малахит

Слайд 10

Где разворачивались события? На Урале, где добывают руды и драгоценные камни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: П.П.Бажов "Медной горы Хозяйка"

План урока1.Жизнь и творчество П.П.Бажова.2.Урал – сокровищница России.3.Малахит – уральский камень.4.Произведение П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».5.Сравнительно – сопоставительный анализ сказк...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "П.Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка"

Презентация - сопровождение урока по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка" содержит материал, позволяющий представить сборник сказов Бажова и  раскрывающий особенности этого жанра, знакомящий с ил...

Урок литературы 5 класс П.П.Бажов"Медной горы хозяйка"

Урок литературы в 5 классе по теме "П.П.Бажов "Медной горы хозяйка" с презентацией. Может быть использован учителя ми при подготовке к уроку....

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»

Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и  личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...

: П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка».

Презентация на тему Образ Хозяйки Медной горы" 5 класс...