ПУТЬ ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Кобелева Татьяна Альбертовна

ПУТЬ  ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ  ИСКАНИЙ  ПЬЕРА  БЕЗУХОВА

          (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)                             

Скачать:


Предварительный просмотр:

         ПУТЬ  ИДЕЙНО – НРАВСТВЕННЫХ  ИСКАНИЙ  ПЬЕРА  БЕЗУХОВА

          (Материал к уроку литературы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)                             

ЦЕЛЬ  УРОКА: раскрыть образ жизни Пьера, его поиски смысла жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ: текст произведения (1 , 2  т.), иллюстрации.

ПЛАН  УРОКА:

  1. Организационный  момент.
  2. Тема  урока, постановка  цели.
  3. Вопросы  на  знание  текста.
  4. Чтение  и  анализ  отдельных  эпизодов:
  1. Пьер в салоне А. П. Шерер. Ориентация на идеи Наполеона, идеи         французской революции.
  2. Дружба Пьера с князем Андреем.
  3. У Анатоля Курагина.
  4. Наследник  ( эпизод с портфелем ).
  5. Женитьба на Элен, духовный кризис, дуэль с Долоховым.
  6. В среде масонов.
  7. Поездка в Киев и свои южные имения, неудачная попытка ввести преобразования, облегчить участь крестьян. На пароме с А. Болконским.
  8. Неудовлетворённость деятельностью масонов, разрыв с петербургскими масонами.
  9. Рассеянная, бессмысленная жизнь, духовный кризис.
  10. Вспыхнувшее чувство к Наташе.

       5.  Подведение  итогов  урока.

         

ХОД   УРОКА:

  1. Организационный  момент.
  2. Тема  урока  «Путь идейно –нравственных исканий Пьера Безухова».                             Цель урока : через чтение и анализ эпизодов раскрыть образ жизни Пьера, его поиски смысла жизни.
  3. Вопросы  на  знание  текста  романа.                                       

           Вы к сегодняшнему уроку должны были ознакомиться с главами, в которых речь идёт о Пьере Безухове. Я хочу предложить вам несколько вопросов на знание текста с целью, чтобы вы сами для себя отметили, насколько профессиональны вы как читатели.

  1. При  каких обстоятельствах в романе впервые появляется Пьер Безухов?
  2. Как были наказаны за историю с квартальным Анатоль Курагин, Долохов и Пьер Безухов?
  3. Как изменилось положение Пьера со смертью отца?
  4. Какое событие произошло в жизни Пьера? ( т. 1 ч.3 )
  5. Каковы обстоятельства дуэли Пьера с Долоховым?
  6. О чём говорили князь Андрей и Пьер на пароме в Богучарове?
  7. Хозяйственная деятельность Пьера в киевских имениях. В чём она заключалась? ( т.2 ч.2 гл.10 )
  8. В каком эпизоде выясняется, что Пьер не умеет обращаться с оружием?

           (дуэль с Долоховым; Пьер спрашивает у секунданта, куда нужно нажимать).  

  1. Повествование в романе строится с позиции авторского всеведения.                                                                                      Однако  целый ряд эпизодов « увиден глазами персонажей ». Приведите пример    эпизодов, увиденных глазами Пьера ( Бородинское сражение ).

4.Чтение и анализ отдельных эпизодов.  

         Сегодня мы с вами попытаемся прочитать эти главы с литературоведческой точки зрения, дать оценку образу Пьера Безухова. Обращаясь к ряду эпизодов, вы поймёте, насколько всё значимо в романах Толстого, насколько важна каждая деталь в тексте его произведений.

         Одним из важнейших свойств человека Л. Н. Толстой считал способность к внутреннему изменению, его стремление к самосовершенствованию, нравственный поиск. Для Толстого человек – часть Вселенной, и ему интересно, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении понять самого себя.

            Его любимые герои – Андрей Болконский и Пьер Безухов – натуры ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. В жизни обоих можно выделить несколько этапов, на которых меняется их мировоззрение, в душе происходит определённый перелом.

            Мы уже познакомились с духовными исканиями Андрея Болконского. Подобно князю Андрею, Пьеру также свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Пьер шёл по иным жизненным дорогам, иные испытания он перенёс, но им тоже всегда руководило желание быть хорошим.                                                                                    

  1. Пьер в салоне А. П. Шерер. Ориентация на идеи Наполеона, идеи французской революции.
  • Где мы впервые знакомимся с героем? Найдите страницы в романе, зачитайте, на что нужно обратить внимание, на что сделать акцент; что выделить, что нам поможет в оценке героя.
  • Что и как говорит о Пьере Толстой?
  • Чем выделяется среди гостей Пьер?
  • Пьер в оценке других героев.
  • Что говорят или думают о Пьере гости салона и сама хозяйка?
  • Как относится к Пьеру Андрей Болконский? Какие слова в тексте являются тому подтверждением?
  • Какая улыбка у Пьера?

            Образ Пьера был задуман как образ будущего декабриста. В салоне А. П. Шерер Пьер защищал перед ярыми монархистами идеи французской революции, восхищался Наполеоном, ошибочно видя в нём главу революционной Франции.

            Чувствуется, что Пьер особенно дорог автору. Толстой говорит о своём герое, как говорит о любимом сыне, в котором и радует, и тревожит жадный интерес к миру, громадная энергия и почти детская непосредственность. Нечто отцовское слышится и в доброй иронии автора, часто свойственной словам его о Пьере.

              Пьер – незаконный сын графа Безухова, известного екатерининского вельможи, ставший наследником титула и огромного состояния, «массивный, толстый молодой человек со стриженою головою, в очках», его отличает умный, робкий, наблюдательный и естественный взгляд. Он умён, склонен к философским рассуждениям, мягок и добросердечен, сострадателен к другим, добр, непрактичен и подвержен страстям. Ему характерна непосредственнось, искренность, горячность; он не будет вести разговоры лишь для времяпрепровождения.  А. Болконский   характеризует  Пьера  как  единственного

« живого человека » среди всего света.

  1. Дружба Пьера с князем Андреем.

(очень важный момент в жизни Пьера)

Т. 1  ч. 1  гл. 5, 6          Разговор Пьера и  князя Андрея.

  • О чём они беседуют?
  • Каково отношение А. Болконского к Пьеру в данном эпизоде?
  • Как Пьер относится к Болконскому?
  • Почему Пьер дорожил этой дружбой?

       3.    У  Анатоля  Курагина.

              Т. 1  ч. 1  гл. 6

  • Как изображён здесь Пьер?
  • Как к нему относится автор?

                 В Пьере постоянно идёт борьба духовного с чувственным; внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов. Он поклонник Руссо, Монтескье, увлёкших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека. С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании А.  Курагина, ведет беспутную жизнь, и здесь в нём проявляется то разгульно – барское начало, воплощением которого был когда-то его отец.

        4.    Наследник.

  • Почему Пьер становится богатым наследником?
  • Эпизод с портфелем.

        5.   Женитьба на Элен, духовный кризис, дуэль с Долоховым.

  • Почему князю Василию и Элен удаётся  « окрутить» Пьера?

       Под влиянием молодости и окружающей обстановки Пьер совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на Элен ( чувственное одерживает верх над духовным). Но Пьер всё больше осознаёт, что его жена – безнравственная женщина. В нём растёт недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя.

           Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона.

  • Как ведёт себя Пьер?

            Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы. Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собой и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить её на новых, добрых началах.

  • Какой ценой удалось Пьеру вырваться из курагинского плена?
  • Объясните внутренний монолог Пьера ( его содержание и построение ) на станции в Торжке.
  • Какое состояние Пьера передано сравнением с винтом, вертящимся вхолостую?  

( «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?» ).

        6.   В среде масонов.

              Т.2    ч.1  гл.6,7 ;    ч.2 гл.1-4;    ч.3 гл.7

   В  этот критический момент Пьер попадает в руки масона Баздеева.

  • Что привело Пьера к масонам?
  • В чём и как эпизод вступления Пьера в масонский орден соотнесён с изображением великосветского салона А. П. Шерер?
  • Как понимает учение масонов Пьер?

              Пьер задумывается над вопросами о смысле жизни человека.

« Проповедник » ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на  началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве, любви.

               Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя.

        7.   Хозяйственная деятельность Пьера.  На пароме с А. Болконским.

               Т. 2  ч. 2  гл. 10

             Мечтательный, непрактичный, доверчивый Пьер искренне стремится облегчить положение своих крестьян.

  • Расскажите, какие новшества вводит Пьер и к чему это приводит?
  • Почему хозяйственная деятельность Пьера оказывается безрезультатной? Почему он терпит неудачу?

               Своими новыми представлениями о жизни  Пьер делится с А. Болконским.    Сцена «На пароме»      т. 2  ч. 2  гл. 11,12

  • Каков главный вопрос спора?
  • На чьей стороне автор?
  • Почему этот разговор так важен?

( жизнь для других и жизнь для себя ).

        8.   Неудовлетворённость деятельностью масонов.

  • Почему Пьер разочаровался в масонстве?

            Пьер убеждается в бесплодности масонского движения и отходит от него.

Карьеризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему свету, проникли в среду масонов. Многие из них искали средство расширения светских связей.       Пьер убеждается, что масонов интересуют не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни».                            

  (Эгоистические потребности, прикрытые красивыми словами).

         9.   Духовный кризис.

                  ( раскрыть понятие )

              Пьером владеет глубокая ипохондрия  ( «и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого» ). Он опять стал ездить в клуб, много пить. Пьер не видит выхода из сложившейся ситуации, утрачивает смысл жизни, утрачивает идеалы.

         10.   Любовь к Наташе.

                 Немеркнущим светом озарила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Толстой показывает пробуждение этого чувства, сначала незаметного для самого Пьера, но постепенно сильнее и сильнее охватывающего всё его существо. Нежная, бережная любовь, дружеское участие и молчаливое преклонение перед любимой девушкой – эти чувства возвышали Пьера над окружающими, казались ему самому столь же чистыми и величественно прекрасными, как звёздное небо с яркой кометой, далёкое от шумных и грязных улиц города.

  • Каким предстаёт перед нами Пьер в конце 2 тома?
  • Что является тому причиной?
  • Каковы жизненные итоги Пьера накануне 1812 года?

      5.   Подведение  итогов  урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.

Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха".   Урок обобщения  рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы:  1. Почему личность Петра привлекает внимание, и спор...

Урок литературы по роману Л.Н.толстого "Война и мир"

Методическое обоснование и ход урока "Люди как реки..." Путь исканий главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир". 10 класс...

Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

"Семейные традиции в художественной литературе" (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир")

Урок -диспут по обсуждению проблем семейных ценностей по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"...

Открытый урок литературы по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Тема урока: «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».Тип урока: урок изучения нового материала.Цель урока: Показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литератур...

Смоленская Икона Божией Матери в православии и в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" (проект)

Проект в рамках Олимпиады "История и культура храмов столицы"-2018, посвященный исследованию роли иконы Смоленской Иконы Божией Матери в православии и в романе Л.Н. Толстого "Война и ми...