Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов.
план-конспект по литературе

Купич Анна Александровна

материал для изучения особенностей творчества А.П. Чехова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов.

Своеобразие чеховского стиля.

Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов – необычный писатель. Говоря об особенностях стиля писателя, необходимо подчеркнуть, что:

1.​ В основе его рассказов – определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя.

2.​ Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату.

3.​ Большая роль детали.

4.​ Говорящие фамилии.

5.​ Малая форма и глубокое содержание.

6.​ «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности.

7.​ Богатый диапазон лексики.

8.​ Индивидуализация речи героев.

Во второй половине 80-х годов Чехов входит в большую литературу. Юмор все чаще соседствует с лиризмом, психологическим анализом. Анекдотические образы-маски уступают место индивидуальным характерам. В рассказах Чехова все чаще появляются серьезные и печальные темы, возникают вопросы о смысле жизни, о счастье, о свободе, познании истины.

«Степь» (1888) – первое крупное произведение Чехова. «История одной поездки» (таков подзаголовок повести «Степь») во многом дана как бы глазами мальчика Егорушки, которого везут в город для поступления в гимназию. Он восторженно любуется неоглядными просторами степи. При этом впечатления ребенка нередко перемежаются лирическим «вмешательством» самого автора.

Повесть вобрала в себя размышления Чехова над неразрешенными вопросами жизни и смерти, над глубоко для него личной проблемой одиночества. Думы писателя о судьбе родины отразились в образе степи.

Своеобразной вехой в творчестве Чехова стал некролог великому путешественнику Пржевальскому, написанный и опубликованный в 1888 году. Через два года после этого события Чехов сам совершил с исследовательскими целями долгое и трудное по тем временам путешествие на остров Сахалин, где тщательно изучал жизнь каторжан и ссыльных. Для Чехова это был гражданский поступок. Большую часть Сибири он проехал в кибитке. Обострился его туберкулез.

Перед поездкой Чехов прочитал огромное количество литературы о географии острова, его истории. В книге «Остров Сахалин» (1893–1894) запечатлены местные нравы, фигуры начальников и надзирателей, которые «в обращении с низшими не признают ничего кроме кулаков, розог и извозчичьей брани». Эта книга – единственный образец документальной прозы.

После увиденного на «каторжном острове» Чехов значительно резче и беспощаднее стал относиться ко многим явлениям российской действительности. Не случайно после поездки на Сахалин появляется очень жесткая повесть «Палата № 6» (1892). В ней описываются порядки провинциальной больницы, во флигеле которой ютятся сумасшедшие, находящиеся в полной зависимости от сторожа Никиты. Возглавлявший больницу доктор Рагин был к этому позорно равнодушен, пока сам не угодил туда и не отведал никитинских побоев.

В 1892 году Антон Павлович приобрел имение Мелихово в Серпуховском уезде Тульской губернии, где и поселился.

Жизнь в мелиховской усадьбе отвечала давнему желанию, высказанному Чеховым в одном из писем: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа… Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, хоть маленький кусочек…» Он не только принимал больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, но и строил школы и церкви, организовывал помощь голодающим. На мелиховских впечатлениях во многом основаны повести «из народной жизни», как их характеризовал сам автор, «Мужики» (1897) и «В овраге» (1900).

Важная веха в творческой биографии А.П.Чехова связана с МХАТом. «Я благодарю небо, что, плывя по житейскому морю, я наконец попал на такой чудесный остров, как Художественный театр», – написал Чехов однокашнику по гимназии, ставшему артистом этого театра, А.Л. Вишневскому.

Увлечение театром началось еще в гимназические годы, и впоследствии, когда Чехову случалось бывать в провинциальных театрах, он вспоминал таганрогскую галерку и юность.

Выступление учащегося с сообщением о МХАТе (индивидуальное задание)

«Знаменитый Московский художественный театр, основанный в 90-х гг. двумя любителями – актером-любителем Станиславским и литератором Немировичем-Данченко (оба были одарены необыкновенным сценическим талантом), завоевал известность еще до постановок чеховских пьес, но тем не менее театр этот поистине «нашел себя» и достиг художественного совершенства благодаря его пьесам, а им принес настоящую славу. “Чайка” стала символом театра – стилизованная чайка изображена на занавесе и программках».

Владимир Набоков

Обострившийся в 1897 году туберкулез вынудил Чехова покинуть Мелихово и поселиться в Ялте. В свое время, устав от напряженной ежедневной работы для газет и журналов, он мечтал писать «издалека, из щелочки». Теперь же ялтинская «щелочка» томила и угнетала Антона Павловича своей оторванностью, отделенностью от нараставших в стране событий. «Я как в изгнании…– жаловался он в письмах. – Чувствую, как мимо меня уходит жизнь и как я не вижу много такого, что как литератор должен бы видеть».

Антон Павлович многим представлялся человеком аполитичным, чуждым злободневности. Между тем, как писал впоследствии А.И. Куприн, «он волновался, мучился и болел всем тем, чем болели лучшие русские люди». Когда в угоду царю было аннулировано решение об избрании почетным членом Академии наук Максима Горького из-за его «политической неблагонадежности», Чехов, как и В.Г. Короленко, сам отказался от звания академика.

В начале русско-японской войны Антон Павлович надеялся, что ее вероятный неудачный исход поведет к долгожданным политическим переменам в России. Уже не имея никаких шансов на выздоровление, за несколько месяцев до смерти, Чехов намеревался ехать в действующую армию простым врачом.

По воспоминаниям В.И. Немировича-Данченко, на рубеже веков Чехов как-то сказал: «Я вижу, что нас ждут великие бедствия. России надо рассчитаться за все свое прошлое… В каких гигантских страданиях должна родиться новая Россия… Только не надо терять веры в свой народ, какой бы он ни был!».

В июне 1904 года Чехов поехал в Баденвейлер, в немецкий Шварцвальд. Когда он прибыл в Германию, жить ему оставалось три недели. 2 июля 1904 года он умер вдали от своей семьи и друзей, среди чужих, в чужом городе.

Художественные особенности рассказов Чехова.

Рассказы А. П. Чехова — яркая страница русской классической литературы. Их не спутаешь с произведениями какого-либо другого писателя. Что же отличает творческий почерк А. П. Чехова?

Известно, что писатель дебютировал юмористическими рассказами, которые близки к жанру анекдота. Анекдотичны события в них, смешные, эксцентричные, с неожиданными развязками. Люди» действующие в этих рассказах, чем-то похожи на животных. Например, в рассказе «Хамелеон» Чехов создал обобщающий образ щедринской силы. Мгновенные переходы от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству — эти черты полицейского надзирателя Очумелова получали в рассказе глубокий социальный смысл. Ведь черты хамелеонства есть и у пострадавшего Хркжина, и у дьячка в рассказе «Хирургия», и у самого «хирурга» — фельдшера Курятина, гордящегося знакомством с сильными мира сего и исполненного презрения к пациенту.

Опыт создания юмористических сценок формирует особенный чеховский психологизм. Душевные переживания персонажей изображаются через фиксацию внешних признаков, через мимику, жесты. Этих жестов немного, но они выразительны. Например, Очумелов в рассказе «Хамелеон» говорит, «строго кашляя и шевеля бровями». Его «хамелеонство» выражается в том, что, чувствуя себя неуверенно, он приказывает квартальному Елдырину то снять, то надеть на него пальто.

Особенность чеховского психологизма еще и в том, что по отношению к своим героям он отказывается от объяснений: называя черту характера героя, не поясняет, как и почему она возникла. Обычно авторы особо выделяют черты, предопределяющие превращения, тщательно подготавливают причины изменений в характере героев. У Чехова этого нет. Неясно, например, что в душевной жизни героя предопределило превращение романтически настроенного доктора Дмитрия Старцева в Ионыча, озабоченного лишь накоплением денег. Видимо, нет этому превращению какой-то одной причины, их множество, целый комплекс обстоятельств, деталей, которые создают ощущение огромной сложности жизни.

Именно поэтому так много значит в рассказах А. П. Чеховаде- таль.Чехов очень внимателен к бытовым подробностям жизни героя, всматривается в его жесты, в мельчайшее движение мысли и чувства. Деталь у Чехова носит символический характер. Так, в «Ионыче» рост благосостояния доктора Старцева выражается в том, как меняются средства передвижения: вначале он ходит пешком, затем ездит на паре лошадей, в конце рассказа — на тройке с бубенчиками.

Сам писатель так сформулировал художественное своеобразие своих рассказов: «Умею коротко говорить о длинных вещах». Именно поэтому в его произведениях отсутствуют обширные вступления, детально разработанные предыстории героев. Ничего не известно о детстве и юности Беликова, он как будто бы родился учителем греческого языка (рассказ «Человек в футляре»), ничего не знает читатель о прошлом героев рассказа «Крыжовник». Чехов, по сути дела, вводит читателя прямо в середину действия, которое кончается совершенно неожиданно, без «закругленной» развязки.

В этом главная особенность чеховских рассказов — в надежде на сотворчество читателей. Сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром, Чехов не говорит прямо, где добро и где зло. Это заставляет читателя думать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество и совершенство

разработка классного часа, посвященная теме "Творчество  и совершенство"...

Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".

Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...

Жизнь и творчество М.Зощенко. Художественные особенности рассказа «Беда».

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны...

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"

Статья содержит методические рекомендации к работе над выразительными средствами языка при изучении поэмы "Медный всадник". В частности, таких тем: "Образ Петербурга в поэме", "Проблема народного...

Роман-эпопея «Война и мир»: жанровое своеобразие произведения. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души», роль портретных деталей

конспект для занятия по литературе на тему" Роман-эпопея «Война и мир»: жанровое своеобразие произведения. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстог...

Урок по теме : А.А. Ахматова .Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.

Цель урока: продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»....