Рассказ Шолохова "Судьба человека". Работа в группах.
методическая разработка по литературе (7 класс)

Аразова Мария

Материал для организации работы в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudba_cheloveka_rabota_v_gruppah.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1. Семья Андрея Соколова.

Распределите роли в команде:

1)Посыльный – получает задание, может подходить к учителю и задавать вопросы от команды.  ________________________

2)Командир – следит за временем, за порядком (!), собирает идеи, дает возможность высказаться каждому. ________________________________________

3)Секретарь – коротко записывает идеи при обсуждении (свои записи команда сдает учителю). _____________________________________

4)Докладчик – выражает мысли команды публично (на доклад дается не более 5 мин.). ____________________________________

5)Наблюдатель – задает от своей команды вопросы другим командам (после выступлений других команд).________________________________

У вас есть 15 мин. на подготовку.

Вопросы:

1) Расскажите о семье Андрея Соколова (кто была его жена, сколько у него детей) до войны.

- За что герой ценил свою жену? Приведите цитаты из текста.

2) Прощание с семьей.

- Как вели себя дети и жена героя, провожая его на фронт?

- Что больше всего запомнилось Андрею Соколову?

- Что он себе не может простить? Почему?

3) Судьба семьи Андрея Соколова.

- Что случилось с семьей во время войны? Откуда Андрей Соколов это узнал?

- При каких обстоятельствах состоялась встреча Андрея со старшим сыном?

- Как вы понимаете цитату: «…а мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?».

Тема 2. Дорога в плен.

Распределите роли в команде:

1)Посыльный – получает задание, может подходить к учителю и задавать вопросы от команды.  ________________________

2)Командир – следит за временем, за порядком (!), собирает идеи, дает возможность высказаться каждому. ________________________________________

3)Секретарь – коротко записывает идеи при обсуждении (свои записи команда сдает учителю). _____________________________________

4)Докладчик – выражает мысли команды публично (на доклад дается не более 5 мин.). ____________________________________

5)Наблюдатель – задает от своей команды вопросы другим командам (после выступлений других команд).________________________________

У вас есть 15 мин. на подготовку.

Вопросы:

  1. Как представлены русские военнопленные и фашисты во время дороги в плен? Приведите цитаты из текста.

Как к ним относится главный герой?

  1. Проанализируйте эпизод в церкви.

- Как вы думаете, почему этот эпизод был важен Шолохову?

- Охарактеризуйте второстепенных героев:

А) врача

Б) верующего, который не мог осквернить церковь

В) предателя

Какова их дальнейшая судьба? Как вы относитесь к каждому из них?

Тема 3. Плен и побег из плена.

Распределите роли в команде:

1)Посыльный – получает задание, может подходить к учителю и задавать вопросы от команды.  ________________________

2)Командир – следит за временем, за порядком (!), собирает идеи, дает возможность высказаться каждому. ________________________________________

3)Секретарь – коротко записывает идеи при обсуждении (свои записи команда сдает учителю). _____________________________________

4)Докладчик – выражает мысли команды публично (на доклад дается не более 5 мин.). ____________________________________

5)Наблюдатель – задает от своей команды вопросы другим командам (после выступлений других команд).________________________________

У вас есть 15 мин. на подготовку.

Вопросы:

  1. Как жили русские солдаты в плену? Что ели? За что их били? Приведите цитаты из текста.

  1. Проанализируйте разговор Андрея Соколова и Мюллера.

- Какие качества характера проявляет главный герой?

- За что он отказывается выпивать?

- Почему Мюллер оставил его в живых?

- Что дал Мюллер Соколову, отпуская его? Как Андрей воспользовался «щедростью» немца?

  1. Побег Андрея Соколова.

- Как вы думаете, почему главный герой решился бежать из плена? Какие обстоятельства способствовали побегу?

- Расскажите, как именно ему удалось бежать.

Тема 4. Андрей Соколов и Ванюша.

Распределите роли в команде:

1)Посыльный – получает задание, может подходить к учителю и задавать вопросы от команды.  ________________________

2)Командир – следит за временем, за порядком (!), собирает идеи, дает возможность высказаться каждому. ________________________________________

3)Секретарь – коротко записывает идеи при обсуждении (свои записи команда сдает учителю). _____________________________________

4)Докладчик – выражает мысли команды публично (на доклад дается не более 5 мин.). ____________________________________

5)Наблюдатель – задает от своей команды вопросы другим командам (после выступлений других команд).________________________________

У вас есть 15 мин. на подготовку.

Вопросы:

  1. Расскажите, при каких обстоятельствах произошла первая встреча Андрея и Ванюши.

- Почему мальчик полюбился Соколову?

- Почему Андрей сказал Ванюше, что он его отец? Найдите этот фрагмент в рассказе. Какие эмоции при этом испытывал главный герой?

- Что Ванюша помнил про своего настоящего отца?

  1. Расскажите о первых днях жизни Андрея с Ванюшей. Какие детали говорят о том, что у них получится стать настоящей семьей?
  2. Откройте последние страницы рассказа, перечитайте.

- О чем думает рассказчик, глядя на удаляющихся Андрея и Ванюшу? Какие эмоции он испытывает?

- Как вы понимаете последний абзац рассказа? Последнее предложение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе для 11 класса "Русский характер в изображении Шолохова.М .А. в рассказе "Судьба человека"

Этот конспект предназначен для проведения интегрированного урока по двум предметам - литературе и обществознанию....

Предмет: Русская словесность 7 класс Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Предмет: Русская словесность  7 классТема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».Цель урока:Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова ...

Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 . Работа в группах.

Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 учебника «Русский язык» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. Работа в группах....

Пересказ рассказа Г. Циферова «Ёжик». в группе для детей с ТНР

Занятие в группе для детей с ТНР с использованием приема моделирования ситуации при формировании пересказа текста со скрытым смыслом у детей старшего дошкольного возраста....

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...