Значимость художественной детали в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Литература. 10 класс.
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Лютова Татьяна Эдуардовна

На данном уроке формируется понятие "художественная деталь" в произведении, умение анализировать эпизод на  основе  анализа  художественных  деталей, умения  понимать  значимость эпизода  в    тексте  всего  романа. Организована индивидуальная и групповая работа обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury._10_klass.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость  художественной  детали

в романе Ф.М.  Достоевского «Преступление  и  наказание»

Литература. 10  класс.

Основные цели:

1. формирование  понятия «художественная  деталь»,  представления  о  значимости  художественной  детали    в  произведении;

2. развитие  умения  анализировать  эпизод  на  основе  анализа  художественных  деталей, умения  понимать  значимость эпизода  в    тексте  всего  романа.

К  уроку:

1.Мультимедийное  оборудование;

2.Опорная мультимедийная презентация  учителя  «Роль художественной детали в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

Конспект урока.

  1. Сегодня мы будем  говорить  о  таком литературоведческом понятии,  как художественная деталь.

 (Слайд №2).

          Обратимся  к  теоретическому  материалу из учебника А.И. Горшкова «Русская словесность»: «Деталь – это художественная подробность, которая признана представить изображаемый характер, картину, действие в их своеобразии, неповторимости»

         

II. Давайте  на  примере  текста  романа  попробуем  понять,  что  такое  художественная  деталь  и  насколько  она  значима  в  тексте.

  1. Выделите из этого текста ключевые слова, то есть такие, в которых содержится максимальное количество информации об этом термине.

(Слайд  №3)

Интерьер комнаты Раскольникова

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстающими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.

           Обсуждение  выделенных  деталей.

Сделаем  основные выводы.  

 (Слайд  №4)

Вывод 1: Детали в этом эпизоде прежде всего свидетельствуют о тесноте, о невозможности жить в таких условиях. Такие условия жизни не могут не вызвать угнетенное, болезненное состояние героя. Комната героя (каморка, клетушка) сравнивается со «шкафом» и  «гробом», где сложно развернуться физически и невозможно ощущать себя свободным человеком.

Антонимы «низкий – высокий» становятся средством передачи двойственного существования Раскольникова: в его голове  умещаются и велики е теории о смысле жизни, и сострадание к несчастным, таким же, как и он, униженным людям, и безмерный эгоизм, жестокость, толкающие его на кровавое преступление.

           (Слайд  №5)

Характеризуют ли художественные детали из описания жилья других героев их душевное состояние?

В комнате Мармеладовых  «закопченная дверь», «дырявая простыня» в качестве перегородки.

Комната Сони – это «уродливый сарай».

Вывод 2: Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.

«Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявил Достоевский устами Свидригайлова.

Изображение пейзажей, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Все несет  на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Таким образом, автор показывает, как в мозгу Раскольникова рождается «безобразная мечта», желание противостоять этому миру, желание все изменить.

Запись  в  тетради.

  1. Достоевский  очень  тщательно  работал  над  каждым  словом    своего  произведения.  Об  этом  свидетельствует  система  художественных  деталей  в  произведении. Например: цветовая  деталь.   

(Слайд  № 6)

В романе используются следующие цветовые детали:

Желтый цвет – это цвет Петербурга Петербург и его помещения – желто-пыльного цвета, это нищий, угнетенный, бездушный город.

Зеленый цвет – цвет веры, внутренней свободы, цельности присутствует в описании зеленого платка Сони, куполов церквей, свежей зелени на берегах реки.

Красный цвет – цвет крови, убийства, страдания.

Запись  в  тетради.

  1. Выступление  ученика  с  домашним  исследованием  по  теме.

Уже в начале произведения можно заметить богатство цветовой символики в романе, позволяющей лучше раскрыть душевное состояние героев: в романе встречаются художественные детали разных цветов.

В романе преобладает желтый цвет и его оттенки. В описании города преобладает желтый цвет, что подчеркивает нездоровье и болезненность общества: «Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями». Комната старухи- процентщицы с желтыми обоями, мебель из желтого дерева, бледно –желтое лицо героя, желтое лицо у Мармеладова, на Петровском острове – ярко-желтые домишки, в полицейской конторе герою подают «желтый стакан, наполненный желтой водой», по желтому билету живет Соня.

Этот цвет выбран не случайно. Желтый цвет – цвет болезни, болеют душевно люди, населяющие это город, от того болен и сам город.  Желтый мир внешнего мира адекватен желчному характеру героя, живущего в «желтой каморке». Таким образом, город и герой едины. И «нездоровье» всего города влияет на психику Раскольникова, поэтому мы можем назвать город соучастником скрытых преступлений, который словно «подталкивает» Раскольникова на преступление, давит на него.

Кроме  цветовых  деталей  можно  выделить  и  другие:

  1.  «Говорящие  фамилии». Обсуждение  смысла  фамилии  Раскольникова и других героев. В душе Родиона Романовича происходит раскол, и из-за этого он не может найти покоя, жить так же, как и раньше, а может и еще спокойнее. Ну и самый главный раскол, который хотел показать нам автор– это раскол в обществе, несовершенство мира, раздел этого мира.

 (Слайд  №7).

  1. Исследователи  говорят  о  том,  насколько  значим  образ  креста  в  романе.

(Слайд  №8).

Это  и символ  веры,  и  предвестник  гармонии,  возможности  найти  путь  истины, и  многое  другое.  Вспомните  ситуации  из  романа,  которые  связаны  с  этим  образом.  

  1. Интересно  понаблюдать  за  свойствами  и  значимостью портретных  деталей.

Вот,  например,  о  глазах  Сони  и  Раскольникова.

(Слайд  №9)

Запись  в  тетради.

Портретные детали

Глаза  

Соня                             Раскольников

Голубые глаза                       прекрасные темные глаза

- чистота                                  воспаленный взгляд

- непорочность                       лихорадочно блестят

взгляд становится сухим, острым

помертвевшие глаза

слезы счастья в глазах

- отражение нравственных страданий.

  1. Исследование  текста (работа  в  парах)

Задание  на  слайде.

(Слайд  № 10).

  1. Найдите портреты других героев романа.
  2. Сравните их.
  3. Выделите идейно-значимые художественные детали в их образе.

Лужин                         Свидригайлов

Разумихин                         Порфирий Петрович

Лизавета                         Алена Ивановна

Лебезятников                 Мармеладовы

         Запись в тетради и обсуждение.

         III. Итог урока:  

Мы  привели  много  примеров  художественных  деталей  из  романа  «Преступление  и  наказание».

 (Слайд  № 11).

Сделаем  вывод,  воспользовавшись  словами  литературоведа  Е.  Добина:

«Смысл детали в том, что в бесконечно малое вмещено целое».

         Поэтому  так важно уметь замечать и анализировать художественные детали. Ведь умение замечать и ценить детали – свидетельство культуры, филологической грамотноcти читателя.

На следующем уроке мы рассмотрим художественные детали эпизодов цикла «Сны Раскольникова».

Д/з. Выполните групповые и индивидуальные занятия по карточкам.

Группа  1

Найдите  и  охарактеризуйте  цветообразы  в    эпизоде    «Сон  Раскольникова».

- Перечитывая  эпизод,  отметьте  слова,  которые  несут  в  себе  цветовое  значение (это  могут  и  слова,  напрямую  называющие  цвет,  и  слова,  ассоциирующиеся  с  определённым  цветом)

- Пронаблюдайте,  в  какой  момент  появляется  каждый  цветообраз, с  каким  героем  связан.  Попытайтесь  выйти  на   уровень понимания  символики  цвета.

- Попробуйте  систематизировать  свои  выводы,  представить  их  в  виде  цвета.

Подготовьте  мультимедийную  презентацию  и  устное  выступление  по  данной  теме.

Группа 2

Охарактеризуйте  образ  лошадёнки  в  сне    Раскольникова.

- Какие  эпитеты  автор  использует  для  создания  этого  образа?  На  какие  ещё детали    можно  обратить  особое  внимание?

- Какое  место  этот  образ  занимает  этот  образ  среди  других  образов  в  этом сне (Маленький  Раскольников, отец,  толпа, Миколка  и  др.)

- Попытайтесь  выйти  на  уровень  понимания  символического  значения  этого образа,  провести  параллели  между  этим  образом  и  другими  образами романа.

 Подготовьте  мультимедийную  презентацию  и  устное  выступление  по  данной теме.

     

 Группа3

Охарактеризуйте  образы  людей  в  сне  Раскольникова.

- Каким  символическим  содержанием  наполнен  образ  Миколки? Какие  детали  помогают  нам  охарактеризовать  этот  образ?

- Каким  вырисовывается  образ  толпы?  Однородная  это  масса  или  нет?

- Каким  вы  видите  Раскольникова  в  этом  эпизоде?    Какие  детали  свидетельствуют  о  его  состоянии?  Почему,  как  вы  думаете,  автор  возвращает  его  именно в  детство?

Подготовьте  мультимедийную  презентацию  и  устное  выступление  по  данной  теме.

4. Карточки  для  индивидуального домашнего  задания:  

1) Как складываются события во втором сне Раскольникова?(ч.1; гл. 7) На какие художественные детали в этом эпизоде, по вашему мнению, нужно обратить внимание? Попытайтесь истолковать их символические значение в контексте всего романа.

Свои наблюдения оформите в виду размышлений в тетради, или опорного конспекта.

 2) Как складываются события в третьем сне Раскольникова?(ч.2; гл2)

На какие художественные детали в этом эпизоде, по вашему мнению, нужно обратить внимание? Попытайтесь истолковать их символическое значение в контексте всего романа.

Свои наблюдения оформите в виде или размышлений в тетради, иди опорного конспекта.

3) Как складываются события  в четвертом сне Раскольникова?

На какие художественные детали в этом эпизоде, по вашему мнению, нужно обратить внимание? Попытайтесь истолковать их символическое значение в контексте всего романа.

Свои наблюдения оформите в виде или размышлений в тетради, иди опорного конспекта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского 10 класс

Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского...

Урок по литературе. Человек в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" подлец или....?

Один из уроков в системе изучения творчества Ф.М.Достоевского....

Презентации к урокам литературы по роману Ф.М.Достоевского "Униженные и оскорблённые"

Презентации составлены к трём урокам в общей системе уроков изучения романа Достоевского "Униженные и оскоблённые". Первая - на тему "Проблема отцов и детей и роль параллельных сюжетов в романе". Втор...

Интегрированный урок литературы по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Интеграция с историей и искусством. Лучше проводить в профильном классе. Можно использовать при подготовке к уроку....