Урок литературы в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Иванова Раиса Викторовна

Урок литературы в 9 классе по теме "Странная комедия «странного сочинителя" (по пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Странная комедия «странного сочинителя».

(по пьесе А. Грибоедова «Горе от ума») 9 класс

Цель: Образовательная: создать условия для проблемного анализа текста.

                                             Выделять ключевые слова, образы, идеи.

                                             Определять причинно- следственные связи.

           

             Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развития речевых навыков.

           

           Воспитательная: способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитывать самостоятельность, сотрудничество, коллективизм, коммуникативность.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя: «Горе от ума»- одно из загадочных произведений русской литературы, произведение парадоксальное.

Парадоксы судьбы начались до его официального «рождения». Комедия разошлась в списках и была выучена наизусть читающей Россией до ее публикации.  Парадокс заключался в жанровом своеобразии. В системе образов и в сюжете произведения. Наконец, парадокс присутствует и в самом названии «Горе от ума».

Именно эти парадоксы бессмертного произведения мы рассмотрим на нашем уроке. (Записать тему)

Эпиграфом урока я взяла слова А.С. Пушкина

«…И гений- парадоксов друг».

-Как вы поняли этот эпиграф?

Много раз прозвучало слово парадокс.

- Как вы думаете, что оно обозначает?

Парадокс- странное мнение, высказывание. Расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее здравому смыслу. (записать в тетрадь)

Сегодня мы с вами будем работать в группах. Каждая группа будет выполнять свое задание и затем рассказывать о результатах.

  1. Итак, начнем.

Первая группа будет исследовать парадоксы сюжета, она же будет читать текст произведения (выборочно)

Вторая группа исследует парадоксы характера. Им было дано задание на дом. Как они с ним справились, мы узнаем позднее.

Третья группа расскажет нам о парадоксах жанра. Они также выполняли задание дома.

1.ПАРАДОКСЫ СЮЖЕТА:

Как вы понимаете значение слова сюжет?

СЮЖЕТ: 1. ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

2.совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

История мировой литературы знает два типа комедии: комедия характеров и комедия ситуаций.

- Как вы это понимаете?

-«Горе от ума» — это какая комедия, ситуаций или характеров?

Мы сейчас выясним все ли так просто, как кажется.

Давайте обратим внимание на список действующих лиц.

-Что можно сказать о фамилиях? (они говорящие)

Список действующих лиц, состоящий из говорящих фамилий, указывает на принадлежность пьесы к комедии ситуаций.

На это же указывает и 1 д. яв. 2 (читать)

-Что происходит?

 (сцена заполняется двумя парами, одинаково таящимися друг от друга).

Это создает комическую ситуацию.

Идем дальше.

Появляется Чацкий.

-Сколько времени он отсутствовал в Москве?

-Как ведет себя Чацкий после трехлетнего отсутствия при встрече с Софьей?

Д.1, яв.7.

-Почему так холодна с ним Софья?

Что прослеживается в словах Чацкого «где нас нет?» (разочарование, Чацкий разочарован не только в Москве, но и в людях, живущих в ней, в условной правде, которая считается несомненной).  

Все это, скорей указывает на признаки трагедии.

ПАРАДОКС.

Дальше опять комедийная ситуация:

Фамусов видит Чацкого. Д.1, яв.8-10.

-Чем озадачен Фамусов? (кто опаснее)

Итак, 1 действие разыгрывается как комедия ситуаций, но необходимость решения вопроса «Кто же из двух?» вынуждает Фамусова вглядеться пристальнее в женихов. Так незаметно комедия ситуаций превращается в комедию характеров.

Вот парадокс!

Это можно проследить во 2 и 3действиях. Долго на них мы останавливаться не будем.

-Как мы узнаем о героях, их характерах? (герой глазами самого себя и герой глазами других).

Парадоксы этих действий вы исследуете дома.

Перейдем к 4 действию.

4 действие- серия катастроф.

-Что происходит?

(прозревает Софья, выгоняя из дома Молчалина, уезжает Чацкий, увозя свой мильон терзаний, Лиза скорей всего отправится в деревню. Уязвленный Фамусов готов отправить дочь в глушь, в Саратов.)

-В чем же парадокс такой развязки? (все герои наказаны. А ведь в комедии, как жанра, конец всегда счастливый.)

-И главный парадокс развязки? (комедия не завершена).

Открытый финал дал основание еще в 19 веке считать комедию незавершенной и породил эпидемию пьес «Горе от ума -2», в которых вычислялась судьба главных героев.

Ребята второй группы представят нам свои предположения о судьбе Софьи, Молчалина и Чацкого.

-Куда же уезжает в своей карете Чацкий?

-Какова дальнейшая судьба Молчалина?

-За кого выйдет замуж Софья и выйдет ли вообще, если отец обещал сослать ее в «деревню к тетке, в глушь, в Саратов»?

Обсуждаем: в чем же парадокс характеров?

ЧАЦКИЙ: героическая натура, оказавшаяся в мире комедии. Он был знакомым и незнакомым одновременно. Образ как бы множился, указывая сразу на несколько известных лиц того времени. Первым можно назвать Кюхельбекера, поэта и декабриста, лицейского приятеля Пушкина.

Сама фамилия героя была созвучна фамилии не менее известной личности того времени- Чаадаева Петра Яковлевича, гусарского офицера и философа. Не менее важна близость автора и героя.

Его дорога либо на Сенатскую площадь, либо в Сибирь, либо отшельничество мыслителя.

МОЛЧАЛИН: открытие Грибоедова. Его образ строится на двойственности- «с барышней скромны, а с горнишной повесы». На самом деле у него много масок, меняющихся вместе с собеседниками. Он самый мобильный герой комедии и самый действующий. Молчалин творит свою судьбу угожденьем всем и всему. Позиция кажущейся слабости таит огромную силу. Это гарантия того, что Молчалины проникнут везде и всюду.

Софья: самый загадочный образ комедии. Значение имени- ключ к тайне характера. Софья означает мудрость, здесь кажущийся парадокс. ПОЧЕМУ?

Предпочла достойному человеку лицемера.  (Молчалин выбран потому, что не похож на Чацкого.). Это можно объяснить тем, что она росла и воспитывалась самостоятельно, рано осталась без матери, была не похожа на барышень своего круга, много читала, мечтала, чувствовала. При таком образе советчиком становилась книга, спрятанная под подушку. Поэтому она наделила Молчалина добродетелями, которых у него не было.

-В чем же парадокс характеров? (в двойственности)

Переходим к парадоксам жанра. 3 группа представляет свое задание.

КЛАСТЕР.

«Горе от ума» - очевидный парадокс названия и жанра. Понять этот парадокс, значит понять тайну этой комедии о трагедии личности.

История Чацкого — это трагедия сильной, непонятой личности, обреченной на одиночество. Судьба Софьи- драма человека, сотворившего себе кумира и пережившего страшный миг прозрения.

- Так почему же «Горе от ума» не трагедия, а комедия?

Пьеса была закончена в 1824 году. В это время на первое место ставили не ум и учение, а чины, балы, приемы.

- Перед кем Чацкий произносил свои диалоги?  

(перед фамусовским обществом, перед людьми, живущими в Москве. А Москвичи того времени –это особая порода, это особый ритм жизни, определенная категория людей. Ведь не зря Москву называют реальным действующим лицом в пьесе. Чацкому были чужды такой ритм жизни и такая категория людей. Но он был один, поэтому выглядел комично.)

В 1825 году произошло восстание декабристов, которые повторили слова Чацкого. В 1826 году многие из них поплатились свободой. Трагизм событий, произошедших после выхода комедии, заставил посмотреть на нее другими глазами. Так комедия помимо воли автора превратилась в трагикомедию: ведь смех в ней и ум двойственны. Ум Чацкого — это ум бунтаря, ум Молчалина — это ум «дипломата». «Горе от ума» можно назвать пьесой пророчеством, пьесой предупреждением.

-ПОЧЕМУ?

Из России были изгнаны умы, которые могли бы многое сделать для страны (Солженицын, Сахаров)

ВЫВОД: Ум не должен быть обречен на горе, потому что трагедия одного Чацкого оборачивается трагедией страны, изгоняющей умы и обрекающей себя на безумное существование.

Подведение итогов. Какие парадоксы комедии мы увидели?

Д/З. Найти парадоксы во2 и 3 действиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...