С.А. Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_literatura.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

С.А. Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з

3. Слово учителя

С начальных классов мы знаем стихи Есенина. Это поэт, пишущий о природе. Вспомните, наиболее известные его стихи.

В 1920 году С.Есенин задумывает драматическую поэму «Пугачев», которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачесвкое восстание привлекало внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочел много исторических источников о пугачевщине, побывал в тех местах, где проходило восстание. Есенин желал прочесть эти события иначе, нежели это сделал А.С. Пушкин в «Истории пугачевского бунта». Он оспаривал «дворянскую точку зрения» Александра Сергеевича, а Пугачева вообще назвал «почти гениальным человеком».

- Ребята, а что вы знаете о Емельяне Пугачёве?

Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим историческим лицом?

- Каким изображается Пугачёв в народных песнях?

- Каким изображает Пугачёва А. С. Пушкин?

(Отношение Пушкина к Пугачевскому восстанию выражено фразой: «Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». С точки зрения Есенина мятеж оправдан «стоном человеческой черни», которой недоставало лишь вождя.)

  1. Работа над фрагментами поэмы

 Сергей Есенин тоже не обошёл тему Пугачёва стороной.

  • Характеристика героев поэмы

Дома вы прочитали отрывки из поэмы.

- Как в поэме Есенина показан образ Пугачёва? (образ сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу, но мятеж этот представляется ему справедливым. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.)

- Каким изображён в поэме народ? Как он относится к Пугачёву?

(народ изображен контрастными красками. С одной стороны, это «придавленная чернь», с другой – «родное золото славян». В изображении Есенина мужик мудрый, привык прилежно трудиться, но его придавили, «связали, вневолили». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных желаний.)

- Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он близок Пугачеву? (Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль». Хлопуша заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям. )

Художественные особенности поэмы

Задание 1. Определить виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:

«Ржет дорога в жуткое пространство» (О);

«Мне нравится степей твоих медь» (М);

«Луна, как желтый медведь» (С);

«Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни» (О, Э);

«Словно яблоко тяжелое виснет с шеи твоя голова»(С);

«Слышен прялки ровный разговор»(О,Э);

«Стонет Русь от цепких лапищ»(О,Э);

«Колокол луны скатился ниже»(М).

-Как вы считаете, чем объяснить столь насыщенное, обильное употребление  эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы? (Движение, развитие образов, их противоборство создает в поэме Есенина драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информативности.)

Задание 2. Найдите повторы в тексте, определите их роль.

(В тексте поэмы множество повторов. Повторяются обращения(…), отдельные слова, целые фразы. Они усиливают воздействие на читателя, нагнетают напряжение, звучат как заклинание, дают напевную настройку).

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачёв» М. Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – не нуждался в них».

- Какое настроение вызвала у вас поэма Есенина?

  1. д/з читать рассказ "Пенсне" М.А. Осоргина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая тема в творчестве В.И.Сурикова

 Данный материал знакомит с творчеством и    биографией В.И. Сурикова, который  можно использовать на внеклассных мероприятиях и на уроках ИЗО....

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина

Поэма «Медный всадник»Историческая повесть «Капитанская дочка»Трагедия «Борис Годунов»...

«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе

Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы: «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии».  Цель: Обобщение знаний учащихся о би...

Урок литературы в 6 классе. С.Есенин. Слово о поэте. "Мелколесье..." Врачующая сила природы.

Цель деятельности учителя Активизирует художественно-эстетические потребности детей, развивает их культурный вкус, готовит к самостоятельному эстетическому восприятию. Материалы урока помогают оживи...

Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».

Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...

С.А. Есенин. Слово о поэте.

разработка урока...

С.А. Есенин. Слово о поэте.

презентация к уроку...