Урок литературы в 6 классе. С.Есенин. Слово о поэте. "Мелколесье..." Врачующая сила природы.
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Ефремова Елена Львовна
Цель деятельности учителя Активизирует художественно-эстетические потребности детей, развивает их культурный вкус, готовит к самостоятельному эстетическому восприятию. Материалы урока помогают оживить знакомство с произведением поэта, а также развить у учащихся наблюдательность, поэтический взгляд на мир. Методы и формы обучения Наблюдения; индивидуальная, групповая, фронтальная работа Образовательные задачи Личностные: Уважительное отношение к родной природе; родному краю, к Родине. Эмоционально «проживать» прослушанные, произведения поэзии, живописи, музыки, высказывать свою точку зрения. Метапредметные: Способность пользоваться словарями; справочной литературой, художественной ; ресурсами Интернета; диски учебного назначения; извлекать информацию их различных источников; показать взаимосвязь человека и природы через литературу, историю, музыку, живопись; Предметные: Развитие навыков выразительного чтения; изучение приемов анализа произведения ; определить выразительно-изобразительные средства языка, понять их роль в раскрытии идейно-художественного содержания. Образовательные ресурсы Видеоурок.net http://nsportal.ru/сайт учителя русского языка и литературы Голубевой Елены Альбертовны http://портал1.рф/kartiny-raznyx-xudozhnikov/priroda-v-kartinax-russkix-xudozhnikov.html фонохрестоматия к учебнику «Литература» 6 класс Оборудование Ноутбук, презентация, видеофильм, картины художников, диск «Времена года» Чайковского П.И., Антонио Вивальди Основные понятия Олицетворение, метафора, эпитет Тип урока Изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_klasse.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Тульская область, г. Новомосковск

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

С.А. Есенин. Слово о поэте.

«Мелколесье…». Врачующая сила природы.

Учитель русского языка и литературы

Ефремова Елена Львовна.

Цель деятельности учителя

Активизирует художественно-эстетические потребности детей, развивает их культурный вкус, готовит к самостоятельному эстетическому восприятию. Материалы урока помогают оживить знакомство с произведением поэта, а также развить у учащихся наблюдательность, поэтический взгляд на мир.

Методы и формы обучения

Наблюдения; индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Образовательные задачи

Личностные:

Уважительное отношение к родной природе; родному краю, к Родине. Эмоционально «проживать» прослушанные, произведения поэзии, живописи, музыки,  высказывать свою точку зрения.

Метапредметные:

Способность пользоваться словарями; справочной литературой, художественной ; ресурсами Интернета; диски учебного назначения; извлекать информацию их различных источников; показать взаимосвязь человека и природы через литературу, историю, музыку, живопись;

Предметные:

Развитие навыков выразительного чтения; изучение приемов анализа произведения ; определить выразительно-изобразительные средства языка, понять  их роль в раскрытии идейно-художественного содержания.

Образовательные ресурсы

Видеоурок.net

http://nsportal.ru/сайт учителя русского языка и литературы Голубевой Елены Альбертовны

http://портал1.рф/kartiny-raznyx-xudozhnikov/priroda-v-kartinax-russkix-xudozhnikov.html 

фонохрестоматия к учебнику «Литература» 6 класс

Оборудование

Ноутбук,  презентация, видеофильм, картины художников, диск «Времена года» Чайковского П.И., Антонио Вивальди

Основные понятия

Олицетворение, метафора, эпитет

Тип урока

Изучение нового материала

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся

-Прозвенел уже звонок,

 Начинаем наш урок.

 Урок сегодня необычный,

От всех других весьма отличный.

-Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех в  нашем классе. Утро сегодня прекрасное, необыкновенное. Настроение лирическое. Значит, все будет хорошо!

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

2.

Определение темы, цели урока

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (фрагмент).

-Как вы думаете, ребята,  почему мы начали урок с такого прекрасного произведения П.И.Чайковского?

-На предыдущем уроке мы проанализировали два стихотворения А.А.Блока.. В чём же особенность лирики поэта?

(Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»)

- Какие чувства вызвали музыка и стихотворения поэта?

-Родная природа, что значит данное словосочетание для вас?

- Как много теплых, возвышенных слов сказано о природе! Художники, изображают красоту русской природы во все времена года, в любое время суток. На многих полотнах, как в стихотворениях поэтов чувствуется единение человека с природой. Человек не может жить без природы. Ведь природа, как храм божий. Надо войти в него и очистить свою душу, поделиться своими горестями и радостями. И тогда почувствуешь, как поет душа и как сердце наполняется радостью жизни, уверенностью в себе.
Надеюсь придёт время, когда вся русская природа живая и одухотворённая , взглянет с холстов русских художников
Природа России разнообразна и уникальна. Её красоту воспели в своих стихах замечательные русские поэты: Жуковский В.А., Пушкин А.С., Тютчев Ф.И., Фет А.А., Некрасов Н.А., Никитин И.С. и другие. А после мы увидели русскую природу в картинах художников - пейзажистов: И.Шишкин, А.Куинджи, И.Остроухов, И.Левитан, В.Поленов, Г.Мясоедов, А.Саврасов, и многие другие живописцы.
Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Поэтому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике.

-Ребята, послушайте, пожалуйста, аудиозапись. Сможете вы вспомнить автора данного стихотворения

 покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть…).

-Можете ли вы определить тему и цель нашего урока?

- Запишите, дату, тему урока

Ответы учащихся

- Мы продолжаем изучать тему «Изображение родной природы поэтами ХХ века».

-стихотворения А.А.Блока контрастны по изображаемому в них пейзажах: покой летнего вечера противопоставлен рёву бушующей злой осенней бури; по настроению: неясная тревога и тоска сменяется вихрем, разладом, безумием бури.)

Ответы учащихся

- Это символ жизни всего на земле, символ полноты человеческого счастья.

-Определение из словарей

(Учащиеся слушают запись)

Ответы

Ответы:

-Знакомство с биографией и творчеством  Е.А.Есенина.

Дети записывают дату тему урока в тетрадях

3.

Первичное закрепление материала. Работа творческих групп. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

Развивать умения   применять новые знания. Самостоятельно предоставлять материал

1. Слово предоставляется I группе «Литературоведы». Биография поэта, сопровождается презентацией.

- Средняя полоса России – красивейшие места! Детство поэта прошло в общении с родной природой: речка, луга, поля, цветы, деревья, весь животный мир, деревенский быт, купание, походы, игры, крестьянская работа в поле с родными – все это незримыми нитями связало, соединило его душу с родной землей. Став взрослым, Сергей Есенин часто покидал родной край, но ненадолго, и всегда возвращался домой, чтобы набраться душевных сил от неприхотливой, незатейливой, но любимой родины, от общения с родными людьми, с матерью. Это давало ему силы жить дальше, творить, создавать свои шедевры.

-Слово II группе, «Актерам». Выразительное чтение стихотворения «Мелколесье…» .

-Словарная работа: бубенцы, чахленькая,  венка, стынь, звень..

1 ученик.

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове, Рязанской губернии, в семье крестьян. С раннего детства его воспитывал дедушка по материнской линии. Дед Есенина был весьма предприимчивым и зажиточным. Был знатоком церковных книг. Будущий поэт окончил четырехклассное сельское училище, а затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году он переезжает в Москву. Здесь он работал в книжном магазине, а потом — в типографии И. Д. Сытина. Позже вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского.

2 ученик.

первые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. В 1915 году в Петрограде,  Есенин знакомится с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими поэтами. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы,  Есенин быстро приобрел громкую славу. В 1916 году вышел первый сборник его Есенина — «Радуница». Какое-то время Есенин служил в царской армии. Сотрудничал в эсеровских изданиях, где печатались его поэмы «Преображение», «Октоих», «Инония».

3 ученик.

В 1917—1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой Николаевной Райх.

В марте 1918 года он снова едет в Москву. В этот период он выступал как один из основателей группы имажинистов.

4 ученик.

В период с 1919 по 1921 года Есенин много путешествует. Работает над драматической поэмой «Пугачев». Весной 1921 года едет в Оренбургские степи, добирается до Ташкента. В период с1922 по1923 год вместе с  американской танцовщицей А. Дункан, которая жила с ним в Москве, а затем стала его женой, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США.

5 ученик.

В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом. После чего Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группировки. Осенью 1925 Есенин женился Софье Андреевне Толстой — внучке Л. Н. Толстого.

 Последние два года жизни поэта прошли в постоянных разъездах. Он трижды совершает путешествия на Кавказ, скрываясь от судебного преследования. Несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново.

6 ученик.

В ночь на 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» в Ленинграде Сергея Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер». Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.

Выразительное чтение стихотворения под музыку.

Учащиеся самостоятельно объясняют значение слов. Работа со словарями Ожегова С.И. и Д.Н.Ушакова.Запись в тетради.

4.

Физкультминутка

Физкультминутка (видео)

-А теперь немного отдохнем.

Видеоурок.net (сайт).

 Учащиеся выполняют упражнения вместе с героем видео.

5.

Работа творческих групп.

Развивать умения   применять новые знания. Самостоятельно предоставлять материал

- Какой образ наполняет стихотворение? В чём его особенность?

- Какие воспоминания будит пейзаж? Чем дороги поэту родные места?

- Какие чувства пробуждаются в поэте?

- Какие глаголы помогают услышать эти мотивы?

- Отчего возникают мотивы грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи – «зарыдали бубенцы»?

- Какие художественные приёмы создают картину дороги, воспоминаний и грусти?

-Какими красками рисуется настроение лирического героя, пейзаж?

- Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении

- Какие изобразительные средства  использует поэт?

- Есенин пишет о простом и даже «неприглядном» пейзаже…

Его до слез трогает веселье деревенской молодежи. Во всем этом проявляется сила духа и нравственное здоровье народа).

- Автобиографический образ: «У меня отец-крестьянин, / Ну, а я – крестьянский сын..»).

- Воспоминания лирического героя о малой родине, где он родился, о детстве, о юности).

-Чувства восхищения, умиления, трогательной нежности: «почти берёзки каждой/ Ножки рад поцеловать», «Как же не прослезиться..»).

Работа с текстом

-образ берёзки, дороги, удали, бубенцы.

- олицетворение, эпитеты, метафоры; работа с текстом

6.

Вторичное восприятие стихотворения актером. Видеоролик в котором использованы картины известных художников

Развивать умения   применять новые знания. Самостоятельно предоставлять материал

-Слово предоставляется III группе «Художники».

-Картины природы в литературе, музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и  обогащать,  дополнять друг друга,  быть взаимосвязаны. Я благодарна Вам за подготовку к уроку. 

Просмотр видео фильма.

- Самым ярким воспоминанием детства для Есенина являются перелив бубенцов в конской упряжке и звуки гармошки, которую он именует «смерть-отрава». Такое сравнение не является случайным, так как именно переборы гармони вызывают в душе русского человека целую гамму самых противоречивых чувств. Для Есенина они символизируют молодецкую удаль и безрассудство, поэтому в своем стихотворении автор отмечает, что под «вой» гармошки «не одна лихая слава пропадала трын-травой». Этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что готов отказаться от всего, что сумел достичь, ради прежней жизни, наполненной радостью и безмятежностью. Однако Есенин понимает, что обратной дороги для него уже нет, и сожалеет, что променял размеренную сельскую жизнь, простую и гармоничную, на сиюминутный успех.

-Посмотрите на выставку картин.– Какая из размещенных на доске картин наиболее подходит к этому стихотворению?  Почему вы так считаете? (Передает настроение природы, краски). Представьте на минуту, что вы – художник. Закройте глаза и послушайте музыку Вивальди из цикла «Времена года» – зима. И подумайте, какие бы краски вы использовали и что было бы изображено на вашей картине? (Основная цветовая гамма – светлые тона.  Голубые оттенки, а по этому светлому полю – синего, белого цвета, которые помогут передать красоту природы).

7.

Рефлексия.

Беседа по вопросам

(Свободный микрофон)

-Ребята,  по кругу передавайте микрофон,  высказывайтесь одним предложением, выбирая начало фразы из

рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал(а)…

было интересно…

было трудно…

я выполнял (а) задания…

я понял(а), что…

я почувствовал(а), что…

я приобрел(а)…

я научился(ась)…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Высказывания учащихся

8.

Домашнее задание.

Выполнение разноуровневых заданий

1. выучить наизусть стихотворение «Мелколесье. Степь и дали»

2.Подобную исследовательскую работу провести в стихотворении «Пороша»;

3.Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (на выбор);

Учащиеся записывают задания в дневники

9.

Итоги.

Оценки за урок.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина

Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....

Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"

Тема: Любовная  лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта;           показать дина...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.

Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения,  названы электронные ресурсы к уроку....