МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Написание и оформление экзаменационного реферата по литературе"
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс)

Колигаева Светлана Алексеевна

 В  методических  рекомендациях  рассмотрен  порядок  утверждения темы  экзаменационной  работы (реферата), дана  краткая  характеристика основных  этапов  выполнения  экзаменационной  работы, требования,  предъявляемые  к  содержанию  ее  структурных  элементов, правила  оформления,  определен  порядок  подготовки  к  защите, критерии оценивания, а также  организация  защиты  экзаменационной  работы обучающегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Петербургской моды»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для обучающихся по профессии  29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образования

ОФОРМЛЕНИЕ

ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)

преподавателя русского языка и литературы

высшей категории

КОЛИГАЕВОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ

Санкт-Петербург

2020

Методические  рекомендации  разработаны  для обучающихся по профессии  29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образования.

В  методических  рекомендациях  рассмотрен  порядок  утверждения темы  экзаменационной  работы (реферата), дана  краткая  характеристика основных  этапов  выполнения  экзаменационной  работы, требования,  предъявляемые  к  содержанию  ее  структурных  элементов, правила  оформления,  определен  порядок  подготовки  к  защите, критерии оценивания, а также  организация  защиты  экзаменационной  работы обучающегося.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА) …………………………………………………………………..4

1.1. Общие положения ...........................................................................................4

1.2. Тема экзаменационной работы.......................................................................5

1.3. Руководство экзаменационной работой (рефератом)……………………..6

1.4. Структура и содержание экзаменационной работы (реферата) ..................7

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)......................................................................................12

2.1. Общие требования .........................................................................................12

2.2. Оформление списка литературы (списка использованных источников и литературы) ...........................................................................................................13

3. ЗАЩИТА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА).................15

3.1. Требования к подготовке и защите экзаменационной работы (реферата)……………………………………………………………………….15

3.2. Критерии оценивания экзаменационной работы (реферата).....................17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..……………….………………..20

Приложение № 1 …………………………….…………………………………..21

Приложение № 2 ……………………………………………………………...…22

Приложение № 3 ………………………………………………………………...23

Приложение № 4…………………………………………………………………25

Приложение № 5…………………………………………………………………26

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)

1.1. Общие положения

Одной из форм подготовки к сдаче экзамена является написание реферата, в котором обучающийся излагает результаты самостоятельного исследования одной из проблем. Работа над рефератом помогает научиться литературному поиску, подойти к научному исследованию проблемы, анализу научной информации, овладеть навыками обобщения фактического материала.

В  процессе  подготовки  экзаменационной  работы  у обучающегося  происходит  самостоятельное глубокое изучение и анализ конкретных вопросов;  получение навыков библиографического поиска, аналитической работы с литературой, получение  навыков работы с научной и научно-популярной литературой, письменного оформления текста;  развиваются  умения  критически  оценивать  и  обобщать теоретические  положения; формируются навыки проведения исследования, обработки информации,  анализа и  аргументации  результатов проведенного  исследования;  закрепляются  публичной защиты работы.

При  выполнении  экзаменационной  работы обучающийся  должен  показать  умение разбираться в проблеме, систематизировать научные знания, применять теоретические знания на практике,  излагать информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.

Экзаменационная работа обучающегося  должна  представлять  самостоятельное  решение проблемы.

Все  положения экзаменационной  работы, выносимые на защиту экзаменационной работы, должны быть четко обоснованы, аргументированы и достоверны.

Реферат сдается преподавателю в отпечатанном виде и на электронном носителе. Экзаменационная работа (реферат) оценивается по результатам защиты и совокупности всех ее достоинств и недостатков. Для получения высокой оценки за выполненный реферат обучающемуся необходимо:

  • писать творчески, самостоятельно;
  • анализировать различные точки зрения по вопросу, выработать собственный подход;
  • глубоко проработать тему, используя разнообразную литературу;
  • обосновывать выводы;
  • грамотно писать и оформлять реферат, не допускать орфографических, синтаксических и стилистических ошибок;
  • во время защиты показывать знание исследованной темы,
    уверенно отвечать на поставленные вопросы.

При выставлении оценки за реферат  учитываются следующие компоненты:

  • содержательная часть (глубина проработки проблемы, структура работы, объем проанализированных источников и т.п.);
  • оформление (соответствие стандарту, эстетика оформления, наличие иллюстративного материала и т.п.);
  • защита реферата (ориентация в тексте реферата, ответы на вопросы и т.п.).

1.2. Тема экзаменационной работы (реферата)

Тема  экзаменационной работы (реферата)  выбирается обучающимся самостоятельно, выбор темы подтверждается датой и личной подписью обучающегося.  Темы экзаменационной работы (реферата) не должны повторяться.

Если  обучающийся  в  установленные  сроки не выбрал тему экзаменационной работы (реферата),  то преподаватель учебной дисциплины  вправе  назначить  тему  экзаменационной работы из перечня тем, предложенных программой.

Изменение  темы  экзаменационной работы (реферата)  после утверждения тем не допускается.

Сроки  подготовки  и  защиты  экзаменационной работы  (реферата),  а  также  требования, предъявляемые  к  ней,  доводятся  до  обучающихся  преподавателем учебной дисциплины.

После выбора темы составляется рабочий план, в котором определяется основная цель исследования, обозначается круг вопросов, входящих в данную тему, намечаются направления, порядок работы над рефератом и устанавливаются сроки его выполнения. Это происходит в ходе консультаций с ведущим преподавателем.  Если обобщить требования, предъявляемые к плану реферата, они сводятся к тому, что:

• план должен содержать вопросы, необходимые для полного раскрытия темы;

• план должен содержать последовательное, взаимосвязанное, логичное раскрытие избранной темы;

• в плане не должно быть вопросов, ответы на которые частично содержатся в предыдущих или последующих разделах работы. План реферата, разработанный обучающимся, рекомендуется обсудить с преподавателем для того, чтобы убедиться в правильности последующей работы.

В студенческой практике сложились два подхода к процедуре составления плана.

Первый подход состоит в том, что обучающийся, продумав тему, определяет круг вопросов, которые, по его мнению, позволяют всесторонне и глубоко ее раскрыть. При дальнейшей работе с различными источниками он отбирает только тот материал, который соответствует жесткой схеме составленного им плана. Все остальное отсекается.

Второй подход состоит в том, что составлению плана предшествует поиск и изучение источников. Черновые наброски плана при втором подходе не являются жесткой неизменной схемой. Работая с источниками, обучающийся находит много интересной информации, о существовании которой он раньше и не подозревал. Это позволяет ему по-иному взглянуть на тему, заново подумать над ней. План, составленный после такой предварительной работы, будет более точным, а реферат - более содержательным и информационно насыщенным. Очевидно, что более эффективным является второй подход к составлению плана реферата.

1.3. Руководство экзаменационной работой (рефератом)

Руководство за выполнением экзаменационной работы (реферата) обучающимся осуществляется преподавателем учебной дисциплины, по которой проводится экзамен.

Преподаватель учебной дисциплины несёт ответственность за содержание и качество экзаменационной работы (реферата).

Обязанности преподавателя учебной дисциплины:

-  оказывать  помощь  в  выборе  темы  экзаменационной работы (реферата);

-  совместно с обучающимся определять цель и задачи экзаменационной работы  (реферата),  ее  структуру, теоретический  и практический материал;

-  консультировать  обучающегося  по  вопросам,  связанным  с

содержанием  и  оформлением  экзаменационной  работы (реферата);

-  осуществлять  контроль  за  подготовкой обучающимся  экзаменационной  работы  (реферата) в целом;

-  проводить  анализ  подготовленной  экзаменационной  работы  (реферата),  при необходимости  дает  указания  и  рекомендации  по  устранению

недостатков и устанавливает сроки их устранения.

Преподавателем  учебной дисциплины проводится  оценка самостоятельности  написания  реферата,  в  том  числе  и  проверка  текста  на  наличие плагиата. Мысли других авторов, цитаты, изложение учебных и методических материалов должны иметь ссылки на источник.

При  несоблюдении  требований,  предъявляемых  к  экзаменационным работам (рефератам), и в случае, если  анализ  результатов  проверки  работы  не  подтверждает самостоятельность  выполнения  работы  обучающимся,  преподаватель учебной дисциплины вправе вернуть  работу  обучающемуся и  указать направления её доработки.

В случае не устранения выявленных недостатков и не повышения оригинальности  экзаменационной работы (реферата)  обучающимся,  руководство колледжа принимает решение о  допуске или не допуске  таких  обучающихся  к защите экзаменационной работы (реферата).

1.4. Структура и содержание экзаменационной работы (реферата)

Структура  экзаменационной работы (реферата) обучающегося является  формой  организации  материала,  отражающей  логику исследования,  обеспечивающей  единство  и  взаимосвязанность  всех элементов  содержания.  Структура  экзаменационной работы (реферата) должна  соответствовать  критериям  целостности,  системности,  связанности  и соразмерности.  

Обязательные  структурные  элементы  экзаменационной работы (реферата):

- титульный лист (здесь применяется общепринятая схема оформления – указывается название министерства, которому подчинено образовательное учреждение; название колледжа; тип и тема работы; данные об авторе и преподавателе; город и год, когда написана работа);

- оглавление (здесь указываются все структурные компоненты и страницы, на которых они начинаются);

- введение (описывается актуальность исследования, ставятся задачи), объём 1-2 стр.;

- основная часть (содержит подробное изложение темы; основной текст делится на несколько глав – обычно их 2-4), объём 12-15 стр.;

- заключение (выводы и предложения), объём 1-2 стр.;

- список литературы (список используемых источников и литературы);

- приложение (при необходимости).

Каждый новый структурный компонент работы должен начинаться с чистого листа. При этом придерживаются правила, что недопустимо наличие в работе листов, где текст занимает меньше половины площади.

Титульный  лист  –  первый  лист  экзаменационной работы (реферата), заполняется  по  форме, приведенной в Приложении № 1.

В  содержании  приводятся  все  заголовки  экзаменационной работы (название  глав,  параграфов) и указываются страницы, с  которых  они  начинаются.  Заголовки  содержания   должны  точно повторять  заголовки  в  тексте.  Образец  оформления  содержания приведен в Приложении № 2

Во  введении  в приведенной последовательности определяются и обосновываются  актуальность  темы  исследования;  объект  исследования;  предмет исследования; цель и задачи исследования;  структура реферата.

Обоснование  актуальности  выбранной  темы  - начальный этап любого реферата. И то, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения  своевременности  и  значимости, характеризует  его  зрелость  и подготовленность.

Освещение  актуальности  не  должно  быть  многословным. Необходимо показать главное  -  суть проблемной ситуации, из  чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как  важность,  значимость,  приоритетность  среди  других  тем  и событий, ее злободневность. Любое  исследование  проводится  для  того,  чтобы преодолеть  определенные  трудности  в  процессе  познания  новых явлений,  объяснить  ранее неизвестные  факты  или выявить  неполноту старых  способов  объяснения  известных  фактов.

Актуальность  темы определяет  потребности  общества  в  получении  каких-либо  новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в  обосновании потребности (кому, для каких целей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т.д.).

В конце раздела следует  сделать  вывод  об  освещенности  проблемы исследования.

Объект  и  предмет  исследования.  Объектом  исследования является  та  часть  реальности,  которая изучается и/или преобразуется исследователем.

Объект  исследования,  как  избранный  элемент  реальности, порождает  проблемную  ситуацию  и  определяется  для изучения.  Объект  и  предмет  исследования  соотносятся  между  собой  как  общее  и  частное.  В  объекте  выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.

Предмет исследования  -  логическое описание объекта. Именно  предмет исследования  определяет тему  экзаменационной  работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект -  это  область  деятельности,  то  предмет  –  это  изучаемый  процесс  в рамках объекта исследования.

Примеры объекта и предмета исследования

Объект исследования:

Предмет исследования:

роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

отражение эпохи в романе

магнит

свойства магнитов

гора Чатырдаг

легенды и мифы о горе Чатырдаг

тригонометрические уравнения и их системы

способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах

учащиеся и преподаватели школы

зависимость от СМС

английские предложения

способы и причины расположения слов в английских предложениях

семейно-родовые обычаи

родинный ритуал

социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре

процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

глаз

свойства и структура глаза как оптического инструмента

микроклимат учебных помещений

условия микроклимата в учебных помещениях

магнитное поле

магнитное поле в школьных учебных кабинетах

После  определения  объекта  и  предмета  исследования  логично перейти к формулировке цели и задач исследования.

На бытовом уровне понятия цели и задачи часто смешиваются: если вашей целью является помыть посуду, то можно сказать, что перед вами стоит задача мытья посуды. Чтобы написать цель и задачи в реферате, нужно четко разграничивать эти термины.

Отличия цели и задач для реферата:

Цель у работы чаще всего одна, а задач несколько.

Цель означает, для чего вообще работа пишется, что автор хочет получить в конце своих трудов (какой результат). Задачи больше характеризуют процесс, отражая этапы, через которые нужно пройти для достижения цели. Цель относится к работе целиком и обуславливается ее темой. Задачи логичнее писать по разделам (каждый параграф – отдельная задача).

Как написать цель реферата.

Цель реферата базируется на его теме. Формулировка темы может быть преобразована в цель двумя способами:

- добавлением глагола, обозначающего действие;

- добавлением отглагольного существительного, характеризующего результат.

Более оправданным представляется второй путь. Полезными могут быть следующие слова:

- изучение,

- ознакомление,

- систематизация,

- выявление,

- сопоставление,

- классификация,

- анализ.

В отличие от курсовых и выпускных квалификационных работ, реферат не предусматривает разработку проекта или предложение мероприятий, максимум речь может идти о критическом осмыслении взглядов нескольких направлений. Чаще же цель ограничивается сугубо учебными направлениями.

Приведем примеры формулировки целей:

Тема работы «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», цель – «сопоставление исторических реалий с художественным воплощением». Тема работы «Вредные привычки и пороки в творчестве А.П. Чехова», цель – «определение особенностей раскрытия темы пороков и вредных привычек человека». Тема работы «Смутное время в России», цель – «Изучение Смутного времени в России». Тема работы «Монетаристские взгляды на инфляцию», цель – «Ознакомление с монетаристскими взглядами на инфляцию». Тема работы «Формы и виды кредитов в рыночной экономике», цель – «Классификация форм и видов кредитов».

Цель работы можно (и нужно) писать до начала работы над основным текстом. Это позволяет задать ориентир дальнейшей деятельности, понимать, к чему нужно стремиться. Как написать задачи в реферате.

 Четкого требования, сколько задач нужно сформулировать, не существует. Однако общепринятая практика - количество задач совпадает с количеством разделов в работе. Каждый раздел (пункт, параграф) реализует решение одной из задач.  

Задачи удобнее всего писать после того, как составлен план работы. Тогда процесс написания задач сводится к переформулированию пунктов плана таким образом, чтобы они отвечали на вопрос «что нужно сделать в этой части работы». 

Полезные глаголы для постановки задач:

- Раскрыть (понятие).

- Описать.

-Охарактеризовать.

-Рассмотреть.

-Дать (характеристику).

-Классифицировать.

-Проанализировать.

-Сравнить.

-Определить.

-Выявить (закономерность, связь).

-Проследить.

Например, список задач для реферата на тему «Вредные привычки в творчестве А.П. Чехова», состоящего из 3-х глав, может выглядеть таким образом:

- выявить топ-10 пороков и вредных привычек в жизни современного человека;

- определить жизненную и творческую позицию А.П. Чехова;

- исследовать тексты произведений А. П. Чехова с целью найти литературные «рецепты» борьбы за здоровую нацию.

Список задач для реферата на тему «Смутное время в России», состоящего из трех частей, может выглядеть следующим образом:

- проанализировать предпосылки начала Смуты;

- рассмотреть события Смутного времени;

- проследить влияние событий Смутного времени на последующее развитие государства.

Как оформить цель и задачи в реферате.

Цель и задачи - часть введения реферата. Какое-то специфичное оформление этих разделов не требуется. Сначала пишется цель. С нового абзаца (чаще всего – сразу после описания актуальности темы) набирается предложение: «Целью работы является …», или «Цель данной работы - …». Слово «цель» не нужно выделять жирным шрифтом или другими способами. После цели помещается информация о задачах. Можно написать просто «Задачи данной работы:», а можно указать на связь между задачами и планом самого реферата: «Задачи данной работы, определившие ее структуру:». Задачи оформляются в виде списка (нумерованного или маркированного). Как и в случае с целью, выделение слова «задачи» не требуется. При написании цели и задач используются те же параметры шрифта, что и в основном тексте.

Теоретическую  основу  реферата  составляет  учебная и научная  литература,  обзор  которой  по  теме  должен  показать основательное  знакомство  обучающегося  с  литературой, его умение ее систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное,  оценивать  ранее  сделанное  другими  исследователями, определять  главное  в  современном  состоянии  изученности  темы, критически  оценивать,  сопоставлять, аргументировано  вырабатывать  собственную  точку зрения.

Критический обзор литературы позволит  выделить  главное  и существенное  в  современном  состоянии  изученности  темы  экзаменационной работы. Образец оформления введения в Приложении № 3.

Структура реферата.

Структура (деление на разделы,  главы,  параграфы,  наличие  приложений)  работы  должна соответствовать поставленным задачам исследования.

Введение  рекомендуется  писать  после  завершения  основной части  экзаменационной работы.  До  того,  как  будет  создана  основная  часть  экзаменационной работы, трудно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне осознал проблему, предлагаемую в реферате.

Объем  введения  для  реферата  обычно составляет 1-2 страницы печатного текста.

Основная  часть  экзаменационной  работы обучающегося.

Основная часть экзаменационной  работы  (реферата)  состоит  из нескольких  логически завершенных  разделов  (глав),  которые  могут  разбиваться  на параграфы.  Каждый  из  разделов  (глав)  посвящен  решению  одной  из задач,  сформулированных  во  введении,  и  заканчивается  выводами,  к которым  пришел  автор  в  результате  проведенных  исследований.

Каждая  глава  является  базой  для  последующей.  Количество  глав должно  быть  не  менее  двух.  Названия  глав  должны  быть  предельно краткими  и  точно отражать  их  основное  содержание.  Название  главы не  может  повторять  название  экзаменационной  работы (реферата).  Последовательность  изложения теоретического  и  практического  материалов  в  основной  части экзаменационной  работы не является регламентированной  и определяется типом и логикой исследования.

Стиль  изложения  должен  быть  научным,  недопустимо использование  без  особой  необходимости  (например,  при цитировании)  разговорных  выражений,  подмены  терминов бытовыми аналогами.

В  заключении  экзаменационной  работы формируются  конкретные  выводы  по  результатам  исследования,  в соответствии  с  постановленными  задачами,  представляющие  собой решение этих задач; основной результат, полученный автором в соответствии с целью исследования (решение поставленной  проблемы,  получение  (применение)  нового  знания  о  предмете  и объекте), подтверждение или опровержение рабочей гипотезы.

Все  материалы  экзаменационной  работы вспомогательного  характера         (иллюстрации)   выносятся  в  приложение.  Не  допускается  перемещение  в приложения авторского текста с целью сокращения объема экзаменационной работы.

Список  литературы (список  используемых источников  и  литературы)  включает  в  себя  все  цитируемые источники, источники, которые были изучены автором при написании его работы.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)

2.1. Общие требования

Текст экзаменационной работы должен соответствовать научному стилю изложения и не  содержать  грамматических  ошибок.  Обучающийся  несет  полную ответственность  за  опечатки  и  ошибки,  возникшие  при  перепечатке.

Экзаменационная  работа  с  большим  количеством неисправленных  опечаток  не допускается  к  защите,  либо может  быть снята с защиты.

Текст  экзаменационной работы  набирается  на  компьютере,  шрифт  –  Times  New Roman, размер шрифта –14 pt, межстрочный интервал – 1,5.

Все  страницы  реферата  должны  быть  пронумерованы  арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту, включая приложения.

Титульный  лист  включается  в  общую  нумерацию  страниц,  но  на  нем номер  страницы  не  проставляется.  Номера  страниц  проставляют  в центре нижней части листа, тем же шрифтом, что и  текст экзаменационной работы.

Требование к форматированию экзаменационной работы (реферата):

  • ориентация – книжная, без переносов, формат А4;
  • поля – слева, сверху, снизу – 2 см, справа – 1,5 см;
  • шрифт – Times New Roman;
  • размер – 14 пт, таблицы – 12 пт;
  • межстрочный интервал – 1,5;
  • абзацный отступ – 1,25 см;
  • отступ после и перед абзацем – 0 пт;
  • выравнивание – по ширине.

Разделы  (главы)  должны  иметь  порядковые  номера  в  пределах всей  экзаменационной  работы,  обозначенные  арабскими цифрами.

Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы.

Заголовок  разделов  (глав),  подразделов,  параграфов  и  пунктов следует  печатать  с  абзацного  отступа,  без  точки  в  конце,  не подчеркивая.

Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок – шрифт размером 16 pt, 2 заголовок – шрифт размером 14 pt, 3 заголовок – шрифт размером 14 pt, курсив.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно двум интервалам,  расстояние  между  заголовками  раздела  и  подраздела  - одному интервалу.

Пример  оформления  заголовка раздела (главы) указан  в Приложении № 4.

Каждый  раздел  (глава),  содержание,  введение,  заключение, список  литературы,  каждое  приложение  начинается  с новой страницы.

Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить название глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3».

Нарушение  правил  оформления  экзаменационной работы  ведет  к  снижению  оценки вне зависимости от содержания, вплоть до не допуска к защите реферата.

2.2. Оформление списка литературы (списка используемых источников и литературы)

Реферат завершается списком литературы, который не ограничивается количеством источников (но не менее 6) и служит показателем изученности темы автором.

Перечень литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 -2008 в алфавитном порядке. Оформлять ссылки на соответствующий источник списка литературы следует в тексте в квадратных скобках (например: [1, с. 233]). Использование автоматических постраничных ссылок НЕ допускается.

В список литературы включаются только те источники, на которые есть ссылки в тексте.

Пример  оформления  списка  литературы указан  в Приложении № 4.

III. ЗАЩИТА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)

3.1. Требования к подготовке и защите экзаменационной работы (реферата)

 Учитывая возросшие информационные и технические ресурсы учебного процесса, изменились и возросли требования к подготовке, оформлению и защите реферата. Помимо правильного оформления работы необходимо кратко и свободно в пределах 5-7 минут излагать ее содержание, не читая текст. Поэтому сегодня защита реферата представляет собой устное выступление с изложением основных задач и проблем темы, с раскрытием основных пунктов плана и выводов по проделанной работе. Преподаватель в ходе выступления может задавать дополнительные и уточняющие вопросы, ответы на которые позволяют сделать вывод о степени усвоения материала.

Так как публичное выступление - весьма непростое дело даже для подготовленного человека, рекомендуется написать текст вашей речи, как это обычно делается при защите дипломных работ. В связи с этим ниже приводятся практические рекомендации по его написанию.  

  • В начале речи коротко остановитесь на том, что послужило толчком к данному выступлению.
  • Текст делите на простые предложения, что очень облегчит для вас чтение при заучивании, а для аудитории - восприятие в процессе защиты.
  • Избегайте использования в тексте малознакомых аудитории слов. Пусть содержание чуть проиграет в оригинальности, но зато вы сможете быть уверены в том, что вас поймут однозначно.
  • Найдите золотую пропорцию между размерами частей текста.
  • Не злоупотребляйте цифрами: их должно быть ровно столько, сколько требуется для объективного взгляда на ситуацию. Кроме того, обилие цифр может запутать не только слушателей, но и выступающего.
  • Подберите цитаты, шутки. Подумайте, какие могут возникнуть к вам вопросы по ходу защиты - отвечать на них сходу всегда трудно.
  • Еще раз вникните в содержание предлагаемой для освещения темы и составьте в голове самый общий порядок изложения материала вашего выступления. Проверьте наличие логических связок между всеми его частями.
  • Заучивание и предварительное проговаривание текста завершает процесс подготовки выступления. Труднопроизносимые слова повторите несколько раз. Отметьте в тексте места, в которых вам будет необходимо изменить интонацию. Сделайте хронометраж выступления – время предварительного чтения текста должно совпадать с тем, которое вам отведено для произнесения речи на защите реферата (от 5 до 7 минут).
  • Из специальных ораторских приемов можно посоветовать следующее:
  • говорите достаточно громко и отчетливо - этим вы привлечете внимание и облегчите процесс слушания.
  • Не забудьте и о роли глаз – используйте их для того, чтобы войти в контакт с аудиторией.
  • Смотрите своим слушателям прямо в глаза, переводя взгляд с одного лица на другое, обычно это вызывает чувство, будто вы обращаетесь персонально к каждому из присутствующих, и побуждает их также не спускать с вас глаз.

Устный доклад может  сопровождаться компьютерной презентацией, следует иметь в виду, что   презентация  не  заменит,  а  лишь дополнит вашу речь.  Целью  создания презентации является  представление  материала,  который  нельзя  рассказать (иллюстраций, рисунков, диаграмм, таблиц и т.п.).

Работа  над  презентацией  включает  в  себя  накопление  и  отбор материала,  его  систематизацию,  подготовку  тезисов  (краткой  записи, главной мысли), а также выработку структуры презентации.

При  подготовке  презентации  рекомендуется  использовать программу  PowerPoint.  Далее  необходимо  выбрать  фон.  Не  следует выбирать  цветовые  решения,  содержащие  слишком  большое  число цветов. Представляется оптимальным использование 3 цветов.

Презентация  должна  быть  строго  по  форме.  Не  допускается использование легкомысленных картинок или анимаций. Аналогичные требования  следует  соблюдать  также  в  отношении  шрифтов, используемых в презентации.

Титульный  слайд  презентации  должен  содержать  сведения  об авторе  презентации,  о  теме  экзаменационной  работы (реферате), о ведущем преподавателе  работы.

Подписи к иллюстрациям, рисункам  и т.п., а также сами тезисы должны быть  краткими,  отражать  самое  важное  в  работе.  Точки  в  названиях, подписях под картинками не ставятся.

Содержание  презентации  должно  быть  четко  структурировано. Каждый  новый  слайд  должен  логически  вытекать  из  предыдущего  и одновременно подготавливать появление следующего. Не  следует  делать  слишком  большие  презентации,  оптимальной является  презентация  из  7-10  слайдов.  Кроме  того,  следует придерживаться  правила  соотношения  количества  текста  в презентации  и  остального  материала  (иллюстрации,  таблицы  и  т.п.). Оптимальным является наличие не более 35-40% текста.

3.2. Критерии оценивания экзаменационной  работы (реферата)

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

Новизна текста:

а) актуальность темы исследования;

б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы;

в) умение работать с критической литературой, систематизировать и структурировать материал;

г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;

д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса:

а) соответствие содержания теме и плану реферата;

б) полнота и глубина знаний по теме;

в) обоснованность способов и методов работы с материалом;

г) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников:

а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

Соблюдение требований к оформлению:

а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;

б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;

в) соблюдение требований к объёму реферата.

 

Критерии оценивания

«4-5» выставляется, если:

- работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению;

«3» выставляется, если:

- основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении;

«2» выставляется, если:

- тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы;

- реферат обучающимся не представлен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Басаков, М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации  студентам по оформлению текста: учеб. пособие для студентов вузов и колледжей / М.И. Басаков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 64с.
  2. Попова Н.И. Грамотно оформляй самостоятельно текст / Н.И. Попова., Л.В. Кравчук.  - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 36 с.
  3. Сафонов А.А. Основы научных исследований: учеб. пособие. -
    Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000. - 168 с.

Приложение № 1

Образец оформления титульного листа

экзаменационной работы (реферата)

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Петербургской моды»

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

по дисциплине «название»

РЕФЕРАТ

на тему «Название»

Выполнил(а):

ФИО полностью,

обучающаяся группы № 26-3

Проверил(а):

ФИО,

преподаватель название дисциплины

Оценка:__________

Санкт-Петербург

2019

Приложение № 2

Образец оформления содержания (оглавления)

экзаменационной работы (реферата)

                                     СОДЕРЖАНИЕ                                                      стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2

ГЛАВА 1. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ПОРОКИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА……..…….…………………………….……..4

  1. Вредные привычки в жизни современного человека……….…………..4
  2. Пороки в жизни современного человека…………………..….…...…….8

ГЛАВА 2. ЖИЗНЕННАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ                                  А.П. ЧЕХОВА……………………………………………………..………...…..10

2.1.   А.П. Чехов - доктор, писатель, человек…………………………..…….10

2.2.  Отношение А.П. Чехова к вредным привычкам человека…….…..…....12

2.3. Обличие пороков и вредных привычек в творчестве  А.П. Чехова    ………………….……………………….…………………………….……..…..14

ГЛАВА 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ «РЕЦЕПТЫ» БОРЬБЫ ЗА ЗДОРОВУЮ НАЦИЮ В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА……………………………….…..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…….….24

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..…....25

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………….………….……26

Приложение № 3

Образец оформления введения

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к творчеству замечательного мастера слова  А.П. Чехова появился в школе. Уже тогда мне хотелось разобраться в его своеобразии художественной системы, в творческих связях и главное – в истоках его таланта. Сейчас у меня появилась уникальная возможность погрузиться в мир человеческих рассказов А.П. Чехова и попытаться найти для своих современников литературные «рецепты» борьбы за здоровую нацию. Рассказы Антона Павловича не имеют морального давления на читателей, в них утверждаются истины. Это и явилось главной причиной выбора темы экзаменационной  работы (реферата).

Поработав с периодической печатью, литературной критикой, перечитав рассказы Антона Павловича, пришла к выводу о том, что писатель открывает своим читателям веру в русскую интеллигенцию, веру в каждого порядочного человека, способного выстоять под ударами судьбы и подняться над своим временем. «Я не верю в абстрактные понятия», - говорил Чехов, «я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях».

Материалом для данной исследовательской работы послужили рассказы А.П. Чехова, его письма, научные труды, посвящённые Антону Павловичу, имеющие  информацию об отношении писателя к порокам и вредным привычкам, воспоминания современников о нём, литературоведческие работы о творчестве писателя.

Все вышесказанное говорит об актуальности данной работы и обеспечивает потребность ее появления.

Объект исследования –  вредные привычки и пороки человека

Предмет исследования – чеховские рассказы,  в которых обличаются пороки и вредным привычки, даются шутливые литературные «рецепты» борьбы за здоровую нацию.

Цель работы – выявление особенностей борьбы А.П. Чехова с вредными привычками и пороками человека.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи:

- выявить самые распространённые вредные привычки и пороки в жизни современного человека;

- определить жизненную и творческую позицию А. П. Чехова;

- найти литературные «рецепты» борьбы за здоровую нацию в творчестве А.П. Чехова.

Новизна исследовательской работы в том, что попыталась с помощью различных методов и приёмов исследования найти подсказки в творчестве А.П. Чехова для решения проблемы борьбы с пороками и вредными привычками человека.

Композиция данного исследования: экзаменационная работа (реферат) состоит из следующих частей: введения, трёх глав, заключения и списка литературы. В первой главе предпринимается попытка выявить самые распространённые вредные привычки, отсутствие борьбы с которыми может постепенно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека. Вторая глава позволяет определить жизненную и творческую позицию А.П. Чехова к вредным привычкам и порокам. Третья глава – это результаты аналитической работы, которая позволила выявить «литературные рецепты» борьбы с вредными привычками и пороками.

Приложение № 4

Образец оформления заголовка раздела (главы)

ГЛАВА 1. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ПОРОКИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1.1. Вредные привычки в жизни современного человека

Привычки – это форма нашего поведения. Недаром А.С. Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, - наоборот, тормозят её становление. Привычки чрезвычайно устойчивы. Еще Гегель подчёркивал, что привычки делают человека их рабом. И действительно, очень часто мы попадаем в плен своих привычек. И если хорошие привычки надо прививать с детства и стараться следовать им всю жизнь, то вредные привычки появляются у нас как-то само собой, а ведь их влияние на организм огромно. Являясь обладателем, хотя бы нескольких вредных привычек человек ежедневно и планомерно сам разрушает свой организм.  В юношеские годы возникает немало вредных привычек.

2.1. Пороки в жизни современного человека

Во все времена существования человечества людям в силу определенных черт характера свойственно проявление тех или иных человеческих качеств. И многие представители человеческой династии имеют обыкновение говорить о качествах (особенно нелицеприятных) своих собеседников, коллег, знакомых, не замечая при этом, как говорится, «бревна в собственном глазу не заметил».

Приложение № 5

Образец оформления списка литературы

 (списка использованных источников и литературы)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горький М. Мемуары о А.П. Чехове. – Н.Новгород, 1993. - 118-125 с.

2. Кузичева. А.П. Чеховы. Биография семьи.  - М.: "Артист. Режиссер. Театр", 2004. - 56 с.

3. Письма А. П. Чехова в общественном сознании начала XX века // Век после Чехова: Тезисы докладов межд. науч. конференции. / Чеховская комиссия Совета по истории мировой культуры МГУ. - М., 2004. - 21-24 с.

4. Чехов А.П. Собрание сочинений в 18-ти томах. - М.: Наука, 2009. - Т. 5. - 519 с.

5. Шмульян Г. Т. О Чехове с любовью. - Таганрог, 1999. - 85-90 с.

6. Мемуары о А. П. Чехове и литературно-критические споры начала ХХ века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geum.ru/refs/Chekhov1-page.htm -2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к экзаменационному реферату по литературе в 9 классе.

Защита реферата - одна из форм ГИА в 9 классе. Как правило к ней допускаются учащиеся, обучающиеся поданному предмету с 5 по 9 класс на 4 и 5.Требования помогут преподавателям успешно подготовить девя...

Методические рекомендации для проведения регламентированной дискуссии на уроках литературы в старших классах

Как и для большинства преподавателей литературы, работающих в старших классах, передо мной многие годы стояла проблема организации итоговых уроков. Как сделать так, чтобы дать возможность каждом...

Методические рекомендации для подготовки обучающихся к ГИА по литературе

Рекомендации и примеры заданий для подготовки обучающихся к итоговой аттестации за курс 9 кл. по литературе....

Методические рекомендации для обучающихся "Как написать реферат"

В методических рекомендациях приведена структура реферата, основные требования к написанию и оформлению....

Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите курсовых работ

В процессе обучения в колледже  студент выполняет несколько курсовых работ.Курсовая работа – это серьезное комплексное, объемное учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход студ...

Методические рекомендации "Основные правила оформления студенческих работ"

Представлен методический материал  "Основные правила оформления студенческих работ" по созданию презентации...

Методические рекомендации написания письма ОГЭ

Материал содержит основные правила написания личного письма по английскому языку в 9 классе...