Анализ стихотворения И.Бунина «Листопад
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Милош Татьяна Николаевна

Урок предназначен для учителей начальной школы (4 класс) и учителей литературы (5 класс).

Дети знакомятся с понятием "метафора".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya_i.bunina_listopad.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тип урока: урок изучения нового материала.

Предмет

литература

5 класс

Тема

«Анализ стихотворения И.Бунина «Листопад»

Цель

создать условия для осознанного прочтения стихотворения; вспомнить средства языковой выразительности, познакомиться с понятием «метафора».

Формирование познавательных УУД: самостоятельно формулировать тему урока, ставить цель; ставить и формулировать проблему; искать в тексте необходимую информацию; строить осознанное высказывание в устной форме; работать с таблицей.

Формирование коммуникативных и личностных УУД:- воспитательные умение слушать и вступать в диалог, участвовать в групповом обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать умение объяснять и доказывать свою точку зрения.

Формирование регулятивных УУД: умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по различным основаниям;

- представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся;

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1) ученики смогут

- узнать, что каждое слово отрывка поэмы несет в себе определенную смысловую нагрузку, поймут, как меняется настроение поэта от начала к концу отрывка поэмы;

- освоить понятия «метафора»;

- продолжить осваивать представление об авторском отношении и способах его выражения в тексте;

- находить в тексте стихотворения тропы, раскрывать их функцию в создании образа осеннего леса;

- объяснить, какую роль играют в стихотворении слова разных частей речи;

- объяснить причину изменения настроения поэта в конце отрывка поэмы.

2) научатся развивать чувственное восприятие произведения; воспитывать чуткое отношение к языку произведения, к каждому его слову.

Ученики самостоятельно определяют тему урока, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; знакомятся с описанием осени в разных видах искусства.

Ученики оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Технологии

- проблемное обучение;

- элементы исследовательской деятельности;

- элементы обучения в сотрудничестве (работа в парах)

Формы обучения

- работа в парах (проведении мини-исследования);

- фронтальная работа (в ходе устной работы);

- индивидуальная работа ;

Формы организации деятельности учащихся

Учащиеся

- самостоятельно выходят на проблему и решают её;

- самостоятельно определяют тему, цели урока;

- работают со словарем;

- отвечают на вопросы.

Межпредметные связи

Музыка, изобразительное искусство, русский язык

Ресурсы

Компьютер, презентация; текст стихотворения; аудиозапись стихотворения; Толковый словарь; карточки с таблицей.

Организационная структура урока

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Методы обучения / технологии обучения  / формы организации деятельности учащихся

Этап 1. Мотивация к деятельности

Приветствие.

Послушайте отрывок одной из пьес из цикла П.И. Чайковского «Времена года» (поставить «Октябрь. Осенняя песнь»). Подумайте, какое время года описывает музыкой композитор.

Ответьте на вопрос, поставленный перед прослушиванием композиции.

-Почему вы так решили?

-Посмотрите на экран. Перед вами картины знаменитых художников (подписан только автор картины) (Левитан «Золотая осень»; Поленов «Золотая осень»; Жуковский «Осень. Веранда»; Мешков «Золотая осень в Карелии»). Что объединяет эти картины?

- Какой изобразили осень художники?

Слушание музыки

- Композитор описывает осень.

Варианты ответов

- Тема осени.

Варианты ответов

Проблемный метод

Этап 2. Учебно-познавательная деятельность

- Мы сказали об изображении осени музыкантами и художниками. Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний урок?

- Верно. Но об осени мы с вами будем говорить на примере одного стихотворения. Мы прочитаем отрывок из поэмы Ивана Алексеевича Бунина “Листопад”, которую он посвятил писателю Максиму Горькому. Уточните тему.

Что такое «листопад»?

А в какой период осени начинается листопад?

В поэме «Листопад»  Иван Бунин описывает всю осень: от ранней до поздней. Но мы с вами прочитаем только начало поэмы, где изображается ранняя осень.

Любите ли вы золотую осень? Почему?

Сядьте поудобнее, можете закрыть глаза.

Послушайте, как Иван Алексеевич Бунин описывает это время года.

- Понравилось ли вам эта часть поэмы?

- Какие картины осеннего пейзажа нарисовало вам ваше воображение, когда вы слушали этот отрывок?

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали этот отрывок?

- А какие чувства испытывал поэт, когда писал эту часть поэмы?

- Вот вы сказали, что в конце стихотворения вам стало немного грустно. Откуда же взялась эта грусть, если поэт восхищается красотой осенней природы? Может, мы не до конца разобрались в чувствах поэта?

- Давайте еще раз перечитаем  эту часть поэмы и посмотрим, какие чувства поэт скрывает за яркими красками Осени?

Читать вы будете про себя. При чтении подчеркните карандашом слова, которые показались вам необычными, и те слова, которые, на ваш взгляд, помогают читателю увидеть осенний пейзаж.

Затем возьмите таблицу, которая лежит у вас на парте, и вместе с соседом заполните ее.

- Об осени в литературных произведениях.

Процесс, когда с деревьев опадают листья.

Ранняя осень, золотая осень

Варианты ответов.

Слушают аудиозапись

Да; она красивая; слушая ее, мы четко представляем осенний пейзаж.

Голубое небо, солнечные лучи освещают разноцветный лес

Радость, восторг; в конце стало грустно

Он восхищался красотой золотой осени, ее красками.

Дети читают стихотворение, подчеркивают нужные слова.

В паре заполняют таблицу.

Проблемный метод

Этап 3.  Интеллектуально-преобразовательная деятельность

- Итак, все готовы?

Давайте послушаем, кто какие слова выделил и как эти слова распредели по столбикам с соседом по парте. Называйте эти слова, а я буду их записывать на доске также в 3 столбика в зависимости от части речи. Давайте посмотрим, что же у нас получилось.

Существительное

Прилагательное

Глагол

Терем

Стеной

резьбой

в лазури

(как) вышки

Просветы

(что) оконца

Вдовой

Расписной

Лиловый

Золотой

Багряный

Веселой

Пестрою, пестрый

Светлою

Желтою

Голубой

Сквозной

Тихою

Блестят

Темнеют

Синеют

Пахнет

Вступает

- Посмотрите, как много прилагательных мы с вами выписали. Как вы думаете, почему? Может, кто-нибудь сам сможет найти ответ на этот вопрос?

-А теперь перечитайте еще раз эти прилагательные и скажите, какие из них помогают поэту показать цвета осенней природы? (По ходу зачитывания с помощью синонимов определяем значение слов: лиловый, багряный)

- Итак, какова роль цветовых прилагательных в стихотворении?

- Какие чувства вызывает у поэта эта картина? Почему?

- Как цветовые прилагательные помогают нам понять чувства автора?

- А что же другие прилагательные? В чем их необычность?

Посмотрим, с какими существительными употребляются оставшиеся прилагательные.

Не заметили ли вы что-нибудь необычного в том, с какими существительными употребляются эти прилагательные?

Давайте разберемся, случайно ли это.

Перечитайте первую строчку стихотворения.

Что мы видим? Оказывается, Бунин сравнивает обычный лес (а слова «лес» у нас в таблице нет, поэтому считаем, что он обычный) с расписным теремом! А кто знает, что такое терем?

А как вы думаете, почему поэт сравнивает лес именно с теремом? Посмотрите на иллюстрацию с изображением терема (показ иллюстрации)

А почему же поэт сравнивает лес не просто с теремом, а с теремом расписным?

- Давайте обратимся к следующему словосочетанию «веселая стена».

Что  автор называет стеной? Почему?

-Какой вопрос хочется задать к словосочетанию «веселая стена»?

Ответьте сами на этот вопрос.

Третье словосочетание, из слов, которые мы выписали, «сквозная листва». Что значит «сквозная»?

Словарная. Разбор 4х значений слова.

Как вы считаете, какое значение подходит нам? Почему?

А ведь слово «листва» мы не написали в нашу таблицу. А какой стала листва благодаря слову «сквозной»?

- Кто вспомнит, как называются такие «необычные» определения в художественном произведении?

- Какую роль выполняют эпитеты в этом стихотворении?

Обратите внимание, что через эту листву видны «просветы неба, что оконца». Догадаетесь, почему автор сравнивает эти просветы не с окном, а именно с оконцем?

- Какое это средство выразительности?

Верно. Но ведь лес «точно терем». А в теремах наверху были небольшие оконца.

Ну и последнее словосочетание, которое мы еще не разобрали, - «тихая вдова».

Кто знает, кто такая вдова?

Кого Бунин сравнивает с вдовой?

Вот интересно, а почему слово «Осень» поэт пишет с большой буквы? Ведь осень не живая.

Так почему же эта героиня – «тихая вдова»?

Только ли природа грустит?

Так всё ли весело и радостно в этом стихотворении?

Все верно. И на фоне разноцветных красок горе вдовы-Осени только усиливается. Пестрота терема будто бы противопоставляется тихой вдове. Давайте посмотрим, за какими еще красками осени скрывается грусть поэта.

Давайте теперь обратимся к существительным, написанным в таблице, но о которых мы ничего не сказали? Назовите их.

Почему березы блестят резьбой? Ведь резьба  - это узорчатый рисунок, вырезанный на каком-нибудь твердом материале. Разве есть резьба у берез?

Молодцы. Вы правильно догадались.

А догадаетесь ли вы теперь, какое значение у Бунина  имеет слово «лазурь»?

Давайте снова обратимся к толковому словарю и найдем значение этого слова.

Как вы думаете, в каком значении слово употребляется в стихотворении?

А почему «лазурь» голубая? Ведь если лазурь – это синева, тогда и так понятен цвет, зачем же поэт добавил еще «цветовое» прилагательное «голубой»?

Верно, у Бунина слово «лазурь» употреблено в переносном значении, лазурь – это небо. Здесь именно небо голубое.

И в случае со словом «резьбой», и в случае со словом «лазурь» поэт использует «скрытое» сравнение, т.е. сравнение, где не используются слова «точно», «что», «как». Такое средство выразительности называется метафорой. (На экране слайд с определением)

Найдите и прочитайте строчку, где встретилось существительное «вышки»

Что поэт сравнивает с вышками? Почему?

Теперь все ли слова первых двух столбиков мы назвали?

Напомните, что обозначает глагол.

Прочитайте глаголы, которые мы записали.

Как считаете, почему в стихотворении так мало глаголов?

Посовещайтесь с соседом по парте и выпишите из стихотворения существительные (или местоим.) к этим глаголам. Что вы запишите с синтаксической точки зрения?

На что указывают глаголы «блестят», «темнеют», «синеют»?

Какова роль этих «цветовых» глаголов?

Как вы считаете, какой глагол «не вписывается» в общий ряд? Почему?

Посмотрите, как интересно: мы с вами можем не только увидеть лес, но и почувствовать, чем он пахнет. А чем же он пахнет?

Перечитайте про себя последние две строчки отрывка. Попробуйте объяснить роль последнего глагола – «вступает».  Почему вдова не ВХОДИТ, а именно ВСТУПАЕТ?

Верно: входит так, как богатая вдова входит в свой терем – гордо, тихо, медленно и печально: ведь она осталась одна.

Дети называют слова, которые подчеркнули, говорят в какой столбик написать.

Потому что в этом стихотворении описывается осень. А при описании чего-то мы используем прилагательные.

Лиловый, золотой, багряный, пестрый, светлою, желтою, голубой

Они дают возможность увидеть, что осень, будто кистью, раскрасила природу в разные цвета.

Чувства удивления, восхищения

Если бы у автора было бы  плохое настроение, краски были бы мрачные, темные, а светлые краски использует человек в хорошем, приподнятом настроении.

Расписной терем, веселая стена, листва сквозная, тихая вдова.

Они практически все употребляются с сущ., которые мы выписали.

Ученик перечитывает первую строчку.

Работают со словарем.  Высокий боярский или княжеский - дом в виде башни.

Потому что похожи формой (у деревьев верхушки как башни), лес одет в золотое убранство, а в теремах жили богатые люди, имеющие много золота.

Необычный, очень красивый, разукрашен разными цветами

Лес – стена, т.к. такой же высокий, как и стена – это препятствие

Почему стена веселая?

Веселая из-за пестроты красок. Чем ярче, тем радостнее, веселее.

 Разные мнения

неплотный, редкий, просвечивающий, ажурный  

Потому что лист стал тонким, просвечивающим, через него даже видно небо

Необычной, тонкой

Эпитеты

Помогают создать более точную картину, «прорисовать» детали этого времени года.

Потому что окна большие, а оконца маленькие, как и дырочки на листьях.

Сравнение, которое помогает представить очередную «деталь» осени.

Женщина, у которой умер муж.

Осень

Чтобы оживить ее, сделать героиней стихотворения

Вдова, наверно, грустная, т.к. у нее муж умер. И осень тихо грустит, потому что природа умирает до весны.

Наверно, Бунину тоже немного грустно от того, что скоро наступит зима.

Нет, в конце мы слышим нотки грусти.

резьбой, в лазури, (как) вышки

Может быть, здесь слово «резьба» употреблено в переносном значении! И поэт называет резьбой черные полоски на белом стволе березы. Ведь они похожи на резьбу.

1. Светло-синий цвет, синева

2. Природная светло-синяя краска.

В первом значении: светло-синий цвет, синева.

А может поэт не имел в виду цвет? Он, наверно, назвал небо лазурью!

Запись определения в тетрадь

Зачитывают

Поэт говорит о елочках, сравнивая их с темными вышками, – они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берез.

Действие

Мало действия, т.к. описание

Грамматическую основу.

Березы блестят

Елочки темнеют

Просветы синеют

Лес пахнет

Он высох

Осень вступает

Эти глаголы указывают на цвет

«Разукрасить» лес, показать его краски

Глагол «пахнет».

Он передает не цвет, а запах.

Дубом и сосной.

входит медленно,  величественно и печально

Элементы исследовательской деятельности, элементы обучения в сотрудничестве (работа в паре).

Этап 4.  

Этап обобщения

- Итак, каким же настроением проникнута эта часть поэмы?

 Какие слова нам помогли увидеть грусть поэта?

Зачем поэт использует так много «цветовых» слов в этой части поэты? Ведь если он грустит, тогда однотонные, непестрые, темные краски были бы наиболее уместны?!

Поэтому и нам в конце стихотворения становится грустно: мы понимаем, что скоро эту разноцветную красоту сменит другой лес, который «стоит в оцепененье,// Наполнен бледной, легкой мглой// И листьев сыростью гнилой…» - так пишет Иван Бунин об этом же лесе в продолжении поэмы.

Настроение приподнятое, но в конце отрывка появляются грустные нотки, т.к. поэт грустит о том, что природа увядает.

Тихая вдова, вступает.

Чтобы показать красоту осенней природы, которой он восхищается; чтобы мы поняли, почему он грустит: ведь скоро от этой красоты и пестроты ничего не останется.

Этап 5. Подведение итогов

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что помогло нам понять чувства поэта?

Домашнее задание:

  1. выучить стихотворение наизусть;
  2. выучить определение метафоры, повторить определение сравнения и эпитета;
  3. индивидуально: найти, как называется в литературе прием, когда автор создает картину при помощи «цветовых» слов;
  4. по желанию: нарисовать ту картину, которую вы представили, читая стихотворение «Листопад», и сделать к своей картине подпись, используя строки из этого стихотворения.

Мы узнали, что  настроение поэта меняется от начала к концу отрывка поэмы, потому что он понимает, что красота, которую он видит, скоро исчезнет.

Необычные цветовые слова разных частей речи, «скрытые» сравнения и «обычные» сравнения, а также красивые прилагательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения И.А.Бунина "Листопад"

Анализ даёт характеристику эмоционального настроя стихотворения, изобразительно-выразительных средств...

презентация "Анализ стихотворения И.Бунина "Листопад"

Презентация содержит основные элементы анализа стихотворения "Листопад"...

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА И И.А.БУНИНА

В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании  урока словесности.Есть уроки русского языка и уроки литературы отдельно друг от друга. А вот у гимназистов прошлого века такое ра...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Анализ стихотворения И. А. Бунина "Родина"

В презентации подобраны картинки, иллюстрирующие строфы стихотворения, предложены задания к анализу....

Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет».

Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет»....

презентация научно-практической работы "Сопоставительный анализ стихотворений И.Бунина "Вечер" и А.Фета "Вечер"

Вечер-это таинственное время суток. Как человек чувствует себя в эти мгновения, какие есть параллелизмы в описании картин вечера, в атмосфере стихотворений двух разных художников слова, мы попытались ...

Конспект урока по литературному чтению " Анализ отрывка из стихотворения И.Бунина " ЛИСТОПАД" "

1. Анализ стихотворения содержит биографические сведения о поэте. 2. Разбор содержания, формы и средства выразительности стихотворения....