Конспект урока по литературе в 6 классе "И.С. Тургенев. Мальчики в ночном"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Технологическая карта урока по формированию умений и навыков создавать характеристику литературного героя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezhin_lug.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: (Иван Сергеевич Тургенев  «Бежин луг»).  Мальчики в ночном. (Характеристика литературного героя). (6 класс, Горчакова В.И.)

Диагностируемая цель:  учащиеся   осмыслят с соответствующую  часть  произведения, П -  определят, что в  литературном портрете  и  речи  героя передаётся его характер,  определят черты характера отдельных героев произведения,     нравственные качества героя,

М: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, работать самостоятельно, уметь строить монологическое высказывание

Л: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми в совместной деятельности

Технология: интерактивные приёмы  (двучастный дневник), приёмы продуктивного чтения (выявление фактуальной и подтекстовой информаций).

Этапы урока

Цель

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Форма, приём, метод

Информирование

Мотивация к учебной деятельности

5 мин.

Орг.момент.  Готовность к уроку.

Слово учителя.

1).  Мы продолжаем изучение произведения И.С. Тургенева «Бежин луг». Вы видите, что тема на доске записана не полностью. В скобках нет записи.   Нам необходимо осмыслить часть темы, чтобы её сформулировать полно. Итак, поясните, что мы на уроке будем изучать, чему учиться.

Ответы, к сожалению, пока не полны.

- Будем изучать, что делали мальчики в ночном. Какие они были.

О чём говорили.

Прочитать текст, подумать и т.д.

Беседа

Планирование

Актуализация знаний

3 мин.

2). Поэтому обратимся к небольшой презентации.

Задание: используя текст   произведения, назовите имя героя на портрете.

4). Кто из героев  рассказывает страшные истории? (Костя и Ильюша). У кого это получается лучше?

5). Зачем нам необходимо осмыслить описание портретов героев, их речь?

Теперь дополним тему. Что мы впишем в скобки?

Мы уже  с вами  давали характеристику литературного героя. На чём мы её основывали?

А сейчас на чём будем основываться? Что мы сейчас сравнивали? (слова записать на доске)

В конце урока сдадите тетради.

Федя, Илья, Павел, Ваня, Костя

Чтобы понять, какие они.

Дать им характеристику.

Характеристика литературного героя.

На  поступках.

Портрет и речь.

Наблюдение, определение объекта по его признакам

ИКТ

Анализ

Выявление места и причин затруднений

3 мин.

Можем ли мы уже сейчас дать характеристику героев? Свой ответ доказать.

Нет, потому что ещё не знаем, какие ребята по характеру.

Беседа

Принятие решения

Построение проекта выхода из затруднений

2 мин.

Что нам поможет обобщить собранный материал?

В какой форме будем работать?  

Открываем нужную форму.

Дети отвечают: прочитать, пересказать.

Двучастный дневник  или понятийное колесо.

Формулирование гипотезы

Практическая работа

Реализация проекта

10 мин.

 Ещё раз обратим внимание на  материал, который будем анализировать (на доске показать – портрет и речь)

Работаем по рядам: первый ряд от окна – материал о  Косте, второй ряд – об  Ильюше,  третий ряд – о   Павлуше. Дальше работаем в парах.

В помощь вам вопрос:

- Какие черты характера проявляются в портрете мальчика?

Описание портрета и речь, поступки.

Вносится или в колесо, или в двучастный дневник (в зависимости от того, что выбрали)

Вопросы на доске через документ – камеру?????

Двучастный дневник

Наблюдение по тексту

Беседа

Самостоятельная работа

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Проверим работу. Каким вы представляете своего героя?

- Следующее задание.  Попытайтесь охарактеризовать речь своего героя.

В помощь вопросы:

- Интересны ли рассказы героев?

- С каким чувством,  настроением  говорит герой?

- Как он владеет речью?

Как в речи раскрывается   герой?

Костя – задумчивый, печальный, грустный, у него какая – то забота, скромный, робкий.

Ильюша – аккуратный, несообразительный,  нерадостный, о чём- то беспокоится.

Павел – смелый, умный, открытый, сильный.

Ильюша рассказывает интересно, в основном страшные истории. Его чувства – страх, таинственность.

Костя – рассказывает интересно,  со страхом, таинственно.

Павел рассказывает смешно, уверенно.

Ильюша – боязливый. Неуверенный, Костя – трусливый, робкий, Павел – смелый, с чувством юмора.

 

Двучастный дневник

Формулирование гипотезы

Самопроверка по эталону

Самоконтроль учебной деятельности

5 мин.

А теперь проверьте, правильно ли мы определили черты характера мальчиков по их речи.

Определите,  о ком идёт речь:

- Задумчивый, робкий, тихий, спокойный, любит всё таинственное и сказочное.

Производит впечатление несообразительного человека, но интересно рассказывает и искренне верит  в мистические  истории , пуглив

Говорит неторопливо, уверенно, никого не поучает и не перебивает, с юмором относится к страшным историям.

Всё верно. Итак, чему вы сегодня учились?

По каким признакам?

По какому признаку мы можем дополнить эту характеристику?

Костя

Ильюша

Павлуша

Составлять характеристику героя.

Портрет и речь

По поступкам.

Беседа

ИКТ

Обобщение

Включение в систему знаний

3 мин.

Письменная работа (2-3 предложения – коротко написать характеристику героя по выбору)

Можем ли мы использовать портрет и речь человека для его характеристики в жизни?

А почему тогда в литературном произведении мы делаем вывод о герое по внешности и речи?

Нет, потому что человека в жизни характеризуют его поступки.

Беседа

Рефлексия

Рефлексия учебной деятельности

2 мин.

Что сегодня было тяжело сделать?

Что легко далось?

Оценки. Домашнее задание.

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...