Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Глотова Светлана Александровна

Материал представлен в виде презентации. Он позволяет  обучающимся дифференцированно (в группах) исследовать текст и произвести его комплексный анализ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Слайд 2

Цель урока : познакомить со спецификой идиостиля И.А.Бунина ; рассмотреть сюжетную организацию рассказа ; рассмотреть предметную детализацию бунинского текста; в ыявить основные мотивы и языковые средства и их репрезентации ; о пределить бунинскую концепцию мира и человека.

Слайд 3

Прочитайте стихотворение И. Бунина « Одиночество» И ветер, и дождик, и мгла холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой… Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены… Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Мне крикнуть хотелось вослед:«Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить.

Слайд 4

Работа в группах Как представлена в тексте семантика «одиночество» ? Рассмотрите данную семантику на уровне синтагматики (составление предложений из слов) и парадигматики (выбор одного элемента-слова из множества равнозначных )текста

Слайд 5

Семантика одиночества представлена - в названии стихотворения - словами «один» ( Я на даче один; Проживу и один..;Мне больно глядеть одному) - через семантику других слов (« покинуть » , « оставить », «здесь жизнь до весны умерла », «..до весны опустели сады. «..твой след у крыльца расплылся », «.. разлюбила -и стал ей чужой»

Слайд 6

Работа в группах - группой лексики, опосредованно содержащей сему «одиночество»и выражающей «внутреннее состояние »: «Мне темно за мольбертом, и дует в окно…» «Но тебе уж тоскливо со мной…» «И мне больно глядеть одному..» «И стал ей чужой …Буду пить …»

Слайд 7

Работа в группах - трансформацией женского образа в тексте (ушедшая возлюбленная заменяется мечтой о собаке как олицетворении преданности и верности) - условным наклонением глагола («хорошо бы купить..»), что подчёркивает ирреальность мечты и усиливает мотив одиночества героя в настоящем.

Слайд 8

Работа в группах Как представлена группа лексики «явления природы» ? -усиливает семантику «негативное состояние» лирического «я»: «И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды »…Под вечер ненастного дня.. Сегодня идут те же тучи-гряда за грядой … И мне больно глядеть одному в предвечернюю серую тьму …»

Слайд 9

Делаем выводы Использование эпитетов также осуществляет идею автора- показать внутреннее состояние лирического героя(тоску, одиночество). Мотив одиночества является доминирующим в стихотворении И.Бунина

Слайд 10

Задание группам Сравните данное стихотворение (1903 г.) с другим одноимённым текстом (1915 г.) определите основные параметры сравнения(состояние лирического «Я»и героини стихотворения); функции образа собаки в тексте; наличие слов с семантикой «одиночество» и лексики, поддерживающей её. Какие ассоциации возникают у вас при прочтении этих стихотворений?

Слайд 11

Домашнее задание Является ли мотив одиночества доминирующим в лирике И.Бунина? Докажите это, проанализировав другие тексты стихотворений.

Слайд 12

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (вопросы для обсуждения) Время написания рассказа? В чём специфика названия? Какие мотивы представлены в рассказе? Какой мотив, по вашему мнению, является доминирующим и его роль в понимании смысла произведения? Какова роль семантики ключевых слов (детали) в рассказе и выражении основной идее текста?

Слайд 13

Задания для работы в группах 1группа -Пользуясь методом лингвистического комментирования и компонентного анализа, рассмотрите парадигму с общим смыслом «смерть» (совокупность слов, имеющих сходство с этим понятием) -Сделайте выводы

Слайд 14

Ключ(подсказка) Название парохода «Атлантида»(затонувший континент) Трубные звуки(отсылка к трубам ангелов, возвещающих начало Апокалипсиса) Семантика глагола «лежать»( статального глагола),лексика (гроб, могила и др.) Окружение господина и антураж(портрет наследного принца, изображение путешествия, приезд в Неаполь, Везувий)

Слайд 15

Задания для работы в группах 2группа Выявите социальные мотивы в рассказе, используя семантику слова Атлантида, Старый-Новый свет.(см. словарные статьи) Сделайте выводы

Слайд 16

Ключ(подсказка) Корабль «Атлантида»-некая модель государства, отсылка к мифу об «Атлантиде ». Семантика верха и низа (верхняя и нижняя палуба)как образ двух миров(старого и нового ). Образ Д ьявола и Нового человека(сравнение) Вывод:в новой модели мироустройства нет места Богу,его место занимает человек, созданный его гордыней Дьявол,равнодушие .

Слайд 17

Делаем вывод В новой модели мироустройства нет места Богу, его место занимает человек, созданный его гордыней Дьявол. Равнодушие окружающих к смерти господина подводит к идее текста, что человек одинок и в жизни, и в смерти. Богатство и роскошь не могут отсрочить смерть, скорее , напротив, приближают его.

Слайд 18

Задания для работы в группах 3 группа Рассмотрите фонетику текста(доминирование определённых групп гласных и их цветовое значение)

Слайд 19

Задания для работы в группах 4 группа Рассмотрите морфологию текста (слова каких частей речи преобладают и как это «работает» на идею текста.

Слайд 20

Задания для работы в группах 5 группа * Рассмотрите синтаксис текста (какие типы конструкций и с какой целью использует автор для создания художественных образов)

Слайд 21

Подводим итоги. Рефлексия. Вернёмся к цели и вопросам нашего урока, сделаем выводы по проблематике и идее рассмотренных текстов. Что нужно было сделать в вашем задании Какая была цель, что нужно было получить в результате? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? К акую ты ставишь себе отметку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)

Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...

Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)

Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...

И А Бунин Анализ рассказа "Господин из Сан-Франциско"

конспект урока по теме; "И А Бунин "Господин из Сан-Франциско"...

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...