Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)
элективный курс по литературе (10 класс) на тему

Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении творчества А.П.Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eremeeva_statya_dlya_filologicheskogo.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)

       

 Данное занятие проводится в преддверии изучения творчества А.П.Чехова с тем, чтобы  на достижение конечной цели, заявленной в теме, не влияли никакие дополнительные факторы, как то: биографические данные, особенности мировосприятия автора, своеобразие  его творчества, то есть рассмотрение рассказа является имманентным и напрямую зависит от навыка  лингвистического анализа текста,  лежащего в основе исследовательской технологии.  Главная задача – доказать, что лингвистический анализ текста – самый объективный способ  выявления авторской позиции, а поэтому на занятии продолжается  формирование этого навыка. Кроме того, выступая в роли исследователей, учащиеся развивают и общие интеллектуальные навыки.

Цели занятия:

Образовательная: через лингвистический анализ текста попробовать выявить авторское отношение к героине рассказа .

Развивающие:

1. Развитие навыка лингвистического анализа текста как универсального средства выявления авторской позиции.

2. Развитие познавательной активности и самостоятельности, связной речи учащихся.

Воспитательные:

1. Формирование непредвзятого отношения к человеку, критериев оценки личности.

2. Воспитание интереса к изучению предмета.

Тип занятия: эвристическая беседа, построенная как исследование художественного текста.

Оборудование: раздаточный материал по анализу речи персонажа, Толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой

Содержание урока.

I. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель. Помещая рассказ  А.П.Чехова  «Душечка»  в своём журнале «Круг чтения»,  Л.Н.Толстой пишет: « Без женщин врачей, телеграфистов, адвокатов, учёных, сочинительниц мы обойдёмся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине всё то лучшее, что есть в нём… без таких женщин плохо было бы жить на свете». В том же 1899 году  другой русский писатель А.М.Горький высказывается о чеховской героине по-иному:  «Ум автора с жестокой ясностью освещает тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие, жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. Вот тревожно, как серая мышь, шмыгнёт Душечка – милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Её можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, - кроткая раба».

гений 19 века, увидел в Душечке идеал женщины, другой – «буревестник революции» -  считает её жалкой рабой.

             -  А какое впечатление сложилось у вас?

Ответы учеников.

Учитель. Сам А.П.Чехов говорил, что  писатель – не судья, а лишь беспристрастный свидетель  жизни. Но это не значит, что  у него нет собственной точки зрения: ведь если он берется что-то изображать, то значит это что-то вызвало у него определенные размышления.

Работа с текстом

Вот сегодня  на занятии мы и попробуем понять, как же относился к своей героине Чехов, и сделаем это, используя технологию лингвистического анализа текста, так как  язык всегда является способом выражения авторской мысли.  И обратимся только к двум составляющим рассказа – речи героев и их портретным характеристикам.  И начнём с первой фразы рассказа.

  -   Исследователи слышат в ней диссонанс. В чём он? Какие слова фразы противопоставлены?

Ученики  «Оленька» - детскость героини, и «задумавшись» не детское занятие

  -  Определите по толковому словарю Ожегова лекс. значение слова «задуматься» .

 -  Давайте соотнесём  это значение со следующей фразой рассказа. Каково же содержание её дум?

Ученики «скоро уже вечер» -  и мухи приставать не будут.

-  В каком же ключе с самого начала рассказа подаёт Чехов свою героиню? Ученики Иронически, снижено. задумчивость оборачивается «псевдозадумчивостью», т.е  полным отсутствием настоящих размышлений в сознании героини.

Учитель Но давайте не будем спешить с выводами, ведь всё познаётся в сравнении, тем более, что автор вводит новый персонаж . Это Кукин, антрепренёр и содержатель увеселительного сада «Тиволи».

  - Через лексическое значение слов «антрепренёр», «увеселительный сад» охарактеризуйте этого героя.

Ученики Деловой человек, зарабатывающий деньги на том, что веселит публику.

Учитель И вот он заговорил…  (Чтение речи Кукина учеником)

 - Что нам говорит о герое эта речь и те ремарки, которыми её сопровождает автор?

Ученики   Речь очень эмоциональна, пафосна, об этом говорят лексические повторы, синтаксический параллелизм, обилие эмоционально-экспрессивной лексики. В речи очень много риторических вопросов, восклицаний, предложения строятся по принципу градации.  Авторские ремарки «всплеснул руками», говорил «с отчаянием», говорил с истерическим хохотом» отражают предельный накал страстей, раздирающих душу Кукина. Что же это за страсти, чем вызвано его отчаяние? Забота Кукина о публике,    стремление предстать перед Оленькой этаким подвижником на ниве искусства обманчивы. Ясно, что главная для него фраза - каждый день страшные убытки. Именно это заставляет его проклинать публику и погоду, а вовсе не забота о высоком искусстве, тем более, что оперетки, феерии, которые ставит Кукин, и есть та пошлость, в которой он обвиняет обывателей. Клишированность речи Кукина, её наигранная страстность, ложный пафос заставляют задуматься о том, а не играет ли герой какую-то роль и какую? Ответ прост – его амплуа- герой мелодрамы – именно таков стиль его речи, а цель проста – привлечь внимание Оленьки. Получается, что у Кукина нет своего голоса, его речь обнажает заимствованность чужих страстей,  мнений.

            Учитель Кукин добивается желаемого: « В конце концов несчастья Кукина тронули её, она его полюбила»  Эта чеховская фраза – аллюзия на  шекспировскую реплику из трагедии «Отелло».  Но если муки Отелло настоящие, муки человека, прошедшего через боль, унижения, страдания, то «муки» Кукина вызывают смех. Вслед за аллюзией даётся портрет Отелло-Кукина.

     -  Что добавляет портрет к нашему представлению о герое?  

Ученики  Во-первых, детали портрета даются по логике – от внешних к внутренним. Во-вторых, детали внешности подчёркивают, что перед нами слабое, жалкое существо, но  оно не вызывает жалости, так как  манерничанье  и наигранная гримаса отчаяния, стала лицом героя, обнажив его внутреннюю пустоту. Анализ речи Кукина и его портрета  позволяют понять, что перед нами предприниматель, бездарно играющий роль страдальца, прикрывающий свои корыстные цели высокими словами об искусстве и его предназначении.

           Учитель  Вторым мужем Оленьки стал Василий Андреевич Пустовалов, управляющий лесным складом купца Бабакаева.

  - Что говорит нам о герое его портрет?

Ученики   Ограничен только деталями одежды, причём,  манера одеваться явно говорит о желании героя выглядеть не так, кем ты являешься – желание сыграть чужую роль

 Учитель  Что говорит Оленьке Пустовалов и как его речь характеризует героя?

            Ученики     Говорит о человеке как о вещи, при этом вообще не договаривает фразу до конца: из неё неясно, что нужно переносить с покорностью. Его речь не только безграмотна, но и бесчувственна, что наводит на мысль, что она чужая. Источником её являются, очевидно, проповеди местного священника, так как она содержит лексику и обороты церковных служб.

             Учитель  Пустовалов прикрывается богом, как Кукин прикрывался искусством, но торгашеская сущность их сходна,  и проявляет это речь Оленьки. Первая её фраза после нового замужества: «Теперь лес с каждым годом дорожает на 20%»

    Новое увлечение Оленьки – полковой ветеринар Смирнин.  Портрета этого героя Чехов вовсе не даёт, а речь его ограничивает только одной репликой – окриком Оленьки.

        -  Что говорит о герое эта реплика?

               Ученики   Его профессиональная принадлежность требует доброты и милосердия, но  даже по отношению к Оленьке он груб, а речь его напоминает  змеиное шипение. Поэтому мы поневоле понимаем, что профессиональная речь – маска, скрывающая человеческую ущербность Смирнина, его человеческую несостоятельность

           Учитель  Вот три персонажа, которых Чехов поместил рядом с героиней, определив им роль мужей. Обозначая фигуру каждого из них, автор показывает читателю, насколько то, о чем они говорят, не соответствует их внутреннему миру.

         Называя рассказ «Душечка», Чехов, очевидно, имел в виду не только образ главной героини, но и одну из важных проблем русской литературы – что делает человека высоко духовным? И он обращается к этим истокам духовности.  Искусство. Но в современном Чехову мире искусство  измельчало, а разговоры о нём стали удобной формой  демонстрации собственной незаурядности, формой, прикрывающей истинные коммерческие цели.   Вера. Она тоже стала только формой, а сущность её заменила любовь к благам материальным. Доброта и человечность. Но даже те, кто по роду своей профессии должен нести это, не  обладают ими.  Что же будет дальше  с Россией, если сейчас всё извращено, имеет только внешнюю сторону и лишено сущности?

       Пришло время обратиться к образу главной героини.  Оленька Племянникова, это она – душечка, чьим прозвищем называет рассказ Чехов.

           Каково лексическое значение этого слова?  Насколько серьёзно связывает это значение автор с Оленькой?

    Давайте обратимся к портрету героини, ведь именно с ним автор связывает её прозвище.

Исследователь творчества Чехова В.И. Тюпа, рассматривая портрет героини, говорит: «Порядок предлагаемых читателю определений таков, что душевная характеристика героини, постепенно углубляемая, вдруг заканчивается грубовато-телесным замечанием –«очень здоровая»-, которому, казалось бы, место в самом начале этого ряда, его «недуховность» была бы постепенно снята, а так она, подхваченная следующей фразой, заслоняет собой духовность предшествующих  характеристик» Литературовед делает вывод об ироническом отношении автора к героине, подтверждая своё мнение тем, что прозвище «душечка» ей дали именно за то удовольствие, которое получали от созерцания её здорового тела.

        - Согласитесь ли вы с такой трактовкой портрета Оленьки?

            Ученики  Логика деталей портрета обратная тому, как подавались портреты персонажей, к которым автор относится отрицательно.

              Учитель Может быть, эта логика обусловлена тем, что там речь шла о мужчинах, а здесь – женщина?   Нет ли в рассказе других женщин?  Есть, это жена ветеринара.

       - Как подает Чехов этот портрет? Как автор относится к этой героине?

             Ученики     От внешних характеристик к внутренним, но ни то, ни другое не притягивает ни автора, ни читателя. Эта эмансипированная женщина, имеющая собственное мнение и живущая по собственной воле, независимая ни от кого, забывает даже о собственном ребёнке

   У главной героини нет собственного мнения.  Тюпа определяет её сущность страшным словом «приживалка»: духовная бедность личности вынуждает её приспосабливать своё внешнее существование к чужому, заимствованному смыслу жизни».  Так ли это?  

-  Как бы оценил любой обыватель решение Смирнина о разводе с женой?

             Ученики    Решение верное, потому что  она ему изменила, поступила аморально, а общество  это осуждает: порок должен быть наказан

            Учитель   Что советует Смирнину Оленька?  Как это её характеризует?

             Ученики    Это совет, идущий вразрез с общественным мнением. Это не отголоски речей Пустовалова, потому что в его утешительных словах не только нет искренности, но и смысла. Совет Душечки  идёт от души: «вы бы помирились…простили бы…мальчишечка –то небось всё понимает».

             Учитель    Это слова самой Душечки, а не чей-то перепев. Вспомните, что говорит Оленька вернувшемуся с семьёй Смирнину .  Что это: корысть, расчёт или порыв души? (искренняя радость, готова всё отдать, чтобы осчастливить другого человека, нет и тени ревности, обиды)   это не поза а, позиция героини, и она на протяжении всего рассказа подчёркивается автором.  И вот в рассказе появляется ещё один герой. Это Саша, сын ветеринара.

  - Приживалкой ли стала Оленька  при семье Смирнина?

            Ученики  Она стала для Сашеньки матерью.

               Учитель Сама жизнь выявила в ней натуру, её внутреннюю сущность - материнское начало.

  - Какой ты у меня славненький! - говорила она Кукину, приглаживая ему волосы. Какой ты у меня хорошенький!  - явно материнский жест.

  С Пустоваловым  «оба по какому-то странному течению мыслей, становились перед образами, клали земные поклоны и молились, чтоб бог послал им детей».

  И вот теперь чужой ребёнок стал смыслом её жизни. Может ли это быть предметом иронии или сарказма?  Конечно, нет.  Смеяться над этим кощунственно.

   Пришло время подвести итог нашему исследованию.

    - Как же относится Чехов к своей героине?

        Ученики Он не возводит её на пьедестал святости, идеала. Она недалёкое, неразвитое существо, в чём-то ограниченное, но в сравнении со всеми псевдоразвитыми,  псевдоблагонравными, псевдоинтеллигентными  персонажами рассказа она выигрывает. Её «чужие» речи не могут заслонить её доброты, сердечности, готовности помочь всем, кто нуждается.

Учитель  На сегодняшнем занятии мы с помощью лингвистического анализа текста постарались непредвзято подойти к оценке героини чеховского рассказа и попытались понять авторское отношение к ней. А рассмотрение системы персонажей и расстановка акцентов в их характеристике позволяет сделать вывод об актуальности проблемы, поставленной великим писателем.

Литература

Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа.– М.: Высшая школа, 1989. – С.133.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие познавательных способностей через лингвистический анализ текста

развитие познавательных способностей через лингвистический анализ текста...

Подготовка к ГИА и ЕГЭ: Проблема текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.

В работе рассмотрен фрагмент урока , посвященного анализу текста....

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)

Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Материал представлен в виде презентации. Он позволяет  обучающимся дифференцированно (в группах) исследовать текст и произвести его комплексный анализ....

Споры о рассказе А.П. Чехова "Душечка"

Анализ и неоднозначность рассказа А.П. Чехова "Душечка". Своеобразие чеховского рассказа и неожиданное раскрытие образа Душечки. Споры о рассказе и толстовское видение образа главной героини...