Статья на тему: «Развитие речи учащихся как средство формирования способности детей самостоятельно учиться и общаться с людьми».
статья по литературе (7 класс)

Павлович Ольга Владимировна

В учебном процессе большое внимание уделяется мною поиску учащимися языковых средств выражения собственных мыслей, воспитанию бережного отношения к слову, умению излагать и аргументировать свою точку зрения. Уроки русского языка направлены на развитие навыков грамотного письма, нацелены на развитие речи учащихся, умение детьми самостоятельно работать с текстом, выявлять проблематику его, приводить аргументы как из текста, так и из собственного опыта, активизируя, таким образом, мыслительную деятельность. Уроки русского языка и литературы носят практическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  на тему: «Развитие речи учащихся как средство формирования способности детей самостоятельно учиться   и общаться с людьми».

Цель: формирование и апробация начального этапа  в разработке  методики  осуществления самостоятельной деятельности учащихся на примере уроков развития речи.

Объект исследования: процесс обучения русскому языку.

Предмет исследования: методика обучения развитию речи.

Термин «самостоятельность» широко используется в педагогической теории и практике. С его помощью определяются такие важнейшие понятия как познавательная активность, самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, самоконтроль. Развитие самостоятельности - основное направление становления личности школьников в качестве субъекта учебной и внеучебной деятельности. Сегодняшняя организация и разная направленность внеурочной деятельности учащихся, безусловно, способствуют развитию одного из важнейших качеств современной личности.

Исходя из особенностей своих классов, вижу, что не только дети, но и их родители сталкиваются с трудностями на долгом пути обучения. Часто в семьях отсутствует полное физическое, духовное, умственное, социальное благополучие; дети не могут полноценно учиться и трудиться, общаться с людьми из-за того, что многие слова не переведены из пассивного словаря учащихся  в активный, и совершенно отсутствует всякое стремление к самосовершенствованию.

Эффективно использую метод проблемного обучения, в результате чего у детей повышается интерес к предмету. Методическая подготовка позволяет мне варьировать формы проведения занятий: индивидуальные и групповые. Большое внимание уделяю проектной деятельности, при этом вырабатывается у детей умение работать в команде, применять свои знания на практике, они учатся самостоятельно решать возникающие проблемы и добиваться поставленной цели. Таким образом, большая часть знаний и навыков приобретается учащимися самостоятельно, в процессе работы, что также положительно влияет на познавательную активность.

Родители моих учеников вовлечены в совместную работу с детьми. Принимают активное участие в проектной деятельности, составляют презентации, которые мы используем как  на обычных уроках, так и  на уроках развития речи.

В ходе работы над методикой и применением ее на практике наметились заметные сдвиги в обогащении словарного запаса учащихся, умении детьми выразить свои собственные мысли, точно и грамотно передать чужую мысль.

Развитие речи учащихся - это в первую очередь творческая работа, то есть сложная форма умственной деятельности. Тесно между собой связаны устная и письменная речь. Устная речь – речь, звучащая более свободно, используются неполные предложения, нелингвистические средства выразительности (мимика и жесты), именно над ней учащиеся основную работу проводят  самостоятельно. Письменная речь – наиболее развернутая и нормативная, опирается на правила орфографии, пунктуации и грамматики, подчиняется следующим требованием:

          с точки зрения содержания :

-содержательная

-логическая и последовательная

           с точки зрения речевого оформления:

-точность выбора языковых средств

-выразительность

-умение ярко, сжато и убедительно выразить свои мысли

-ясность

-чистота

-правильность ( соответствие литературной норме).

Исходя из всего выше сказанного, мною были поставлены задачи, реализация которых, непременно приведет к желаемому результату:

1.Обеспечить речевую среду для развития речи.

2.Обеспечить речевую практику учащихся.

3.проводить специальные уроки по развитию речи.

4.Формировать специальные умения по развитию речи.

Умения:

- собирать материал на заданную тему

- систематизировать материал

- раскрывать тему высказываний

- раскрывать основную мысль

- совершенствовать сказанное и написанное

- строить высказывания в определенной композиционной форме

- выражать свои мысли ярко, четко, ясно.

Начиная с 5 класса, мной ведется работа по развитию речи  по трем направлениям:

1.работа над словом (активируем словарный запас языка)

2.работа над словосочетанием и предложением ( учимся распространять предложения, выражать одну мысль в нескольких вариантах)

3.работа над связной речью (развиваем навыки слушания и запоминания, учимся выделять главное и второстепенное). Стало особенно актуальным при подготовке  к ГИА.

Итак, в учебном процессе большое внимание уделяется мною поиску учащимися языковых средств выражения собственных мыслей, воспитанию бережного отношения к слову, умению излагать и аргументировать свою точку зрения. Уроки русского языка направлены на развитие навыков грамотного письма, нацелены на развитие речи учащихся, умение детьми самостоятельно работать с текстом, выявлять проблематику его, приводить аргументы как из текста, так и из собственного опыта, активизируя, таким образом, мыслительную деятельность. Уроки русского языка и литературы носят практическую направленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития субъектности учащихся как средство формирования метапредметных компетенций. Теоретические аспекты.

    Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о ко...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Реферат на тему " Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах"

Представление в виде презентации реферата по теме самообразования...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....

Самообразование на тему «Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте».

Цель самообразовательной работы: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах физически развитых, ведущих здоровый обра...