Методическая разработка урока "Матерь человеческая"
методическая разработка по литературе (9 класс)

Вероника Андреевна Ненашева

Методическая разработка урока по литературе, посвещенного победе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ненашева Вероника Андреевна,

Преподаватель русского языка и литературы

СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж»

Методическая разработка урока по литературе, посвященного Великой Победе

Урок по повести В.Закруткина “Матерь Человеческая”.

Тема урока: “Женщина - мать, Родина - мать”

Цели урока:

  1. Приобщить и познакомить студентов к великому подвигу материнства и его значению в Великой Победе, повысить патриотическое воспитание молодежи.

Задачи:

Воспитывающие:

  1. Помочь увидеть доброту, щедрость души, сохранившуюся даже несмотря на лишения, сложности быта, горести военных лет;
  1. Воспитать чувство уважения к ежедневному самопожертвованию материнства, особенно в годы войны;

Обучающая

  1. Формирование умения самостоятельного анализа художественного текста;

Развивающая:

  1. Развить умение пользоваться монологической речью.

Оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Мультимедиа;
  3. Тексты произведения;
  4. Раздаточные материалы;
  5. Портрет писателя.

Содержание урока:

  1. Организационный момент;
  2. Вступительное слово учителя;
  3. Немного об авторе произведения (слово учителя),
  4. История создания произведения, тема, композиция повести (слово учителя);
  5. Работа с цитатами автора;
  6. Выразительное чтение повести (начало);
  7. Основное содержание повести (слово учителя);
  8. Прослушивание аудиозаписи;
  9. Выразительное чтение эпизода;
  10. Самостоятельный анализ эпизода;
  11. Вопросы учителя и ответы на них;
  12. Рефлексия;
  13. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Мы начинаем с Вами изучение произведений, которые посвящены Великой Отечественной Войне.

Показать репродукции и иллюстрации к повести “Матерь человеческая” на мультимедийной доске (СЛАЙД 2).

Слово учителя. Уважаемые студенты, что вы видите на этих картинах? Как бы вы описали происходящее?

Предполагаемые ответы обучающихся:

На картинах мы видим беременную молодую женщину, которая о чем то горюет, несмотря на черно-белый рисунок, сразу становится понятно, что она стоит на фоне обгоревшего ствола дерева (первая картинка), на втором изображении картина практически та же, за исключением дыма, исходящего от земли, следовательно, можно сделать вывод, что она стоит буквально на пепелище, также на картинке изображен не один дом, то есть женщина стоит на пепелище целого населенного пункта.

Слово учителя. Верно, ваши описания отлично иллюстрируют произошедшее в  произведении, с которым мы познакомимся - это “Матерь Человеческая” В.А.Закруткина, известного писателя, которому принадлежит авторство многих произведений о Войне.

3.Немного об авторе произведения.

Виталий Александрович родился в 1908 году в г.Феодосия в семье народного учителя, окончил педагогический институт, заведовал кафедрой русской литературы в пединституте г.Ростов. В 1941 г. ушел на фронт в качестве корреспондента, воевал до самой Победы. Спустя два года после окончания войны переехал в станицу Кочетовская, где жил и работал до самой смерти, умер в 1984 г. К самым основным его произведениям относят: “Плавучая станица”, “Костер детства”, “Подсолнух”, и, наконец, “Матерь Человеческая”, с которой мы с вами сегодня и познакомимся. (Обучающиеся по мере рассказа конспектируют информацию в тетрадь).

4.История создания произведения.

История создания произведения известна из воспоминаний самого В. Закруткина. Будучи военным корреспондентом, он исколесил много дорог. В одном из сожженных врагом хуторов солдаты увидели плачущую молодую женщину. От гитлеровцев она спряталась в кукурузе, а вернувшись домой, увидела сожженные избы. Женщине пришлось поселиться в погребе, который чудом уцелел. Эта женщина стала прототипом героини рассказа «О живом и мертвом», опубликованном в 1944 г. После войны В. Закруткину посчастливилось побывать в Прикарпатье. Там он увидел изваяние Мадонны с младенцем на руках. Оно, спустя несколько лет, подтолкнуло к созданию повести «Матерь человеческая». Год написания – 1969.

Композиция: сюжет произведения В. Закруткина “Матерь человеческая” развивается последовательно. Экспозиция – знакомство с Марией, укрывшейся в кукурузе, воспоминания женщины. Завязка – смерть сына и мужа, ожесточенный бой, превративший деревню в руины. Развитие событий – жизнь героини после кровавых событий. Кульминационных точек несколько. Развязка – новая жизнь Марии с детьми.

Важную роль в раскрытии заявленных тем и создании образа Марии играют несюжетные элементы. Особенности композиции – вступительный рассказ о главной героине и ретроспекции (воспоминания о прошлом). (Обучающиеся по мере рассказа конспектируют информацию в тетрадь).

5.Работа с цитатами автора.

Обучающиеся смотрят на распечатки разложенные на партах (раздаточный материал).

«Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы… Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными, городские кварталы, сожженные от начала до конца. Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины сожженного  гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего  живого...

          Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…»

А спустя много лет Закруткин напишет произведение об этой женщине, так и не сумев забыть ее, так и чувствуя долг перед ее подвигом и способностью выстоять, воскреснуть духом и начать жить заново.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему же Закруткин так и не смог забыть эту женщину?
  2. Почему же воспоминания о ней появляются при виде пресвятой Мадонны?

Слайд 3.

Предполагаемые ответы обучающихся:

Потому что Мадонна напоминает ему о другой женщине -  простой русской крестьянке, на долю которой тоже выпала непростая судьба. И та, и другая лишились своих детей. Горе русской крестьянки кажется Закруткину  масштабнее горя Мадонны, потому что это не единичный случай в истории ВОВ, эта женщина - скорее собирательный образ всех страданий советского народа в годы войны.  Хоть героиня Закруткина и не верит в Бога, хотя, как потом выясняется, эта вера просто навязана временем, тем не менее в час отчаяния она обращается к Богу, да и сама в конце приобретает своеобразный нимб святости и чистоты. Естественно, увидев подобную картину единожды, более никогда не сможешь ее забыть.

6.Выразительное чтение повести.

В подтверждение этого вывода, обучающийся выразительно читает начало повести до слов: “Спустя много лет я не могу не рассказать о ней людям...”.

7.Основное содержание повести. Повествует учитель.

Почему Мария так хотела умереть? Об этом рассказывается далее. Война отобрала у нее сына и мужа. Лишь ради будущего ребенка женщина держалась за жизнь. Из своего укрытия в кукурузе она наблюдала за тем, как немцы разрушали деревню, а потом угоняли людей в Германию. На ее глазах подстрелили пятнадцатилетнюю девчонку, которая спустя несколько часов умерла на руках Марии.

В одном из эпизодов описывается внешность героини: невысокая, с карими глазами и веснушками. Также, вводя в сюжет воспоминания Марии, автор рассказывает о ее прошлом. В семилетнем возрасте она пережила потерю отца: его расстреляли белогвардейцы. В 16 лет потеряла мать. Закончила женщина всего 4 класса: чтобы выжить, нужно было много трудиться и времени на учебу не хватало. Мария рано вышла замуж, родила сына, но счастье продлилось недолго. Трагические события не сломили женщину, она не обозлилась на этот мир. Выжив в страшную сентябрьскую ночь, она поселилась в уцелевшем погребе. Постепенно Мария обзавелась хозяйством. Автор рассказывает, как она чистила колодец, искала все необходимое для жизни, собирала урожай. Эти сцены показывают неимоверную силу духа героини. Труд женщины не был напрасным, благодаря ему она смогла спасти семерых детей. Вскоре Мария родила сына. Герои учились жить заново.

Мария считала спасенных детей своими. Она была готова обогреть всех, кто в этом нуждался. Помощь окружающим – вот, что стало главным в жизни. Отсюда и смысл названия повести. Не зря автор дает героине имя Мария, проводя, таким образом, незримую параллель между героиней и Матерью Божьей. (По мере рассказа обучающиеся конспектируют информацию в тетрадь).

8.Прослушивание аудиозаписи.

Включается на компьютере при звуковой поддержке колонок аудиозапись песни “Судьба Матери”, в исполнении Стихаревой Алены.

Слово учителя. Конечно, стихи для этой композиции написаны не по сюжету повести, но очень сильно перекликается с ним, а также еще раз показывает нам всю безграничность материнского сердца. Поделитесь своими эмоциями, которые возникли у вас во время прослушивания.

Предполагаемые ответы обучающихся:

Это все невероятно грустно и трагично, можно сказать, что сердце кровью обливается при мысли о том, сколько же людей, матерей испытали горе из-за идей и действий фашистских захватчиков. Но тем не менее, как эти люди нашли в себе силы жить дальше и вновь впустить в свое сердце любовь к миру, человечеству, и подарить ее своим детям.

9.Выразительное чтение эпизода “Мария и немец”

Слайд 4. Обучающиеся сначала читают эпизод про себя, далее один из обучающихся читает выразительно эпизод вслух. Начало эпизода со слов: “Погреб был цел, даже деревянная крышка его лаза не сгорела...”, до слов: “...Потом он сложил пальцы крестом и сделал вид, что пишет на воображаемом могильном кресте свое имя...”

10.Самостоятельный анализ эпизода

После прочтения эпизода проанализировать его самостоятельно, дать развернутые ответы на вопросы:

  1. Почему, увидев в погребе живого немца, почти мальчишку, она отказалась от мысли убить его?
  2. Почему сдавленный крик немецкого юноши и произнесенные им слова «Мама! Ма–а–ма!» показались Марии громом?
  3. Что дал вам этот эпизод из повести Виталия Закруткина для понимания трагедии войны? Расскажите о вашем отношении к поступку Марии, касающемуся умирающего немецкого солдата.

Предполагаемые ответы к вопросам эпизода:

  1. Потому что не смогла убить его, сколько бы его сотоварищи по армии не принесли горя Марии, она - не убийца, тем более, что она сумела разглядеть в его голосе, в его глазах и его беду и горе тоже, пожалела его, проявила сострадание и тем самым обнажила перед ним свою настоящую русскую душу.
  2. Этот молодой немецкий юноша - тоже чей то сын, естественно, Мария не желала становится на тот же путь разрушения, по которому шли многие последователи фашизма, а простая мольба о помощи к самому дорогому человеку для каждого из нас - к маме, просто оглушила Марию. Думаю, что она представила, что и ее дети точно так же могли звать ее на последнем вздохе. Одна лишь эта фраза “Мама”, сказанная с мольбой, показывает нам, как же на самом деле все участники войны, по ту и по эту сторону баррикад, были равны перед смертья, болью и, наконец, перед жизнью.
  3. Мария поступила как настоящая женщина, настоящая мать. Перед войной и смертью все равны, а еще это лишний раз показывает насколько жестока была идея начать эту войну. Также, по моему мнению, этот эпизод показывает, что все мы - дети, люди, которые хотят быть любимыми и защищенными, а именно образ матери дает нам ощущение любви и покоя, безопасности.

Ответы на вопросы, анализ эпизода записываются в тетрадь.

11.Вопросы учителя, ответы на них, подведение итогов

Уважаемые учащиеся, мы сделали с вами несколько очень важных выводов по поду знакомства с этим произведением, теперь я попрошу вас подвести итоги и ответить на вопрос:

Как вы думаете, почему сегодня мы вспомнили именно это произведение в контексте значимости Победы в Великой Отечественной Войне?

Обучающиеся отвечают на вопрос развернуто, письменно, в качестве небольшого эссе.

Основной вывод по уроку:

Победа в Великой Отечественной Войне - это, несомненно, подвиг целого народа, народа-победителя. Но все мы не должны забывать о том, что же являлось одной из движимых сил, и является до сих пор, я в этом уверен(а). Эта сила - материнство. Вы не ошиблись, именно - материнство. Ведь оно такое многоликое, но непомерно заботливое, возбуждающее желание защищать, оберегать, заслонять собою. Как матери отдавали свои жизни в защиту детей, так и воины, сражались за свою семью, за своих матерей и отцов, за своих детей, в конце концов, за нашу общую мать - за Родину. А Родина в свою очередь не забыла своих героев. А мы, люди, которые сегодня представляют будущее нашей Родины, должны помнить и чтить подвиг своих предков, в первую очередь - матерей, ведь они совершают подвиг каждодневно.

12.Рефлексия

Уважаемые студенты! Прошу вас оценить самостоятельно свою работу на уроке.

Я понял(а) все, работал(а) активно

Я активно работал(а), но не все было понятно

Мне все было понятно, но работал(а) я неактивно

Работал(а) неактивно, не все в этом уроке понял(а)

Работал(а) мало, урок был непонятен и неинтересен

13.Домашнее задание

*К методической разработке прилагаются презентация в Powerpoint и запись песни “Судьба Матери”.

**Курсивом указаны предполагаемые ответы обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока "Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности

На основе систематизации знаний по курсу физики и физической географии рассматривается роль топлива различных аспектах человеческой деятельности....

Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) с презентацией.Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого чит...

Методическая разработка открытого урока: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.

Комбинированный урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайл...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему  «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция)....

Методическая разработка занятия: Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представлени...