Адаптированная РП по литературе для 9 класса основной школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
рабочая программа по литературе (9 класс)

Козловская Инэсса Романовна

Адаптированная программа по литературе для 9 класса основной школы составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rp_literatura_9_klass.docx218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 22

        E:\отпуск\сегодня\ниточка.jpg

«Рассмотрено»

на заседании кафедры

учителей  гуманитарных наук

(протокол №5 от 28.05.2018)

Заведующая кафедрой

                 С.В. Шляхтина

«Согласовано»

на заседании научно-

методического совета

(протокол №5 от 28.05.2018)

Заместитель директора по НМР

             Л.Н. Орлова

«Утверждено»

на заседании

педагогического совета

(протокол №6 от 29.05.2018)

Секретарь педсовета

                  С.А. Лебедева

Введено в действие

приказом №231

по МАОУ гимназии №22

от 30.05.2018

Адаптированная  рабочая программа

«Литература»

для  класса

 для учащихся с ОВЗ

один год обучения

2019 – 2020 учебный год

Разработчик: Козловская Инесса Романовна

Количество часов по учебному  плану:  в неделю  3 часа, в год  102 часа, 

Рабочая программа составлена в соответствии  с Федеральным образовательным  стандартом основного общего образования второго поколения (ФГОС ООО), на основе    авторской программы  Г.С. Меркина, С.А. Зинина «Литература», М. Русское слово. 2014

 Основной учебник:  Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. «Литература 9 класс» , М. Русское слово. 2016

Содержание программы

№ п/п

Название раздела

Страницы

Пояснительная записка

3 - 4

Общая характеристика учебного курса

4-6

Место предмета в учебном плане

6

Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

6 - 9

5.

Содержание учебного курса

10- 13

6.

Тематическое планирование

14

7.

Учебно-методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса

14-15

8.

Планируемые результаты изучения учебного курса

15

9.

Календарно-тематическое планирование

16-19

  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по литературе для 9 класса основной школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья  составлена на основании:

- Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (ФГОС ООО),  

- авторской «Программы курса. Литература. 5-9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

Количество часов соответствует программным требованиям: 102 часа в год, 3 часа в неделю. Учебник: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. «Литература 9 класс», М. Русское слово. 2016. 

Адаптированная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса, представляет перечень требований к знаниям и умениям обучаемых. Программа ориентирована на обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья  и отвечает всем основным целям преподавания литературы, способствуя формированию  языковой, коммуникативной  и лингвистической компетенции.

 Адаптированная рабочая программа помогает успешно решать общепредметные задачи: развитие логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания, формировать общеучебные умения (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения).   Планирование уроков позволяет работать без перегрузок в классе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели изучения литературы будут достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Рабочая программа  направлена на детальное и творческое осмысление обучающимися классических образцов мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

На основании требований ФГОС  ООО в содержании рабочей программы предполагается реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.  Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
       Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Русский язык и литература»
. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Курс литературы в 9 классе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Тематика занятий курса и подбор литературных произведений для изучения содействуют формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Учебный курс литературы для 9 класса позволяет успешно формировать коммуникативные умения и навыки лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Учебный курс «Литература» тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. Обучение в рамках данного курса предполагает взаимодействие с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

        

  1. Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Учебный предмет «Литература» входит в образовательную область «Русский язык и литература» Учебный план гимназии отводит на изучение предмета «Литература» в 9 классе  3 часа в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 102 часа.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

- формировать понимание важности процесса обучения;
- формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
- формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
- развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
- развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства. 

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.

1) Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критерия        

2) Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

3) Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

  1. Содержание учебного предмета

Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

Из  древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX        столетия.

Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного  романа первой половины XX        века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов.  Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин.  Одно из стихотворений (по выбору).

К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору).

А.С. Грибоедов.   «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).

  1. Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов всего

Количество КР,

часов РР

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

7 (6 + 1 тест)

1 тест

3

Литература VIII века

6

4

Литература XIX века

63 (53 +10 РР)

10 РР

5

14 (13 + 1 тест)

1 тест

6

Из литературы XX века

9 (9 + 1зачет + 1 РР+ 2 вн.чт.)

1 зачет; 1 РР; 2 Вн.чт.

Итого

102 (86 + 16)

16

(РР – 11, Тесты - 2

Зачеты – 1,Вн.чт - 2)

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

  1. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015.
  2. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014.
  3.  Анненкова Е.И. Анализ художественного произведения. – М.: Просвещение, 2015
  4. Каплан И.Е.Анализ произведений русской классики. – М.: Новая школа, 2014.
  5. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 2013.
  6. Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. – М.: Дрофа, 2016.

Образовательные электронные ресурсы

  1. http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Р Ф
  2. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  3. http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
  4. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
  5. http://asa.my1.ru/  Филологический калейдоскоп
  6. http://www.proshkolu.ru/  Сайт для учителей
  7. http://nsportal.ru/  Социальная сеть работников образования
  8. http://www.uchportal.ru/  Учительский портал
  9. http://writerstob.narod.ru/  Биографии великих русских писателей и поэтов
  10. http://videouroki.net/  Видеоуроки в сети Интернет
  11. http://www.alleng.ru/index.htm  Всем, кто учится.
  12. http://lit.1september.ru/index.php  Газета «Литература» 
  13. http://ege.edu.ru  Портал информационной поддержки ЕГЭ
  14. http://ruslit.ioso.ru/  Кабинет русского языка и литературы
  15. http://lit-classic.ru/  Русская классическая литература
  16. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция ЦОР

Технические средства обучения:

  1. АРМ учителя                      2. Проектор                 3.Интерактивная доска

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Врезультате изучения литературы ученик будет знать/понимать:

 образную природу словесного искусства;

 содержание изученных литературных произведений;

  основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;  изученные теоретико-литературные понятия; уметь:

 воспринимать и анализировать художественный текст;

 выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;  определять род и жанр литературного произведения;

  выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения;

  давать характеристику героев;

  характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств;

 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев;

  выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

  строить устные и письменные высказывания по изученным произведениям;

  участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по- вседневной жизни для

  создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;  определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

 поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении, авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

9. Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Цели и задачи изучения историко-литературного курса.

1

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

1

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».

1

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

1

Человек и природа в художественном мире поэмы.

1

Стилистические особенности «Слова».

1

Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

1

Тестирование по «Слову о полку Игореве». Подготовка к домашнему сочинению (темы по выбору).

1

Основные тенденции развития. Русский классицизм

1

Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б).

1

Произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея.

1

Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева

1

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карам зина. Роль писателя в совершенствовании языка.

1

Черты сентиментализма и предромантизма  в произведениях Карамзина.

1

Становление и развитие русского романтизма.

1

Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева, Баратынского.

1

Анализ стихотворения Баратынского.

1

А. С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова.

1

Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

1

Идеалы и антиидеалы Чацкого.

1

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.

1

Чацкий и Молчалин.

1

Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении.

1

РР Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова).

1

Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума».

1

И.А. Гончаров о комедии «Горе от ума».

1

РР Классное сочинение. Письменный отзыв на комедию.

1

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь

1

Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина.

1

Тема поэта и поэзии.

1

Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина.

1

Вольнолюбивая лирика.

1

РР Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.

1

Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник».

1

Реализм «Маленьких трагедий».

1

Реализм «Повестей Белкина».

1

Мастерство писателя в создании характеров.

1

«Чувства добрые» - лейтмотив пушкинской поэтики.

1

РР Анализ стихотворения А.С. Пушкина.

1

«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах.

1

Онегин и Ленский.

1

Образ Татьяны Лариной как «милый  идеал» автора.

1

Картины жизни русского дворянства в романе.

1

В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин».

1

РР Классное сочинение по творчеству

А.С. Пушкина на одну из тем (с. 114).

1

РР Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

1

М.Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь

1

Темы и мотивы лермонтовской лирики.

Тема свободы и назначения художника.

1

Тема одиночества в творчестве поэта.

1

Судьба поэта и его поколения.

1

Патриотическая тема в поэзии Лермонтова.

1

РР Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова.

1

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.

1

Своеобразие композиции и образной системы романа.

1

Автор и его герой.

1

Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

1

Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и  реализма в поэтике романа.

1

«История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».

1

РР Подготовка к сочинению. Классное сочинение по творчеству Лермонтова на одну из тем (с. 171).

1

РР Классное сочинение по творчеству Лермонтова

1

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.

1

«Талант необыкновенный, сильный и высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Комедия «Ревизор» - важная веха в творчестве Н.В. Гоголя.

1

Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях».

1

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.

1

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых. душ»

1

Образы помещиков. Манилов.

1

Образы помещиков. Коробочка.

1

Образы помещиков. Ноздрев.

1

Образы помещиков. Собакевич.

1

Образы помещиков. Плюшкин.

1

РР Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Народная тема в поэме.

1

Фигура автора и роль лирических отступлений.

1

Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

1

Классное сочинение по творчеству Гоголя на одну из тем (с. 211).

1

Классное сочинение по творчеству Гоголя.

1

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 гг.

1

Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева).

1

Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова - Щедрина («История одного города»).

1

Лирическая ситуация 50-70 годов XIX века. Поэзия Н.А. Некрасова.

1

Лирическая ситуация 50-70 годов XIX века. Поэзия Ф.И. Тютчева.

1

Лирическая ситуация 50-70 годов XIX века. Поэзия А.А. Фета.

1

РР Конкурсное чтение наизусть стихотворений Некрасова, Тютчева, Фета.

1

А.Н. Островский. Жизнь и творчество.

1

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

1

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания.

1

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1

Проза и драматургия А.П Чехова в контексте рубежа веков.

1

Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.

1

 Тестирование по теме «Литература второй половины  XIX века».

1

Своеобразие русской прозы рубежа веков

(М. Горький, И. Бунин, А. Куприн).

1

Многообразие течений в русской литературе начала XX века.

1

«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).

1

Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского).

1

Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Ахматовой, Цветаевой, Пастернака).

1

 Зачет по поэзии «серебряного века».

1

РР Анализ стихотворения русской поэзии «серебряного века».

1

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).

1

Вн.чт.Литературный процесс 50-80 годов.

1

Вн.чт.Литературный процесс 50-80 годов.  Имена. Произведения. Образы.

1

Подведение итогов года. Рекомендации для летнего чтения.

1

Приложение

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

           Объем сочинений должен быть таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

   В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Из школы в жизнь"

Воспитательная система включает основные разделы:системообразующая деятельность-деятельностный подход и интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования детей;основные субЪекты воспитател...

Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."

P { margin-bottom: 0.21cm; } Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль...

адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, домашнее обучение английский язык 11 класс

Адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями эдоровья, домашнее обучение по английскому языку. 11 класс...

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Эти учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например,...