Статья " Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"
статья по литературе

Настина Светлана Владимировна

XXI век - век высоких компьютерных технологий.Сегодня в традиционную схему "учитель-ученик-учебник" вводится новое звено-компьютер.И очевидно,что,только   традиционные методы обучения решить эту проблему не  могут.Необходимо искать эффективные методики и технологии.Одной из наиболее действенных технологий принято считать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_statya_1.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Каждый педагог должен уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав человека - право на качественное образование.

Современные технологии мультимедиа представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения ИКТ в обучении.

Использование мультимедиа позволяет заинтересовать каждого ученика, наполнить урок разнообразным материалом, создает возможность выбора форм и методов воздействия. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам: фотографиям, плакатам, видеофрагментам. Непроизвольное внимание становится концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает эмоциональное отношение.

Использование ИКТ повышает качество знаний, помогает ребенку преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей.

Большую помощь в построении работы с использование ИКТ оказывают образовательные ресурсы. В свете сегодняшних изменений в школьном образовании в связи с переходом весной 2020 года на дистанционное обучение я использовала ресурсы сети Интернет на уроках русского языка и литературы, онлайн-платформы: 

1.Инфоурок  https://infourok.ru/,

2.Московская электронная школа https://www.mos.ru 

3.Интернет урок.ру  https://interneturok.ru/

4.Российская электронная школа   https://resh.edu.ru/ 

5.Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс.

 Использование информационных технологий в практике обучения - процесс увлекательный, творческий, но достаточно сложный. Существующие современные средства обучения должны быть включены в учебный процесс в определенной системе. Я считаю, что целесообразно использовать ИКТ в следующих случаях:

1.При изложении и закреплении материала урока (разнообразные обучающие программы, презентации, тренинги)

2.При самостоятельной работе учащихся (выполнение домашних творческих заданий по развитию речи, подготовке докладов и рефератов, участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.)

Использование на уроке новых технологий, базирующихся на применении компьютера - это необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют индивидуализировать процесс обучения. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением, и это поддерживает интерес к предмету в целом, активизирует познавательную деятельность. Даже домашнее задание, записанное не в дневник, а   отправленное на электронную почту,  выполняется охотнее и более творчески.

На своих уроках русского языка и литературы я широко использую платформу Учи.ру. Занятия, предлагаемые на этой платформе всегда интересны и, самое главное, открывают широкие возможности для расширения культурного кругозора, учат самостоятельности, подталкивают к творчеству. При изучении классических произведений 19-20 века большой интерес вызывают у учащихся фильмы, снятые по их мотивам. Наша задача -  воспитать настоящего гражданина, а это  можно только на положительных  примерах. 
            Преимущество ИКТ – гибкость: можно использовать один и тот же материал как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью. При объяснении нового материала я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения: я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами. 

        Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными.

         Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы.

       Таким образом, использование ИКТ на уроках формирует высокий  уровень  мотивации, интерес к учебной деятельности,  способствует развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории,  формированию  языковых, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.  

Работа дает свои результаты: развиваются творческие, исследовательские способности учащихся, приобретаются навыки самоорганизации. Ученики и учитель вместе организуют процесс обучения, в которой ученик является активным и равноправным участником образовательного процесса.

Список использованной литературы:

  1. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.

  

Аннотация

Использование ИКТ на уроках языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно- ориентированного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы".

В данной статье сделана попытка обобщить мой опыт по использованию информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Перечислены положительные эффекты от использования мультимедийных пр...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"....

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы".

Статья  "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы", освещающая вопросы ИКТ-компетнции учителя, специфику и формы работы на уроках....

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"

quot;Лишь слову жизнь дана..." Так точно и  лаконично  определил И.Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить  детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться...