статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы".
статья по теме

Янышевская Елена Алексеевна

В данной статье сделана попытка обобщить мой опыт по использованию информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Перечислены положительные эффекты от использования мультимедийных презентаций. Сформулированы некоторые "правила" для создания таких презентаций учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.

1

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности  применения  информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

2

Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

     Практически все средства обучения могут заменить слайды презентации. Но если целью электронной презентации является замена, например, бумажного плаката слайдами, то использование мультимедийной техники в данном случае не оправдано теми затратами, которые прилагает учитель для подготовки к уроку. Если же необходимо на уроке использовать несколько средств в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация - современное решение вопроса. Это уместно в частности потому, что не переключает внимание учащегося на технические паузы: вывешивание плаката, включение кодоскопа, видеомагнитофона и т.д. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.

3.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

•         усилить образовательные эффекты;

•         повысить качество усвоения материала;

•         построить индивидуальные образовательные  траектории учащихся;

•         осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

•         организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;

•         наполнить уроки новым содержанием;

•         развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность                   учащихся;

•         формировать элементы информационной культуры;

•         прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

•          поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

•         идти в ногу со временем.

 

4.

Я работаю по следующим направлениям:

1.     Работа с программами MS Office (Word, Power Point).

2.     Создание презентаций к урокам.

3.     Работа с ресурсами Интернет.

4.     Использование готовых обучающих программ.

В своей работе я использую готовые программные продукты ( «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и  Мефодия»),  Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, тренажеры, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.

5.

Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

·     повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

·     увеличивает объем использования наглядности на уроке;

·     экономит время учителя при подготовке к уроку.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint.  Она  приводит к целому ряду положительных эффектов:

· обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

· психологически облегчает процесс усвоения;

· возбуждает живой интерес к предмету познания;

· расширяет общий кругозор учащихся;

· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

6.

   Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. 

Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.

Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

Также к положительному эффекту приводит работа с различными обучающими программами:

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию.

7.


   
Организация работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках
    Можно предложить учителям любых предметов различные (многократно опробованные) варианты организации деятельности с презентациями:

  1. Учитель фронтально объясняет тему с использованием презентации.
  2. Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного.
  3. Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.
  4. Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части.
  5. Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Задание: изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.
  6. Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Задание: уберите все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос.
  7. Ученики получают презентацию и вопрос более широкий и объемный. Задание: дополните презентацию с помощью любых источников и ответьте на вопрос.
  8. Ученики получают задание по теме и папку с набором рисунков, причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Задание: Создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих. В каждый слайд кроме рисунка вставить небольшой текстовой фрагмент (тезис).
  9. Задание: из большой презентации нужно вычленить подтемы и создать несколько маленьких презентаций, по которым подготовить сообщения.
  10. Найти дополнительную информацию об исторических личностях, событиях, авторах картин, представленных в презентации и т.п.

   Однако творческий учитель всегда может найти свои способы работы с представленным материалом. В 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах на уроках литературы мною были использованы следующие презентации:

11 класс «Серебряный век», «А.Ахматова «Реквием».

10 класс «Ф.И.Тютчев. Биография», «Образ города в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

9 класс «Слово о полку Игореве», «Образ делового человека».

8 класс «А.П.Чехов. Путешествие на родину писателя», «Страницы жизни Тургенева», «Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова».

7 класс «Японская поэзия», «Тарас Бульба», «Путешествие в Тарханы».

6 класс «Песня про купца Калашникова», «Полтава», презентации учеников 6а класса по повестям о детстве «Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго», «В.Астафьев. «Конь с розовой гривой», «Аркадий Гайдар.«Тимур и его команда».

8.

Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

·     создание учителем и учащимися  медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;

·      увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НПК по литературе;

·     повышает качество обучения;

·     усиливает интерес к изучению предмета;

·     позволяет рационально распределять время урока; 

·     помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

При объяснении нового материала на уроке  я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.

9.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной  школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в  музей, на родину писателя.

10.

    Составление электронных презентаций учащимися - один из видов домашнего задания
   Учителя часто дают учащимся задание написать реферат. Чаще всего, учащиеся сдают учителю некачественно сделанные рефераты большого объема - это или конспекты 1-2 книг, или взятые из интернета, сканированные материалы, которые не всегда даже форматируются учащимся. Такой реферат, а особенно если сдают сразу 5-10 рефератов, учитель не в состоянии полноценно проверить и исправить вместе с учащимся, иногда он остается вовсе не прочитан, а только "просмотрен" учителем. Это ослабляет интерес учащихся к такому роду работы и уменьшает ее результативность.
    Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. В отличие от заведенного правила - презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе - в данном случае она является главной целью работы.
    Правила можно предложить примерно такие: 2-3 фотографии или рисунка на слайде, минимальный текст на слайде, основной текст, но также небольшого объема разместить в комментарии. Оформление на усмотрение ученика, но стиль можно обговорить с учителем, особенно, если учитель предполагает включить приготовленную презентацию в основную канву урока. Эти требования не должны быть жесткими и звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию ученика.
    Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.

    Создавая презентацию, учащиеся совершенствуют все виды речевой деятельности, но прежде всего - устную речь.
    Учащиеся дают расширенную информацию по каждому слайду. Предметное содержание говорения строится вокруг темы презентации и отдельного слайда, по проблемным вопросам, представляющих интерес для учащихся. Высказывание создателя или создателей презентации (если это коллективная работа) должно быть логическим, грамматически верным, правильно оформленным в языковом отношении и отвечающим поставленной коммуникативной задаче. Учащиеся учатся передавать информацию, содержание которой не всегда известно классу, а поэтому имеют реальный стимул к высказыванию. Происходит не только комментирование написанного на слайде материала, но и озвучивание дополнительной информации, той, которая, как говорится, осталась за кадром.
    Интеллектуальное развитие учащихся также является важной задачей обучения при создании и защите презентаций.
    Готовя презентации по одной теме, учащиеся в разных классах подбирают разный по информации материал, пользуясь различными источниками. Они по-разному проводят и защиту презентации. Просмотр таких вариантов своего видения решения проблемы является интересным для ребят. Работа над презентацией развивает у учащихся воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.

11.

     Конечно, нельзя урок русского языка, а уж тем более литературы сводить лишь к общению с компьютером. Живое слово учителя - словесника никогда не заменить машине, да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером.
    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...