О странной любви в лирике М.Ю. Лермонтова
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Полиивец Надежда Вячеславовна

Научно-исследовательская работа.

Исследовательская деятельность - одна из форм погружения учеников в мир лирики М.Ю. Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_strannoy_lyubvi.doc135 КБ
Файл o_strannoylyubvi.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ многопрофильный лицей села

Малая Сердоба Малосердобинского района

в с. Ключи


Содержание

         

                                                                                                                                      Стр.

  1. О странной любви…                                                                                            3
  2. Актуальность настоящего исследования, цели и задачи.                                3
  3. Проявление любви к Родине.                                                                              4

2. Идея Родины в понимании М.Ю. Лермонтова.                                                       4

   

А) «Бородино» - важный шаг на пути к созданию

общенационального сознания;                                                                                       5

   

 Б) Стихотворение «Родина» как выражение подлинного патриотизма;                  9

   

 В) Грусть и гнев, порождённые любовью.                                                                 12

  1. Трагически неразрешимый конфликт личности с современным мироустройством  в лирике М.Ю. Лермонтова.                                               16

  1. Желание сделать Родину краше.                                                                        16

  1. Список использованной литературы.                                                                18

О странной любви…

    Имя Михаила Юрьевича Лермонтова принадлежит к числу самых великих и дорогих имен, принесших мировую известность и славу русской литературе.

В современных научных исследованиях о М.Ю. Лермонтове, в работах В.Н. Турбина, И.Б. Роднянской, В.М. Марковича, В.И. Коровина, С.В. Ломинадзе, И.З. Сермана, Е.Г. Эткинда и др., значительно возрастает интерес к специфике отношения Лермонтова к Родине, ее исследованию в контексте общефилософской, этической и онтологической проблематики.

Актуальность настоящего исследования определяется прежде всего состоянием современной науки, в которой накоплен огромный материал о жизни и творчестве великого поэта, требующий систематизации, обобщения, осмысления, структуризации и представления его как комплекса знаний.

      В современном обществе всё чаще звучат слова патриоты, патриотизм и остро стоит проблема патриотического воспитания молодёжи. Конечная цель – воспитание поколения, для которого патриотизм будет не пустым звенящим словом, а движущей силой  преобразования жизни  в стране к лучшему.

      Актуальность отражает причину выбора темы. Возникло желание накануне празднования 205-летия со дня рождения поэта рассмотреть специфический взгляд М.Ю. Лермонтова на этот вопрос.

Цели:

  1. В соответствии с этим основной целью  работы стало рассмотрение темы Родины в лирике М.Ю. Лермонтова, проблемы, столь значимой в контексте современной культуры и школы.
  2. Сделать акцент на разнообразии в раскрытии темы Родины в патриотической лирике М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

 Цель определила следующие задачи нашего исследования:

· рассмотреть особенности трактовки темы Родины автором на основе конкретных произведений: «Бородино», «Родина», «Прощай немытая Россия»;

· выявить своеобразие отношения Лермонтова к Родине;

· углубить представление о духовных поисках Лермонтова.

Цель и задачи определили структуру исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Проявление любви к Родине.

Россия – это моя Родина, моя жизнь, моё светлое будущее. Я считаю, что моя страна самая лучшая в мире и искренно её люблю.

    Любовь к Родине может   проявляться по-разному. Можно признаваться в любви и ничего не делать для своей Отчизны. Можно ценить то, что есть, и беречь достояние страны. А лучший способ признания в любви – преобразовать уклад жизни, сделать страну богатой и процветающей, а её жителей счастливыми. Надо помогать России стать лучше вместе с нами. Каждый из нас – маленькая частичка большой страны.

Идея Родины в понимании М.Ю. Лермонтова.

  Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих, кто задумывался над этой проблемой в начале  XIX века. Основная масса его современников «разливалась в пирах и мотовстве». В бесконечной веренице балов, званых вечеров, танцев и прочих развлечений  они не находили ни времени, ни желания для размышлений и философского осмысления жизни. М.Ю. Лермонтов творил в эпоху безвременья. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны и о ее будущем. У Лермонтова чувство патриотизма зарождается очень рано и в дальнейшем становится определяющим. Так, 15-летний юноша Лермонтов писал:

Я родину люблю

 И больше многих: среди ее полей

 Есть место, где я горесть начал знать,

Есть место, где я буду отдыхать.

("Я видел тень блаженства…" 1831; 1, т.1, с.94)[1]

Тема Родины для поэта гораздо шире темы России. Это связано с воплощением образа Родины, который, в свою очередь, зависит от художественного метода Лермонтова. Лермонтов - поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символический образ Родины. В романтических произведениях поэта Родина является неким романтическим идеалом.

Автор испытывает презрение к тем, у кого нет Родины, кто свободен от "страстей и страданий". Так, он сравнивает таких людей с тучами ("Тучи" (1840), которым всего лишь "наскучили нивы бесплодные", и они, "вечно холодные, вечно свободные", мчатся "в сторону южную".

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

("Тучи", 1840; 1, т.1, с. 199)

Илья Захарович Серман отмечал: «Свою биографию, свою судьбу поэт воссоздает по контрасту с «тучками», не уподоблением, а противопоставлением:

 Чужды вам страсти и чужды страдания.

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

 Все, чего нет у «тучек», в изобилии есть у поэта и является основой его жизненных скитаний и географических перемещений.»[2]

Лирический герой Лермонтова непобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели. В стихотворении "Листок" этот мотив также прослеживается.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

("Листок", 1841; 1, т.1, с.221)

Листок, оторванный "от ветки родимой", "засох и увял". Даже у "благодатного Черного моря" не находит приюта среди "зеленых ветвей" молодой чинары.

"На что мне тебя? - отвечает младая чинара.

 - Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?

 Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник!

Тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море".

("Листок", 1841; 1, т.1, с.221)

«Бородино» - важный шаг на пути к созданию общенационального сознания

Прежде, чем осмыслить печаль русских деревень и проникнуться сочувствием к их жителям, юный Лермонтов внимательно присматривался  ко всему, что его окружало в Тарханах.

Здесь, в имении столбовой дворянки, он познал, что подневольный русский мужик терпелив и слаб до поры до времени. Придёт лихая година, расправит он могучие плечи, и пробудится его могучая, несокрушимая сила, как это произошло под Москвой.

     Бородинская битва давно привлекала внимание поэта. Это вовсе не случайно. Рассказы о сражении, о сожжении Москвы были для Лермонтова, как и для его современника А.И. Герцена, «колыбельной песнею, детскими сказками». И.А. Андроников пишет: «Всё вокруг с детских лет говорило Лермонтову об Отечественной войне, всё напоминало о Бородинской победе: и ещё не отстроенная Москва, взорванная по приказу Наполеона, стены Кремля, пушки, отбитые у неприятеля, грудь ветерана, украшенная крестами, карикатура на отступление «великой армии»…пылкие рассуждения московских студентов о значении 1812 года в русской истории, а главное рассказы множества очевидцев – в Москве, Петербурге, а ещё ранее – в пензенских Тарханах»[3]. Здесь он мог слышать рассказы от братьев бабушки, Елизаветы Алексеевны. Четверо из них были на военной службе. В Бородинском сражении командовал батареей Афанасий Алексеевич Столыпин. Во время одной из схваток он хладнокровно подпустил французских кирасиров на близкое расстояние, а затем картечью расстрелял их.

    Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов, отставной капитан в 1812 году вступал в ополчение. Бабушка жертвовала деньги. В 1813 году в письме к губернатору она писала: «за счастие сие поставлю…быть участницей в приношениях для пользы Отечества, при сем к Вашему сиятельству 100 рублей». Кроме того, известно, что тарханские крестьяне служили в ополчении, принимали участие в заграничных походах русской армии.

    С крестьянами села юный Лермонтов общался постоянно. Особенно его занимали рассказы бывалых людей, много повидавших на своём веку. Во время потешных игр он с замиранием сердца слушал своих наставников, которые с оружием в руках отстаивали честь и независимость России от полчищ Наполеона, не раз смотрели смерти в лицо при защите Москвы, форсировании Березины, взятии русскими войсками Парижа.

 Повествует о  героических событиях непосредственный участник сражения. Причём делится своими воспоминаниями не офицер и не «начальствующий чин», а рядовой солдат – артиллерист. С ним Лермонтов мог близко познакомиться только в Тарханах. В Москве, судя по дошедшим до наших дней источникам таких встреч не было.

      С одной стороны, герой объединён с массой:

        Всю ночь у пушек  пролежали

        Мы без палаток, без огней…

       Ребята! Не Москва ль за нами:

       Умрёмте  ж под Москвой,

       Как наши братья умирали!

       И умереть мы обещали,

       И клятву верности сдержали

       Мы в Бородинский бой.

А с другой – резко отдалён от неё личными волевыми стремлениями

       Брат, слушай песню непогоды:

       Она дика, как песнь свободы;

       Мой пал товарищ, кровь лилася,

       Душа отмщения тряслася,

         И пуля смерти понеслася

         Из моего ружья.

Солдаты получили неожиданную характеристику «сынов полночи», а в бой их ведёт некий романтический «вождь».

      Позже в 1837году Лермонтов переделал раннее стихотворение в широко известное «Бородино». Теперь рассказ доверен старому солдату, который выражается народным языком, с характерными для него просторечными оборотами, пословицами, поговорками, с речевыми неправильностями: «Постой-ка, брат мусью!»  В его языке отражён народный взгляд на войну. Теперь даже романтическая стилистика естественно включается в рассказ солдата.

      Да, жаль его: сражён булатом,…

      Носились знамена, как тени,

      Звучал булат, картечь визжала,

      Рука бойцов колоть устала,

      И ядрам пролетать мешала

      Гора кровавых тел…

      Земля тряслась – как наши груди

   Если в «Поле Бородина» «я» и «мы» были отделены друг от друга, то в «Бородино» они сливаются воедино.  

       Забил снаряд я в пушку туго

       И думал: угощу я друга!

       Постой-ка, брат мусью!

       Что ж тут хитрить, пожалуй к бою;

        Уж мы пойдём ломить стеною,

       Уж постоим мы головою

       За родину свою!

Даже просторечие у Лермонтова приобретает совершенно новую художественную окраску. В.Н. Турбин пишет: "в "Бородине" Лермонтов как бы исправляет тактическую неточность, допущенную им в ранней юности в "Поле Бородина": там прозаизмам противопоставлялась некая романтическая "поэтичность"; здесь они, эти прозаизмы, не исключаются из кругозора говорящего, а, напротив, вводятся в этот кругозор настолько активно, что создается шедевр"[4] (36, с. 401).

Лермонтовский старый солдат субъективизирован: он - русский поэт середины 1830-х годов, встревоженный судьбами своего поколения; но в то же время, он - мыслитель, сопоставляющий 1812 год с тем, что пришло в Россию четверть века спустя. Белинский убежденно утверждает, говоря о "Бородине": "В каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии. Ровность и выдержанность тона делают осязаемо ощутительною основную мысль поэта" [5](3, с.503)

Солдат равен другим. Он ,словно подчёркивает общность патриотических мыслей, закреплённых кровью («И умереть мы обещали,/ И клятву верности сдержали  мы в Бородинский бой»), единство настроения («Два дня мы были в перестрелке,/ Что толку в этакой безделке?/ Мы ждали третий день./ Повсюду стали слышны речи:/ «Пора добраться до картечи!»), общее отношение к войне как серьёзному делу, исключающему  суету и праздность.

      Старое поколение в стихотворении противопоставлено молодому. «Вся основная идея стихотворения, - писал Белинский, - выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата, состоящий из тринадцати куплетов:

       - Да, были люди в наше время,

         Не то, что нынешнее племя:

         Богатыри – не вы!

         Плохая им досталась доля:

         Не многие вернулись с поля…

        Не будь на то Господня воля,

        Не отдали б Москвы!

Эта мысль, - продолжал критик, - жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». В сознании старого солдата, как и самого Лермонтова, прежнее «племя» по сравнению с «нынешним» - «богатыри», «могучее, лихое племя». Не один солдат, не избранный круг, а все вместе отмечены мощью, богатырством. Это единство поражает  нас – потомков. Оно закрепилось в памяти поколений: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

   Бородинский бой стал памятен всей России вследствие того, что в битве с французами проявились черты русской национальности. Русская нация близка к природе, она также чиста, непосредственна и могуча. Она делала всех богатырями, благородными, мужественными людьми, обладавшими глубоким личным достоинством и способными на подвиг и отвагу. Каждый человек естественно, по велению сердца исполнял свой долг бескорыстно.  Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяет отношения между людьми, а личные достоинства.

       Полковник наш рождён был хватом:

       Слуга царю, отец солдатам..

Говорит старый солдат о своём командире. Заметьте, «рождён был хватом», а не добился звания полковника ценой интриг, лести, клеветы, коварства. Именно поэтому между солдатами и полковником существует единство. Автор запечатлел эпическое состояние слитности каждого друг с другом, с жизнью всех. Когда даже смерть («И умереть мы обещали») воспринимается как счастье.

Стихотворение «Родина» как выражение подлинного патриотизма

В 1841 году современники Михаила Юрьевича Лермонтова были поражены его необычным поэтическим признанием в любви к Родине:

    Люблю Отчизну я, но странною любовью!

    Не победит её рассудок мой.

    Ни слава, купленная кровью,

    Ни полный гордого доверия покой,

    Ни тёмной старины заветные преданья

    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

    Но я люблю – за что, не знаю сам –

    Её степей холодное молчанье.

    Разливы рек её, подобные морям;

    Просёлочным путём люблю скакать в телеге.

    И взором медленным, пронзая ночи тень,

    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

    Дрожащие огни печальных деревень…

(Родина, 1841; 1, т.1, с. 207-208)

В стихотворении "Родина" поэтом с удивительной точностью передана широкомасштабность России: "безбрежные леса", "разливы рек, подобные морям". "Родина" - одно из немногих реалистических произведений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашенное описание пейзажа средней полосы России. Его составляют "проселочные пути", "белеющие березы", "желтая нива", "полное гумно".

"Родина" Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечной привязанности, без которой нет связи с Отчизной. Если вначале поэт пишет, что "любит за что, не знает сам", то потом конкретизирует: отрада вызвана созерцанием этого уклада жизни, этой природы.

Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела лирический характер. В стихотворении Лермонтов высказывает несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Постепенно поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. "В качестве основного чувства родины, - пишет об этом стихотворении У.Р. Фохт, - выдвигается нечто настолько по тому времени необычное, что поэт счел необходимым в пределах небольшого стихотворения четыре раза оговорить эту необычность: "Люблю отчизну я, но странною любовью!", "Не победит ее рассудок мой", "Но я люблю - за что, не знаю сам", "С отрадой многим незнакомой""[6] (37 с.27).

Лермонтов пишет лишь о самом дорогом, о том, что вошло в него с ранних тарханских лет. Прежде, чем он постиг «степей холодное молчанье», увидел «лесов безбрежных колыханье» и « разливы рек, подобные морям», прежде, чем осознал красоту , величие и мощь отчизны, он полюбил тихий говор родной речки, маленькой, как ручей. Она протекала в ста шагах от барского дома и разливалась в бурный поток весной. Испытал отраду от шёпота листьев небольшой дубовой рощи, примыкавшей к помещичьей усадьбе, восторгался красотой тарханских полей, простиравшихся до самого горизонта. Мне легко понять поэта. Ведь я в своём родном селе испытываю необъяснимый восторг от созерцания подобных картин природы.

  Стихотворение "Родина" состоит из трех строф. В первой строфе поэт размышляет о России в целом, о России как об огромной прекрасной стране. В связи с этим преобладают обобщающие или отвлеченные слова: отчизна, рассудок, слава, доверие, мечтанье, старина. Слова, относящиеся ко второй строфе, охватывают объекты более широкого масштаба: степи, леса, реки, проселочный путь, деревни. Во второй строфе "панорама" российского пейзажа постепенно сужается. "Холодное молчанье" степей, колыханье "безбрежных лесов", "разливы рек ее, подобные морям" - все это скрывает некую загадку, обещание великого будущего; просёлочный же путь в ночной тьме, дрожащие огни деревень говорят о печали настоящего.

Довольно резкая смена размера в третьей части привлекает внимание к тем реалиям русской жизни, которые вызывают у лирического героя "многим незнакомую" отраду: все эти детали связаны с людьми, живущими на российских просторах, с теми, для кого жизненно важно "полное гумно", кто живет в домах с "резными ставнями", а в праздник пляшет с "топаньем и свистом". Вслед за торжественно плавными, задумчивыми, замедленными шестистопными и пятистопными ямбами первой и второй строфы появляется четырехстопный ямб, выделяющий здесь переход к простому и обыденному тону, которым как бы подготовляется образ пляшущих мужиков, и потому язык, которым поэт говорит о русской деревне, прост и легок.

Первая строфа, посвященная размышлениям поэта о своей "странной любви" к отечеству, звучит торжественно и размеренно. Отчасти это происходит благодаря использованию инверсии: "люблю отчизну я", " не победит ее рассудок мой".

Лексика стихотворения, также разнообразна: в начале стихотворения - литературно-книжная ("рассудок", "слава, купленная кровью") и в последней части она сменяется простой разговорной речью ("скакать в телеге", "дымок жнивы", "говор пьяных мужичков"). "Объекты, представленные словарем третьей строфы, не только материальны, но и более локальны, ограничены, они - представляют собой лишь частности общей картины и недаром обозначены преимущественно словами единственного числа (по сравнению со второй строфой, в которой преобладало множественное число): обоз, нива, чета берез, изба, гумно."[7] (21, с.145)

Также для усиления впечатления о мощи России используется гипербола: разливы рек подобны морям. Кроме того, М.Ю. Лермонтов использует аллитерацию. Сонорные согласные придают особую поэтичность звучанию строк о России. Также поэтическое звучание придают анафора и эпифора:

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья

(Родина, 1841; 1, т.1, с. 207)

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье…

(Родина, 1841; 1, т.1, с. 208)

Изображая деревню, М.Ю. Лермонтов, чтобы позволить читателю буквально прочувствовать атмосферу народного гуляния, использует аллитерацию: на "пляску с топаньем и свистом".

Для большей яркости и выразительности Лермонтов использует эпитеты: желтая нива, резные ставни, "вечером росистым", "пьяных мужичков" и олицетворения: "печальных деревень", "ночующий обоз". Благодаря олицетворению деревня сама, словно оживает, обретает душу.

Простота или сложность звучания зависит также и от употребляемых поэтом видов рифмовки. Например, в первой строфе произведения присутствует как перекрестная, так и парная и кольцевая рифмы, а в последней строфе мы сталкиваемся только с перекрестной рифмой.

В.Г. Белинский в письме к В.П. Боткину от 13 марта 1841 назвал "Родину" пушкинским стихотворением, потому что А.С. Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а М.Ю. Лермонтов в "Родине" - поэт-реалист. "Родина" принадлежала к числу произведений наиболее ценимых Л.Н. Толстым. Стихотворение М.Ю. Лермонтова положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина" отличается самодостаточностью, завершенностью, и индивидуальной полнотой. Оно располагает к его созерцательному восприятию, что свидетельствует о том, что данное литературное произведение обладает идейно - художественной целостностью.

    В «Родине» Лермонтов продолжил мысль «Бородина». В «Бородине» поэт развил идею ценности исторического прошлого для современности и противопоставил «нынешнее племя» солдатам 1812года – «богатырям». В «Родине» он простодушно признаётся, что «Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни тёмной старины заветные преданья» не трогают его сердце, «не шевелят  отрадного мечтанья». Что же произошло? Почему поэт, недавно, всего четыре года назад, воспевший славу русского оружия, славу, «купленную кровью» и позволившую России обрести «покой», откровенно пишет о своём равнодушии именно к этой славе?

         Совершенно очевидно, что равнодушие Лермонтова к славе, к покою и заветным преданиям «тёмной старины»  исходит из нового отношения к современной ему действительности. Лермонтов сознаёт, что старые формы жизни, послужившие источником былой славы и даже нынешнего могущества, отошли в прошлое, что возрождение России возможно лишь на основе этой действительности, этой жизни. Если в «Бородине» Михаил Юрьевич любил прошлое, то в «Родине» он любит настоящее, но особенное «странное» настоящее.

       

         Грусть и гнев, порождённые любовью.

    В 1841 году Лермонтов узнает о новом изгнании на Кавказ.М.Ю. Лермонтов уезжал в угрюмом настроении. Он чувствовал, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он написал эти знаменитые строки:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

(Прощай, немытая Россия…1841; 1, т.1, с.213)

Если сравнить это стихотворение с предыдущим, можно увидеть явное, прямо противоположное несоответствие. И то и другое сочинение принадлежит одному автору, но какие совершенно разные России он описывает. Первую любит, хоть и называет свое чувство "странным", так как при взгляде со стороны, не могут вызывать "отрады" "печальные деревни" с "избами, покрытыми соломой", "разливы рек". Но Россия для Лермонтова и для тех, кому он адресует лирическое признание - Родина. А это придаёт "странности" индивидуальный смысл.

Во втором стихотворении автор не "скачет в телеге просёлочным путём", оглядывая окрестности влюблённым взором. Он, что есть мочи, бежит из России, спешит покинуть ту же самую Родину, которую в предыдущем стихотворении "любил странною любовью". Хочет оказаться "за стеной Кавказа" в окружении чужих ландшафтов, среди племён. Мечтает "сокрыться" от "пашей", хотя империя, которой он служит, Российская, не Османская. Он не замечает природы, которая его умиляла с детства, не слышит "говора пьяных мужичков". Теперь они у него только "послушный голубым мундирам народ", рабы из "страны рабов и господ". Автор отказывается назвать её Родиной, она… "немытая Россия".

    Композиционно восьмистишие делится на две части. В первой строке  нас повергает в недоумение неожиданный эпитет «немытая» к названию отчизны, которую Лермонтов любил и не щадя жизни защищал. Что вкладывает поэт в этот эпитет и что хочет им сказать нам?  Вопрос трудный. Но можно, пожалуй, согласиться с тем, что по этому поводу говорит Т.Г. Динесман: «Оскорбительно-дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной боль определение родной страны («немытая Россия!») представляло собой исключительную по поэтической выразительности и чрезвычайно ёмкую историческую характеристику, вместившую в себя всю отсталость, неразвитость, иначе говоря, нецивилизованность современной поэту России»[8]

Можно подумать, что стихотворцу, на бегу, было не до подбора определения; вплёл в строчку, что на раздражённый ум пришло. Но Лермонтов не таков. В его подлинниках каждое слово со смыслом. Нет, не мог он изменить гению, коим наградил его Творец. Не посмел бы необдуманно исковеркать начальную строчку "прощания с морем", что написал его кумир, "невольник чести": "Прощай, свободная стихия!".

В этих двух совершенно разных стихотворениях мы видим двух совершенно разных Лермонтовых, разделённых в физическом теле одного человека каким-то событием, что меняет в человеке сознание, приоритеты, взгляды на себя и окружающую действительность. Мы знаем Пушкина первых семи лет после Лицея. И знаем совсем другого Пушкина: остепенившегося, признавшего Бога, сторонника просвещённого самодержавия, кем он оставался до последних дней. Таковым его сделала судьбоносная ссылка в село Михайловское - "приют спокойствия, трудов и вдохновенья". Процесс перерождения, в интенсивной фазе, длился с 1824 по 1826 год. Он почти надвое разделил поэтическую жизнь гения в ее печатный период.

Лермонтов написал "Родину" в 1841 году, незадолго до смерти. "Немытая Россия" могла бы теоретически появиться под его пером, когда он, после отпуска, в том же 1841 году возвращался в свой полк на Кавказ. Появись такой дерзкий вызов власти в 1837 году, когда автор стихотворения "Смерть поэта" уже собирался по Высочайшему повелению отправиться на войну, он был бы сразу услышан всеми. Выходит, между двумя стихотворениями, резко противоположными по тональности, считанные месяцы, если не недели, а то и дни. Этого временного отрезка недостаточно для мировоззренческого перерождения человека, тем более байронического склада ума. Это лишь доказывает степень важности события, так потрясшего великого поэта.

Так же мы видим множество различий этих стихотворений в организации языковых элементов. Лермонтов использовал различные поэтические способы и приемы, одним из которых является антитеза.

Композиция стихотворения строится на принципе противопоставления двух его частей. В первой строфе объективированная констатация реальности, а вторая повернута в план "субъективный". Здесь все окрашено присутствием лирического "я" ("сокроюсь").

Единство стихотворения создается общим идейно-эмоциональным и ритмико-интонационным настроем, а также структурной связью частей. С эмоционально окрашенным словом "прощай", являющемся зачином стихотворения, тесно связан образ лирического "Я". Заменив "мундиров голубых" из первой строфы "пашами" во второй, автор усиливает образ деспотической действительности "немытой России".

Предметом поэтического осмысления в стихотворении являются не отдельные стороны русской жизни, а все самодержавно-крепостническое общество николаевской России.

Основную смысловую и эмоциональную нагрузку несет первая строка: "Прощай, немытая Россия!" Оскорбительно-дерзкое определение ("немытая") официальной России усугубляется и усиливается в следующих строках. В контрастном противопоставлении "мундиров голубых" и "им преданного народа". Все это вместе взятое: крепостное рабство, жандармский произвол и жалкая "преданность" ему передается в поэтической формуле Лермонтова как нечто единое, чему он говорит решительное "прощай". Эта формула предопределяет синтаксическую организацию и тональность речи.

Каждая строфа состоит из одного простого осложненного предложения: первое осложнено риторическими обращениями, а второе - однородными членами и вводным словом. Одно это делает строфы в интонационном отношении более напряженными.

Интонационное напряжение усиливается введением инверсии, нарушающей прямой порядок расположения слов, который является доминирующим в стихотворении. Инверсированы две последние строки первой строфы:

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

(Прощай, немытая Россия…1841; 1, т.1, с.213)

Обычно прямой порядок слов в строке придает речи плавность, делает речь ровной в интонационном отношении. Однако это не наблюдается в тексте стихотворения благодаря синтаксическим параллелизмам, лексическим повторам, вводным словам и переносам:

Страна рабов, страна господ } повтор и внутристрочный параллелизм

И вы, мундиры голубые И ты, им преданный народ } повтор и синтаксический параллелизм

Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, } перенос

От их всевидящего глаза, } повтор и синтаксический

От их всеслышащих ушей } параллелизм

Повышение интонационной напряженности, приходится на такие фрагменты стихотворения, которые в смысловом отношении весьма существенны: в первой строфе контрастирующие образы "немытой России" (страна рабов, страна господ; мундиры голубые и им преданный народ), во второй строфе образ жандармов в качестве "пашей", а также образ страдающего, негодующего лирического героя, предполагавшего освободиться от "всевидящего глаза" и "всеслышащих ушей”.

Размещение повторов и параллелизмов, выступающих как главное средство создания экспрессивности, определяет постепенное нарастание эмоциональной напряженности к концу стихотворения.

Особое, центральное положение в совокупности языковых выразительных средств принадлежит лексике: она создает смысловую, понятийную основу художественных образов, а также определенные стилевые эффекты, которые придают стихотворению ту или иную тональность.

Лексическая материя стихотворения образуется 32 словами, из которых 12 существительных, 5 прилагательных, 1 глагол, 6 местоимений, 2 союза, 4 предлога, 2 модальных слова. В нем авторские фразеологизмы представлены перифразами "немытая Россия” и "мундиры голубые”.

Большинство существительных представляет тематическую группу слов с общественно-политической семантикой (Россия, страна рабов, страна господ, мундиры, народ, Кавказ, паша). Из приведенных в тексте существительных только 4 использованы в переносном значении (мундиры - метонимия; страна рабов, за стеной Кавказа, от пашей - метафоры).

Острое лирическое волнение и патетическое напряжение передается повторением предлога "от". С этим предлогом связан мотив избавления, спасения от "мундиров голубых”.

Местоимения (и вы, и ты, от их) логически подчеркивают, противопоставляют те понятия, к которым с гневом обращается лирический герой. В параллельных конструкциях за этими словами чувствуется эмоциональная жестикуляция.

Единственный глагол (сокроюсь) вместе с модальным словом (быть может) является связующим звеном текста. Он вводит образ страдающего лирического героя, который говорит "прощай" всей "немытой России" и предполагает освободиться от преследования "пашей" "за стеной Кавказа".

В тексте наблюдаются в основном слова высокого книжного стиля (прощай, преданный, сокроюсь, всевидящий и др. сюда относится также и экзотизм-паша) и нейтральные слова (ты, вы, твоих, страна, глаз, уши и др.). Независимо от стилистической принадлежности эти слова приобретают в тексте эмоциональную оценку отрицательной иронической окраски.

На фоне высоких книжных и нейтральных слов горит ярким блеском лишь один разговорный эпитет "немытая Россия", который несет наибольшую эмоциональную и смысловую нагрузку.

Трагически неразрешимый конфликт личности с современным мироустройством  в лирике М.Ю. Лермонтова.

В своих современниках Лермонтов видит духовную пустоту, душевную апатию, неспособность к совершению великих поступков.

Оглядываясь вокруг, Лермонтов хочет отыскать людей честных, мыслящих, бескорыстно преданных Родине, способных возродить былую честь и славу России, но... Вокруг пустота... Всегда очень критичный к себе, Лермонтов предъявляет высокие требования и к окружающему миру, поэтому многое в своей Родине он принять не может. Часто в словах поэта звучит неприкрытая боль: людская злоба, хитрость, беспечность не дают покоя душе поэта. Он поражён. Его сознание не в силах смириться с тем, что сердца людей вместо того, чтобы любить, испытывать искренние порывы прекрасных чувств, попадают в плен зависти, лицемерия, коварства, лжи. Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности и малодушия  своего поколения. Хотя Лермонтов осознаёт, что люди не идеальны. Именно из таких порочных жителей сёл, городов формируется общество.

И все же, даже не вписываясь своим мятежным духом, острым умом и широким сердцем в современную ему действительность, Лермонтов пронес свою «странную» любовь к родной земле через одиночество, тоску, печаль и выплеснул ее в своей глубокой и прекрасной поэзии.

Желание сделать Родину краше.

 У Лермонтова – не уверенный ответ, за что надо любить народную Россию, а вопрос, тот самый, что в стихах важнее ответа. Для меня этот вопрос очень актуален. Он порождает новый вопрос: «Как наша любовь к Родине (моя в частности) в настоящем может изменить жизнь России в будущем?»

         Мне захотелось поделиться своими суждениями по этому поводу со всеми, и я отправила на Всероссийский конкурс сочинений в этом году своё сочинение «Россия, устремлённая в будущее. Воспитание совести – путь к обновлению.» Люди должны жить хорошо и уютно в своей стране, уважать свой народ и восхищаться местом, где живут. Важно, чтобы у них возникало желание сделать его ещё краше для своих детей. Нужно, чтобы каждый человек жил по совести, бескорыстно, принося пользу своему народу.

   Будущее России зависит от поступков каждого из нас. Оно, словно пазл, состоящий из множества мельчайших кусочков. Собранные воедино они создают целостную картину. Только вместе мы – сила, способная изменить жизнь нашей страны к лучшему.

Писала я эти строчки в сентябре и с полной уверенностью думала, что отражаю в них моё индивидуальное мироощущение. Прошло полгода. Каково же было моё изумление в финале моего исследования. Оказывается, мой любимый поэт не только близок мне по духу, но и истинный патриот. В его поэтических строчках, посвящённых Родине, звучит свойственная мне убеждённость, что любовь к Родине не может быть созерцательно-безучастной. Только он, в отличие от меня, не даёт готовых умозаключений и не призывает к активным действиям. Михаил Юрьевич поэтическим словом заставляет читателя задуматься и самому прийти к таким выводам.

 

                 

     

Список использованной литературы

  1. Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. - Электронная библиотека TheLib.Ru © 2006-2019
  2. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9т. - М.: Художественная литература, 1978.
  3. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 2т. - М.: Правда, 1988.
  4. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
  5. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - М. - Л.: Наука, 1964.
  6. Серман И.З. Михаил Лермонтов. Жизнь в литературе 1836-1841. – М.: Российский государственный гуманитарный университет,2003.
  7. Турбин В.Н. О литературно-полемическом аспекте стихотворения Лермонтова "Бородино" // М.Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979.
  8. Фохт У.Р. Лирика М.Ю. Лермонтова. Уч. Зап. Моск. обл. гос. пед. инст. им. Н.К. Крупской, т.66, 1958.

Список литературы для ознакомительного чтения по теме

I. Художественные тексты.

1. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 2т. - М.: Правда, 1988.

II. Литературоведческие материалы.

2. Абрамов А.И. Философия русского романтизма // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. - С. 546-547.

3. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9т. - М.: Художественная литература, 1978.

4. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Лермонтов М. Ю.: pro et contra: Личность и творчество М.Ю. Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост.В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РГХИ, 2002. - С. 120-131.

5. Бицилли П.М. Место Лермонтова в истории русской поэзии // Лермонтов М. Ю.: pro et contra: Личность и творчество М.Ю. Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост.В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РГХИ, 2002. - С.825-839.

http:// bookol.ru

6. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: "Элегическая школа". - СПб.: Наука, 1993.

7. Вейман Р. История литературы и мифология / Р. Вейман. М.: Прогресс, 1975.

8. Гальцева Р.А. Трагическое. // Лермонтовская энциклопедия / Глав. ред.В.А. Мануйлов. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С.578-579.

9. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. - Л.: Художественная литература, 1940.

10. Гинзбург Л.Я. О лирике. - М.: Интрада, 1997.

11. Гуревич А.М. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения.1814-1964: Сб. ст. / Отв. Ред. У.Р. Фохт. - М.: Наука, 1964. С.149-171.

12. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980.

13. Гуревич А.М., Коровин В.И. Романтизм и реализм // Лермонтовская энциклопедия / Глав. Ред.В.А. Мануйлов. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С.474-477.

14. Гуревич А.М. Этический идеал // Лермонтовская энциклопедия / Глав. Ред.В.А. Мануйлов. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С.633-634.

15. Егоров Б.Ф. Структурализм. Русская поэзия. Воспоминания / Б.Ф. Егоров. Томск: Водолей, 2001.

16. Журавлева А.И., В.И. Тутбин Творчество М.Ю. Лермонтова. - М.: Сов. Россия, 1967.

17. Карташова И.В. Этюды о романтизме. - Тверь, 2001.

18. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. - М.: Просвещение, 1973.

19. Коровин В.И. Лирика. // Лермонтовская энциклопедия / Глав. Ред.В.А. Мануйлов. - Сов. энциклопедия, 1981. - С.255-258.

20. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

21. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - М. - Л.: Наука, 1964.

22. Маркович В.М. Еще раз о "творческой тоске" // Нева. - 1994. - №10. - С.268-275.

23. Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // Лермонтов М. Ю.: pro et contra: Личность и творчество М.Ю. Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост.В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РГХИ, 2002. - С.7-50.

24. Мережковский Д.С.М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Лермонтов М. Ю.: pro et contra: Личность и творчество М.Ю. Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост.В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РГХИ, 2002. - С.348-386.

25. Мережковский Д.С.М.Ю. Лермонтов - Поэт сверхчеловечества / Д.С. Мережковский // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М.: Сов. писатель, 1991. С.378-415.

26. Михайлова Е.Н. Идея личности у Лермонтовв и особенности ее художественного воплощения <отрывки> // Лермонтов М. Ю.: pro et contra: Личность и творчество М.Ю. Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост.В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РГХИ, 2002. - С.620-633.

27. Панарин А. Завещание трагического романтика // Москва. - 2001. - №7. - С.3-41.

28 Роднянская И.Б. Лирический герой // Лермонтовская энциклопедия / Глав. Ред.В.А. Мануйлов. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С.258-262.

29. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995.

30. Розанов В.В.М.Ю. Лермонтов: (К 60-летю кончины) // Розанов В.В. Уединенное. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени. Статьи о русских писателях. - М.: СЛОВО, 2001. - С.561-570.

31. Садовской Б.А. Трагедия Лермонтова. // Лермонтов М. Ю.: pro et contra: Личность и творчество М.Ю. Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост.В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РГХИ, 2002. - С.410-433.

32. Сакулин П.Н. Земля и небо поэзии Лермонтова, в кН.: Венок М.Ю. Лермонтову. - М.: - П., 1914.

33. Скатов Н.Н. Русская литература в первой половине века // Литература в школе. - 2004. - №1. - С.2-5.

34. Соколов А.Н. Михаил Юрьевич Лермонтов. - М.: Изд-во моск. Ун-та, 1957.

35. Соловьев В.С. Лермонтов // Лермонтов М. Ю.: pro et contra: Личность и творчество М.Ю. Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост.В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РГХИ, 2002. - С.330-347.

36. Турбин В.Н. О литературно-полемическом аспекте стихотворения Лермонтова "Бородино" // М.Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - С.392-403.

37. Фохт У.Р. Лирика М.Ю. Лермонтова. Уч. Зап. Моск. обл. гос. пед. инст. им. Н.К. Крупской, т.66, 1958.

38. Щеблыкин И.П. Мир символов, пророчества и грез (из цикла "Этюды о Лермонтове") // Литература в школе. - 2000. - №4. - С.30-37.

39. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. - М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.

40. Эткинд Е.Г. Поэтическая мысль Лермонтова. ("Диалектика души" в лирике) // Лермонтов М. Ю.: pro et contra: Личность и творчество М.Ю. Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост.В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РГХИ, 2002. - С.900-927.

   


[1] . Здесь и далее Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 2т. - М.: Правда, 1988.

[2] Серман И.З. Михаил Лермонтов. Жизнь в литературе 1836-1841. – М.: Российский государственный гуманитарный университет,2003.

[3] Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. - Электронная библиотека TheLib.Ru © 2006-2019, с.7

[4]. Турбин В.Н. О литературно-полемическом аспекте стихотворения Лермонтова "Бородино" // М.Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - С.392-403 

[5] . Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9т. - М.: Художественная литература, 1978.

[6] Фохт У.Р. Лирика М.Ю. Лермонтова. Уч. Зап. Моск. обл. гос. пед. инст. им. Н.К. Крупской, т.66, 1958.

[7] . Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - М. - Л.: Наука, 1964.

[8] Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981. – С. 452


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

в творчестве М.Ю. Лермонтова О «странной любви»

Слайд 2

Имя Михаила Юрьевича Лермонтова принадлежит к числу самых великих и дорогих имен, принесших мировую известность и славу русской литературе.

Слайд 3

В соответствии с этим основной целью работы стало рассмотрение темы Родины в лирике М.Ю. Лермонтова, проблемы, столь значимой в контексте современной культуры и школы. Сделать акцент на разнообразии в раскрытии темы Родины в патриотической лирике М.Ю. Лермонтова. Цели: Задачи: · рассмотреть особенности трактовки темы Родины автором на основе конкретных произведений: «Бородино», «Родина», «Прощай немытая Россия»; · выявить своеобразие отношения Лермонтова к Родине; · углубить представление о духовных поисках Лермонтова.

Слайд 4

Тема Родины для поэта гораздо шире темы России. Лермонтов - поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символический образ Родины. Автор испытывает презрение к тем, у кого нет Родины. Он сравнивает таких людей с тучами (" Тучи" ,1840) Лирический герой Лермонтова непобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели. В стихотворении " Листок« (1841) этот мотив также прослеживается

Слайд 5

«Всё вокруг с детских лет говорило Лермонтову об Отечественной войне, всё напоминало о Бородинской победе: и ещё не отстроенная Москва, взорванная по приказу Наполеона, стены Кремля, пушки, отбитые у неприятеля, грудь ветерана, украшенная крестами, карикатура на отступление «великой армии»…пылкие рассуждения московских студентов о значении 1812 года в русской истории, а главное рассказы множества очевидцев – в Москве, Петербурге, а ещё ранее – в пензенских Тарханах». Ираклий Луарсабович Андроников

Слайд 6

Здесь он мог слышать рассказы от братьев бабушки, Елизаветы Алексеевны. Четверо из них были на военной службе

Слайд 8

Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов, отставной капитан в 1812 году вступал в ополчение. Бабушка жертвовала деньги. В 1813 году в письме к губернатору она писала: «за счастие сие поставлю…быть участницей в приношениях для пользы Отечества, при сем к Вашему сиятельству 100 рублей».

Слайд 9

«Поле Бородина» «Бородино» 1837г рассказчик рядовой солдат – артиллерист старый солдат «я» и «мы» отделены друг от друга сливаются воедино герои Романтизированы «сынов полночи», «вождь». старый солдат субъективизирован

Слайд 10

Владимир Николаевич Турбин пишет: «В "Бородине" Лермонтов как бы исправляет тактическую неточность, допущенную им в ранней юности в "Поле Бородина": там прозаизмам противопоставлялась некая романтическая "поэтичность"; здесь они, эти прозаизмы, не исключаются из кругозора говорящего, а, напротив, вводятся в этот кругозор настолько активно, что создается шедевр

Слайд 11

Автор запечатлел эпическое состояние слитности каждого друг с другом, с жизнью всех. Когда даже смерть («И умереть мы обещали») воспринимается как счастье.

Слайд 12

"Родина" - одно из немногих реалистических произведений поэта Просёлочный путь Чета белеющих берёз Желтеющая нива Полное гумно

Слайд 13

Прежде, чем он постиг «степей холодное молчанье», увидел «лесов безбрежных колыханье» и « разливы рек, подобные морям» он полюбил тихий говор родной речки испытал отраду от шёпота листьев небольшой дубовой рощи восторгался красотой тарханских полей

Слайд 14

1-я строфа 2-я строфа 3-я строфа тема размышления поэта о своей "странной любви" к отечеству, о России в целом "панорама" российского пейзажа постепенно сужается; обещание великого будущего Реалии русской жизни, которые вызывают у лирического героя "многим незнакомую" отраду лексика преобладают обобщающие или отвлеченные слова: отчизна, рассудок, слава, доверие, мечтанье, старина объекты более конкретные: степи, леса, реки, проселочный путь, деревни простая разговорная речь ("скакать в телеге", "дымок жнивы", "говор пьяных мужичков"); обоз, нива, изба, гумно Литературные тропы инверсии: "люблю отчизну я", " не победит ее рассудок мой". гипербола: разливы рек, подобные морям аллитерация: на " п ля с ку с т о п аньем и с ви с т ом". размер шестистопный и пятистопный ямб шестистопный и пятистопный ямб четырёхстопный ямб

Слайд 15

В.Г. Белинский в письме к В.П. Боткину от 13 марта 1841 назвал "Родину" пушкинским стихотворением, потому что А.С. Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а М.Ю. Лермонтов в "Родине" - поэт-реалист. Стихотворение М.Ю. Лермонтова положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр лирического раздумья о родине

Слайд 16

В 1841 году Лермонтов узнает о новом изгнании на Кавказ. М.Ю. Лермонтов уезжал в угрюмом настроении. Он чувствовал, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он написал эти знаменитые строки: «Прощай, немытая Россия,…»

Слайд 17

Две России одного автора «Родина» «Прощай, немытая Россия,…» любит, хоть и называет свое чувство "странным" спешит покинуть ту же самую Родину Называет Родиной отказывается назвать её Родиной, она… "немытая Россия". Любуется красотой природы не замечает природы Умиляется и восхищается народом Теперь он только "послушный голубым мундирам народ", рабы из "страны рабов и господ".

Слайд 18

Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ , - повтор и внутристрочный параллелизм И вы , мундиры голубые , - инверсия; повтор, И ты, им преданный народ. - инверсия; синтаксический параллелизм Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей , - повтор и синтаксический параллелизм От их всевидящего глаза , - повтор и синтаксический От их всеслышащих ушей - параллелизм антитеза

Слайд 19

«Оскорбительно-дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью определение родной страны («немытая Россия!») представляло собой исключительную по поэтической выразительности и чрезвычайно ёмкую историческую характеристику, вместившую в себя всю отсталость, неразвитость, иначе говоря, нецивилизованность современной поэту России» Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981. – С. 452 Татьяна Георгиевна Динесман

Слайд 20

Вывод : М.Ю. Лермонтов - истинный патриот. В его поэтических строчках, посвящённых Родине, звучит убеждённость, что любовь к Родине не может быть созерцательно-безучастной. Только он не даёт готовых умозаключений и не призывает к активным действиям. Михаил Юрьевич поэтическим словом заставляет читателя задуматься и самому прийти к таким выводам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Снова выплыла боль души..." (тема любви в лирике С.Есенина

необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма "Есенин"...

"Снова выплыла боль души..." (тема любви в лирике С.Есенина

необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма "Есенин"...

Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова

Работа ставит своей целью познакомить учащихся   с интимной лирикой М.Ю.Лермонтова, с адресатми любовной лирики поэта....

Тема любви в лирике А.С.Пушкина

Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами до конца. У каждого из нас свой Пушкин. К его творчеству мы обращаемся постоянно и находим ответы на самые разные вопросы. Особое место в лирик...

Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".

Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....

Урок -импровизация Тема любви в лирике А.А.Фета

Предложенный материал поможет в проведении урока литературы в 10 классе по теме "Тема любви в лирике А.Фета".  Уч-ся познакомятся   с художественным  миром поэта. Ссылка  - ht...