Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс)

Манзык Мария Васильевна

Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется в рамках содержания занятий по литературе в соответствии с разделами и темами календарно-тематического планирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature_5_klass.docx53.33 КБ

Предварительный просмотр:

            Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется в рамках содержания занятий по литературе в соответствии с разделами и темами календарно-тематического планирования.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

  • Литература. 5 класс. Учеб.для общеобразоват.  учреждений с прил. на электрон. носителе.  В 2 ч. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. М.: Просвещение, 2012.
  • В. Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,   В.И.Коровин.- 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Р.Г.Ахмадулина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2014.

Изучение литературы в 5 классе, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта,  направлено на достижение целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуре;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий;
  • овладение умениями: чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоение программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований: к воспитании и социализации обучающихся как част образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знания, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и вне урочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности ,  том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие личности, отвечающей требованием современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути  и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических способностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определение образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием мировой и отечественной литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворений и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
  • индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 105 ч. в год (3 часа в неделю).

В 5 классе программой предусмотрено проведение:

  • работ по развитию речи – 12 (в том числе проектная деятельность);
  • контрольных работ – 8;
  • внеклассного чтения - 6.  

Так как федеральный государственный образовательный стандарт требует иных результатов изучения учебного предмета, в данной программе предусмотрены сочинения и  письменные ответы на проблемные вопросы по выбору учащегося.  

Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России, к своей малой родине»,  «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;
  • формировать основы российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • уважать  свой народ, способствовать развитию толерантности;
  • формировать личностный смысл учения, осознанно выбирать дальнейший образовательный маршрут;
  • оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных  текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;
  • выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика; знать права учащихся и уметь ими пользоваться;
  • развивать личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
  • осознать свою принадлежность к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.
  • ставить частные задачи на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести);
  • использовать справочную литературу, ИКТ,  инструменты и приборы;
  • умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
  • готовность к нравственному саморазвитию;
  • способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров)

  • самостоятельно выделять и
  • формулировать цель;
  • ориентироваться в учебных источниках;
  • отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;
  • анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
  • уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  • анализировать информацию, представленную в разной, форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства);
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
  • формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

  • участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;
  • предвидеть последствия коллективных решений;

• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей

собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Предметные результаты.

Пятиклассник научится

Пятиклассник получит возможность научиться

Устное народное творчество

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
  • выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
  • пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
  • проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;
  • оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
  • использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
  • сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
  • высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
  • оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

Из древнерусской литературы

Из литературы XVIII века

Из литературы XIX века

Из литературы XX века

Из зарубежной литературы

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства;
  • определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
  • создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;
  • оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
  • использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);
  • высказывать предположенияо последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
  • оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

  1. Содержание учебного предмета, курса

Тема 1: Введение (1 час)

Содержание учебного материала

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Тема 2: «Устное народное творчество»   (9 часов)

Содержание учебного материала

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки,  приговорки, скороговорки, загадки – повторение).

Теория литературы: фольклор, устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки. Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.

Теория литературы: сказка как повествовательный жанр фольклора; виды сказок (закрепление представлений).

Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич -  победитель житейских невзгод. Животные помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Светлый и темный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок. Фантастика в волшебной сказке.

Теория литературы: постоянные эпитеты, гипербола (начальное представление), сказочные формулы.

Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы: вариативность народных сказок (начальные представления), сравнение.

Развитие речи.

Сочинение- описание картины В.Васнецова «Царевна- лягушка. Пир».

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Внеклассное чтение №1.

Сказки народов мира.

Тема 3: Из древнерусской литературы (1 час)

Содержание учебного материала

Начало письменности у древних славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных « Повестей…» и их подвиги во имя  мира на родной земле.

Теория литературы: летопись (начальные представления).

Тема 4: Из литературы XVIII века (2 часа)

Содержание учебного материала

М.В.Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме.

  «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка…» (М.В.Ломоносов).

Развитие речи (проектная деятельность)

Понятие о юморе. Понятие о родах литературы (эпосе, лирике, драме) и начальные представления о ее жанрах.

Теория литературы: роды литературы, жанры литературы (начальные представления).

Тема 5: Из литературы XIX века (45 часов)

Содержание учебного материала

Жанр басни, история его развития. Понятие об эзоповом языке. Образы животных в басне. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

И.А.Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и лисица», «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков –  грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. « Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие  языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы: басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Развитие речи

Урок – инсценирование басен.

В.А.Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Жанр баллады в творчестве Жуковского. Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы: баллады (начальное представление).

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками, песнями.

Теория литературы: лирическое послание (начальное представление).

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Теория литературы: пролог (начальные представления).

Истоки сказки А.С.Пушкина (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказкой братьев Гримм, «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Рифма, ритм.

Теория литературы: стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, «бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Помощник и царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных  героев. Елисей. Победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Теория литературы: литературная сказка (начальные представления).

В.М.Гаршин “AttaleaPrinceps”. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Историческая основа стихотворения.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы: сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений);  метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). Народные предания о кладах – основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы: фантастика (развитие представлений).

Внеклассное чтение №2. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте (годы детства и начало литературной деятельности). «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянских детей. Речевая характеристика персонажей. Тема крестьянской доли.

Теория литературы: эпитет (развитие представлений).

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Внеклассное чтение.

Н.А.Некрасов. «На Волге».

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Образ Муму.

Теория литературы: портрет, пейзаж (развитие представлений), литературный герой (развитие представлений).

Смысл финала повести. Особенности повествования, авторская позиция. Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека.

Развитие речи (проектная деятельность)

Составление электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков».

А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». «Кавказский пленник» - бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Теория литературы: сравнение (развитие понятия), сюжет (начальное представление).

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Развитие речи.

Сочинение по повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы: юмор (развитие представлений),речевая характеристика персонажей (начальные представления), речь героев как средство создания комической ситуации.

Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».

А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок).

И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок).

А.Н.Майков «Ласточки».

И.З.Суриков «Зима» (отрывок).

А.В.Кольцов «В степи».

Теория литературы: стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Тема 6: Из литературы XX века (30 часов)

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Внеклассное чтение №3. И.А.Бунин «Подснежник».

В.Г.Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе».

Теория литературы: композиция литературного произведения (начальные понятия).

Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев.  «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье. Отец и сын. Размышления героев.  «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

С.А.Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А.Есенина.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, начало литературной деятельности).

Теория литературы: сказ как жанр литературы (начальные представления), сказ и сказка (общее и отличное).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Внеклассное чтение №4. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

К.Г.Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Герои сказки. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Нравственные уроки сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка.

Теория литературы: пьеса-сказка, драма как род литературы (начальные представления).

Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы: развитие жанра литературной сказки в XXвеке.

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Быль и фантастика.

Теория литературы: фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Рассказ «Никита». Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

Теория литературы: автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Рассказ «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.  «Открытие» Васюткой нового озера. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Стихотворные произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Развитие речи (проектная деятельность)

Составление электронного альбома «Русские поэты XXвека о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы: юмор (развитие понятий).

Тема 7: Из зарубежной литературы (15 часов)

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы: баллада (развитие представлений).

Внеклассное чтение №5. Р.Л.Стивенсон.  «Остров сокровищ»

Д.Дефо. Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена.

Теория литературы: художественная деталь (начальные представления).

Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и другие). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Внеклассное чтение №6. Сказки Х.К.Андерсена.

Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы: аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

М.Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М.Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Развитие речи (проектная деятельность)

Составление электронного альбома «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях».

Составление электронной презентации «Памятники литературным героям».

Контрольная работа

Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Тема 8: Итоговая практическая работа (2 часа)

Развитие речи (проектная деятельность)

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

Итоговая контрольная работа (тест)

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 

План

Количество

часов

В том числе

Уроков  внеклассного чтения

Уроки развития речи (проектная деятельность)

Контрольных

работ

1.

Литература как искусство словесного образа

1

2.

Русский фольклор

9

1

1

1

3.

Древнерусская литература

1

4.

Литература XVIII века

2

1

5.

Литература ХIХ века

45

1

5

2

6.

Литература XX века

30

2

1

3

7.

Зарубежная литература

15

2

3

1

8.

Итоговые уроки

2

1

1

Итого

105

6

12

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...