Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс)

Манзык Мария Васильевна

Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_literature_6_klass.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ

   

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

  • Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2013.
  • Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… : дидакт.  материалы по лит. : 6 кл. / В.П.Полухина. - 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  • В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия  к учебнику «Литература. 6 класс» (1СD MP3).
  • Р.Г.Ахмадулина. Литература. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.

Изучение литературы в 6 классе, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуре;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий;
  • овладение умениями: чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоение программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований: к воспитании и социализации обучающихся как част образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знания, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и вне урочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности ,  том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Ключевая идея  курса заключается в  системно-деятельностном подходе, который предполагает:

  • воспитание и развитие личности, отвечающей требованием современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения

его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути  и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоение универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических способностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определение образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 105 ч. в год (3 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ – 11;
  • внеклассного учения -11;
  • проектная деятельность – 12;  
  • элементы развития речи предусмотрены в ходе уроков.

Так как новый федеральный стандарт требует иных результатов изучения учебного предмета, я считаю необходимым представить контрольные работы в различных формах: письменный ответ на проблемный вопрос и тест.

 Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ   в форме тестов и контрольных работ. Это является важнейшей отличительной особенностью данного курса.

         

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

  • формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитывать чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительному отношению к русской литературе, к культурам других народов;
  • формирование мотивации к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности;
  • формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог  с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формирование мотивации к самосовершенствованию;
  • формирование диагностической деятельности;
  • формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи;
  • формирование навыков аргументации собственного мнения в диалоге со сверстниками;
  • формирование навыков аргументированного мышления и речи с использованием алгоритма выполнения задания.

  • уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме;
  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
  • уметь выделять и формулировать познавательную цель;
  • применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах;
  • уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста и составлять развернутое сообщение;
  • уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии  с содержанием;
  • уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа;
  • уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять  понятия, создавать обобщения;
  • уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст  для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия;
  • уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
  • уметь анализировать полученную информацию для составления ответа.

  • формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики;
  • уметь планировать алгоритм ответа;
  • применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;
  • уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа;
  • уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения;
  • уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы в поведении и поступках героев со своими;
  • формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт;
  • уметь определять меры усвоения изученного материала;
  • уметь выполнять учебные действия, строить алгоритм ответа, работать самостоятельно;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь формулировать и удерживать учебную задачу.
  • уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;
  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь определять общую цель и пути ее достижения;
  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
  • уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения;
  • уметь читать вслух и понимать прочитанное;
  • формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия;
  • уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания;
  • уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно  использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач;
  • уметь строить монологическое высказывание, овладеть умениями диалогической речи.

2.Содержание учебного предмета, курса 

Тема 1: Введение (1 час)

Содержание учебного материала

Художественное произведение.  Содержание и форма. Отношение автора к герою.  Способы выражения авторской позиции.

Тема 2: «Устное народное творчество»   (4 часа)

Содержание учебного материала

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора/ Раздел 3. Слово и образ времени. Малые круги: седмица и день/1ч.

Пословицы и поговорки. Загадки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы: Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Контрольная работа

Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество». Письменный ответ на проблемный вопрос.

Развитие речи

Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

Тема 3: Из древнерусской литературы (2 часа)

Содержание учебного материала

«Повесть временных лет»/ Раздел 1. Слово и образ человечества. Отечество/1ч., Раздел 3.Слово и образ времени. Слово и образ времени/1ч. «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости)/ Раздел 1. Слово и образ человечества. Северная Фиваида/1ч.

Теория литературы: летопись (развитие представлений).

Развитие речи

Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

Тема 4: Из литературы XVIII века (1 час)

Содержание учебного материала

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев.

Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы: мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Развитие речи

Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Тема 5: Из русской литературы XIX века (54 часа)

Содержание учебного материала

Иван Андреевич Крылов (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя-баснописца. Самообразование поэта.

«Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня  «Осел и Соловей»  - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Проект.

Теория литературы: басня, аллегория, мораль (развитие представлений).

Контрольная работа

Контрольная работа №2 по теме «Басня».

Развитие речи

Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин (18 часов)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно- поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.  (Для внеклассного чтения)/ Раздел 2. Слово и образ малой Родины. Образ деревни/1ч.

«Дубровский». История создания произведения. Изображение русского барства. Дубровский- старший и Троекуров/ Раздел 3. Слово и образ времени. Семилетия зрелости. Пожилые и старые/1ч. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Нравственная проблематика в романе.  Образы крепостных. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Проект./ Раздел 2. Слово и образ малой Родины. Памятные и приметные места/1ч.

Теория литературы: эпитет, метафора, композиция (развитие представлений). Стихотворное послание (начальные представления).

гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Контрольная работа

Контрольная работа №3 по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Контрольная работа №4 по повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Развитие речи

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном  диалоге.  Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворения. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им  Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармония человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы: антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления).  Поэтическая интонация (начальные представления).

Контрольная работа

Контрольная работа №5 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова.

Развитие речи

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев (5часов)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.

Теория литературы: пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Развитие речи

Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы.  «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Развитие речи

Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет (2 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике А.А.Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы: пейзажная лирика (развитие понятия);  звукопись в поэзии (развитие представлений). 

Контрольная работа

Контрольная работа №6 по произведениям поэтов. Письменный ответ на вопрос проблемного характера.

Развитие речи

Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов (6 часов)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы: стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Развитие речи

Устный и письменный анализ стихотворения.

Николай Семенович Лесков (6 часов)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Проект.

Теория литературы: сказ как форма повествования (начальные представления), ирония (начальные представления).

Контрольная работа

Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

Развитие речи

Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы: комическое, юмор, комическая ситуация (развитие понятий).

Развитие речи

Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов Х1Х века (4 часа)/ Раздел 2. Слово и образ малой Родины. Памятные места. Города легендарные. Образ города/1ч.

Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект./

Теория литературы: лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Контрольная работа

Контрольная работа №8 по стихотворениям русских поэтов 19 века.

Развитие речи

Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

Тема 6: Из русской литературы XX века (28 часов)

Александр Иванович Куприн (3 часа)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия.  Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе.

Теория литературы: рождественский рассказ (начальные  представления).

Развитие речи

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова.

Теория литературы: символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Развитие речи

Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Алые паруса». Алые паруса как образ мечты. Мечта и реальная действительность в повести.  История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный прием. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы: романтическое содержание повести, черты романтического героя (развитие представлений)

Смысл финала повести. Особенности повествования, авторская позиция. Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека.

Развитие речи

Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне (8 часов)

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С.Самойлов «Сороковые» (2 часа)

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы: средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представления).

Развитие речи

Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи

Теория литературы: речевая характеристика героев (развитие представлений), герой-повествователь (начальные представления).

Контрольная работа

Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Развитие речи

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Проект.

Теория литературы: рассказ, сюжет (развитие понятий), герой-повествователь (развитие понятия).

Развитие речи

Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века (6 часов)

А.А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»; С.А.Есенин «Мелколесье. Степь да дали…», «Пороша»; А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» (3 часа) Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы: лирический герой (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Теория литературы: изобразительно-выразительные средства  (развитие понятий).

Контрольная работа

Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.

Развитие речи

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются (5 часов)

Василий Макарович Шукшин (2 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Столкновение с миром грубости и практической приземленности.  Образ «странного» героя в литературе.

Фазиль Искандер (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно ценных качеств человека.

Теория литературы: рассказ, сюжет (развитие понятий), герой-повествователь (развитие понятия).

Развитие речи

Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (2 часа)

Габдулла Тукай (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.

«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа»/ Раздел 2. Слово и образ малой Родины. Слово и образ малой Родины/1ч 

Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Кайсын Кулиев (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.

«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бесстрашия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа/ Основы религиозных культур. Исламские праздники

Теория литературы: общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Тема 7: Из зарубежной литературы (13 часов)

Мифы Древней Греции (2 часа)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н.Куна).

Геродот (2 часа)

«Легенда об Арионе».

Теория литературы: миф, отличие мифа от сказки.

Гомер (2 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера.

«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде», Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея -  борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы: понятие о героическом эпосе  (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра (2 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения)/ Основы религиозных культур. Паломничества и святыни.

Теория литературы: «вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер (1 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы: рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (2 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери (2 час)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы: притча (начальные представления).

Тема 8: Подведение итогов за год (2часа)

Итоговый тест

Развитие речи (проектная деятельность)

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 6класса» (1 час)

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приложение)

План

Кол- во

часов

В том числе

уроков внеклассного чтения

проекты

контрольных

работ

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

4

1

2

1

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из русской литературы XVIII века

5

1

1

5

Из русской литературы Х1Х века

46

4

4

6

6

Из русской литературы XX века

31

2

3

2

7

Из зарубежной литературы

14

4

1

8

 Итоговые уроки

2

1

1

Итого

105

11

12

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...