Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс)

Манзык Мария Васильевна

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой МБОУ СОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature_8_klass.docx51.82 КБ

Предварительный просмотр:

                             Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой МБОУ СОШ.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

  • Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2016.
  • Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… Дидакт.  материалы по лит. : 8 кл. / В.П.Полухина. - 11-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  • В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия  к учебнику «Литература. 8 класс» (1СDMP3).
  • Р.Г.Ахмадулина. Литература. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2017.

Изучение литературы в 8 классе, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоение программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 105 ч. в год (3 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ – 8;
  • внеклассного чтения -4;
  • проектная деятельность – 6;  
  • элементы развития речи предусмотрены в ходе уроков.

Так как новый федеральный стандарт требует иных результатов изучения учебного предмета, я считаю необходимым представить контрольные работы в различных формах: письменный ответ на проблемный вопрос и тест. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ   в форме тестов и контрольных работ. Это является важнейшей отличительной особенностью данного курса.

         При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: организация самостоятельной работы и творческой деятельности, развития критического мышления через чтение и письмо, организация группового взаимодействия, самоконтроля, самообразовательной деятельности.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

  • Знать основные права и обязанности гражданина России;
  • уважать историческое прошлое ЯНАО;
  • самостоятельно оценить возможные последствия своих действий;
  • выбирать как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор;
  • проявлять интерес к участию в самодеятельных видах искусств, активно впитывать опыт и знания своих руководителей.

  • выбирать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче;
  • владеть различными видами и типами чтения;
  • самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники, доступную учебную тему;
  • выполнять задания воспроизводяще- творческого характера с преобладанием творческих элементов;
  • устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний;
  • критически воспринимать свою и чужую звучащую речь, определять способы ее усовершенствования;
  • делать сообщения, доклады на основе различных источников знания (включая циклы теле- и радиопередач);
  • готовить рефераты с элементами анализа, свободным использованием цитат, ссылок на авторов, введением собственных оценок и выводов;
  • владеть исследовательскими умениями, необходимыми для написания проектно-исследовательской работы;
  • владеть навыками правильного оформления проектно-исследовательских работ;
  • владеть презентационными умениями и навыками (навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умения отвечать на незапланированные вопросы);
  • анализировать изучаемые явления, задачи, данные опытов, выявлять в них существенные элементы, признаки, части;
  • устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений.
  • самостоятельно ставить цель и добиваться её реализации;
  • самостоятельно организовывать собственные действия в новых условиях;
  • проявлять высокую работоспособность, инициативу, хорошие организаторские способности лидера;
  • достаточно объективно видеть свои недостатки, испытывать потребность в самовоспитании;
  • работать устойчиво, принимать с интересом новые учебные задачи;
  • чётко  осознавать свою цель и структуру найденного способа, делать отчёт о них;
  • анализировать условия и способ действия, описывать причины своих затруднений и особенности нового способа действий;
  • уверенно использовать усвоенную схему действия контроля, обнаруживать ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых условий задачи;
  • свободно и аргументировано обосновывать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу по оценке действий, опираясь на анализ известных ему способов действия;
  • определять последователь-ность промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • составлять план и последовательность действий;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; принимать решение в проблемной ситуации;
  • прогнозировать результат собственной деятельности.

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Обнаруживать несоответствия знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения.

Предметные результаты

Восьмиклассник научится

Восьмиклассник сможет научиться

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
  • выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.

 Устное народное творчество

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература

Литература XVIII века

Литература XIX века

Литература XX века

Зарубежная литература

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

  1. Содержание учебного предмета, курса

ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Содержание учебного материала

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

ТЕМА 2: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»   (2 часа)

Содержание учебного материала

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной  песне.

Частушки как малый песенный жанр. Отражение разных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ТЕМА 3: «ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» (2 часа)

Содержание учебного материала

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги А.Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

Вн. чт.1 «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий- главное новшество литературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения.  Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев XVII в. и их нравственная оценка.

ТЕМА 4: «ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА» (3 часа)

Содержание учебного материала

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблема воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект №1.

Теория литературы. Понятие  о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Контрольная работа №1 по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ТЕМА 5: «ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА» (37 часов)

Содержание учебного материала

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику М.И.Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безнравственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич- главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева- основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (10ч)

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения- зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие А.С.Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая 1 (История Пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев- жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин- антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект №2.

Теория литературы. Историзм художественной литературы(начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С.Пушкина.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно- эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (5ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри  и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Контрольная работа № 3  по произведениям М.Ю. Лермонтова.

Развитие речи. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (8 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В.Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания комедии  и  история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора- высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович- Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). «Хлестаковщина» как  общественное явление.

Вн.чт.2 «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

Контрольная работа № 4 по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор».

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического  произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С.Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е.Салтыков- Щедрин- писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художественно- политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя- гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделённости  двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2ч)

А.С.Пушкин «Цветы последние милей…»; М.Ю.Лермонтов «Осень»; Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет«Первый ландыш»; А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…». Поэтическое изображение родной природы и выражения авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ТЕМА 6: «ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА» (19 часов)

Содержание учебного материала

Иван Алексеевич Бунин (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство И.А. Бунина- рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.

Александр Александрович Блок (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А.Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Контрольная работа № 5 по творчеству С.А.Есенина и А.А.Блока.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально- биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются (4ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Т.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект № 3.

Теория литературы. Сатира, сатирические приёмы (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Вн. чт.3. Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы. Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко- литературный комментарий (развитие представлений).

Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно- эмоционального содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни».Другие рассказы писателя. Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира и юмор в рассказе (развитие представлений).

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно- эмоционального содержания.

Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект №4.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Вов. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Тёркина- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями- фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т.Твардовского.

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (обзор) (2ч)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов. Защищавших свою Родину. М.В.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.И.Фатьянов«Соловьи»;Л.И.Ошанин«Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Вов. Их призывно- воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект №5.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (3ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой- повествователь (развитие представлений).

Контрольная работа № 7 по произведениям о ВОв.

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2ч)

И.Ф.Анненский «Снег»; Д.С.Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А.Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.М.Рубцов «По вечерам», «Привет, Россия…».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А.Оцуп «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Н.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо«Бабье лето»; И.А.Бунин«У птицы есть гнездо…».Общее и индивидуальное  в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект №6.

Теория литературы. Изобразительно- выразительные средства языка (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ТЕМА 7: «ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» (5 часов)

Содержание учебного материала

Уильям Шекспир (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта- символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У.Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.  

Сонеты «Её глаза на звезды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира- «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в.- эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б.Мольер- великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве»- сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б.Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б.Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятия).

Развитие речи. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Вн.чт. 4 Вальтер Скотт (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ТЕМА 8: «ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ» (1 час)

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

План

Кол- во

часов

В том числе

уроков внеклассного чтения

проекты

контрольных

работ

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

2

3

Из древнерусской литературы

2

1

4

Из русской литературы XVIII века

3

1

1

5

Из русской литературы Х1Х века

37

1

1

3

6

Из русской литературыXX века

19

1

4

3

7

Из зарубежной литературы

5

1

8

Урок итогового контроля

1

1

Итого

70

4

6

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...