Рабочая программа по литературе (8 класс)
рабочая программа по литературе (8 класс)

Быстрянцев Игорь Иванович

Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции литературного образования.

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ВЕЧЕРНЯЯ  (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

___________  А.И. Гладких

Протокол № _____

от «____» ____________2018 г.

 

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор школы

    _____________А.Н. Гузеев

  Приказ  № _____

  от «____» ____________2018 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

для 8 класса

основного общего образования

на 2018 – 2019 учебный  год

Базовый уровень (очная форма обучения)

                                                     

Составитель: Быстрянцев И.И,

высшая  квалификационная категория                                                                        

Рубцовск

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса создана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Мин. обр. и науки от 31.03.2014 № 253);
  • Рекомендаций Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края по организации обучения в очно-заочной и заочной формах обучения в общеобразовательных организациях от 14.09.2015 № 02-02/ 02/2099
  • Литература. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Коровина В.Я, Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2014;
  • Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) КГКОУ «Вечерняя  школа №1»;
  • Учебного  плана  КГКОУ «Вечерняя  школа №1»  на 2017-2018 учебный год.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне

развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская

литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных

навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению

ими стилистически окрашенной русской речью.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

        • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

        • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

        • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

        • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

        • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

        • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

        • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом

самосовершенствовании.

Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции литературного образования.

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программе соблюдена системная направленность — курс 8 класса представлен разделами:

  1.  Устное народное творчество.
  2.  Древнерусская литература.
  3.  Русская литература XVIII века.
  4.  Русская литература XIX века.
  5.  Русская литература XX века.
  6.  Литература народов России.
  7.  Зарубежная литература.
  8.  Обзоры.
  9.  Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. В рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Преподавание литературы в школе строится на единстве урочной и внеурочной деятельности учащихся. Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, помогают расширить представления учащихся о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению.

Формы и средства контроля

  • Тестовые работы
  • Составление сложного плана и простого плана к тексту
  • Сочинение
  • Составление рассказа по сюжетным картинкам
  • Различные формы пересказа
  • Составление характеристики
  • Письменные и устные ответы на вопросы
  • Групповая и индивидуальная работа по карточкам
  • Составление таблиц
  • Защита индивидуального и коллективного проекта

         

        С учетом уровневой специфики 8 класса выстроена система учебных занятий. В преподавании предмета планируется использовать следующие педагогические технологии:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала
  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

        

На изучение литературы в 8 классе  согласно авторской программе, учебному   плану  КГКОУ «Вечерняя  школа №1»  на 2018-2019 учебный год выделяется 70 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

        Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому   прошлому   своего   народа.   Историзм   творчества   классиков

    русской   литературы.

УСТНОЕ       НАРОДНОЕ        ТВОРЧЕСТВО

        В   мире   русской   народной   песни   (лирические,   исторические   песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж     ты   ночка,    ноченька     тёмная...»,      «Вдоль    по   улице   метелица   метёт...»,   «Пугачёв   в   темнице»,   «Пугачёв   казнён».

        Частушки  как   малый   песенный   жанр.   Отражение   различных   сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика   частушек.

        Предания      как    исторический     жанр    русской     народной    прозы. «О   Пугачёве»,   «О   покорении   Сибири   Ермаком...».  Особенности   содержания   и   формы   народных   преданий.

        Те о р и я    л и т е р а т у р ы. Народная   песня,  частушка     (развитие  представлений).   Предание   (развитие   представлений).

ИЗ    ДРЕВНЕРУССКОЙ           ЛИТЕРАТУРЫ

        Из   «Жития       Александра       Невского».     Защита    русских   земель от   нашествий     и  набегов  врагов.  Бранные     подвиги   Александра    Невского   и   его   духовный   подвиг   самопожертвования.

        Художественные   особенности   воинской   повести   и   жития.

        «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий     —   главное   новшество    литературы     XVII века.   Новые    литературные      герои  —  крестьянские     и  купеческие    сыновья.    Сатира   на судебные   порядки,   комические   ситуации   с   двумя   плутами.

        «Шемякин   суд»      —  «кривосуд»   (Шемяка   «посулы   любил,   потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Те о р и я   л и т е р а т у р ы.  Летопись.  Древнерусская     воинская    повесть    (развитие   представлений).      Житие    как   жанр   литературы     (начальные   представления).   Сатирическая   повесть   как   жанр   древнерусской   литературы   (начальные   представления).

ИЗ    ЛИТЕРАТУРЫ         XVIII  ВЕКА

    Денис   Иванович   Фонвизин.  Слово   о   писателе.

    «Недоросль»        (сцены).    Сатирическая      направленность       комедии.  Проблема      воспитания     истинного     гражданина.     Социальная      и  нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей   как   средство   создания   комической   ситуации.

    Те о р и я   л и т е р а т у р ы.  Понятие   о   классицизме.   Основные   правила   классицизма   в   драматическом   произведении. 

ИЗ    ЛИТЕРАТУРЫ         XIX  ВЕКА

    Иван   Андреевич   Крылов.       Поэт   и   мудрец.   Язвительный   сатирик и   баснописец.   Краткий   рассказ   о   писателе.

    «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию   и   тактику   Кутузова   в   Отечественной   войне   1812   года.   Мораль басни.   Осмеяние   пороков:   самонадеянности,   безответственности,   зазнайства.

    Те о р и я    л и т е р а т у р ы. Басня.  Мораль.    Аллегория      (развитие представлений).

   

 Кондратий   Фёдорович   Рылеев.  Автор   дум   и   сатир.   Краткий   рассказ   о   писателе.   Оценка   дум   современниками.

    «Смерть        Ермака».     Историческая       тема  думы.   Ермак    Тимофеевич    —  главный    герой   думы,   один   из  предводителей      казаков.  Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева                 —   основа народной   песни   о   Ермаке.

    Те о р и я    л и т е р а т у р ы.  Дума   (начальное   представление).

   

 Александр      Сергеевич     Пушкин.     Краткий     рассказ   об  отношении поэта   к   истории   и   исторической   теме   в   литературе.

   «Туча». Разноплановость содержания стихотворения                   —  зарисовка   природы,   отклик   на   десятилетие   восстания   декабристов.   К***   («Я   помню   чудное   мгновенье...»).  Обогащение   любовной   лирики   мотивами   пробуждения   души   к   творчеству.  «19    октября».       Мотивы     дружбы,    прочного     союза   и  единения друзей.   Дружба   как   нравственный   жизненный   стержень   сообщества избранных.

  «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва»)   и   поправка   Николая   I   («История   пугачёвского   бунта»), принятая   Пушкиным   как   более   точная.   Смысловое   различие.   История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом   труде   писателя   и   историка.   Пугачёв   и   народное   восстание.

Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный         и  беспощадный»       (А. Пушкин).     Историясоздания романа.    Пугачёв    в  историческом      труде   А. С. Пушкина     и  в  романе. Форма   семейных   записок   как   выражение   частного   взгляда   на   отечественную   историю.

    Роман     «Капитанская           дочка».     Пётр     Гринёв   —   жизненный путь   героя,   формирование   характера   («Береги   честь   смолоду»).   Ма ша   Миронова     —  нравственная   красота   героини.   Швабрин      —  антигерой.   Значение   образа   Савельича   в   романе.   Особенности   композиции.

     Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный    вымысел    в  романе.   Фольклорные      мотивы    в  романе.   Различие  авторской   позиции   в   «Капитанской   дочке»   и   в   «Истории   Пугачёва».

        Те о р и я    л и т е р а т у р ы. Историзм  художественной       литературы (начальные   представления).   Роман   (начальные   представления).   Реализм   (начальные   представления).

       

 Михаил      Юрьевич     Лермонтов.     Краткий     рассказ   о  писателе,   отношение   к   историческим   темам   и   воплощение   этих   тем   в   его   творчестве.

 Поэма  «Мцыри».   «Мцыри»   как   романтическая   поэма.   Романтический   герой.   Смысл   человеческой   жизни   для   Мцыри   и   для   монаха.  Трагическое   противопоставление   человека   и   обстоятельств.   Особенности   композиции   поэмы.   Эпиграф   и   сюжет   поэмы.   Исповедь   героя как   композиционный       центр   поэмы.   Образы    монастыря     и  окружающей   природы,   смысл   их   противопоставления.   Портрет   и   речь   героя как   средства   выражения     авторского    отношения.    Смысл    финала    поэмы.

 Те о р и я    л и т е р а т у р ы. Поэма  (развитие    представлений).     Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма  (начальные   представления).

Николай   Васильевич   Гоголь.  Краткий   рассказ   о   писателе,   его   отношение     к  истории,   исторической     теме  в  художественном      произведении.

«Ревизор».  Комедия   «со   злостью   и   солью».   История   создания   и  история   постановки   комедии.   Поворот   русской   драматургии   к   социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности    к  комедии   «Ревизор».    Разоблачение     пороков    чиновничества. Цель   автора   —   высмеять   «всё   дурное   в   России»   (Н. В. Гоголь).   Новизна   финала,   немой   сцены,   своеобразие   действия   пьесы   «от   начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков   и   «миражная   интрига»   (Ю. Манн).   Хлестаковщина   как   общественное   явление.

 Те о р и я    л и т е р а т у р ы. Комедия  (развитие   представлений).    Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения  авторской   поэзии   (начальные   представления).

       

 «Шинель».  Образ   «маленького   человека»   в   литературе.   Потеря      Акакием   Акакиевичем   Башмачкиным   лица   (одиночество,   косноязычие).   Шинель     как  последняя    надежда    согреться   в  холодном     мире. Тщетность   этой   мечты.   Петербург   как   символ   вечного   адского   холода.   Незлобивость   мелкого   чиновника,   обладающего   духовной   силой и   противостоящего   бездушию   общества.   Роль   фантастики   в   художественном   произведении.

       

Иван   Сергеевич   Тургенев.  Краткий   рассказ   о   писателе   (Тургенев как   пропагандист   русской   литературы   в   Европе).

Рассказ  «Певцы».   Изображение   русской   жизни   и   русских   характеров   в   рассказе.   Образ   рассказчика.   Способы   выражения   авторской позиции.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе,   редакторе,   издателе.

«История   одного   города»  (отрывок).  Художественно-политическая   сатира   на   современные   писателю   порядки.   Ирония   писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические   сочинения.

 Те о р и я    л и т е р а т у р ы.   Гипербола,   гротеск   (развитие   представлений).    Литературная       пародия    (начальные     представления).      Эзопов язык   (развитие   понятия).

 Николай   Семёнович   Лесков.  Краткий   рассказ   о   писателе.

«Старый   гений».  Сатира   на   чиновничество.   Защита   беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа   в   рассказе.

 Те о р и я    л и т е р а т у р ы. Рассказ  (развитие    представлений).      Художественная   деталь   (развитие   представлений).

   

Лев Николаевич Толстой.  Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной   любви   и   согласия   в   обществе.

 «После   бала».  Идея   разделённости   двух   Россий.   Противоречие между     сословиями      и  внутри   сословий.    Контраст     как  средство    раскрытия   конфликта.   Психологизм   рассказа.   Нравственность   в   основе поступков   героя.   Мечта   о   воссоединении   дворянства   и   народа.

Те о р и я    л и т е р а т у р ы.   Художественная   деталь.   Антитеза   (развитие   представлений).   Композиция   (развитие   представлений).   Роль антитезы   в   композиции   произведений.

Поэзия   родной   природы   в   русской   литературе   XIX   века (обзор)

А. С. Пушкин.      «Цветы        последние      милей...»;     М. Ю. Лермонтов.  «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый   ландыш»;   А. Н. Майков.  «Поле   зыблется   цветами...».

Антон   Павлович   Чехов.   Краткий   рассказ   о   писателе.

«О     любви»      (из   трилогии).     История     о  любви     и  упущенном счастье.

Те о р и я   л и т е р а т у р ы.  Психологизм   художественной   литературы   (начальные   представления).

ИЗ    РУССКОЙ       ЛИТЕРАТУРЫ         XX   ВЕКА

Иван   Алексеевич   Бунин.  Краткий   рассказ   о   писателе.

«Кавказ».  Повествование   о   любви   в   различных   её   состояниях   и в   различных   жизненных   ситуациях.   Мастерство   Бунина-рассказчика. Психологизм   прозы   писателя.

Александр   Иванович   Куприн.  Краткий   рассказ   о   писателе.

«Куст       сирени».     Утверждение        согласия    и   взаимопонимания, любви     и  счастья   в  семье.  Самоотверженность         и  находчивость     главной   героини.

Те о р и я   л и т е р а т у р ы.  Сюжет   и   фабула.

 Александр   Александрович   Блок.   Краткий   рассказ   о   поэте.

«Россия».  Историческая   тема   в   стихотворении,   её   современное звучание   и   смысл.

   

Сергей   Александрович   Есенин.  Краткий   рассказ   о   жизни   и   творчестве   поэта.

«Пугачёв».       Поэма     на   историческую      тему.   Характер    Пугачёва. Сопоставление        образа   предводителя       восстания    в  разных     произведениях:     в  фольклоре,    в  произведениях       А. С. Пушкина,     С. А. Есенина.   Современность   и   историческое   прошлое   в   драматической   поэме Есенина.

Те о р и я    л и т е р а т у р ы.  Драматическая   поэма   (начальные   представления).

       

Иван     Сергеевич    Шмелёв.    Краткий      рассказ  о  писателе    (детство, юность,   начало   творческого   пути).

«Как   я   стал   писателем».  Рассказ   о   пути   к   творчеству.   Сопоставление   художественного   произведения   с   документально-биографическими   (мемуары,   воспоминания,   дневники).

     Писатели   улыбаются

 Журнал     «Сатирикон».      Тэффи,     О. Дымов,     А. Аверченко.    «Всеобщая      история,     обработанная         „Сатириконом“»          (отрывки).

 Сатирическое   изображение   исторических   событий.   Приёмы   и   способы   создания   сатирического   повествования.   Смысл   иронического   повествования   о   прошлом.

  М. Зощенко.  «История   болезни»; Тэффи.  «Жизнь   и   воротник».  (Для   самостоятельного   чтения.). Сатира   и   юмор   в   рассказах.

   Михаил   Андреевич   Осоргин.   Краткий   рассказ   о   писателе.

   «Пенсне».  Сочетание   фантастики   и   реальности   в   рассказе.   Мелочи   быта   и   их   психологическое   содержание.

       

Александр       Трифонович      Твардовский.      Краткий     рассказ    о  писателе.

  «Василий   Тёркин».  Жизнь   народа   на   крутых   переломах   и   поворотах   истории   в   произведениях   поэта.   Поэтическая   энциклопедия Великой   Отечественной   войны.   Тема   служения   родине. Новаторский       характер    Василия    Тёркина    —   сочетание    черт  крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме.

   Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы.   Восприятие      поэмы    читателями-фронтовиками.         Оценка    поэмы  в   литературной   критике.

   Те о р и я   л и т е р а т у р ы.  Фольклоризм   литературы   (развитие   понятия).   Авторские   отступления   как   элемент   композиции   (начальные представления).

Стихи   и   песни   о   Великой   Отечественной   войне

1941—1945   годов (обзор)

  Традиции   в   изображении   боевых   подвигов   народа   и   военных   будней.   Героизм    воинов,   защищающих        свою   родину:   М. Исаковский. «Катюша»,          «Враги      сожгли      родную      хату»;      Б. Окуджава.  «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов.  «Соловьи»; Л. Ошанин.  «Дороги» и др. Лирические и героические  песни    в  годы  Великой     Оте чественной     войны.   Их   призывно-воодушевляющий   характер.   Выражение   в   лирической   песне   сокровенных чувств   и   переживаний   каждого   солдата.

   Виктор   Петрович   Астафьев.  Краткий   рассказ   о   писателе.

   «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного     детства.   Дружеская      атмосфера,     объединяющая       жителей деревни.

  Те о р и я    л и т е р а т у р ы.  Герой-повествователь     (развитие    представлений).

Русские   поэты   о   родине,   родной   природе (обзор)

    И. Анненский.  «Снег»;   Д. Мережковский.  «Родное»,   «Не   надо    звуков»;     Н. Заболоцкий.     «Вечер      на   Оке»,    «Уступи      мне, скворец,      уголок...»;     Н. Рубцов.    «По     вечерам»,      «Встреча», «Привет,   Россия...».

    Поэты   Русского   зарубежья   об   оставленной   ими   родине:  Н. Оцуп. «Мне   трудно   без   России...»  (отрывок); З. Гиппиус.  «Знайте!», «Так   и   есть»; Дон-Аминадо.  «Бабье   лето»; И. Бунин.  «У   птицы   есть   гнездо...».   Общее   и   индивидуальное   в   произведениях   поэтов   Русского   зарубежья   о   родине.

ИЗ    ЗАРУБЕЖНОЙ          ЛИТЕРАТУРЫ

    Уильям   Шекспир.  Краткий   рассказ   о   писателе.

    «Ромео      и  Джульетта».         Семейная      вражда    и  любовь   героев. Ромео   и   Джульетта     —  символ   любви   и   жертвенности.   «Вечные   проблемы»   в   творчестве   Шекспира.

    Те о р и я   л и т е р а т у р ы. Конфликт   как   основа   сюжета   драматического   произведения.

    Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не   блещет   новизной...».   В   строгой   форме   сонетов   живая   мысль,   подлинные   горячие   чувства.   Воспевание     поэтом    любви    и  дружбы.    Сюжеты      Шекспира     — «богатейшая   сокровищница   лирической   поэзии»   (В. Г. Белинский).

    Те о р и я   л и т е р а т у р ы.  Сонет   как   форма   лирической   поэзии.

   

Жан   Батист   Мольер.  Слово   о   Мольере.

«Мещанин   во   дворянстве»  (обзор   с   чтением   отдельных   сцен). XVII     век  —  эпоха    расцвета    классицизма      в  искусстве     Франции. Мольер     —   великий     комедиограф      эпохи    классицизма.      «Мещанин во    дворянстве»    —   сатира   на   дворянство     и  невежественных       буржуа.   Особенности      классицизма     в  комедии.    Комедийное     мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

 Те о р и я    л и т е р а т у р ы. Классицизм.    Комедия     (развитие     понятий).

Вальтер   Скотт.  Краткий   рассказ   о   писателе.

«Айвенго».      Исторический       роман.   Средневековая      Англия    в  романе.   Главные   герои   и   события.   История,   изображённая   «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего   быта,   обстановки,   семейных   устоев   и   отношений.

Те о р и я   л и т е р а т у р ы. Исторический     роман    (развитие    представлений)

Распределение часов по разделам программы

  • Введение – 1ч.
  • Устное народное творчество – 2 ч.
  • Из древнерусской литературы – 2ч.
  • Из литературы  XVIII века – 3ч.
  • Из  литературы XIX века – 36 ч.
  • Из русской литературы XX века – 21 ч.
  • Из зарубежной литературы – 4 ч.
  • Повторение – 1ч.

Календарно - тематический поурочный план (8 класс)

№ п\п

№ в теме

Дата

Тема урока

По плану

Фактически

Введение (1 час)

1

1

Русская литература и история.

Устное народное творчество (2 часа)

2

1

 В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

3

2

Предания как исторический жанр русской народной поэзии.

Из древнерусской литературы (2 часа)

4

1

 «Житие Александра Невского» (фрагменты).

5

2

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Из русской литературы XVIII века (3 часа)

6

1

 Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная  проблематика комедии.

7

2

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

8

3

Р.р. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Из русской литературы XIX века (36 часов)

9

1

И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года.

10

2

 К.Ф.Рылеев.  «Смерть Ермака» как романтическое произведение.

11

3

Вн. чтение. А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки)

12

4

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман.

13

5

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.

14

6

 А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа.

15

7

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

16

8

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения.

17

9

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры.

18

10

 Р.р. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

19

11

А.С. Пушкин.  Стихотворения «Туча», «19 октября».

20

12

 Вн. чтение. А.С. Пушкин. «К***» и другие стихотворения, посвященные темам любви и творчества.

21

13

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

22

14

 М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.

23

15

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя.

24

16

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы.

25

17

Р.р. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».  Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

26

18

 Н.В. Гоголь.  «Ревизор» как социально-историческая комедия.

27

19

Н.В. Гоголь.  «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.

28

20

 Н.В. Гоголь.  «Ревизор»: образ Хлестакова.

29

21

Н.В. Гоголь.  «Ревизор»: сюжет и композиция комедии.

30

22

 Р.р. Н.В. Гоголь.  «Ревизор». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

31

23

Н.В. Гоголь.  «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека».

32

24

 Н.В. Гоголь.  «Шинель» как «петербургский текст».

33

25

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

34

26

Вн. чтение. И.С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ  повествователя в рассказе.

35

27

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои.

36

28

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического.

37

29

Н.С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои.

38

30

 Н.С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика.

39

31

Л.Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои.

40

32

 Л.Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа.

41

33

Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстой.

42

34

 Р.р. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века.

43

35

А.П. Чехов. «О любви» (из трилогии).

44

36

Вн. чтение. А.П. Чехов. «Человек в футляре».

Из русской литературы XX века (21 час)

45

1

И.А. Бунин. «Кавказ»: лики любви.

46

2

А.И. Куприн.  «Куст сирени»: история счастливой любви.

47

3

Р.р. Урок –диспут «Поговорим о превратностях любви».

48

4

Контрольная работа по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

49

5

 А.А. Блок. Слово о поэте. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

50

6

 С.А. Есенин.  «Пугачев» - поэма на историческую тему.

51

7

Р.р. Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.

52

8

И.С. Шмелев.  «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

53

9

М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

54

10

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история , обработанная «Сатириконом» (отрывки).

55

11

Вн. чтение. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

56

12

 Вн. чтение. М.М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы».

57

13

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»:  человек и война.

58

14

 А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ главного героя.

59

15

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы.

60

16

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

61

17

В.П.Астафьев.  «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.

62

18

Вн. чтение. В.П.Астафьев.  Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет».

63

19

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор).

64

20

Поэты русского зарубежья о  Родине.

65

21

Годовая контрольная работа по литературе.

Из зарубежной литературы (4 часа)

66

1

У.Шекспир.  «Ромео и Джульетта».

67

2

Сонет как форма лирической поэзии.

68

3

Вн. чтение. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с  чтением отдельных сцен).

69

4

Вн. чтение. В.Скотт. «Айвенго».

                                    Повторение (1 час)

70

1

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Темы проектов

  1. Составление сценария конкурса «Русские народные песни» и его проведение во внеурочное время (урок №3).
  2. Постановка фрагментов комедии «Недоросль» на школьной сцене (урок №7).
  3. Подготовка литературного вечера и электронного   сборника   «Баснописцы   народов   мира»   с   использованием      материалов     практикума     «Читаем,     думаем,  спорим…» (урок №9).
  4. Составление     маршрута     заочной   экскурсии «Пушкин в Оренбурге» с использованием раздела учебника «Литературные места России», материалов практикума  «Читаем,  думаем,  спорим…» (урок №11).
  5. Составление   электронной   презентации   «Герои   романа    „Капитанская    дочка“   и  их  прототипы» (или   «Герои   романа   „Капитанская   дочка“   в   книжной графике   и   киноверсиях»)  (урок №17).
  6. Составление   электронного   альбома   «Кавказские    пейзажи    в  рисунках    Лермонтова     и  в  поэме „Мцыри“».       Составление     маршрута     заочной   экскурсии по музею Лермонтова в Москве (урок №24).
  7. Составление электронного альбома «Герои комедии      „Ревизор“     и  их  исполнители:      из  истории театральных   постановок»   или   «Комедия   „Ревизор“   в  иллюстрациях   русских   художников» (урок №29).
  8. Составление электронного альбома «Петербург  начала XIX века и его обитатели в повести „Шинель» (урок №32).
  9. Подготовка      литературного    вечера  «Русские  поэты о родной природе» (урок №42).
  10. Составление     маршрута     электронной     заочной экскурсии в музей И. А. Бунина в Орле с использованием   статьи   учебника   из   раздела   «Литературные места   России» (урок №45).
  11. Подготовка   электронной   презентации   «Лики    любви    в  рассказах    А. П. Чехова,     И. А. Бунина,  А. И. Куприна» (урок №46).
  12. Составление     и  постановка     инсценировки  «Смешное      и  грустное    рядом»   (по  рассказам    начала XX   века) (урок №56).
  13. Составление   электронной   презентации   или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни,   приблизившие   Победу» (урок №60).
  14. Театральная     постановка    нескольких     сцен комедии   «Мещанин   во   дворянстве»   в   школе (урок №68).
  15. Чтение   и   инсценирование   рассказа   О. Генри   «Родственные     души».   Подготовка     литературного  праздника    «Путешествие     по  стране  Литературии  8  класса» (урок №69).

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстиками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

8) формирование экологической культуры на осовее признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения. Устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осовее согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

7) собственная интерпретация изученных литературных произведений;

8) понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Учебно-методическое  и материально-техническое  обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект

  • Коровина В.Я. Литература. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2017.
  • Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 8 класс/В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.:  Просвещение, 2017.
  • Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (Электронный ресурс)/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2017.
  • Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. Просвещение, 2017.
  • Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / В.Я.Коровина (и др.); под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2014.

Материально-техническое обеспечение

  • Мультимедийный компьютер
  • Мультимедиапроектор
  • Экран на штативе или навесной

Для  учителя:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009
  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение,2010
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова.М.: Просвещение, 2010

Художественная литература

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы

1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Информационно-компьютерная поддержка

  1. Электронная библиотека школьника
  2. Интернет-ресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4
  3. Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
  4. http://interneturok.ru/ru - Интернет - урок по всем предметам школьной программы.
  5. http://lit.1september.ru/urok/ - Я иду на урок литературы.
  6. http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=94 – Видеоуроки по литературе.
  7. Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям
  8. Портреты поэтов и писателей.

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата (номер)

Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)

Форма коррекции (объединение тем, уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.)

урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

урока, который содержит коррекцию

праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)

уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.)

Приложение

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;  умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;  умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  • правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения,  точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
  • логичное и последовательное изложение содержания;
  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
  • обнаруживается владение основами письменной речи;
  • в работе имеется не более четырех  недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

ОЦЕНКА ТЕСТОВЫХ РАБОТ

        При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2» - менее  59%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...