Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
презентация к уроку по литературе

Рублева (Шустикова) Татьяна Ивановна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой «Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. М. Ю. Лермонтов родился в ночь со 2 на 3(15).10.1814 в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась воспитанием будущего поэта, полностью отстранив отца. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве. ( "Кавказ", 1830 "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832) В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. (В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата", "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".)

Слайд 2

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) В 1830-1832 г.г . идёт формирование личности поэта. Сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления . Стихотворения 1830-1831 г.г . содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка. Социально-политическая проблематика, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно в Лермонтовкой лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского) . О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции. Эти идеи нашли выражение в серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831 ("30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)", "Из Андрея Шенье") и эпохе пугачёвщины "Предсказание", 1830. В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению". В том же году после сдачи экзаменов он зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой связан лирический "цикл" 1830 года ("К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону", "Я не люблю тебя: страстей ...") .

Слайд 3

В 1835 году выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление в печати. Лермонтов работает над поэмой "Сашка", над драмой "Маскарад" (1835-1836 г . г . ), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, однако драма была запрещена. Н ачинает роман "Княгиня Лиговская" . В период 1836-1837 г . г . создаётся поэма "Боярин Орша" (1835-1836 г . г . ) - первая оригинальная и зрелая поэма. Своего рода откликом на 25-ю годовщину Бородинского сражения в лирике Лермонтова стало "Бородино" - "микро-эпос" о народной войне 1812 года. 18 февраля 1837 года Лермонтов был арестован. Началось политическое дело о "непозволительных стихах". ( Под арестом были написаны: "Сосед" и "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба – 1840 г.) и другие.) В феврале 1837 года был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. В 1832 г . Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете . Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении . (Быт школы отразился в поэмах - "Петергофский праздник", " Уланша ", " Гошпиталь " - все 1834 года) . В 1834 году Лермонтов был выпущен корнетом в лейб- гвардии Гусарский полк . Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Слайд 4

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) В нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор") . В апреле 1841 года Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. ( Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".) В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов на дуэль. Не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах. В апреле 1840 года Лермонтов был переведён в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ, а в июле он уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик . В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, однако Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца, окруженный вниманием. Он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель урока: изучить  «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...

Тестовая работа по теме"Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"

Данная тестовая работа предназначена для проведения в 9 классе после изучения произведения "Герой нашего времени"....

презентация "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"

презентация содержит план к обощению знаний учащихся по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова...

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Урок-проект для учащихся 8 класса по теме :"Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова". Исследование творчества биографии, создание альманаха....

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова".

Презентация используется на вводном уроке, посвященном жизненному и творческому пути М. Ю. Лермонтова. Материал расположен в хронологическом порядке, представлены портреты поэта, отражающие различные ...

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"...