Урок литературы в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Заключительный урок по творчеству С.Есенина
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература 11 класс | |
Урок № 33 | Дата: 21.11.2018 |
Тема : Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст» | |
Цель: 1. Выявить особенности творений С. А. Есенина, совершенствовать навыки анализа поэтического произведения 2. Дать ученикам возможность почувствовать предельную искренность и глубокий лиризм стихотворений С. Есенина, осознать быстротечность человеческого бытия на примере стихотворения . «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст» 3. Способствовать формированию у одиннадцатиклассников чувства любви к природе родного края на примере творчества великого поэта. 4. Формировать умение выступать аргументированно; находить ключевые слова в поэтическом тексте, выявлять проблему. | |
Оборудование: лирика С.Есенина, презентация, видеоролики, тестовые задания | |
Ход урока. | |
| Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты? Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю. Мораль: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель. |
| Вы послушали песню на стихи Эльдара Рязанова «У природы нет плохой погоды» Вопрос: основная мысль, выраженная в песне? (Всё в этой жизни принимаю, за всё благодарю) О чём мы будем говорить сегодня на уроке?( Тема жизни и смерти, тема быстротечности человеческого бытия) |
- Объяснение нового материала. Целеполагание.
В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?
К теме жизни и смерти обращались многие русские поэты, в том числе А.С. Пушкин и В.А. Жуковский.
В стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» лирический герой размышляет о быстротечности жизни и неизбежности смерти для каждого человека: «промчатся годы» и «Мы все сойдем под вечны своды —/ И чей-нибудь уж близок час». Сам лирический герой чувствует, что его жизненный цикл заканчивается и наступает время для нового поколенья: «Младенца ль милого ласкаю, /Уже я думаю; прости!/Тебе я место уступаю:/Мне время тлеть, тебе цвести». Осознание скоротечности жизни и предчувствие своей гибели сближают лирических героев Пушкина и Есенина.
В элегии Жуковского «Сельское кладбище» звучит мысль о неизбежности смерти: «Всех ищет грозная... и некогда найдет». Однако лирическому герою трудно это осознавать, его размышления наполнены грустью, что выражено в риторических вопросах: «И кто с сей жизнью без горя расставался?/Кто прах свой по себе забвенью предавал?». Тоска по уходящему миру сближает героев Жуковского и Есенина.
– Великий поэт, отражая и пересоздавая жизнь, творит не чисто художественный, а художественно-философский мир. Произведения С. А. Есенина, как и каждого большого писателя, – это оригинальная художественная философия, выявляющая в созданном им мире социально-политическое, нравственное, эстетическое, познавательное и ценностное отношение поэта ко всему сущему.
Такие философские мотивы, как смена поколений, мотив одиночества, духовного разлада, мотив быстротечности человеческого бытия, подведения жизненных и творческих итогов характерны для поздней лирики Есенина. Наиболее значимым представляется мотив быстротечности человеческого бытия и как следствие мотив подведения итогов, увядания, прощания с жизнью. Лирический герой воспринимает утрату юности, свежести, радости жизни спокойно, как должное. Недаром в этот период его творчества возникает образ-метафора «осень в природе» – «осень жизни». Осень жизни – это период зрелости, готовности благодарно принять свой уход. Эта тема прослеживается в ряде стихотворений 20-ых годов:
Проект 1. Анализ стихотворения С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» 1921 (видеоролик) и А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г. Презентация.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1921
Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала XX века трудно выделить более целостное, единое, последовательное творчество, чем творчество С. Есенина. Его произведения представляются этаким исполином, неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным благоговением перед родиной, каким-то наивным, бытовым патриотизмом, своеобразным культом российской природы. Основа мировоззрения поэта настолько целостна и неизменна, что он порой даже “перепевает” сам себя, используя одни и те же мотивы, образы и идеи в разных стихотворениях. Но все же и в лирике Есенина можно отметить отдельные произведения, стоящие чуть особняком от всего остального творчества. Одним из таких стихотворений является “Не жалею, не зову, не плачу...”.
Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора. В системе философских произведений Есенина оно играет немаловажную роль, так как наиболее ярко отражает мировоззренческую концепцию поэта. Особое значение имеет оно и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого разбора.
Тема произведения — размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, — проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выводит свое решение: основная идея стихотворения — необходимость смирения перед неизбежностью.
Все мы, все мы в этом мире тленны...
Но это смирение лирического героя не апатично, не угнетающе — это своеобразная концепция счастья, приятие мира целиком, во всем его многообразии. Такое восприятие очень характерно для есенинской лирики.
Композиция стихотворения подчинена идейной канве. Во-первых, произведение статично, несмотря на присутствие некоторой частной динамики (смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скакание розового коня), единая, общая философская идея смирения доминирует над всем остальным. Она заявляется лирическим героем в самом начале (“Не жалею, не зову, не плачу...”) и повторяется как итог всего размышления в конце (“Будь же ты вовек благословенна...”). Тема неизбежности конца (в широком, общефилософском смысле этого слова) также появляется как в первой строфе (“Все пройдет...”), так и в последней (“...все мы в этом мире тленны”). Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции произведения, которая оправдывается его философской направленностью .
Жанр стихотворения — размышление — наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.
Анализируемое произведение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами, создающими особый эмоциональный настрой. Его художественное своеобразие богато и разнопланово. Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается особой системой рифм, своеобразной строфикой и размером, приемами звукописи. В стихотворении можно выделить общий размер, так как автор очень часто отступает от традиционной системы сочетаний ударных и безударных слогов, но чаще всего строки написаны пятистопным хореем с усеченной последней стопой:
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Потрясающе разнообразен подбор рифм: мы встречаем как открытые (“тленно” — “благословенны”), так и закрытые рифмы (“холодком” — “босиком”), женские (“реже” — “свежесть”) и мужские (“дым” — “молодым”), точные (“мне” — “коне”) и неточные (“уст” — “чувств”). Есть и некоторая вольность в рифмах: например, Есенин рифмует два заударных слога, один из которых стоит в середине слова (“плачу” — “охваченный”). Используются в стихотворении и приемы звукописи. Например, в строках
...тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
мы можем найти как ассонанс (перепевание звуков — э, и для передачи монотонности, мягкости, текучести), так и аллитерацию (повторяются звуки л', м, н).
Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения (“Ты теперь не так уж станешь биться, сердце”, “дух бродяжий”, “жизнь моя” и так далее). Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов (“Не жалею, не зову, не плачу”).
В произведении немного эпитетов, что нехарактерно для Есенина (“гулкая рань”), но необыкновенно много метафор (“увяданья золотом”, “сердце, тронутое холодком”, “страна березового ситца”, “пламень уст”, “листьев медь” и так далее), развернутых и неразвернутых сравнений (“как с белых яблонь дым”, “словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне”). Для передачи смысла использована антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания; напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами (“...ты все реже, реже...”, “Все мы, все мы...”). Образ родины прослеживается и в этом стихотворении, он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов, розового коня; какая-то провинциальность (в понимании провинции как основы, истока всего исконного, народного, фольклорного) подчеркивается использованием просторечий (“шляться”, “буйство”).
Необыкновенно ярка и даже где-то назойлива передача цвета в произведении — белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Предполагает цвет и “пламень уст” и “березовый ситец”. Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина в целом.
Стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание и свойственного лишь Есенину трепетно-болезненного восприятия окружающего мира, и общечеловеческих философских метаний, и обращения к личным чувствам каждого читающего. Личностная тематика стихотворения не дает возможности единой трактовки некоторых образов: -например, образ розового коня можно воспринимать как пробуждающее, юное начало, а можно объяснять как символ заката и увядания в раннее утро — то есть своеобразная антитеза. Такая неоднозначность является чертой любой философской лирики, в том числе лирики Есенина.
Общий настрой произведения — умиротворение, монотонность, неспешность, повествование спокойно и размеренно, способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать и домысливать, соотносить со своей системой ценностей и мировоззрением.
Творчество С. А. Есенина благодаря своей целостности может создавать впечатление однообразия, повторяемости, поэтической занудливости. Благоговейный трепет поэта перед всем родным и традиционным может вызывать раздражение или негодование, обвинения в лжепатриотизме или сентиментальничанье, когда вспоминаются события времени, в которое он творил. Поэтому отношение к есенинской лирике очень неоднозначно, что объясняется прежде всего глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью всего его творчества.
Поэт С. Есенин – человек трагической судьбы. Обладая незаурядным поэтическим талантом, он растратил свою жизнь попусту. Если его ранние стихи полны молодого задора, юношеской удали, то более поздние произведения – это крик о помощи, размышления о растраченной молодости, предчувствие близкой смерти. Есенин покончил жизнь самоубийством в тридцать лет, и его добровольный уход из жизни не случайность. Если мы почитаем последние стихи Есенина, то увидим, что в тридцать лет он уже чувствовал себя глубоким стариком, потерявшим интерес к жизни.
Проект №2 Анализ стихотворениеС.А.Есенина «Мы теперь уходим понемногу …» (послушать песню) и М.Ю.Лермонтова «Завещание» Презентация.
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
1924 году, за год до трагической кончины поэта.
Это размышление о смысле жизни, оно наполнено грустью, тоской о веселых прожитых днях.
Мы теперь уходим понемногу | Это четверостишие является вступлением к дальнейшему рассказу. Строфа начинается с местоимения «Мы», так как поэт не одинок в своей тоске оконечности жизни. Далее форма множественного числа «Мы» перекликается с местоимением единственного числа «я», стихотворение написано от первого лица, это очень личное размышление поэта, хотя оно адресовано множеству читателей. Есенин использует устаревшее слово «бренный», что означает «тленный, преходящий» в качестве эпитета. «Бренные пожитки собирать» – готовиться к смерти, к переходу в мир иной. Но поэт, возможно, еще не готов к такому жизненному финалу. Об этом говорят следующие две части. |
Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь. | Вторая и третья строфы объединены общей темой: любовью поэта к милой сердцу русской природе. Не случайно эта часть начинается с использования восклицательных предложений-обращений: |
Чаща – это густой лес, обычно с прилагательным «березовый» сочетается слово «роща». А у Есенина «чаща» имеет переносное значение, и это словосочетание наполнено легкой иронией. А «вы» – это уже далекие страны, «равнин пески», где он бывал и тоже любил, но такие места не настолько уж близки его сердцу.
Лирическому герою жалко покидать этот мир, где он был так счастлив:
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Мы опять встречаем устаревшее слово «сонм». «Сонм уходящих» – собрание готовящихся к смерти, переходу в мир иной. И читатель понимает, как тяжело поэту совершить этот переход. Ведь он по-прежнему любит природу, олицетворяя ее в своих стихах.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Есенинские олицетворения, яркие эпитеты создают в любом его произведении неповторимые, волшебные образы.
Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. | Следующая часть, объединяющая две строфы – размышление поэта о том, для чего он жил на земле. И все-таки на его жизненном пути выпадали минуты радости, не случайно это слово выделено анафоры: |
Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. | Последняя часть стихотворение перекликается со второй. Мы вновь встретим яркие метафоры, олицетворения: «не цветут там чащи», «не звенит лебяжьей шеей рожь», «не будет этих нив, златящихся во мгле». Повторение частицы «не» придает отрицательное значение изображаемому. Поэт не в силах скрыть свою печаль: |
Стихотворение написано пятистопным хореем, пропуски ударных слогов делают этот размер более мелодичным, похожим на трехстопный.
Поэт использует слова разной стилистической окраски: высокие, устаревшие: «бренные», «сонм», «благодать», «облекает», «плоть», «златящихся», и низшие, разговорные : «пожитки», «валялся», «зверье».
Мы часто встретим в стихотворении инверсию: «знаю я», «и на этой на земле угрюмой», «не звенит лебяжьей шеей рожь» и др. С помощью инверсии поэт выделяет последнее слово, придает ему особый смысл. Также много повторов, анафор, их роль – сделать акцент на особых словах, например: «много», «счастлив тем».
Несмотря на грустное настроение, мне очень нравится это стихотворение. В нем поэт подводит итог своему жизненному и творческому пути. Оно мелодично, напоминает песню. Смерть – это закон жизни, неизбежность, и в то же время жизнь продолжается.
И у потомков остались великолепные стихи «Московского озорного гуляки», я думаю что о нем не забудут и наши дети.
Вывод:
Написав несколько скупых автобиографических строк, поэт заканчивает словами: "Остальное - в моих стихах". В сущности, в этой несловоохотливости человека, которого многие считали самовлюблённым (Маяковский - даже "самовлюблённейшим"), выразилось его нежелание признать собственную жизнь своей подлинной человеческой биографией. "Настоящая моя биография - мои стихи" - так мог бы сказать Есенин и был бы во многом прав. Наверное, он гораздо больше любил свои стихи, чем свою жизнь. И были на то веские причины.
Если каждое или почти каждое стихотворение Есенина - совершенное художественное целое, то жизнь его - раздёрганную, странную, противоречивую - художественным целым никак не назовёшь.
Может, поздно, может, слишком рано,
И о чём не думал много лет,
Походить я стал на Дон-Жуана,
Как заправский ветреный поэт.
И даже в последний день своей жизни он был разным. Кто-то видел его внешне совершенно спокойным - буквально за несколько часов до гибели он разговаривал, писал, жаловался на скверные чернила, - а кто-то совсем другим. "Последняя встреча с ним произвела на меня тяжёлое и больное впечатление, - пишет В.Маяковский. - Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся... От него и двух его тёмных спутников несло спиртным перегаром" (2, с. 394). "Передо мной был человек, товарищ, поэт, видящий свою гибель, схватившийся за мою руку только затем, чтобы ощутить человечье тепло. О таком Есенине я плачу" - это слова Н.Асеева (2, с. 396).
Он и сам всё видел и понимал. Но едва ли мог бы объяснить, в чём дело.
"- Скажите, что с вами случилось? // - Не знаю. // - Кому же знать? // - Наверно, в осеннюю сырость меня родила моя мать" ("Анна Снегина").
Что ж, объяснение, как мы увидим дальше, не хуже прочих. А в "Письме к женщине" Есенин объясняет всё "переломной эпохой":
Земля - корабль, но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Её направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался, -
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не жалея ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
(6, с. 226)
Что ж, и это объяснение не хуже всякого другого.
Его, конечно, очень мучил этот вопрос: "Что случилось? Что со мною сталось?" Он чувствовал, что есть что-то в нём самом, что мешает ему сделать свою жизнь такой, какой бы ему хотелось её видеть. Но легче всё объяснить внешними обстоятельствами. Хотя в любых обстоятельствах разные люди ведут себя по-разному, и значит, объяснение нужно искать в них самих.
А как объяснили противоречия жизни и внешнего облика Есенина писавшие о нём?
Странное впечатление производит внешность Есенина на фотографиях последних лет. Лицо красивое, очень спокойное. Но в этом спокойствии что-то неестественное, какой-то уж очень он спокойный. Светлые глаза смотрят как будто прямо на вас, но взгляд - ускользающий, если поднести фотографию поближе, присмотреться внимательно, видно, что он на самом деле никуда не смотрит, погружён в себя. Что-то скрытое, невесёлое есть в этом прекрасном лице.
Если внимательно вчитаться, то можно обнаружить и такие же, почти навязчиво повторяющиеся темы, мысли, даже какие-то отдельные фразы и слова. Они звучат как рефрен, переходят из стихотворения в стихотворение, иногда выраженные по-разному, иногда даже буквально теми же словами; они так настойчиво повторяются, что становится ясно: в этих именно мыслях, словах и фразах то главное, что волновало, мучило поэта, о чём он всё время неотрывно думал.
Что же это за слова и фразы?
"Не жалею, не зову, не плачу, // Всё пройдёт, как с белых яблонь дым..." (1921).
"Цветы мне говорят - прощай, // Головками склоняясь ниже, // Что я навеки не увижу // Её лицо и отчий край" (1925).
"Гори, звезда моя, не падай, // Роняй холодные лучи. // Ведь за кладбищенской оградой // Живое сердце не стучит" (1925).
"Я знаю, знаю. Скоро, скоро // Ни по моей, ни чьей вине // Под низким траурным забором // Лежать придётся так же мне" (1925).
"Все успокоимся, все там будем, // Как в этой жизни радей ни радей..." (1925).
"Вот умер Брюсов, // Но помрём и мы, - // Не выпросишь нам дней // Из нищенской сумы" (1924).
"Мы теперь уходим понемногу // В ту страну, где тишь и благодать. // Может быть, и скоро мне в дорогу // Бренные пожитки собирать" (1924).
"Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - // Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом" (1924).
"Их давно уж нет на свете. // Месяц на простом погосте // На крестах лучами метит, // Что и мы придём к ним в гости, // Что и мы, отжив тревоги, // Перейдём под эти кущи" (1923).
Легко видеть, что это всё одна мысль - мысль о бренности всего земного, о том, что всё проходит, что смерть всё сотрёт и сравняет, что поэтому всё, в сущности, бесполезно и бессмысленно. Мераб Мамардашвили как-то сказал, что самое философское из всех философских размышлений - это размышление о смерти, что с этого начинается философия (9, с. 36). И именно эта мысль чаще всего встречается в стихах Есенина.
Его вторая мысль: "В этом мире я только прохожий..." (1925). "Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник" (1924). "И потому, что я постиг // Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо..." (1925). "Там, где вечно дремлет тайна, // Есть нездешние поля. // Только гость я, гость случайный // На полях твоих, земля..." (1916). "Кто я? Только лишь мечтатель, // Синь очей утративший во мгле, // Эту жизнь прожил я словно кстати // Заодно с другими на земле" (1925).
Вторая излюбленная мысль Есенина: "В этом мире я только прохожий", причём "я" здесь - это не только сам автор, но и человек вообще: человек на Земле - только прохожий, временный, случайный гость.
Третья его мысль: "Всё встречаю, всё приемлю..." (1914). "Не жалею, не зову, не плачу..." "Принимаю, что было и не было..." (1925). "Приемлю всё. // Как есть всё принимаю" (1924). "Счастья нет. Но горевать не буду..." (1925). "И с чужою весёлою юностью // О своей никогда не жалел" (1925). "И эту гробовую дрожь // Как ласку новую приемлю" (1925). "Эту жизнь за всё благодарю" (1925).
Третья мысль приблизительно та же, что в известном, положенном на музыку стихотворении Э.Рязанова "У природы нет плохой погоды", только выражена талантливей: нужно всё принимать, что ни посылает судьба; ни о чём не жалеть, за всё быть благодарным - и "за гробовую дрожь" даже. "Всё встречаю, всё приемлю..." - мысль гордая и горькая. Это не радость, не благодарность за счастье - "счастья нет", - но поскольку ничего другого не остаётся, деваться некуда, то, чем жаловаться, лучше так: "Приемлю всё. Как есть всё принимаю" и "Эту жизнь за всё благодарю".
Следующая излюбленная мысль Есенина покажется особенно странной, если вспомнить, что это пишет человек, проживший всего тридцать лет, ушедший из жизни совсем молодым, навсегда молодым оставшийся.
"Вечером синим, вечером лунным // Был я когда-то красивым и юным. // Неудержимо, неповторимо // Всё пролетело... далече... мимо... // Сердце остыло, выцвели очи..." (1925). "Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. // Увяданья золотом охваченный, // Я не буду больше молодым. // Я теперь скупее стал в желаньях. // Жизнь моя, иль ты приснилась мне?" (1921). "И я, я сам, не молодой, не старый, // Для времени навозом обречён..." (1924).
Интересно, что любимым местом Есенина у Гоголя (любимого его писателя) было начало 6-й главы 1-й части "Мёртвых душ", где речь идёт о свежих впечатлениях юности и охлаждении в зрелые годы. "О моя юность! О моя свежесть! Где вы?" - примерно так. Но о Гоголе времени "Мёртвых душ" можно сказать, что он действительно сожалел об ушедшей молодости, у Есенина же это явно что-то другое, какая-то опять же навязчивая мысль. Он на самом деле в расцвете молодости, но уже заранее ощущает себя старым и сожалеет об уходящей юной свежести чувств.
Вот эти четыре мысли, пожалуй, самые любимые. Но есть и другие - тоже характерные.
Откуда же эта пронзительная грусть, эта безысходная тоска? Нет, тут не революция и не количество выпитых бутылок виноваты - тут дело в другом.
Подведём некоторые итоги.
Есенин был человеком философской направленности, в том смысле, что его глубоко волновали философские вопросы: о сущности и предназначении человека, о смерти и тому подобные. Судя по его стихам, это было главное, что его волновало в жизни. У него почти нет чисто философских стихов, но строки-раздумья о жизни и смерти, о человеке вкраплены почти во все его лучшие произведения последних лет, они всё время звучат - то как будто невольно прорываясь сквозь тему стихотворения (хотя большинство стихотворений Есенина не имеет определённой темы, это свободно льющийся поток мыслей, образов, чувств, ассоциаций), то становясь главной темой, ведущим мотивом.
В целом поэзия Есенина производит впечатление чего-то очень цельного, непротиворечивого. На те вопросы, которые мучили поэта, он даёт вполне определённые ответы, повторяя их в разных вариациях по многу раз в разных стихах, в разные годы. Так что можно смело сказать, что у Сергея Есенина было определённое, достаточно чёткое мировоззрение, определённый взгляд на мир, на человека, и, быть может, если мы поймём, что это за мировоззрение, для нас многое станет ясно в его жизни.
Любимые мысли Есенина:
1) "Всё пройдёт, как с белых яблонь дым". Мысль о бренности земной жизни, всевластии смерти, вера в смерть как в высшую силу, в то, что "в той стране не будет" ничего, что смерть - это полное уничтожение.
2) "В этом мире я только прохожий".
3) "Всё встречаю, всё приемлю".
4) "Всё пролетело, далече, мимо", или "Я не буду больше молодым".
5) "Пей и пой, моя подружка, на земле живут лишь раз".
6) "А люди разве не цветы?" Люди-животные-цветы.
7) Жалость, любовь ко всему живому.
8) "Успокойся, смертный, и не требуй правды той, что не нужна тебе..." Это нужно читать так: не требуй правды, которая тебе больше всего нужна.
9) "Не тебя я вижу, не к тебе пришёл..." То есть не важно, с кем проводить время, с кем целоваться - это "всё равно".
10) "Жить нужно легче, жить нужно проще..."
11) Любовь к людям, потому что "в той стране не будет этих нив, златящихся во мгле..." То есть это любовь-жалость, любовь-сострадание.
Что же это за мировоззрение, что за философия?
В основе пессимистического мировоззрения лежит смешение, отождествление всего живого: человека, растений, животных - неотделение человека от остального мира жизни на земле. Это очень характерное языческое мировосприятие, типичное для крестьянства - и для крестьянского сына Есенина. Е.И. Наумов пишет об этом: "Это стихи человека (речь идёт о стихотворении "Корова". - В.С.), любящего всё живое, смотрящего на мир как на единое целое. Как на детей одной матери-земли, он смотрел на человека, на природу, на животных. В таком взгляде были отголоски очень древнего представления о человеке и природе, надолго удержавшегося в сознании крестьянства" (2, с. 72).
Действительно, Есенин природу очеловечивает, а человека воспринимает только как часть природы - ещё один цветок, может быть, только более яркий. Причём это какое-то изначальное, идущее из детства восприятие.
Но в природе царствует закон времени, закон смерти. Природа живая, но каждое отдельное живое существо в ней не имеет самостоятельной ценности, оно заменимо и обречено на уничтожение. Сегодня цветут одни цветы, поют в рощах одни птицы, завтра они завянут, умрут и будут цвести и петь другие ("Не всё ль равно - придёт другой... // Пришедший лучше песню сложит"), и это всё равно для природы, это не имеет значения.
Поскольку ничего изменить нельзя, то человек должен быть благодарен за всё, что даёт ему жизнь, всё принимать, ни на что не жаловаться, не желать другого. Это самое лучшее для человека. У Есенина такая позиция следствие гордости; "эту жизнь за всё благодарю" - это гордые и горькие слова: плакать, жаловаться - это значит себя унизить, а я гордо скажу: "И эту гробовую дрожь как ласку новую приемлю".
Так видел мир Есенин, таким было его мировоззрение, его философия. Так он мыслил и в последние годы, и в юности. Я цитировал его стихотворения и 1925, и 1916, и даже 1914 года, когда поэту было восемнадцать лет. Это мировосприятие Есенин вынес из своего детства, взял готовым.
Когда читаешь воспоминания современников об этом трагическом дне, больше всего поражает описание того способа, которым Есенин лишил себя жизни, - наиболее неудобного и мучительного из всех, какие были возможны. Слабовольный человек так бы не смог сделать. Это был очень сильный человек, и это был его способ торжествовать над смертью - не ждать её, а самому позвать, доказав, что она ему не страшна. Если что-то и не удалось ему в жизни, то ему удалась смерть, удалось уйти так, как он хотел и считал нужным, - гордо, в разгаре цветения.
Так он ушёл, оставив нам свои стихи.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю тихие слова.
И если осень, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком...
Скажите так, что роща золотая
Отговорила милым языком.
(6, с. 111, 1924)
Значит, всё-таки в глубине души ему хотелось верить, что лучшая его часть - его стихи - останется, избегнет смерти.
Он жил, как мыслил, потому такой странной, с точки зрения окружающих, была его жизнь. Он был несчастным, но удивительно сильным внутренне человеком. И из своей боли, своей тоски сумел создать прекрасные творения - свои стихи, - грустные, загадочные, волнующие. Мне кажется, что он всё-таки победитель - если не в жизни своей, то в своих стихах.
3.Анализ поэмы «Сорокоуст». Тема гибели русской деревни.
IV. Выполнить тестовые задания.
V.Рефлексия. Просмотр фрагмента видеоклипа «Мне осталась одна забава». Сопоставьте высказывание лирического героя с одним из направлением итогового сочинения.
Выставить оценки в оценочные листы.
VI. Домашнее задание.
1. Письменно ответить на вопрос КИМа ЕГЭ: «Что указывает на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?»
2. Прочитать стихи С. Есенина из цикла «Персидские мотивы», тексты принести на урок, стр. учебника 266 - 268
Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение стихов С. Есенина ( на выбор):
«Улеглась моя былая рана…»
«Свет вечерний шафранного края…»
«Золото холодное луны…»
«Голубая родина Фирдоуси»
«Никогда я не был на Босфоре…»
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!...»
«В Хорасане есть такие двери…»
«Руки милой – пара лебедей…»
«Голубая да веселая страна…»
Выполнить тестовые задания
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания A8 – A14; B7 – B12; C2. |
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
(С. А . Есенин)
При выполнении заданий А8 – А14 в бланке регистрации и ответов № 1 под кодом выполняемого вами задания поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A8
Творческая биография С.А. Есенина охватывает
1) | рубеж XIX – ХХ веков |
2) | 10-е – 20-е годы ХХ века |
3) | 30-е – 40-е годы ХХ века |
4) | 50-е годы ХХ века |
A9
Творчество С.А. Есенина связано с таким поэтическим течением, как
1) | символизм |
2) | футуризм |
3) | акмеизм |
4) | имажинизм |
A10
Какое из приведенных высказываний отнесено к поэзии С.А. Есенина?
1) | «Еще чуть не юношей он заявил, что может быть «от мяса бешеный» и может быть безукоризненно нежный, не мужчина, а «облако в штанах». Таким и остался на всю жизнь». А.Михайлов. |
2) | «Первое видение романтической любви – образ нездешней Возлюбленной. Любимая является поэту в неземном, таинственном озарении… Поэт называет ее (…) Лучезарной, Ясной, Светлой, Златокудрой, Недостижимой, Святой». В.Жирмунский |
3) | «Много раз отмечали исключительное его свойство отличать живую душу во всем вокруг; в березе, которая шепчет поэту слова о покинувшем возлюбленном, в цветах, с которыми поэт «выпил бы на ты», ветре, который может быть и «серебряным», и «косматым», – во всем, что дышит, движется, растет и селится на земле». М.Щеглов. |
4) | «Велика земная любовь» – вот движущее начало… лирики (поэта). В одном из стихотворений любовь названа «пятым временем года». Из этого необычного, пятого времени увидены все остальные четыре, обычные… Мир открывается в дополнительной реальности: «ведь звезды были крупнее, ведь пахли иначе травы». Н.Скатов. |
A11
Одной из главных особенностей есенинской поэзии является
1) | подчеркнутая публицистичность |
2) | классицистическая строгость |
3) | песенный лиризм |
4) | обличительный пафос |
A12
Кто из художников «нового времени» являлся главным политическим и поэтическим оппонентом С.А. Есенина?
1) | А.А. Блок |
2) | Н.С. Гумилев |
3) | Б.Л. Пастернак |
4) | В.В. Маяковский |
Стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…» по своей тематике близко такому произведению автора, как
1) | «Гой ты, Русь моя родная…» |
2) | «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» |
3) | «Не жалею, не зову не плачу…» |
4) | «Песнь о собаке» |
A13
К какому жанру может быть отнесено стихотворение «Отговорила роща золотая…»?
1) | оде |
2) | элегии |
3) | балладе |
4) | посланию |
A14
При выполнении заданий В7 – В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или словосочетания. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. |
B7
Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («отговорила роща золотая» – «роща золотая отговорила милым языком»).
Ответ:___________________.
B8
Как называется прием «очеловечивания», одушевления образов неживой природы, к которому прибегает Есенин в своем стихотворении («отговорила роща», «грезит конопляник»)?
Ответ: ____________________.
B9
Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («души сиреневая цветь», «костер рябины красной»).
Ответ:______________________.
B10
К какому приему, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4 строфы стихотворения?
Ответ: _____________________ .
Как называется фонетический прием, основанный на повторе гласных звуков и придающий стиху особую музыкальность («отговорила роща золотая»)?
B11
Ответ: ______________________.
Определите размер, которым написано стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…».
B12
Ответ:_______________________.
Для выполнения задания С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 8 –10 предложений.
C2
Что указывает на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу». 1921г. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. | А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г. Брожу ли я вдоль улиц шумных… Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне всё б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. |
С.А.Есенин Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу обрекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Заглянули в розовую водь. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этом на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. | М.Ю.Лермонтов «Завещание» Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Нам остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. А если спросит кто – нибудь… Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря, И что родному краю Поклон я посылаю. Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых… Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их; Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали, И чтоб меня не ждали. Соседка есть у них одна… Как вспомнишь, как давно Расстались!.. Обо мне она Не спросит… все равно, Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет – Ей ничего не значит! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...

