Конспект учебного занятия в 8 классе
план-конспект занятия по литературе (8 класс)
«Особенности композиции поэмы «Мцыри», роль описаний природы в поэме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_literatura._kompozitsiya_mtsyri.docx | 21.61 КБ |
8_klass_osobennosti_kompozitsii_poemy_mtsyri.pptx | 510.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности композиции поэмы «Мцыри», роль описаний природы в поэме»
Планирование урока литературы в 8 классе.
1. Учебно-методический комплекс В.Я. Коровиной, 8 класс
- Тема урока: Особенности композиции поэмы «Мцыри», роль описаний природы в поэме.
- Тип урока:
- Цель: Разобрать композицию поэмы и выявить роль описаний природы.
- Задачи:
- обучающие: выявить структурные особенности поэмы, сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения;
- развивающие: научить детей проникать в образ героя, постигать особенности авторской позиции в романе.
- воспитательные: воспитание чувства собственного достоинства, любви к родине, свободе и независимости.
Ход урока
«Могучий дух, огненная душа, сосредоточенное чувство».
В.Г.Белинский
Мы с вами уже читали поэму « Мцыри», и вы даже учили отрывок наизусть. Сегодня на уроке мы разберем композицию поэмы и роль описаний природы.
В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил»
- Актуализация ранее полученных знаний
Давайте вспомним текст поэмы. - Какова тема поэмы «Мцыри»?
Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решающий ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
- Какова идея произведения?
Идея – лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.)
- Работа с текстом.
Посмотрите ещё раз текст поэмы и определите, как она построена.
– В поэме 26 маленьких глав.
Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.)
– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня?
Бегство из монастыря и трёхдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского житья, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели – вернуть родину и свободу. Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Каков сюжет поэмы?
Сюжет прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаём лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенёс тяжёлую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живёт человек, для чего он создан.
Не найдя пути в родную страну, Мцыри вновь попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всём, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».
– В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.
Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.
Вывод: таким образом композиция рамочная.
- Что даёт для понимания характера героя 2-ая глава?
- Почему, по-вашему, повествование в следующих главах передано герою?
В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху.
- Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции.
– Определите лексическое значение слова “исповедь”.
Слово “исповедь” имеет следующее значение:
1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.
– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
Главы 3, 4, 5
– Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.
С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.
Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.
- Закрепление знаний.
«Мцыри» – романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды во время Кавказской войны и воспитанном в чужом ему обществе.
– С помощью словаря литературоведческих терминов вспомним, что такое поэма, определим понятие «романтизм».
Поэма – лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.
Романтизм – творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального мира и их противоборство как основы развития событий. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.
Сюжет поэмы кажется привычным для романтизма – герой, искатель свободы, бежит из мира неволи.
В поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Его герой бежит из чужого, насильно навязанного ему мира в мир родной, естественный..
Исповедь героя занимает почти всё текстовое пространство поэмы и обращена к определённому персонажу – монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», а затем по-христиански – «отец».
Мы не слышим в поэме точки зрения автора, старый монах молча выслушивает исповедь юноши, всё происходящее мы видим глазами героя, что характерно для романтизма.
- Подведение итогов. Рефлексия.
В целом и форма изложения (поэма-исповедь), и экзотическая обстановка, и характер героя, и отсутствие авторской точки зрения, лирически приподнятый язык поэмы – всё это свидетельствует о следовании Лермонтовым чисто романтическим традициям.
- Что мы можем сказать о композиции произведения в целом?
Композиция состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.
- Что составляет сюжет поэмы?
Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.
- Как показаны события в поэме?
Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
- Что позволяют увидеть особенности сюжета и композиции?
Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить всё внимание читателя на характере центрального героя.
Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
М.Ю.Лермонтов “Мцыри”
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Могучий дух, огненная душа, сосредоточенное чувство». В.Г.Белинский
1 глава - вступление 2 глава - исповедь 3,4,5 глава - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле ”. 8-24 главы - Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание
Поэма лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.
Романтизм творческий метод, утверждающий единство идеального и материального мира , их противоборство как основы развития событий. ИДЕАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ В ИДЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”. Ответить на вопрос: Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе
Данное учебное занятие в 9 классе проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОУД(п).10 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Тема урока: Производные суммы, разности, произведения, частного
Урок с применением элементов АМО-технологий и дифференцированного обучения...
Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"
Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"
Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда
Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда, применение полученных...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы
Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....
Конспект учебного занятия 3 класс
Тема: «Подвижные игры, как средство развития физических качеств»....