Методический комплекс по творчеству Н.А.Некрасова
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кирякина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Алексеевич Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Материалы к урокам литературы в 10 классе Кирякина Татьяна Николаевна

Слайд 2

Вспомним теорию Поэма - (греч . poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. Эпопея - (от греч. epopoiia — собрание песен, сказаний) — наиболее крупная форма эпоса, возникшая в глубокой древности; эпопея сохраняет такие важнейшие свойства, как широта, многосторонность изображения жизни, выражение общенародных идеалов и стремлений.

Слайд 3

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ? Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел. Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину). Историческая справка Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Слайд 4

Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его». Некрасов и реформа

Слайд 5

Приступая к работе над поэмой, Некрасов поставил перед собой сложную задачу – показать в поэме состояние Руси в пореформенный период, а также прошлое и настоящее народа и заявить о путях возможного преобразования существующего положения.

Слайд 6

«Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». (Н.А.Некрасов)

Слайд 7

«Кому на Руси жить хорошо» 1863-1877 «Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг»

Слайд 8

Общая характеристика поэмы Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». "Я задумал, — говорил Некрасов, — изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Материал для поэмы писатель копил, по его признанию, «по словечку в течение двадцати лет». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и осталась незавершенной. Незадолго до кончины поэт сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Некоторые части её сохранились лишь в набросках. Но и те части поэмы, которые Некрасов закончил, печатались не полностью, а «Пир - на весь мир» цензура запретила. Неизвестно даже, в какой последовательности намерен был Некрасов расположить написанные части.

Слайд 9

Жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо» нельзя назвать поэмой в обычном смысле, но это также и не роман в стихах, это — скорее всего народная эпопея, впитавшая в себя наследие древнерусского былинного эпоса. Необычайно широко охватывает она народную жизнь, поднимает самые главные вопросы своего времени и заключает в себе несчетные сокровища народной речи. Перед нами художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа. Впервые в истории русской литературы была создана реалистическая поэма-эпопея. Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень — приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии. Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека.

Слайд 10

Композиция поэмы Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И здесь звучит один из важнейших мотивов русского фольклора — мотив странничества. Еще герои русских сказок отправлялись искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще — счастье мужицкое. Сам характер поэмы также сочетается с русской сказкой. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием. На своем пути семеро мужиков встречают крестьян - пахарей, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких торговцев-коробейников, странников-богомольцев и других людей из народа. И каждый из этих персонажей — живой человек, наделенный своеобразными, только ему присущими чертами.

Слайд 11

КОМПОЗИЦИЯ поэмы «календарная», так как в каждой главе автор обозначил время происходящих событий. «Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка) «Поп» - «А время уж нераннее, подходит месяц май» «Сельская ярмонка» - «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю) «Последыш» - «Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос» (12 июля) «Крестьянка» - жатва «Пир на весь мир» - сенокос кончается (ранняя осень)

Слайд 12

Главные герои. В центре поэмы — собирательный образ русского крестьянина. Поэма отражает крестьянские радости и горести, крестьянскую жажду воли и счастья.

Слайд 13

Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства... Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.

Слайд 14

Художественные особенности поэмы Сквозной образ произведений Некрасова – образ дороги – символическое отражение крестного пути России в поисках истины .

Слайд 15

Источники http://nekrasov.niv.ru/ http://www.history-illustrated.ru/illustrations.php?category=46 http://lit-info.ru/articles/sites.htm http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/ http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=205&author=48 Волкова Л.Д. «Душа народа русского…» М.; Просвещение 1992 Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс I полугодие; М., «ВАКО», 2004 . Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». «Кому на Руси жить хорошо». Набор открыток, худ. Н.Воробьев; «Изобразительное искусство» М.;1975



Предварительный просмотр:

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - большое по объёму художественное произведение. Чтобы показать обучающимся галерею героев этой поэмы во всём её многообразии, традиционно провожу семинарское занятие.  Школьники, работая в группах, разрабатывают образ конкретного героя поэмы и представляют его одноклассникам. 

Цели занятия:

Образовательные:

1.Выяснить, в чём смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть счастлив отдельный человек среди всеобщего горя.

2.Выяснить, как раскрывается характер русского народа в поэме.

3.Выяснить связь мотива странничества с мотивом дороги в произведении.

4. Рассмотреть, что представляла собой Россия до и после крестьянской реформы 1861 года в поэме Н.А. Некрасова.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся.
  2. Развивать умение строить доказательные суждения по предложенной теме.

Воспитательные:

1. Уважительное отношение к человеку, добросовестное отношение к труду.

2. Воспитание внимательного читателя.

Задание группам:

Проанализируйте основные образы поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»в соответствии с представленными вопросами.

 «Основные образы поэмы Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

Группа 1. Яким Нагой

Вспомните главу «Пьяная ночь». Ответы подтверждайте цитатами из текста.

- Найдите портрет  этого крестьянина. Что отразил в портрете Н.Некрасов?

- Какова история жизни этого персонажа?

- Прочитайте монолог Якима Нагого из главы "Пьяная ночь". Прокомментируйте его.

- Отметьте сходства и различия между Якимом Нагим и Ермилой Гириным?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Группа 2. Ермил Гирин

Вспомните главу "Счастливые".  Ответы подтверждайте цитатами из текста.

- Расскажите, кто такой Ермил Гирин и чем заслужил он уважение крестьян.

- Что случилось в вотчине помещика  Обрубкова?

- Как вы думаете, какова дальнейшая судьба этого героя? 

- Отметьте сходства и различия между Якимом Нагим и Ермилой Гириным?

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Группа 3. Савелий, богатырь святорусский

Вспомните главу «Савелий, богатырь святорусский». Ответы подтверждайте цитатами из текста.

- Найдите портрет  этого крестьянина. Что отразил в портрете Н.Некрасов?

- Какова история жизни этого персонажа?

  - Расскажите о нем, за что попал на каторгу.

  - В чём сложность образа Савелия?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------   

Группа 4. Матрёна Тимофеевна

Вспомните главу «Крестьянка». Ответы подтверждайте цитатами из текста.

- Почему так много внимания  поэт уделил  судьбе женщины-крестьянки?

- Найдите портрет  крестьянки.                                                              

- Как отвечает героиня на вопросы странников, в чем ее счастье? (Кратко рассказать об основных событиях из ее жизни).

- Почему испытания не покорили Матрёну Тимофеевну?

- Можно ли назвать счастливой жизнь   героини?                                       

- Что она сама говорит о женском счастье? ( «Ключи от счастья женского...»).

- Почему поэт стремился к тому, чтобы создать  образ несломленной судьбой женщины?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Группа 5. Гриша Добросклонов

- Каковы основные черты Гриши Добросклонова?

- Какие песни и каким образом  помогают нам понять характер  и жизненные цели героя? Прокомментируйте песни героя.

- В чём Гриша Добросклонов видит счастье?

- Почему Гриша Добросклонов с его собственными песнями  появляется в конце главы «Пир на весь мир»?

- Что нового вносит Некрасов в изображение народного заступника?

- Каков смысл позиции автора, считающего Добросклонова  тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Н.А. Некрасов?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по творчеству Н.Некрасова

Пособие содержит методические рекомендации к теме, дидактический материал и тестовые задания в формате ЕГЭ...

Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.

Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....

Сценарий комплекса мероприятий Неделя Николая Алексеевича Некрасова

Сценарий предметной недели по литературе, посвящённой творчеству Н.А.Некрасова...

Разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова. Тема: Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл».

Урок разработан для обучающихся 10 класса, имеет цель познакомить учащихся со стихами «Панаевского цикла», историей их создания;  раскрыть богатство, сложность, противоречивость стихов «Панаевско...

Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).

Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....

Влияние учебно-методического комплекса «Компетентность. Инициатива. Творчество» на основные компоненты образовательной системы.

Сегодня каждый педагог понимает, что школа должна найти такие пути модернизации содержания образования, которые дали бы возможность выпускнику школы реализовать свою индивидуальность. Образовательная ...

Инновационный проект "Развитие технического творчества младших школьников через применение электронных учебно-методических комплексов (Лего-конструирование, СИРС)"

Цель Программы: Развитие когнитивных навыков  младших школьников.Задачи Программы: Обучение решению задач на языке программирования LegoWedo.Формирование навыков технического моделирова...