Поэзия Серебряного века.
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Торопова Елена Владимировна

осмысленное чтение, обсуждение, навык анализа поэтического текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon serebryanyy_vek.ppt2.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Серебряный век: лики модернизма

Слайд 2

Дома: сборник стихотворений Рт: анализ стихотворения В.Брюсова «Кинжал»

Слайд 3

2. Символизм. В.Брюсов. К.Бальмонт. 3. Д.Мережковский и З.Гиппиус. 4. Акмеизм. О.Мандельштам. 5. Н.Гумилёв. 6. Футуризм. И.Северянин. В.Ходасевич. 7. Поэтический эксперимент: анализ одного стихотворения. Вн. Р.Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» (отзыв) ?

Слайд 9

Прочитайте стихотворение Б.А. Слуцкого «Затесавшееся столетье» Не машинами — моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми — а тогда чудесны были. Авиатором пилота, самолёт — аэропланом, даже светописью — фото звали в том столетье странном, что случайно затесалось меж двадцатым с девятнадцатым, девятьсотым начиналось и окончилось семнадцатым.

Слайд 10

Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Слуцким, связана эта эпоха?

Слайд 11

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев

Слайд 12

«На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха ушла безвозвратно. Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические и общекультурные перспективы России. Новая эпоха определялась современниками как "пограничная". Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово "Кризисность". Это "модное" слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами "возрождение", "перелом", «перепутье»». Иннокентий Анненский

Слайд 13

Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс - пролетариат . В политике это означало переход к организованной борьбе сплоченных масс, результатом которой должно было стать насильственное свержение государственного строя и установления диктатуры пролетариата. Прежние методы народников-просветителей и народников-террористов окончательно отошли в прошлое. Марксизм предлагал кардинально иной, научный метод, досконально разработанный теоретически. Не случайно "Капитал" и другие работы Карла Маркса стали настольными книгами для многих молодых людей, в помыслах стремившихся построить идеальное "Царство Справедливости".

Слайд 18

Литература — это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ века вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве… Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много — и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца, множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски. Знакомясь с особенностями Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX веков.

Слайд 19

К. Бальмонт «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце И выси гор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья победили, Но я любим за то. Кто ровен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце, А если день погас, Я буду петь, я буду петь о солнце В предсмертный час!

Слайд 20

Серебряный век... Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений, часто их называют модернистскими или декадентскими. Слово « модернизм » в переводе с французского означает « новейший », « современный ». В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и другие. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма . Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества. Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX веков. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён поэтов , открывавших в искусстве поистине новые пути: Ахматова и Мандельштам, Блок и Брюсов, Мережковский и Гиппиус, Маяковский и Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (Врубель, Нестеров, Коровин, Серов, Сомов), композиторов (Скрябин, Стравинский, Прокофьев, Рахманинов), философов (Бердяев, Розанов, Федотов, Флоренский).

Слайд 21

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), М.Нордау «Вырождение» (1896), внезапно вспыхнувший интерес к «философии пессимизма» , у истоков которой стоит имя А.Шопенгауэра . Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счёте окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н.А.Бердяевым . Ещё этот период называют «русским ренессансом» . Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён .

Слайд 22

Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д.С.Мережковским , по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Д.С.Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу. В известной мере подобные черты были присущи и произведениям Горького — самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках тёмные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне»).

Слайд 23

Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е годы, называют « старшими символистами » (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Ф.Сологуб и другие). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.А.Блок, Андрей Белый, В.И.Иванов). Принятое обозначение «второй волны» символизма — « младосимволизм ». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В.Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).

Слайд 24

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.

Слайд 25

Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е года «Ивановские среды» — собрания на петербургской квартире Вячеслава Иванова, получившей в их среде название «башня». В недрах кружка в 1906-1907 годов постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока ещё робкая) символистской поэтической практике. С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой — хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий. Акмеизм, по мнению Н.С.Гумилёва, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «целомудренного» стремления символистов познать непознаваемое . К акмеистам относились Н.С.Гумилёв, А.А.Ахматова, С.М.Городецкий, О.Э.Мандельштам.

Слайд 26

Футуриз м, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (лат.— будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение слабых; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки, так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность. Поэты-футуристы (В.В.Маяковский, В.В.Хлебников, В.В.Каменский) противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

Слайд 27

Поэтические течения Серебряного века Символизм (француз., от греч. — знак, символ) — европейское литературно-художественное направление в искусстве 1870-1910 годов, универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени. Акмеизм (греч. — высшая степень чего-либо, цветущая сила) — модернистское течение в русской поэзии 1910-х годов. Футуризм (лат. — будущее) — одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX века.

Слайд 28

1) Это слово означает «современный», новейший. Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. 2) Этим термином называют рубеж XIX–XX вв. в русской литературе. 3) Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа. 4) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа. 5) Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. 6) Это слово означает «упадок», обречённость.

Слайд 29

1) модернизм 2) Серебряный век 3) акмеизм 4) символизм 5) футуризм 6) декадентство

Слайд 30

Начало Серебряного века пришлось на 90-е годы XIX века, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В.Я.Брюсов, И.Ф.Анненский, К.Д.Бальмонт расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год — время его наивысшего подъёма. Нам известны тревожные исторические события того времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного изображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Во всей несхожести позиций, в самом разнообразии художественных течений проявляются богатство, глубина, многоцветье литературного процесса начала XX века. Что же объединяло таких разных поэтов Серебряного века? Общие черты поэтов Серебряного века • Все эти поэты — современники, которых объединяет время, сама эпоха . • Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии. • Все они трепетно относятся к слову, образу, ритму ; они новаторы структуры поэтического произведения. • Их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"

ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»

Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...

Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.

Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...

Презентация "Все начинается с любви". Поэзия Серебряного века.

Презентация является фрагментом урока, служит прекрасным началом темы "Поэзия Серебряного века". Каждый учитель может использовать ее на собственном уроке, используя описательные вопросы и задания....

Урок литературы в 11 классе по теме "Поэзия серебряного века" с использованием ИКТ.

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каки...