Игра "Город N" по рассказам А.П.Чехова
методическая разработка по литературе (9 класс)

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Игра "Город N" по рассказам А.П.Чехова. Методическая разработка урока литературы в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polomoshnova_n.a._gorod_n._chehov.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Город N»  

(методическая разработка урока литературы в 9 классе

по рассказам А.П. Чехова)

Цели: пробудить интерес к творчеству А.П.Чехова; обобщить и закрепить знания по содержанию рассказов А.П.Чехова в игровой форме;  научить внимательно и осознанно читать произведение;  развивать связную речь учащихся, логическое мышление;  формировать коммуникативную компетенцию;  показать роль межпредметных связей через работу с иллюстрациями к рассказам и театральные инсценировки; прививать навыки работы в команде.

Подготовка: Предварительно класс делится на две команды. Каждая команда  читает рассказы Чехова: «Хирургия», «Злоумышленник», «Пересолил», «Хамелеон», «Ионыч», «Человек в футляре», «Смерть чиновника»; готовит иллюстрации к двум произведениям, по одной инсценировке фрагмента рассказа.

Представление команд  - название, эмблема, девиз.

«…Если в жизни есть смысл и цель,

то смысл этот и цель вовсе не в

нашем счастье, а в чем-то более

разумном и великом.
Делайте добро!»

А.П.Чехов

Вступительное слово учителя:

Дорогие друзья! 29 января исполняется 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова, классика мировой литературы,  создавшего более 500 произведений. Творения выдающегося писателя и драматурга соизмеримы по популярности с шекспировскими. Антон Павлович внёс большой вклад в развитие русской культуры и театра. В своих рассказах Чехов обращает внимание общества на ранимость души, хрупкость человеческого существования, способных разрушиться под влиянием обстоятельств, в которые попадает человек. В них прослеживается потрясающая наблюдательность доктора, который с дотошностью психотерапевта и скрупулёзностью хирурга препарирует каждую историю. Удивительная красота чеховского языка, потрясающий юмор, ирония и глубина суждения – все это делает его рассказы уникальными и не имеющими аналогов в мире. Жанр короткого рассказа позволил создать мозаичную картину современного писателю мира и галерею ярких образов. И сегодня благодаря этим шедеврам мы окунемся в мир Чехова, перенесемся в город N.

Ход игры:

(команды отвечают по очереди на вопросы викторины, жюри ведет подсчет баллов)

1 тур. Знаете ли вы Чехова?

1.В каком городе родился, провёл детство, отрочество, юность А.П. Чехов?
(В Таганроге)
2. Что роднит Чехова с Конан Дойлом?
(Профессия врача.) 

3. На какой остров предпринял путешествие А.П. Чехов для изучения быта каторжников? (Сахалин.)

4.Где находилось купленное Чеховым 1892 году имение, где писатель вырастил сад и построил школу? (Мелихово)

5.Кто их этих знаменитых художников был другом А.П. Чехова?

а) В.И. Суриков; б) И.И. Левитан; в) В.Д. Поленов.

6.Антон Чехов называл литературу своей «любовницей». А кого или что он называл «законной женой»? (Медицину.)

7. Чехов говорил: «Талант у нас со стороны отца, а со стороны матери…»(душа)

8. Какие пьесы Чехова вы знаете?(«Чайка», «Иванов», «Дядя Ваня», «Вишневый сад».)

2 тур. Блиц-викторина «Читатели Чехова»

  • Чем было наполнено решето, которое нес полицейский надзиратель Очумелов в рассказе «Хамелеон»? (конфискованным крыжовником)
  • В каком рассказе герой сам себя перехитрил: «Хирургия», «Пересолил»? («Пересолил»).
  • В названии какого рассказа содержится антоним? («Толстый и Тонкий»).
  • За что был наказан решением суда главный герой рассказа «Злоумышленник»? (за отвинчивание гайки).
  • Какой порок критикует Чехов в рассказ «Хамелеон»: предательство, лень, - угодничество? (угодничество)
  • Герой какого рассказа ездил на свидание с любимой на кладбище? ( Ионович Старцев, рассказ «Ионыч»)
  • Для каких целей, герой рассказа «Злоумышленник» отворачивал гайки на железной дороге? (Для грузила для невода, рыбой ловли)
  • Что символизирует фамилия  героя рассказа «Смерть чиновника» ( Червяков - низкопоклонство, уничижение перед высшими чинами)
  • Кто из чеховских героев любил повторять: «Как бы чего не вышло»? (Беликов.)
  • Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»? (собака)

3 тур. Персонажи Чехова

 

(Узнайте портрет героев из рассказов Чехова)

  • «Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее.» ( Тонкий из рассказа «Толстый и Тонкий»)
  • «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник.» (Беликов из рассказа «Человек в футляре»)
  • «…Губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.  Пахло от него  хересом и   флердоранжем…» (Толстый. «Тонкий и толстый»)
  • «…Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились,  дыхание остановилось...     он отвел от глаз  бинокль, нагнулся и...» (Червяков. «Смерть чиновника»)
  •  «…Человек я казенный, нужный... Я вот еду, а начальству известно... так и глядят, чтоб мне кто-нибудь худа не сделал. Везде по дороге   за кустиками урядники  да сотские  понатыканы…» (Землемер. «Пересолил»)
  • Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой.(Доктор Старцев «Ионыч»)

4 тур. Конкурс «Защити иллюстрацию»

Члены команды получают иллюстрацию команды-соперницы, в течении 1-2 минут они должны как можно подробнее прокомментировать рисунок.

5 тур. Театральный конкурс

Инсценирование отрывков из рассказов «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник».

Подведение итогов  игры. Награждение.

Заключительное слово учителя

«Стать писателем очень нетрудно,  - писал Чехов - Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему не робей... Клади перед собой бумагу, бери в руки перо и, раздражив пленную мысль, строчи. Строчи о чем хочешь: о черносливе, погоде, говоровском квасе, Великом океане, часовой стрелке, прошлогоднем снеге... Настрочивши, бери в руки рукопись и, чувствуя в жилах священный трепет, иди в редакцию. Снявши в передней калоши и справившись: "Тут ли г. редактор?", входи в святилище и, полный надежд, отдавай свое творение... После этого неделю лежи дома на диване, плюй в потолок и услаждай себя мечтами, через неделю же иди в редакцию и получай свою рукопись обратно. За сим следует обивание порогов в других редакциях... Когда все редакции уже обойдены и нигде рукопись не принята, печатай свое произведение отдельным изданием. Читатели найдутся...»

Это, конечно, шутка. а всерьез  я желаю  вам оставаться читателями Чехова. И будет вам счастье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)

Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...